Конспект урока для 3 класса "Здоровое питание. Органы пищеварения"
Урок окружающего мира в 3 классе
Урок формирования новых знаний по теме:
«Здоровое питание. Органы пищеварения».
Автор учебника: А.А. Плешаков
Учителя начальных классов ГБОУ ООШ № 4 г. Отрадного
Аксёновой Натальи Анатольевны
В календарно-тематическом планировании № урока 32.
Цель: формирование первоначального представления о питании и пищеварительной системе человека.
Задачи урока:
- познакомить учащихся с пищеварительной системой человека и необходимыми организму питательными веществами;
- составить с детьми правила правильного питания;
- развивать умение устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы;
- развивать мышление, память, умение слушать;
- воспитывать у детей ответственное отношение к своему здоровью;
- воспитывать интерес к предмету посредством использования средств ИКТ;
- формирование УУД.
1.Личностные УУД
включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне,
осознание ответственности ученика за общее благополучие класса
2.Регулятивные УУД
Ученик развивает навыки:
принимать и сохранять заданную учебную цель,
учитывать, выделенные учителем, ориентиры действия в учебном материале,
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату,
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок,
адекватно понимать оценку взрослого,
взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.
3.Познавательные УУД
Школьник учится:
осуществлять учебно-познавательный интерес к обучению в школе,
обобщать полученные знания,
осознано и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
4.Коммуникативные УУД
Школьник учиться:
слушать собеседника,
задавать вопросы,
контролировать действия партнёра,
эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества.
Оборудование:
- учебник для 3 класса «Мир вокруг нас» А.А. Плешакова;
- рабочая тетрадь на печатной основе;
- письмо от Незнайки, этикетки продуктов питания;
- карточки с заданиями;
- смайлики для рефлексии, цветные карандаши, раздаточный материал, - интерактивное оборудование.
Используемые технологии (электронные образовательные ресурсы(сайт ФЦИОР), система ProClass, презентация в POWER POINT)
План урока:
Создание эмоционального фона урока (организационный момент).
Повторение пройденного материала (проверка домашнего задания)
Сообщение темы и целей урока:
а)вводная беседа;
б)целеполагание и мотивация;
в)открытие нового знания.
4.Физминутка.
5.Закрепление.
6. Итог урока.
Ход урока:
1.Создание эмоционального фона урока (организационный момент).
Ребята, давайте улыбнемся друг другу, гостям. Я рада, что у вас хорошее настроение, ведь улыбка, несомненно, залог успеха в любой работе и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! Пусть вам помогут ваши сообразительность и те знания, которые вы уже приобрели. Слайд № 1
2. Повторение пройденного материала. Проверка домашнего задания. Индивидуальная работа. ( Проводится с помощью системы контроля и мониторинга знаний ProClass).
Интерактивный тест:
Какой раздел мы с вами изучаем?
А) Как устроен мир;
Б) Эта удивительная природа;
В) Мы и наше здоровье.
2.Из чего состоит организм человека?
А) органов;
Б) микроорганизмов;
В) частиц.
3.Какая наука изучает строение человека?
А) История;
Б) Анатомия;
В) Зоология
4. Какие части тела относятся к внешнему строению человека?
А) Печень;
Б) Голова;
В) Шея;
5. Найдите лишнюю пару:
А) Орган зрения – глаз;
Б) Орган слуха – язык;
В) Орган осязания – кожа.
6. Какой орган управляет работой всего организма:
А) Мозг;
Б)Лёгкие;
В) Сердце.
(Ответы: 1.-В, 2-А, 3-Б, 4-Б, В, 5 – Б, 6 –А.)
3. самопроверка, оценивание, рефлексия
Ребята, время вышло!
Оцените каждый свою работу. Если у вас вы считаете, что справились с заданием, покажите значок «весёлый смайлик», если же вы справились, но у вас возникали трудности, покажите значок «нейтральный смайлик», а если тест показался вам сложным и у вас возникли большие трудности, то покажите значок «грустный смайлик».
Микроитог: я вижу, вы у меня молодцы и все знаете.
3. Сообщение темы и цели урока.
1) вводная беседа
Ребята, сегодня Муравей Вопросик очень хотел попасть к нам на урок, но не смог. Он прислал нам письмо по электронной почте. Давайте его прочитаем. Слайд №2
«Дорогие ребята! Очень хотелось попасть к вам на урок, но у меня сильно разболелся живот. Вчера был в гостях у друга. Кушали все самое вкусное: картофельные чипсы, торт со взбитыми сливками, копченую колбасу, а запивали сладким лимонадом. Мудрая Черепаха говорит, что это вредная еда. Это правда? Помогите разобраться.
Ваш Муравей Вопросик».
- Ребята, как вы думаете, почему у Муравьишки разболелся живот? (Слушаю мнения детей).
- Как вы думаете нужно ему поменять в своем рационе?
2) целеполагание и мотивация
Давайте поможем составить меню для Муравья Вопросика. Но сначала мы сами с вами должны узнать, какие продукты необходимы нам, чтобы правильно питаться и как происходит процесс пищеварения в организме человека.
- Итак, о чем мы с вами будем сегодня говорить на уроке? (о питании и о системе пищеварения). Слайд №3
- Все живые существа питаются.
- Чем питаются растения? ( Корнями всасывают из почвы воду с растворенными солями, в листьях образуются сахар и крахмал из частиц воды и углекислого газа).
- Чем питаются животные? растениями и другими животными)
- Чем питается человек? Что значит правильное питание?(Слушаю мнения детей)
- Какая цель стоит перед нами? (Ответы детей)Слайд № 4
3) «открытие» нового знания
1) беседа
- Человеку нужна пища – как бензин машине. Питательные вещества необходимые для поддержания жизни и работы организма. Слайд № 5
- Может ли человек обходиться без пищи? Сколько времени? (Слушаю мнения детей)
Давайте проверим ваши ответы. (Показ слайдов «Значение пищи» (http://school-collection.edu.ru/catalog/res/00000879-1000-4ddd-1836-3400475d60a5/?interface=pupil))
Расскажите о своих ощущениях, когда вы хотите кушать, что вы чувствуете?
Правильно, когда человек не ест, он испытывает чувство голода, слабость, усталость. При длительном голодании человек слабеет, через 2-3 дня начнутся «голодные» обмороки, а через 10-15 дней он умрет.
- Сколько раз в день должен есть человек?
( 4 раза: завтрак, обед, полдник, ужин)
- Какую пищу должен употреблять человек? (нужно употреблять разнообразную пищу)
-Давайте посмотрим, из чего состоит наша пища. (Рассматривание иллюстрации «Состав пищи» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000087a-1000-4ddd-e0f1-3c00475d60a5/12_004.jpg))
2) практическая работа № 1( работа в парах).
- Перед вами лежат листочки под № 1, посмотрите внимательно и скажите на какие 2 группы можно разделить данные продукты? ) Слайд № 6
(на пищу растительного и животного происхождения) (карточка-опора «Растительная и животная пища»)
- Что значит животного происхождения? Почему эту пищу называют животной?
(потому что ее дают животные)
- Отметьте зеленым цветом те продукты, которые можно отнести к пище животного происхождения.
- Какую пищу называют растительной?
( Пища, которая получена из растений)
- Отметь красным цветом те продукты, которые можно отнести к растительной пище.
- Давайте проверим. Итак, какие продукты, по вашему мнению, вы считаете животными? Растительными?( Работа на доске. Картинки и опорные слова на доске.)
Рефлексия: Оцените свою работу в парах по шкале. Если у вас вы считаете, что справились с заданием, покажите значок «весёлый смайлик», если же вы справились, но у вас возникали трудности, покажите значок «нейтральный смайлик», а если тест показался вам сложным и у вас возникли большие трудности, то покажите значок «грустный смайлик». 3) Игра «Распредели»( работа в группах)
- Ребята, а теперь я предлагаю вам игру. На доске расположены картинки с продуктами. Слайд № 7
Вам нужно распределить их по корзинам. 1 группа: в 1 корзину сложит продукты, которые можно назвать полезными, а во 2 корзину – неполезные, вредные. 2 группа: в 1 корзину сложит вкусные продукты, которые вам нравятся, а во 2 – полезные. У вас на выполнение задания 2 минуты.( Мнения детей Карточка – питательные вещества)
- Молодцы, сядьте на свои места.
- Давайте посмотрим, что у вас получилось.
Микроитог: Посмотрите, какой вывод можно сделать?
Те продукты, которые вам нравятся, первая группа отнесла в корзину с названием неполезные, вредные, т.е. не всегда то, что нам нравиться, полезно нашему организму.
- Но как, же понять, полезен продукт или нет?
- Пользу продуктов определяют питательные вещества, которые содержатся в них.
- Давайте узнаем, какие же это вещества и какую роль они играют. ( Карточка – белки+ строительство дома на доске учащимися ( у каждого своя деталь- кирпичи) Карточка – жиры, деталь дома ( крыша).Карточка – углеводы и деталь дома (дверь)
- Что такое белки и для чего они нужны. Давайте посмотрим. (Показ слайдов «Продукты, содержащие белки, жиры и углеводы» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000087b-1000-4ddd-dc7b-4100475d60a5/index.htm))
(Подготовленные дети рассказывают):
Белки- вещества, как кирпичики для строительства дома, нужные для роста и развития организма. Ими богаты творог, яйца, мясо, рыба, горох, фасоль. Человеку необходимо 100 грамм белков в сутки.
- Что такое жиры? В каких продуктах они содержатся?
Жиры- вещества, как крыша для нашего домика. Обеспечивают организм энергией. Но избыточное употребление жиров приводит к их отложению во внутренних органах. Жир затрудняет работу мышц и это вредно. Поэтому их нужно меньше, чем кирпичиков. Жира содержать в сливочном и растительном масле, сметане, молоке и маслянистых растениях, кукурузы, подсолнечника.
Что такое углеводы? И в каких продуктах они содержатся?
Углеводы - вещества и двери в нашем домике. Главные поставщики энергии. Мы их получаем в виде крахмала и сахара. Они помогают вырабатывать энергию. Содержатся в хлебе, крупах, картофеле, макаронах.
- Ребята, посмотрите внимательно, наш домик- это наш организм, в котором есть и белки- кирпичики, и жиры- крыша, и углеводы – двери, а чего не хватает в нашем домике, чтобы нам в нем было уютно и комфортно. (окон)
- Чем больше окон, те наш организм сильнее и меньше подвержен различным заболеваниям.
- Что должно быть в продуктах, чтобы мы были здоровыми? (Витамины)
- знаете ли вы, что означает слово «витамин»?
- Слово «витамин» придумал американский ученый Казимир Функ. Он выяснил, что вещество «амин», содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо человеку. Соединив латинское слово vita «жизнь» со словом «амин», получилось слово «витамин». Витамин – источник жизни.
(Рассматривание Коллекции слайдов «Витамины» (http://school-collection.edu.ru/catalog/res/512ebdbd-555a-490f-946f-4d703f87c915/?from=5e7f17f7-c37e-4715-9144-37b80b9ab5e0&sort=order&interface=teacher)
(Во время показа слайдов рассказывают подготовленные ученики, переодетые в костюмы витаминов)
Витамин А. У вас снижается зрение? Нечетко видите предметы в вечернее время? Вам, конечно, не хватает меня. Догадались, кто я? Витамин А! Меня можно найти в молочных продуктах, в моркови, салате, шпинате, икре. Я буду рад встрече с вами, ребята!
Витамин В. Ну, а если вам не хватает витаминов группы В, обращайтесь к таким продуктам, как: хлеб, каши, молоко, сыр, яйца. Как же определить, что вам не хватает витаминов группы В? Достаточно посмотреть на себя в зеркало: ведь при нехватке нас у вас образуются трещины, язвочки в уголках рта, шелушение кожи…
Витамин С. А вот и я – самый популярный витамин. Я содержусь почти во всех свежих овощах, плодах, ягодах: шиповнике, лимонах, капусте, картофеле, луке и т.д. Догадались, кто я? Конечно, витамин С! Если вы простудились и ваш организм перестал сопротивляться болезням, то немедленно ешьте продукты с витамином С.
Витамин D: Я – редкий, но, пожалуй, один из самых важных витаминов – витамин D.Меня можно найти в сливочном масле, яйце, говяжьей печени, рыбе. А еще со мной можно встретиться летом под солнышком. Как и всему живому, вам для хорошего роста необходимо солнышко. А дефицит моего витамина в организме у ребенка вызывает замедление роста и такую болезнь, как рахит.
Микроитог:
Итак, мы с вами узнали об основных веществах, которые нужны для роста и развития нашего организма, они являются строительным материалом. Но ни один продукт не даст всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья, для этого нам нужны разные питательные вещества, значит пища, которую мы употребляем, должна быть разнообразной.
4. Физминутка. Игра «Съедобное – несъедобное». Если учитель называет съедобный предмет, дети хлопают в ладоши, а если несъедобный, присаживаются.)
5. Продолжение работы на уроке.
5) практическая работа № 2(работа в группах)( Листики с таблицами)
Молодцы, ребята! Хорошо отдохнули, а теперь продолжаем.
- Представьте, что вы ученые и вам необходимо сделать научное открытие. Ученым ошибаться нельзя.
- Сейчас вам предстоит провести практическую работу по группам, для того чтобы узнать в каких продуктах самое высокой содержание белков, жиров и углеводов.
- У вас на столах есть упаковки различных продуктов. На них указано, какие питательные вещества и в каком количестве содержаться. Изучите эти этикетки, а результаты исследования занесите в таблицу.
белки
жиры
углеводы
Хлеб
8,4
4,7
50
Молоко
2,8
3,2
4,7
Макароны
10
2
70
Масло сливочное
1,7
50
18,6
Самопроверка: анализ результатов таблицы.
Сделайте вывод, какие продукты богаты белками, жирами, углеводами.
- Ребята, но мало знать о питательных веществах, еще нужно помнить и соблюдать правила правильного питания.
6) Закрепление.
«Верно утверждение или нет?»
- Ребята, сейчас я вам буду правила питания и вредные советы, а вы, если услышите правило, встаете на носочки и делаете хлопок над головой, если услышите вредный совет, присаживаетесь и закрываете голову руками. Приготовились!(Используем карточки-опоры)
1. Нужно стараться есть разнообразную пищу.
2. Если хочешь - ешь чипсы, хоть каждый день.
3. В твоем рационе должно быть как можно больше печенья и конфет.
4. Сладкого и жирного надо есть поменьше.
5. Нужно больше есть фруктов и овощей.
6. Нужно стараться кушать в одно и тоже время.
7. Жареная, копченая и соленая пища очень вкусная, ешь ее больше.
8. утром перед школой надо обязательно завтракать.
9. перед школой утром лучше поспи подольше. Ничего, что позавтракать не успел, зато выспался.
10. Перед снов надо плотно покушать.
Микроитог: Молодцы! Давайте сделаем вывод, что нужно нам знать и помнить, чтобы правильно питаться?
Знать содержание питательных веществ в продуктах.
Помнить правила правильного питания.
6. Работа с органами пищеварения
- Но куда же делась пища, которую вы съели? Что с ней произошло?
- На самом деле она лежит в животике, как в сундучке. С нею происходят чудесные превращения. Давайте отправимся открывать тайну исчезновения пищи или тайну пищеварения.
- итак, посмотрим как это происходит. Пище проходит в организме человека путь длиной в 6 – 8 м.
- Для начала мы кладем пищу в рот, ротовую полость. . Что у нас есть во рту?
(Рассматривание ротовой полости (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5fa8ae0d-81c2-44ea-b1b8-081cfe494dd8/%5BBIO8_05-30%5D_%5BIM_02%5D.swf))
(Сообщения по время рассматривания)
- Зубы работают как жернова: откусывают, перемалывают и пережевывают пищу. Это очень важная работа.
- Язык перемешивает пищу и продвигает её в глотку.
- ребята, а вы заметили, что в ротики постоянно мокро, почему? (там есть слюна)
- Слюна постоянно выделяется в небольшом количестве и смачивает пищу.
Попробуй, проглоти черствый хлеб. Все горло обдерешь. А если хлеб долго жевать, он хорошо смочится слюной и проглотить его будет нетрудно.
- после того, как пища превратилась в кашицу, она отправляется по пищеводу в маленькую пещерку – желудок.
Желудок похож на мешок. Слайд № 8
Этот мешок у каждого человека расположен под ребрами. Когда ребенок рождается размер его желудка 5 см, а взрослых любителей поесть желудок размером с футбольный мяч, а тех, кто мало кушает с кулачек.
Желудок своими стенками мнет, растирает и перемешивает пропитанную желудочным соком пищу. желудочный сок выделяется у человека регулярно несколько раз в сутки. Поэтому лучше питаться в одно и то же время. Тогда желудок будет работать четко по графику! Как будто варит ее. Вот и называется этот процесс пищеварением - варением пищи.
А дальше начинается длинный извилистый коридор кишечника. Слайд №9
Он тянется почти на восемь метров! Но свёрнут он так плотно, что целиком помещается в животе. Только после того как пища пройдёт этот путь от начала до конца, она превратится в прозрачные растворы, которые может впитать в себя кровь и разнести по всему организму.
Кишечник состоит из толстой и тонкой кишки.
Большую роль в пищеварении играет печень. Слайд № 10
Выделяет в тонкий кишечник особую жидкость, необходимую для пищеварения - ЖЕЛЧЬ (она растворяет ЖИРЫ).
Вот так за 5- 6 часов наш организм извлекает из продуктов питательные вещества. А непереваренные остатки пищи удаляются из кишечника.
7. Работа в ТПО (индивидуальная)
Ребята, а теперь дайте еще раз вспомним, какой путь проходит пища в организме человека. Откройте тетради на стр. 62, задание 3. Укажите стрелками части пищеварительной системы.
Проверка: на слайде.
.Рефлексия. Оцените свою работу.
8. Итог урока. Итоговая рефлексия.
Молодцы! Ребята, наш урок подходит к концу, давайте с вами вспомним…
- какие питательные вещества получает человек с пищей?
- из каких органов состоит пищеварительная система?
- что нужно помнить, чтобы правильно питаться? ( С помощью учителя ученики выводят правила)
Такое питание
можно считать здоровым.
1.Каждый день употреблять разнообразную пищу . 2. Основную массу пищи должны составлять овощи и фрукты.
3. Пищу необходимо хорошо пережевывать, чтобы смочить слюной.
4. Перерыв между едой не должен быть больше 3-х часов, желательно есть в одно и то же время.
5. На завтрак лучше есть различные каши.
6. Обед должен быть полноценный ,состоящий из 3х -4х блюд
7. Во время обеда ребенок съедает больше всего пищи. Вот почему после обеда лучше всего выбрать спокойные занятия.
8. На полдник – ребенку полезно будет съесть булочку и молоко.
9. Чтобы хорошо спать и отдыхать ночью ,на ужин можно есть только легкую пищу :запеканки ,творог, омлет, кефир и т.д.
10 Пища должна быть хорошо проваренной или прожаренной и приготовленной из свежих продуктов.
11.Хочешь вырасти красивым, здоровым и сильным, надо есть полезные продукты.
А сейчас мы посмотрим, как вы усвоили все то, о чем мы говорили на уроке.
Тот, кто решил, что о своем здоровье надо заботиться и питаться так, чтобы организм получал только пользу – поднимет картинку с фруктом.
А тот, кто решил, что все, что хочется, то и полезно, а о здоровье можно подумать завтра – поднимет картинку с лимонадом.
Молодцы! Я вижу, что вы все усвоили правила здорового питания.
- Ребята, а теперь возьмите смайлики, которые соответствуют вашему настроению после нашего урока.
Спасибо за урок!
9. Домашнее задание.
Составить и красиво оформить меню правильного питания для Муравья Вопросика и рассказать родителям правила здорового питания.
Использованная литература.
- учебник для 3 класса «Мир вокруг нас» А.А. Плешакова;
- рабочая тетрадь на печатной основе;
– поурочный разработки к учебнику А.А, Плешаков – 3 класс
Коллекция ЭОР.
Презентация.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
-
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1
Значение пищи(схема)№170792
Слайды со звуковой записью
Слайдшоу (схема)
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/00000879-1000-4ddd-1836-3400475d60a5/?interface=pupil)
2
Состав пищи (схема)№170777
иллюстрация
иллюстрация
(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000087a-1000-4ddd-e0f1-3c00475d60a5/12_004.jpg)
3
Продукты, содержащие белки, жиры и углеводы (№170778)
презентация
презентация
(http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0000087b-1000-4ddd-dc7b-4100475d60a5/index.htm)
4
Витамины (№175886)
презентация
презентация
5
Ротовая полость (№142898)
мультимедиа
презентация
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ