Конспект урока на тему «Использование растений человеком. Растения, занесённые в «Красную книгу» Республики Казахстан»
Тема: Использование растений человеком. Растения, занесённые в «Красную книгу» Республики Казахстан
Цель:
Ознакомить с причинами, породившими необходимость защиты и охраны растительного мира, с мерами защиты растений в нашей стране.
Задачи:
Закрепить и углубить знания детей об использовании человеком растений.
На основе изучаемого материала развивать речь, память, мышление школьников.
Воспитывать уважительное, бережное отношение к природе.
Оборудование:
Ход урока:
1 Организационный момент
- Ребята, в классе вам тепло? (да)
- Всем уютно и светло? (да)
- Прозвенел уже звонок? (да)
- Что, закончился урок? (нет)
- Значит, начался урок? (да)
- Тихо за парты садитесь тогда.
2 Объявление темы и цели урока
- Внимательно послушайте стихотворение. Вам нужно будет добавить некоторые слова, соблюдая рифму.
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся…(одни).
Что же делать? Как же быть?
Как природу… (сохранить)?
- Ребята, как вы думаете, о чём сегодня на уроке мы будем говорить?
(Об охране природы, растений)
- Прочитайте, как правильно называется тема нашего урока: «Использование растений человеком. Растения, занесённые в «Красную книгу» Республики Казахстан».
- Нам нужно уточнить знания о том, как человек использует растения; выяснить, какие растения занесены в «Красную книгу» Республики Казахстан и почему появилась необходимость охранять эти растения.
3 Проверка домашнего задания
- Но сначала я хочу проверить, что вы знаете о растениях.
№1. Продолжите высказывание.
Растения – это живой организм, потому что …(растут, размножаются, дышат, питаются, погибают)
Для жизни растению необходимы условия:…(свет, тепло, вода, воздух, питатель-ные вещества)
Учёные - биологи делят растения на группы….
(водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые)
№2 Работа в парах
- Сейчас работать будете в парах.
- У вас на парте лежит карточка № 1.
-Прочитайте внимательно задание и выполните его.
Назовите группу растений.
У них нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, ни цветков. Живут в воде.
У них есть стебли и листья, но нет корней и цветков. Живут во влажных местах.
Они имеют корни, стебли и листья, напоминающие перья птиц. Много миллионов лет назад они были древовидными.
Их листья – хвоинки, их плоды – шишки. Почти все они вечнозелёные.
Они населяют почти всю планету. Имеют цветки, из которых образуются плоды и семена. ___
- Проверим.
- Как можно разделить растения по сроку жизни? (однолетние, двулетние, много-летние)
№3 Работа в парах
- У вас на парте лежат картинки. Работаем по вариантам:
1 вариант – выбрать однолетние растения
2 вариант – выбрать двулетние растения
3 вариант – выбрать многолетние растения
Проверка.
№4 Игра «Крестики-нолики»
- Если вы согласны с моим утверждением ставьте – Х, если не согласны – О
1. Влаголюбивые растения, это растения которые живут в воде. – О
2. У влаголюбивых растений широкие листья, короткие корни. – Х
3. Подсолнух, хлопок – это светолюбивые растения. – Х
4. В жарких пустынных районах растут засухоустойчивые растения. – Х
5. У засухоустойчивых растений короткие корни, широкие листья. – О
6. Овёс, пшеница – это морозоустойчивые растения. – Х
7. Верблюжья колючка, молочай растут в местах, где много влаги. – О
8. Кукуруза теневыносливое растение. – О
9. Все растения важны в природе. – Х
Проверка
Проверка в паре. (По ключу)
- Если вы допустили 1-2 ошибки, поставьте «4», 3-4 ошибки – «3», ну а если вы допустили 5 и больше ошибок, то вам обязательно дома надо будет повторить тему «Какие бывают растения»
4. Физминутка.
Игра «Деревья, кустарники, травы»
Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводятся в стороны (кусты широкие), травы – присаживаются на корточки (травы низкие).
Берёза, осина, колокольчик, малина, тополь, крапива, василёк, крыжовник, одуванчик, сосна, акация, яблоня, ромашка, шиповник, тополь, смородина.
5 Работа по теме урока
А) У казахов есть пословица:
- Если дерево срубил одно, десять посади вместо него.
Прочитайте эту пословицу на казахском языке.
- Бір ағаш кессең, орнына он ағаш отырғыз.
_ Какой смысл у этой пословицы? Чему она учит? Пословица учит бережно относиться к природе. Если что-то берёшь у природы, будь благодарным и отдай ей в 10 раз больше.
Б) Совсем недавно вы писали сочинение о том, что человек получает от растений. Эти знания вам пригодятся для того, чтобы составить кластер.
Человек использует растения
1 кислород
2 пища
3 отдых
4 лекарства
5 красота
6 топливо
7 промышленность
8 строительство
9 для ухода за домашними животными
В) Дискуссия «Что люди делают, чтобы сохранить жизнь на земле?»
- Как вы считаете, растениям нужна защита? От кого?
- Какое отрицательное влияние человек оказывает на растения?
Откройте учебник на стр. 87. Прочитайте 3-5 абзац и подумайте, какой ещё вред растениям наносит человек.
(Жужжащее чтение. Обсуждение)
- Дочитайте текст до конца и скажите, какие меры человек принимает для охраны растений.
Вывод:
- Люди создают заповедники, чтобы охранять и разводить редких животных и исчезающие виды растений.
- Создана Красная книга, в которой записаны редкие растения и животные, находящиеся под охраной человека.
- Человек должен жить так, чтобы не вредить природе, а помогать ей.
Г) А теперь познакомимся с некоторыми растениями, которые в нашей стране считаются редкими и находятся под охраной. (Презентация)
Ландыш майский, Дуб обыкновенный, Кувшинка белая (Водяная лилия), Росянка круглолистая, Гусиный лук,
- Какие растения вы запомнили?
- Составьте правила поведения в природе (Работа в парах)
(Фронтальная проверка)
Нельзя срывать растения для букетов.
Лекарственные растения можно собирать в тех местах, где их много, оставляя часть в природе.
Больше сажать растений в городах и сёлах.
Ходить по тропинкам, чтобы растения не погибали от вытаптывания.
6 Домашнее задание
Страничка для «Красной книги»
7 Итог урока: подготовленные дети читают стихи.
На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты, если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны, и не будет красоты.
Давайте, ребята,
Везде, где живём,
Деревья посадим,
Сады разведём!
Нас много, ребята,
Пусть каждый из нас
Хоть кустик для сада
Посадит сейчас.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ