Конспект урока на тему "Многообразие, значение и охрана земноводных"
Ефремкина Н.Н.
Тема: Многообразие, значение и охрана земноводных
Задачи урока:
1. Образовательная:
- Познакомить учащихся с многообразием земноводных и их значением в природе и жизни человека.
- Познакомить с земноводными, занесёнными в Красную книгу.
- сформировать знания о характерных признаках данного класса животных.
2. Развивающая:
- Развивать познавательный интерес к предмету, расширять кругозор.
- Развивать умения выделять существенные признаки, сравнивать, обобщать.
- Развивать память.
3. Воспитательная:
- Осуществлять экологическое воспитание учащихся.
- Воспитывать чувство прекрасного, восхищения красотой живых организмов.
Тип урока: раскрывающий содержание темы
Методы и приемы: словесный, наглядный, практический.
Оборудование: картинки с изображением земноводных, скелет лягушки.
План урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний:
1) Фронтальная беседа.
3. Изучение нового материала:
1) Многообразие земноводных.
2) Значение земноводных.
3) Охрана земноводных.
4. Закрепление знаний:
1) Кроссворд «Земноводные»
2) Игры «Убери лишнее», «Определи название отряда»
5. Домашнее задание
6. Итог урока.
Ход урока
1. Организационный момент:
Учитель проверяет готовность класса к уроку, приветствует детей.
2. Актуализация знаний учащихся:
1) Фронтальный опрос:
- Почему животных, которых мы изучаем, назвали – земноводные?
- К тепло или холоднокровным относятся земноводные?
- Из каких частей состоит тело лягушки?
- С помощью, каких органов дышат з/в?
- Какими качествами обладает кожа з/в?
- Сколько кругов кровообращения?
- Сколько камер в сердце лягушки? А головастика?
- В чем заключается различие между взрослой лягушкой и головастиком?
- От кого произошли з/в?
3. Изучение нового материала
Современные земноводные представлены приблизительно 5000 видов.
Как вам уже известно, класс Земноводные подразделяют на 3 отряда.
- На какие?
Наиболее древняя группа – это хвостатые земноводные. А самая молодая – безногие.
Итак, сегодня мы с вами, познакомимся с многообразием земноводных, их значением в природе и для человека.
Среди амфибий, также как и среди людей, имеются свои рекордсмены. Разумеется, сами рекордсмены себя представить не могут. Поэтому за них это сделают ваши одноклассники.
Название земноводного
Чем знаменито?
Жаба-ага
Самая большая жаба из известных науке – жаба-ага (bufo marinus), обитающая в тропической зоне Южной Америки и в Австралии. Масса экземпляра среднего размера составляет 450 г. в 1991 года, согласно приведенным измерениям, вес самца этого вида по кличке Принц, принадлежащему Хакену Форсберну, Швеция, составляла 2,65 кг, а длина от кончика морды до анального отверстия в вытянутом состоянии – 53,9 см. Имеет наиболее ороговевшую кожу и соответственно наиболее совершенно развитое легкое среди земноводных. Яд этой жабы сильнодействующий.
Южноамериканские лягушки-древолазы
Самые ядовитые среди земноводных – южноамериканские лягушки-древолазы (dendrobates tinctorius). Это также самые ядовитые в мире наземных позвоночных; их яд в 20 раз сильнее яда кураре. Индейцы обмазывают им стрелы. Малейшая ранка от такой стрелы может быть смертельной.
Сибирский углозуб
Самые северные земноводные – сибирский углозуб (Salamandrella keyserlingii), а также остромордая лягушка (Rana terrestris Andrzejewski) и сибирская лягушка (Rana cruenta Pall). Ареалы этих видов заходят за Северный Полярный круг, а сибирский углозуб даже встречается в районе Полюса холода Северного полушария. Он выживает даже при охлаждении до –45 ° С , способен вмерзать в лед и «оживать» после оттаивания. Такими способностями не обладает не одно другое позвоночное животное.
Лягушка-голиаф
Из бесхвостых земноводных самая большая – лягушка-голиаф (rana goliaph). Они достигает в длину 33 см, а с вытянутыми ногами – более полуметра. В апреле 1989 года житель Сиэтла, штат Вашингтон, Энди Кофман поймал лягушку, которая весила 3,66 кг. Лягушка живет лишь на ограниченной территории шириной около 100 км – в Камерунских горных реках с водопадами.
Саламандра исполинская
Самое крупное современное земноводное, достигающее длины1,5-1,6 м в длину, - саламандра исполинская (andrias japonicus) живет в горных ручьях и реках Восточного Китая и Японии. Мясо саламандр издавна считалось в этих странах деликатесом. Малоподвижное живое мясо становиться добычей человека, поэтому в наше время оно почти полностью истреблено.
Филломедуза сауваш
Филломедуза Сауваш (phyllomedusa sauvagei) , жительница полупустынь Южной Америки, особые железы которой вырабатывают воск, делая кожу водонепроницаемой, теперь вызывает интерес не только этим. Из её кожи выделено необыкновенное вещество. Оно действует в одиннадцать раз сильнее, чем прославленные обезболивающее морфин.
Амфибия кибинский карлик
Самая маленькая лягушка и одновременно самая маленькая амфибия – кубинский карлик (sminthilus limbatos), обитающий на Кубе; длина достигшей полного развития особи от кончика морды до анального отверстия составляет 0,85-1,2.
И это еще далеко не все достижения земноводных.
Для того, чтобы еще более подробно познакомиться со значением Земноводных в природе и для человека, вы сейчас прочитаете текст учебника со стр. 187-188.
Итак, каково же значение Земноводных в природе и для человека?
Слово учителя.
Ответы обучающихся.
Слово учителя.
Выступления с рефератами.
Индивидуальная работа с учебником.
Индивидуальные ответы обучающихся
1) Решите кроссворд - в клетки нужно вписать названия земноводных, заканчивающихся на букву А( на плакате)
-
ж
а
б
А
к
в
а
к
ш
А
л
я
г
у
ш
к
А
ж
е
р
л
я
н
к
А
с
а
л
а
м
а
н
д
р
А
2) Игра «Убери лишнее»: обыкновенная квакша, серая жаба, гребенчатый тритон; травяная лягушка остромордая лягушка, жаба- ага; гребенчатый тритон, исполинская саламандра, кольчатая червяга.
3) Какие утверждения верны?
Стр. 189.
5. Домашнее задание:
1) §39, повторить общую характеристику земноводных
2) Устно ответить на вопросы «Проверь себя» со стр. 188.
3) Написать мини-сочинение на тему «Что было бы с Землей если бы исчезли все Земноводные.»
6. Итог урока:
Заключительное слово учителя: Ребята, сегодня вы узнали, сколько заслуг у з/в перед человечеством, но если бы их не было, к ним относиться всё равно нужно бережно. Ведь они, как и мы, часть природы.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ