Конспект урока на тему "Поход в лес"
Тема: Поход в лес
Цель: формировать представление о туризме, как средстве активного отдыха, оздоровления организма.
Задачи:
Закрепить знания детей о видах туризма, типах костров, правильном подборе необходимых предметов для похода и правилах поведения на природе.
Учить детей узнавать лекарственные растения, знать их применения для оздоровления.
Развивать монологическую речь через чтение стихов, рассказывание.
Развивать ловкость, координацию, ритмичность движений.
Воспитывать любознательность, ответственное отношение к природе.
Материалы: котелок, рюкзаки на каждого ребенка, веревка, компас, фляжка, кружка, фонарик, термос, травы для чая: мята, ромашка, рюкзаки с кружками для детей, планки для костра, ребристая дорожка для ходьбы, тканевый “ручей”, дуга для подлезания, степ-платформы – “кочки”, карточки-знаки “Что можно делать в лесу и что нельзя”.
Предварительная работа:
Беседа “Кто на чем путешествует”
Знакомство с типами костров – игры “Разложи костер” и “Правила разведения костра”
Разучивание: стихов о предметах, необходимых для похода; песни “У похода есть начало”; танца “Солнца не будет...”; речевки туриста, девиза команды.
Беседа с детьми о правилах поведения в лесу и лекарственных растениях.
Ход занятия
Вводное слово учителя:
- Здравствуйте.
Дети, пусть вас гости не пугают,
Здесь нам стены помогают.
Все, кто здесь сидят - друзья
И бояться их нельзя.
Мы волнуемся, конечно,
День сегодня необычный.
Но урок начать пора,
Всем ни пуха, ни пера.
- Ребята, вы любите отгадывать загадки? Слушайте внимательно мою загадку:
На себе он тяжесть носит,
А устанет – наземь бросит,
По лесам и по полям
Тащит больше, чем весит сам.
учитель: Правильно, это турист ю
- Ребята, кого называют туристами?
- А вы любите путешествовать?
- Скажите, на чем путешествуют люди?
- Виды туризма бывают разные .Сейчас я буду называть виды туризма, а вы, ребята, изображать их движениями.
Туристы-альпинисты;
Туристы-велосипедисты;
Туристы-водники;
Туристы-пешеходы.
- Вы хотите стать настоящими туристами и отправиться в поход?
- А вот что нужно взять с собой в дорогу, какие предметы необходимы в поход, об этом нам расскажут дети и помогут мне собрать рюкзак. (Дети читают стихи о предметах для похода на выбор 5-6 четверостиший).
Котелок в походе нужен
Он с кострами очень дружен
Можно в нем уху варить
Чай душистый кипятить.
Положи в рюкзак с собой
Необходимые продукты:
Бутерброды с колбасой
Овощи и фрукты.
Это фотоаппарат –
Нужная вещица,
Щелкнет раз – и помнит нас.
В походе пригодится!
Чтоб любые два узла
Связывались ловко,
Вся команда бы взяла
Прочные веревки.
Чтоб в пути не заблудиться,
Не отстать от группы вдруг,
Компас точно пригодится
Знать, где север, а где юг.
А чтоб жажду утолить
Надо фляжку положить.
Кружка тоже пригодится
Из ручья воды напиться.
Чтоб облегчить себе путь
Про фонарик не забудь.
Себе дорогу освети,
Не собьешься ты с пути.
От дождя и зноя
Палатка нас укроет.
Мы палатку развернем,
Ловко колышки забьем.
Учитель: Рюкзак готов! Но, ребята, вы знаете, поход без трудностей не обходится. Какими должны быть туристы? (Здоровыми, сильными, дружными)
- Чтобы подготовиться к походу, набраться силы, нужно сделать разминку. (Выполнение упражнений под музыку, стоя в кругу или врассыпную)
- Ну что, ребята, к походу готовы? (Да)!
Учитель:
Ждет нас в гости друг зеленый
Ждут березки, липы, клены,
Травы, птицы и цветы небывалой красоты.
Сосны, ели до небес
Друг зеленый это ... (лес) недостающее слово
- Сегодня мы отправимся в поход в лес.
Итак, первое лесное исследование. Оно называется
“ Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?”
Учитель: Игра «Ассоциации» Какое значение имеет лес для человека?
Дети:
Лес – это наше богатство!
Лес – это зеленый наряд планеты Земля. Там. Где лес – всегда чистый воздух.
Лес – это дом для птиц и зверей.
Лес – бережет реки.
Лес – это кладовая орехов, ягод, грибов.
Учитель: Лес – это праздничный стол. А на нем ягоды, орехи и грибы. Мы пришли в гости к природе, надо хорошо знать, как себя вести в лесу, выполнять определенные правила поведения. Что же это за правила?
Дети:
- Не оставлять мусор в лесу.
- Не ломать ветки и деревья.
- Не разорять птичьи гнезда и муравейники.
- Не разжигать костры, беречь лес от пожара
Учитель: Какие знаки правильного поведения в лесу вы приготовили к сегодняшнему уроку? (Дети вывешивают запрещающие знаки.)
III. Физкультминутка
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крыльями махали
Дружно хлопаем,
Ножками топаем!
Хорошо мы отдохнули.
Ребята, за мной шагом марш! Дети маршируют и говорят слова речевки:
Учитель: 1,2,3,4 Кто шагает с рюкзаком?
Дети: Мы – туристы!
Учитель:Кто со скукой не знаком?
Дети: Мы – туристы!
Учитель: Эй, ребята!
Дети: Тверже шаг.
Учитель: Что турист берет в дорогу?
Дети: Песню, ложку и рюкзак!
Учитель: Кто отстал?
Дети:Не отставай!
Учитель .: Кто устал?
Дети.: Не унывай!
Учитель: Кто идти захочет с нами?
Дети: Нас скорее догоняй!
Учитель: - Вот мы с вами и в лесу. Учитель (на фоне звучания аудиокассеты “Голоса птиц”): Вот мы и в лесу. Остановимся и прислушаемся, присмотритесь: кругом кипит жизнь. Вот муравей тащит соломинку, вот пёстрая птица пролетела и скрылась. А здесь белка рыжим огоньком мелькнула на стволе сосны. Много интересного в лесу! Нужно только уметь смотреть, наблюдать и лес откроет свои тайны.
Присядем на пенечки, полюбуемся природой.
Под звуки леса появляется Дед-краевед.
Дед: Здравствуйте, дети! Я – Дед Краевед. Я изведал все тайны леса. Куда это вы собрались? Уж не в мой ли лес?! Я стою на защите леса и никого не пропускаю.
Учитель: ДедушкаКраеведушка, пропусти нас, наши дети знают правила поведения в лесу.
Дед: А вот я сейчас проверю вас. Кто правильно значение знаков назовет, тот и в лес пройдет. (Дед Краевед раздает знаки).
Дети рассказывают по знакам, что можно делать в лесу, а что нельзя и почему.
- Не оставлять мусор в лесу.
- Не ломать ветки и деревья.
- Не разорять птичьи гнезда и муравейники.
- Не разжигать костры, беречь лес от пожара
Можно
Нельзя
Гулять и любоваться красотой природы
Мусорить
Слушать пение птиц
Ломать кусты и деревья
Правильно собирать грибы и ягоды
Топтать муравейники
Наблюдать за миром природы
Разорять птичьи гнезда
Отдыхать, играть на природе
Забирать животных домой
Купаться, загорать
Рвать редкие растения
Шуметь в лесу
Дед: Молодцы, хорошо знаете правила. Вы настоящие друзья леса. Помните всегда эти правила, и тогда природа будет вам рада! Пропускаю вас в свой лес, полный тайн и чудес. До свидания, друзья!
Учитель: До свидания, Дедушка Краеведушка!
- Ну, а мы отправляемся дальше! Ребята, впереди препятствия, мы должны их преодолеть!
- Скажем наш девиз: “Кто в походы не ходил, тот туристом и не был! Не пугают нас преграды, мы природе очень рады! Ребята, будьте внимательны и осторожны, не отставайте, друг другу помогайте!
Учитель: Однако, с каждым днем, с каждым годом реки и леса все больше нуждаются в защите.
- Какой вред нанес лесам и рекам человек?
- Мои помощники приготовили для нас небольшую инсценировку. Вам предлагается посмотреть ее, а затем ответить на вопрос: “Правильно ли поступали дети?”
Инсценировка “У реки”
Что такое - хорошо и что такое – плохо”
1 ученик:
Эй, ребята
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода, чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
2 ученик:
Мы купались, загорали
Жгли костер, в футбол играли.
3 ученик:
Пили квас, консервы ели,
Хоровые песни пели…
Все: Отдохнули и ушли!
Учитель: Верно ли вели себя отдыхающие? Как должны были поступить дети? (Ответы детей.)
Дети проходят:
по дорожке из “камней”;
через “болото” - прыжки по кочкам;
перепрыгивание через “ручей”;
подлезаниепод “дерево”.
Учитель: Все препятствия преодолели и вышли на поляну . Теперь можно отдохнуть, устроить привал. Снимайте рюкзаки.
Ой, кажется, дождь закапал, но нас плохая погода не пугает.Мы туристы - оптимисты!
Для туриста нет плохой погоды,
Для туриста солнце благодать,
Да и дождь не вызовет тревоги,
Лишь бы по земле ему шагать.
Чтобы нам не унывать, будем танец танцевать!
Танец “Солнца не будет, жди, не жди”.
Учитель: Молодцы, присаживайтесь на полянку. Вот и закончился дождь .
Что нужно сделать, чтобы высушить одежду, согреться? Правильно, разжечь костер). Но для этого надо знать правила разведения костра. Как вы их знаете, я сейчас проверю. Если вы согласны со мной - показывайте вот так (большой палец на обеих руках поднят вверх), если нет, то вот так (руки перекрещены).
Итак, найти старое кострище (правильно);
костер разводит только ребенок (неправильно);
разжечь костер в ветреную погоду (неправильно);
разжечь костер на сухой траве, вблизи хвойных деревьев (неправильно);
снять верхний слой почвы по кругу и сложить в сторону (правильно);
для дров спилить молодое дерево (неправильно);
для костра берут сухие ветки, лежащие на земле (правильно);
сесть очень близко к костру (неправильно);
перед уходом засыпать костер конфетами (неправильно);
перед уходом заливают костер водой, закрывают снятым слоем почвы (правильно).
- А сейчас я вас познакомлю с типами костров. Они бывают (“Шалаш”, “Колодец”, “Таежный”, “Звездный”, “Пушка)- Ребята, давайте разложим два костра. Девочки сложат “колодец”, а мальчики - “шалаш”.
- Костры разложены, присядем возле них и споем песню .
Песня “У похода есть начало”.)
2 исследование – “Реши проблему – найди ответ” (групповая форма работы)
Учитель: Весной и летом радуют глаз пёстрые головки цветов, и все они просятся в букет. Здесь и лиловые колокольчики, и розовая кашка, и белые ромашки с золотой серединкой. И многие, возвращаясь домой, несут охапки увядающих цветов.
- Ребята, надо ли рвать цветы? (Ответы детей.)
- Многие растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их, совсем не жалея. Срывая красивые цветки, мы лишаем их будущих плодов, разрываем цепь питания в природе. Сорванные растения быстро вянут. Лучше любоваться цветами в лесу.
- Сколько погибло бы растений, если каждый из 25 учеников нашего класса сорвал бы хотя бы по 1 цветку?
- Если увидел в лесу маленького ежика, можно ли его брать домой?
- Если увидел мухомор, надо ли его растоптать?
- Если вы пошли в поход ,что надо сделать после того, как отдохнули в лесу и собираетесь домой?
РОЛИК
Вывод: В природе нет ничего лишнего. В ней все взаимосвязано.
III. Физкультминутка
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крыльями махали
Дружно хлопаем,
Ножками топаем!
Хорошо мы отдохнули.
5) 3 исследование – “Лесная аптека”
Девочка в костюме медсестры: Лес – это многоэтажное здание. На каждом этаже свои растения. В лесу растут деревья, кусты, травы. Ребята, иногда в походе происходят неприятности. Какие, например? (укус насекомого, порез, ожог, мозоль). Мы долго гуляли в лесу. Что же делать, если кто-то из нас натер ногу? В лесу своя аптека, которая помогает нам, людям, избавиться от многих болезней. Но особую помощь травы оказывают нам на прогулке, далеко от дома. Врача в лесу нет. Что может помочь в лесу? Да, правильно, лекарственные растения . Назовите их.
Рассказы детей о лекарственных растениях.
Чистотел – сок этой травы ядовит, но его применяют вместо йода для заживления ран.
Подорожник – растет по тропинкам и дорогам, его листья прикладывают к ранкам и царапинам и они быстро заживают.
Лопух – это растение еще называют репейником, его листья помогают при ожогах, укусах насекомых, порезах.
Одуванчик – если разломить стебель одуванчика, то выделится млечный сок, который помогает от укусов насекомых.
Ромашка – листья похожи на веточки укропа, цветы ромашки используют для заваривания чая от простуды.
- Все эти растения помогают людям в лесу, их еще называют зеленой аптекой.
А вот знаете вы их или нет? Отгадайте загадку, найдите ответ и покажите его.
Мальчик ногу поцарапал,
Когда бежал к друзьям,
Но он совсем не плакал,
Он вылечился сам.
На ранку - листик травки, ну а потом
Он ногу осторожно перевязал бинтом.
- Как называется этот “лесной доктор”? (Подорожник.)
- Но есть и сладкие лекарства, их можно съесть целую горсть. Это, конечно же, …? (Ягоды.)
- Обобщим то, что знаете о лекарственных растениях. А для этого ответьте на вопросы и отгадайте кроссворд. (С использованием мультимедийного проектора, один из учеников вбивает ответы.)
1) Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты, от ожогов? (Мох.)
2) Ты поранил ногу в пути. Как облегчить боль? (Приложить подорожник.)
3) Какая болотная ягода заменяет лимон? (Клюква.)
4) Растет в траве Аленка
В красной рубашонке.
Кто ни пройдет –
Всяк поклон кладет. (Земляника.)
5) На розу он похож,
Разве что не так хорош,
Но зато его плоды
Всем пригодны для еды. (Шиповник.)
Вывод: Лекарственные растения – ценное природное богатство, к которому нужно относиться бережно.
6) 4 исследование – “Красная книга”, “Экологический вестник”
Учитель: Что изучает наука “экология”?
Дети: Экология изучает окружающий мир и охрану окружающей среды.
Учитель: Что показалось вам интересным из материалов по экологии?
Дети:
1. Чтобы зацвел ландыш, после того, как семечко попало в землю, надо 10 лет.
2. За последние 100 лет с лица Земли исчезли 150 видов птиц.
3. На одного человека в год приходится 300 кг мусорных отходов.
4. Быстрее всего исчезают крупные животные. Каждые 15 мин исчезает 1 вид.
5. Апельсиновая корка проплавает в воде 6 месяцев, бумага – 3 месяца, а пластиковая бутылка – не разложится никогда. Этот мусор угрожает жизни животных.
Учитель (показывает “Красную книгу”): Эта грустная книга с каждым годом становится всё толще. Многих животных и растений, занесённых в неё, увидеть можно только на картинке.
- Неужели наступит весна без пения птиц, лето – без цветов, а осень без грибов? Эти растения и животные могут навсегда исчезнуть, если мы не будем их охранять. А для этого нужно учиться культурно вести себя в природе.
“Как вести себя в лесу?”
Учитель: Обобщим все, о чем говорили на уроке, прежде чем вернуться в школу. Так какие же правила поведения необходимо соблюдать в лесу?
Игра «Кости»
Дети:
– Не кричать в лесу, не пугать животных и птиц. Они могут оставить свое потомство, которое без материнской заботы погибнет.
– Не рвать цветы. Лесные цветы быстро вянут.
– Не ломать деревья, кусты, от этого они сохнут и погибают.
– Не ловить бабочек, жуков и других животных.
- Не сорить. Убирать за собой мусор. Пожар может возникнуть и от стекляшки.
IV. Рефлексия. Подведение итогов
Учитель: Человек многое может, но и он часть природы. Погубив окружающую природу, он сам не сможет выжить. Подумайте об этом. Вот и закончено наше путешествие. Пора возвращаться в школу. А мы ничего не забыли убрать за собой?
(Дети собирают мусор, оставленный после инсценировки.)
Я вижу, что вы поняли, что природу надо беречь и помогать ей, как другу. Ответьте на мои вопросы.
1. Что такое лес? (Природное сообщество.)
2. Что значит: любить природу? (Охранять ее, относиться к ней бережно.)
3. Что нужно делать, чтобы природа не оскудела? (Сажать деревья, подкармливать птиц.)
4. Так какой же вывод сделаем?
- Помни, что и в лесу, и в поле, и на лугу ты в гостях у природы, у тех, кто здесь живет.
- Чтобы услышать пение птиц, раскрыть новую загадку, полюбоваться красотой природы, выполняй правила поведения в гостях.
- Звери всякие нужны, звери всякие важны. Не трогайте, не обижайте зверей: ни скользкой лягушки, ни ползучего ужа, ни паука в паутине. Каждый из них делает природе полезное дело.
- И надеюсь, что возродится давняя традиция. Когда рождался семье ребенок, родители сажали дерево, о котором заботились всю жизнь. Тогда гораздо больше лесов станет на Земле.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ