Конспект урока для 2 класса "Птицы и птичьи гнёзда"
УМК «Гармония»,
Окружающий мир (человек, природа, общество, ОБЖ)
2 класс, II полугодие.
Технологическая карта урока-исследования «Птицы и птичьи гнёзда».
Тема урока
Птицы и птичьи гнёзда.
Тип урока
Урок-исследование.
Имя урока
Чей домик лучше?
Цель урока
Познакомить с особенностями построения птичьих гнёзд.
Задачи урока
Образовательная: учить детей устанавливать причинно-следственные связи между образом жизни птиц, средой обитания и особенностями построения гнёзд.
Развивающая: развивать умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к живой природе; формировать культуру восприятия и чувствования у детей.
Этап урока
Задачи этапа
Методы, приёмы обучения
Формы учебного взаимодействия
Содержание этапа учебного занятия
Формируемые умения
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
Эмоциональное погружение в урок.
Создать комфортный эмоциональный фон для дальнейшей работы.
Эмоциональное вхождение в урок.
Фронтальная.
-Добрый день, дорогие мои обладатели умных глаз!
Давайте улыбнемся друг другу, подарим свои улыбки гостям!
Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?
Спасибо.
Наш сегодняшний урок особый. Это урок-поиск, где необходимы пытливый ум и вера в возможность свершения чуда.
Чтение стихотворения: (убавить звук)
Прислушайтесь…
А никто из нас не слышал,
Как листок из почки вышел,
И услышать не могли мы,
Как зелёные ботинки
Тихо вышли из тропинки.
И повсюду тишина,
Это значит, это значит:
Тише всех пришла…(весна)
Приветствуют гостей и учителя.
Дополняют стихотворение.
Коммуникативные УУД:
-слушать и понимать эмоциональный настрой других.
Регулятивные УУД:
- стабилизация эмоционального состояния для вхождения в урок.
Актуализация прежних знаний.
Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ) и познавательных процессов (внимание, память).
Повторение имеющихся сведений о приметах весны.
Дидактическая игра - тест, беседа.
Коллективная, индивидуальная.
- А вы хотите вспомнить приметы весны? Давайте поиграем в игру «Приметы весны».
-Одна из ярких примет весны – возвращение птиц из дальних краев. Что они сразу начинают делать? Вспомните.
-Оцените, пожалуйста, в таблице самооценки как вы справились с этим тестом.
На интерактивной доске ребенок выполняет тест, а дети на местах реагируют с помощью невербальных знаков ( + ,-, ?).
Строить и чинить гнезда.
Дети отмечают в таблице самооценки, как правились с тестом.
Коммуникативные УУД:
-умение общаться с помощью невербальной знаковой системы.
Познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний, проводя её анализ.
Регулятивные УУД:
- способность к саморефлексии.
Создание проблемной ситуации.
Мотивировать детей на дальнейшую деятельность.
Дидактическая игра – тест.
Коллективная, индивидуальная.
-Перед вами, мои юные исследователи – изображения разных птиц и их гнезда. Выполним задание «Найди своё гнездо». Расположите птиц напротив их гнёзд, каждой птице – свое гнездо.
-Почему не у всех, получилось выполнить задание правильно?
Дети выполняют интерактивное задание у доски, на местах – на бумажном носителе.
Дети предполагают, что возможно не хватает знаний.
Регулятивные УУД:
- фиксация затруднения и его анализ.
Личностные УУД:
-стремление к самоизменению и приобретению новых знаний;
-определение границы собственного знания, незнания.
Постановка учебной задачи и проблемного поля исследования.
Сформулировать тему урока и поставить учебные вопросы.
Визуализация этапа целеполагания.
Фронтальная, групповая,
индивидуальная.
-О чем не хватает знаний?
-Вы назвали тему нашего урока.
-Оцените, пожалуйста, в таблице самооценки как вам удалось сформулировать тему урока.
- А теперь посмотрите, у вас на партах в каждой группе вопросы, которые предложила вам я, и пустые знаки вопроса, на которые вы можете вписать свои. Решите, на какой вопрос вы хотите найти ответ на сегодняшнем уроке и прикрепите его на доску.
Это может быть как мой, так и ваш самостоятельно сформулированный вопрос. (Чей домик лучше, какой формы бывают птичьи гнёзда, из какого материала делают птицы гнёзда, где могут располагаться птичьи гнёзда…)
- Спасибо вам большое за работу. Оцените в таблицах самооценки, как вам удалось сформулировать вопросы к уроку.
Дети отвечают, формулируя тему урока «О птицах и их гнездах».
Дети отмечают в таблице самооценки
Дети выбирают вопросы, прикрепляют на доску.
Дети отмечают в таблице самооценки
Познавательные УУД:
-целеполагание.
Регулятивные УУД:
-понимание, присвоение и сохранение учебной задачи;
-оценивание своих действий;
Постановка возможной гипотезы исследования.
Вывести детей на самостоятельное формулирование гипотезы-версии.
Эвристическая беседа, демонстрация видеоряда (фрагмент научно-популярного фильма).
Фронтальная.
- Ребята, а один из вопросов интересовал многих учёных. Посмотрите. Идёт фрагмент фильма.
- Почему этот вопрос заинтересовал вас?
-А учёные заинтересовались самым лучшим гнездом, чтобы использовать его принципы в нашей жизни.
- А как бы вы ответили на этот вопрос – есть ли лучшее гнездо?
Учитель выдвигает гипотезу
- Итак, вы предполагаете, что лучшее гнездо есть. (Итак, вы предполагаете, что каждое гнездо хорошо по-своему) Давайте возьмём это утверждение как гипотезу сегодняшнего урока.
Дети отвечают, может быть, кто-то обратит внимание на использование принципа строительства гнезда в архитектуре и бионике.
Ответы детей.
Личностные УУД:
-осознание собственного мотива учебной деятельности и личностного смысла учения.
Регулятивные УУД:
-умение прогнозировать свою деятельность, выдвигать версии исследования.
Определение источника поиска знаний.
Проанализировать источники получения информации и выбрать оптимальный.
Анализ.
Фронтальная.
- Ребята, мы только учимся быть исследователями, на уроке мы не можем исследовать все птичьи гнёзда. Поэтому давайте ограничимся гнёздами птиц по месту расположения. А откуда мы можем взять информацию о птичьих гнёздах на нашем уроке?
Дети анализируют источники информации и выбирают оптимальный-текст.
Регулятивные УУД:
-анализ имеющейся информации.
Психосоматическая физкультминутка.
Поддержать эмоциональный фон урока.
Двигательная игра, ритуал вхождения.
Групповая.
- Согласна с вами. Прежде чем работать с текстом, давайте настроимся на успех и зарядимся доброй энергией. Ритуал вхождения.
-Вместе не трудно ( руки вверх)
Вместе не тесно ( руки в круг)
Вместе легко (руки в стороны, расцепившись)
И всегда интересно (апплодисменты)
Учитель подходит к одной группе.
Ребёнок-тьютор – к другой, и дети повторяют слова с движениями.
Коммуникативные УУД:
-установление кинестетического контакта со сверстниками;
-умение улавливать эмоциональный настрой другого.
Поиск и систематизация информации из текста.
Составить таблицу.
Инцерт, анализ, проектная задача, метод незаконченного предложения.
Групповая. Индивидуальная.
- Итак, перед вами подписанные листы с текстами, на каждом листочке есть поля для личных пометок. После прочтения текста объединитесь в группы и ответьте на вопросы, пользуясь помощником ответа.
После ответов детей на экране появляется таблица.
Названия птиц
Форма гнезда
Материал
Местонахождение
Ремез
Варежка-рукавичка
пух
на длинных и тонких ветвях ивы
Пеночка
чашечка или шалашик
мох или папоротник
на земле
Поганка
плот
тростник, камыш, рогоз
на воде
Во время заполнения таблицы учитель даёт комментарии - информацию, которая провоцирует детей на выяснение, чей же домик лучше.
- Оцените в таблице самооценки, как вам удалось заполнить таблицу по тексту.
Дети работают индивидуально с текстом, делают пометки; в группах и представляют свою работу по следующему плану: 1) Мы прочитали рассказ о 2) Птица ___ строит своё гнездо из ___
3)Гнездо этой птицы имеет форму ___
3)Гнездо этой птицы имеет форму ___
4) Гнездо располагается ___
4) Гнездо располагается ___
4) Гнездо располагается ___
Дети оценивают заполнение таблицы. 2) Птица ___ строит своё гнездо из ___
3)Гнездо этой птицы имеет форму ___
4) Гнездо располагается ___
5) Мы сделали заключение ___
Личностные УУД:
-способность оценивать свои достижения и трудности;
-готовность совместно со сверстниками искать способы преодоления трудностей.
Регулятивные УУД:
-действовать по намеченному плану;
-выполнение действий самоконтроля по ходу деятельности и после её завершения.
Познавательные УУД:
-нахождение необходимой информации, использование её для решения практических задач;
-преобразование и переработка информации из одной формы в другую.
Выводы из проведённого исследования.
Сделать заключение по составленной таблице.
Анализ. Эвристическая беседа. Демонстрация фрагмента видеоролика.Комментирование-провокация.
Коллективная.
- Что вы можете сказать о форме гнёзд?
- Какой вывод вы можете сделать о материале гнёзд?
- А почему так происходит?
- Вспомните гнёзда птиц, которые вы видели, о которых читали. Так какой же домик самый лучший?
-Итак, наша гипотеза подтвердилась
- К этому же выводу пришли и учёные. (Показ окончания ролика).
Дети отвечают, что они разные.
Дети отвечают, что материал различен.
Дети отвечают, что каждая птица живёт в своей среде, плот, который плывёт по воде, невозможно сделать из мха или пуха, а гнездо на тонких веточках ивы нельзя сделать из тяжёлого камыша.
Дети отвечают, что для каждой птицы свой домик самый лучший.
Познавательные УУД:
-коллективное установление причинно-следственных связей, умозаключений, выводов, обобщений.
Коммуникативные УУД:
-уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слышать и понимать мысли других.
Перспективы данного исследования.
Формировать представление о целостной картине мира.
Работа с первоисточником.
Фронтальная, групповая.
- И нам, людям, надо бережно относить к тому, что может нам предложить природа. Есть даже такая наука – бионика. Кто из вас знает, чем она занимается? Посмотрите в словаре и зачитайте.
- Чтобы вам было понятнее, посмотрите на эти слайды.
- Посмотрите, какие ажурные, лёгкие, но прочные конструкции получились. Это стадион в Пекине. Детская кровать. Гамак в виде птичьего гнезда. Мебель.
- Возможно, кто-то из вас заинтересуется этим вопросом и станет учёным - биоником.
Дети находят в словаре: БИОНИКА - раздел кибернетики, занимающийся изучением строения и жизнедеятельности организмов в целях постановки и решения новых инженерных задач.)
Познавательные УУД:
-расширение границы своего знания через работу с первоисточником.
Коммуникативные УУД:
-сотрудничество в поиске и сборе информации.
Итоговый контроль знаний.
Проверить усвоение новых знаний, полученных на уроке.
Тест.
Индивидуальна.
Коллективная.
- Давайте вернёмся к игре «Найди своё гнездо». Теперь мы сможем правильно найти каждой птице своё гнездо?
Проверяем с помощью невербальных знаков ( + , - , ?).
- Оцените в таблице самооценки, как вы усвоили знания на сегодняшнем уроке.
-У нас остались ещё вопросы без ответов? Сними вы можете поработать самостоятельно на других уроках.
Дети берут карандаш другого цвета и исправляют первоначальный вариант.
Дети ставят в таблице самооценки заданные символы.
Личностные УУД:
-способность оценивать свои достижения на основе критерия успешности учебной деятельности.
Коммуникативные УУД:
-способность к невербальному общению.
Завершение урока на созданном эмоциональном фоне.
Визуализация самооценки детей и эмоционального фона урока.
Моделирование эмоционального фона и самооценки.
Коллективная.
- Посмотрите на свою таблицу самооценки.
Те, у кого было больше красных яблочек, возьмите их и прикрепите на нашу яблоньку. У кого красно-зелёных яблочек, возьмите их и оденьте дерево. А у кого больше зелёных, прикрепите их. Посмотрите, каким красивым, ярким и вкусным мы сделали наш урок-яблоньку. Спасибо вам за работу!
Дети прикрепляют свои яблочки на яблоню.
Личностные УУД:
-осознание своей роли в проведённом исследовании.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ