Конспект урока для 2 класса "ЗЕЛЕНАЯ АПТЕКА"
Урок окружающего мира во 2 классе
Тема: ЗЕЛЕНАЯ АПТЕКА
Цель: узнать, какое значение имеют растения для здоровья человека и как они помогают ему справиться с болезнями.
Задачи урока:
1. Обобщить знания учащихся о растениях леса, дополнить их сведениями о лекарственных растениях, их целебных свойствах.
2. Продолжить формирование умения характеризовать тела окружающего мира (растения), сопоставлять их описание и зрительный образ, умение работать с текстом, с дополнительной литературой.
3. Воспитывать экологически грамотное поведение в природе.
Оборудование урока: учебник «Окружающий мир», выставка книг о лекарственных растениях, буклеты, презентация.
ХОД УРОКА
I Введение в урок.
У. – Начать наш урок я хочу со стихотворения Екатерины Серовой «Зеленая страна».
Я люблю побродить
По зеленой стране.
Здесь друзей заводить
Очень нравится мне.
На сюрпризы горазд
Молчаливый народ
И за то, что отдаст,
Ничего не берет.
В той стране благодать,
Удивительный свет.
Вот бы нам разгадать:
В чем тут главный секрет?
Загляни-ка со мной
В эту славную жизнь
И с зеленой страной
Навсегда подружись.
Приглашаю вас в путешествие по зеленой стране. Путешествие будет необычным, а кроссворд поможет нам определить тему урока.
КРОССВОРД
– Поранил ты в походе ногу, усталость не дает идти – нагнись солдатик у дороги готов помочь тебе в пути (подорожник ).
– Ягоды этого растения оранжевого цвета, густо облепляют ветки, сок применяют при внутренних болезнях (облепиха).
– Душистый мед этого дерева принимают при простудных заболеваниях (липа).
– Ягоды этого растения помогают восстановить зрение (черника).
– Из ягод этого растения готовят витаминный общеукрепляющий напиток (шиповник).
– Листьями этого растения очищают кожу (чистотел).
(из букв складывается слово «аптека»).
У. – А причем здесь название растений и аптека? (дети рассуждают).
Аптека – специальное учреждение, где продают и изготавливают лекарства.
А если это аптека из зеленой страны, значит ЛЕСНАЯ ИЛИ ЗЕЛЕНАЯ АПТЕКА .
Если ЗЕЛЕНАЯ АПТЕКА – значит растения не простые, а лекарственные.
Вот мы и определили тему сегодняшнего урока: ЛЕСНАЯ АПТЕКА.
II Работа по цели урока.
У. – А что вы уже знаете о лекарственных растениях. А что вам неизвестно? Давайте поставим цель нашего путешествия в ЛЕСНУЮ АПТЕКУ.
Д. - Узнать, какое значение имеют растения для здоровья человека и как они помогают ему справиться с болезнями.
Составим план путешествия:
Какие бывают лекарственные растения: к какой группе растений относятся, их внешний вид,
Как человек использует эти растения.
Как правильно собирать лекарственные растения.
3.ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.
Давайте послушаем выступления ваших одноклассников о лекарственных растениях (выступления детей)
А теперь проверим, как вы знаете лекарственные растения, сможете ли их различить в лесу. (работа с презентацией)
Работа с учебником. Скажите, все ли части растения используется для лечения. Посмотрите таблицу в учебнике с 60 - 61. Узнайте при каких болезнях помогают растения и какие их части нужно использовать.
Работа в группах
Лечение травами давно известно в народе. Люди, которые собирали травы, высушивали их и применяли в лечении болезней, назывались травниками, знахарями
Раздел медицины, разрабатывающий и применяющий методы лечения растениями, называется фитотерапия. Фитотерапевт – врач, специалист по фитотерапии. Фармацевт – специалист по изготовлению (составлению) лекарственных растений. (словарная работа)
У. – Но прежде чем найти действительно полезное для человека растение, нужно его долго и осторожно проверять. Не раз знахари ошибались и люди погибали. Травники должны четко знать, какое растение от чего помогает, какую часть растения нужно использовать, чтобы приготовить лекарство.
Многие лекарственные растения ядовиты, использовать их надо по назначению врача.
Многие лекарственные растения занесены в КРАСНУЮ КНИГУ .
Я предлагаю вам стать учениками травника и помочь в лечении больных (раздаются карточки с рисунками больных с разными заболеваниями)
Задание:
1.Определите, чем заболели дети,
2.Найдите лечебные травы, которые помогут им помочь,
3. Подумайте, как их принимать,
4. Заполните свою таблицу о лекарственных травах.
Молодцы, вы хорошо помогли нашим больным только помните: в первую очередь за советом обратитесь к врачу!
ФИЗМИНУТКА
Мы к лесной лужайке вышли
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенечки.
Кто высоко так шагал –
Не споткнулся, не упал.
Работа с планом
Давайте вспомним план нашего путешествия. Какие пункты плана уже прошли? О чем еще не говорили?
Оказывается, чтобы стать настоящим травником, нужно соблюдать определенные правила. Вы уже знаете как относится к растениям в лесу. Составьте советы сборщика лекарственных трав
Советы сборщика лекарственных растений
Лучше всего сбор трав следует проводить в сухую погоду.
– Траву и цветы собирают во время цветения.
– Корни выкапывают осенью, в период увядания наземной части растений, или ранней весной.
– Семена собирают при полном их созревании.
– Почки растений заготавливают ранней весной.
Большинство трав надо сушить в тени с постоянным проветриванием.
Высушенные травы должны легко ломаться, но не крошиться и иметь практически свой натуральный цвет.
Хранить сборы трав или отдельные травы в домашней зеленой аптеке надо в бумажных пакетах или стеклянных банках и обязательно писать название травы и дату сбора трав.
Сроки хранения лекарственных трав:
Травы, цветы, листья, почки – два года.
Плоды – три года.
Корни, кора, корневища – до пяти лет.
Рефлексия.
У. – Наш урок подходит к концу, пришло время подвести итог. Лекарственные растения помогают людям победить разные болезни. Из них готовят морсы, отвары, настойки, мази. Ими лечат простуду, головную и зубную боль, заживляют раны. Целебными могут быть листья, цветки и корни растений. Некоторые лекарственные растения ядовиты. Применять их можно только по рекомендации врача.
Давайте оценим ваши знания по плану нашего путешествия.
Оцените свою работу по каждому пункту.
Если уверены в знаниях ставим «+»
Сомневаетесь –« ? »
Не знаете - « - ».
Заполнение таблиц каждой группой.
Итог урока.
– Что вас удивило на уроке? Что показалось самым интересным?
Что узнали нового? О чем расскажете дома родителям?
Желаю вам всем крепкого здоровья!
Домашнее задание: узнать лекарственные растения, которое используют в вашей семье.
Заболевание
Название растения,
рисунок
Какая часть растения используется
Путешествие в «Лесную аптеку».
Цель урока: Узнать, какое значение имеют растения для здоровья человека и как они помогают ему справиться с болезнями.
План путешествия:,
-
Нужно узнать
Оценка 1
Оценка 2
Оценка 3
Какие бывают лекарственные растения: к какой группе растений относятся, их внешний вид
Как человек использует эти растения.
Как правильно собирать лекарственные растения.
Советы сборщика лекарственных растений
Лучше всего сбор трав следует проводить в сухую погоду.
Лучше всего сбор трав следует проводить в сырую погоду.
Траву и цветы собирают во время цветения
Почки растений заготавливают ранней весной.
Почки растений заготавливают летом.
Большинство трав надо сушить в тени с постоянным проветриванием.
Большинство трав надо сушить на солнце или на печке.
Семена собирают при полном их созревании.
Корни выкапывают осенью, в период увядания наземной части растений, или ранней весной.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ