Конспект урока для 4 класса "Земля - кормилица"
Конспект открытого урока по окружающему миру в 4 А классе
Тема урока: «Земля - кормилица».
УМК «Школа России» под редакцией А.А.Плешакова
Дата проведения 28.11.2014
Учебная литература
1. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учебник для 4класса начальной школы в 2 частях – 5-е издание. – М.: Просвещение, 2006. – (Зеленый дом).
2. Плешаков А.А.От земли до неба. Атлас-определитель
Учитель нач. классов Захарченко М.В.
.
Цель урока : Познакомить учащихся с различными видами почв и их составом;
Задачи урока:
- сформировать у учащихся понятие «Что такое почва?»; учить различать виды почв; знать, отчего зависит плодородие почвы;
- развивать познавательную активность учащихся, умение анализировать с опорой на ранее изученный материал;
- Воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение пользоваться атласом, энциклопедией и Интернетом.
Ход урока:
Этап урока
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
1
2
3
1.Организация класса.
- В названии темы урока «…- кормилица» потерялось слово, найдите его, разгадав мою загадку.
Меня бьют, колотят, ворочают, режут,
А я всё терплю и добром плачу.
(Земля)
Доброе пожелание учителя. Мобилизация внимания на плодотворную работу.
Включение
в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.
2. Актуализация знаний и мотивация к деятельности.
Повторение изученного материала.
- Сегодня нам предстоит выяснить, почему землю называют «кормилицей». Вспомните, как называется верхний слой земли.
(верхний слой земли называется почвой)
(слайд № 1)
Коммуникативное взаимодействие,
беседа.
3. Работа над новой темой Практическая работа (опыт№1)
- Возьмем стакан с землёй и опустим туда кусочек почвы. Что вы видите?
- О чём это говорит?
Направляющая и контролирующая деятельность учителя
Развитие умения опытным путем делать вывод.
Предполагаемые ответы детей:
- Из почвы идут пузырьки.
- В почве есть воздух.
Практическая работа (опыт№2)
- Возьмем бумажную салфетку, положим на неё немного почвы и сильно сожмём. Стряхнём почву в лоток.
- Что осталось на салфетке?
Направляющая и контролирующая деятельность учителя
Развитие умения опытным путем делать вывод.
Предполагаемые ответы детей:
- Влажное пятно, значит, в почве есть вода
Подведение итога
(слайды № 2,3,4)
Практическая работа (опыт№3)
- Сейчас посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили кусочек почвы
- Что вы видите на дне стакана?
- Какой делаем вывод?
Направляющая и контролирующая деятельность учителя
Развитие умения опытным путем делать вывод.
Предполагаемые ответы детей:
- Вода в стакане стала мутной.
- На самом дне видны песчинки, а сверху – глина
-В состав почвы входит песок и глина
Подведение итога
(слайды № 5,6,7)
Практическая работа (опыт№4)
- натрем немного почвы. Что вы видите?
- Почему это происходит?
Это горит перегной, который образовался из остатков растений и животных. Его называют гумус.
Направляющая и контролирующая деятельность учителя
Развитие умения опытным путем делать вывод.
Предполагаемые ответы детей:
- Над почвой появился дым, и чувствуется неприятный запах.
- Это горят остатки травы, старые листья и остатки насекомых.
Затем подводим итоги.
(слайд № 8,9)
Мы познакомились с типами почв, их свойствами, но не ответили на вопрос «Почему землю называют кормилицей?»
(слайд № 10)
Расскажу вам сказку о волшебной кладовой. Положишь в неё горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь много. Она у нас под ногами. И зовётся она – земля. Да, только она тогда добра и щедра, когда люди к ней добры, и, когда они умело землю обрабатываю: пашут, удобряют, поливают.
(слайд № 11)
И правильно. Как это так: всё у земли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-матушка. Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасла: ягоды, корешки, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно сажать собранные зерна около жилья. Так появились первые поля ячменя, пшеницы, ржи.
(слайд № 12)
Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи.
(слайды № 13,14,15,16)
Коммуникативное взаимодействие,
беседа.
Сделаем вывод
- Что называют волшебной кладовой?
- Почему?
- Что издавна делает земля-матушка?
- А кого кроме людей кормит земля-матушка?
Направляющая и контролирующая деятельность учителя
Развитие умения делать вывод.
Предполагаемые ответы детей:
- землю
- Посеешь горсточку зёрен, а соберёшь сто горстей.
-кормит людей: на ней растут растения, которые человек употребляет в пищу.
- насекомых, птиц, зверей, поэтому мы называем её кормилицей.
4.Физкультминутка
Здоровьесберегающая деятельность на уроке.
5. Продолжение новой темы.
Работа с учебником (стр.173-174)
Вывод.
-Что необходимо делать для защиты почвы?
Направляющая и контролирующая деятельность учителя
Развитие умения делать вывод.
Предполагаемые ответы детей:
-Высаживание полезащитной лесной полосы, снегозадержание, распахивание почвы, умеренное применение удобрений.
6. Закрепление изученного материала.
- Что называют почвой?
Развитие умения делать вывод.
Предполагаемые ответы детей:
- Почва – верхний рыхлый, плодородный слой земли.
7. Закрепление.
Тест, кроссворд
(Слайды № 17,18)
Самооценка, анализ
и самоконтроль
8. Итог урока
9.Домашнее задание
Стр.171-174
10. Рефлексия деятельности
(итог урока)
-Что нового узнали?
-Что больше всего понравилось и запомнилось на уроке?
-С каким настроением уходим с урока?
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ