Конспект урока на тему "Осенние изменения в природе"

Тема: Осенние изменения в природе

Образовательная система «Школа 2100»

Цели: - закрепить и обобщить знания об осенних изменениях в природе;

- закрепить умение отличать признаки осени;

- развивать устную речь, логическое мышление;

- обогащать словарный запас учащихся.

Оборудование : пейзажи осени, морфологические таблицы, музыкальное сопровождение, предметные картинки осенней одежды, овощей, фруктов.

Тип урока: открытие новых знаний.

Урок - исследование

Формы работы учащихся: групповая, в паре, фронтальная.

Технологии, используемые на уроке: технология ТРИЗ, технология развивающего обучения

Составил: Власова Ирина Станиславовна, учитель начальных классов

МБУ СОШ № 47 г.о. Тольятти Самарской области

Ход урока:

  1. Организационный момент

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

(Чтение стихотворений об осени учениками под музыку А. Вивальди «Осень»).

1 уч. Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера …

2 уч. Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят,

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кисти ярко–красные вянущих рябин.

3 уч. Осенние листья по ветру кружат,

Осенние листья в тревоге вопят:

«Все гибнет, все гибнет! Ты черен и гол,

О лес наш родимый, конец твой пришел!»

II. Постановка проблемной ситуации.

В народе говорят: «Осень всех наградит, всё загубит.». Проверить верно ли это высказывание или нет поможет наш урок. Сегодня повторим знания об осенних изменениях в природе, тем самым ответим на вопрос о правильности высказывания.

- Вспомните , как называются осенние месяцы? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)


- Посмотрите на рисунки и скажите, какое по вашему мнению настроение подходит к каждому из осенних месяцев.


  1. Поиск решения проблемной ситуации.

-Ответить на вопрос помогут эти необычные часы.

  1. Осенние изменения в неживой природе.

- Что относится к неживой природе? (Солнце, небо, осадки, горные породы и т.д)

-Заполним таблицу, которая нам расскажет об осенних изменениях в неживой природе.



небо

солнце

день

осадки

серое

не греет

короткий

дождь со снегом




  1. Осенние изменения в жизни растений.

-Изменения в неживой природе влекут изменения в жизни растений.-Представьте, что вы – листочек. Наступила осень. Расскажите о себе «листочки».

Итог: листья желтеют, краснеют и опадают. Некоторые травы погибают, но корни остаются. Деревья сбрасывают листву, но не погибают.

Физминутка

Вышли мышки как-то раз,

Посмотреть, который час.

Раз, два, три, четыре –

Мышки дернули за гири.

Тут раздался страшный звон –

Убежали мышки вон.

(Сделать, как лисички, медвежата)

  1. Осенние изменения в жизни животных

- В жизни животных, рыб, птиц, насекомых происходят изменения.

- Что происходит с насекомыми? (Ищут убежище на зимовку, кто-то погибает)

- Какие изменения в жизни птиц? (Собираются в стаи и улетают в теплые страны. На зимовку прилетают снегири, синички прилетают ближе к жилищу людей)

- Как ведут себя рыбы? (Одни впадают в спячку, карп, сазан, карась; другие ведут то же образ жизни)

- Узнать, какие изменения в жизни диких животных поможет таблица, которую вы заполняете в парах, а затем проверим все вместе на доске.

Свойства

Объект

Толстый мех

Толстый слой жира

Зимняя спячка

Дупло, нора, убежище

Лиса





Волк





Медведь





Белка





Ёж





Заяц





Барсук





4. Осенние изменения в жизни людей.

- Найдите на доске картинки, где изображены люди в осенней одежде. По каким признакам вы определили?

-Действия каких животных мы повторяем? (Заяц, ласка, горностай)

- Что ещё делают люди осенью? (Собирают урожай).

- Действия каких животных мы повторяем? (Ежа, белки, хомяка)

-Отгадайте по двум признакам овощи и фрукты, чей урожай мы собираем осенью.

Закутанная + хрустящая (капуста)

Сахарная + круглая (свекла)

Сладкое + румяное (яблоко)

Красные + сочные (помидоры)

Неумытая + урожайная (картошка)

Золотая + тяжелая (тыква)

Длинная + сладкая (морковь)

Сочный + костлявый (виноград)

-Молодцы!

- А что можно осенью сушить, солить? (Грибы)

- Отгадайте загадки про грибы:

То за гриб стоит на кочке,

В красном бархатном платочке? (Подосиновик)

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу. (Опята)

В роще у березки, повстречались тезки. (Подберезовики)

Зашел мужик в сосняк, нашел слизняк,

Бросить жалко, съесть сыро. (Груздь)

- Отгадайте загадалку: Кое-кто однажды что-то сделал и что-то ему помогло. (Человек осенью заболел и лекарство ему помогло)

- Почему осенью мы можем заболеть? Что нужно делать, чтобы не болеть? (Профилактика заболеваний)

  1. Подведение итогов

- Итак, верно ли высказывание: «Осень всех наградит, всё загубит» ?

(Дети высказывают свои мнения)

_Посмотрите, сколько много вы собрали осенних листочков своими правильными ответами. Тем самым принесли радостное, солнечное настроение в наш уже зимний класс.

- Молодцы!

- Урок окончен. До свидания!





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории окружающий мир:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ