Конспект урока на тему "С чего начинается Родина?"











Урок по теме

С чего начинается Родина?

(Модуль «Основы светской этики»)





Выполнила: Яковлева Калиса Николаевна

учитель начальных классов

МБОУ «Кадетская школа №14»

города Чебоксары







Чебоксары

2015


Пояснительная записка

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Начинать этот процесс надо с детства, с самого доступного для детей – изучение истории родных мест, культурного и духовного наследия предков, личности самого ребенка, жизни его семьи, родной природы.

Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье – один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в Законе Российской Федерации «Об образовании».

Знакомясь с биографией своих родителей, бабушек, дети начинают понимать связь времен, преемственность поколений, начинают понимать свою причастность к историческим событиям.

Изучая историю родного края, дети глубже знакомятся с историей своей малой родины, своего Отечества. Очень важно с малых лет прививать навыки бережного отношения к природе родного края, к культурно-историческому наследию предков. Воспитание патриотических чувств следует проводить через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

В своей практике мы часто сталкиваемся со следующими проблемами у школьников:

  • отсутствие доступной информации по истории своего края;

  • отсутствие навыков самостоятельного поиска информации по интересующей теме;

  • неверные представления о значимости родного края в истории страны и каждого человека в отдельности;

  • слабое умение представить окружающим полученные знания.


Введение

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается

с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе.

Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной

стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

Д. С. Лихачев

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми младшего школьного возраста.

Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям — матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам.

Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей школьного возраста. «Родной дом» — сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, — все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине.

Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным селом (городом, с окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю и к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку. Поэтому патриотическое воспитание неотъемлемо связано с ознакомлением окружающего нас мира.

Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребёнка, всех её духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребёнка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

Так как наша школа переименована в кадетскую школу, акцент должен быть на то, чтобы наши воспитанники стремились быть защитником своего Отечества, служить Родине, стать настоящим гражданином, с гордостью смотреть в глаза потомкам. Патриотическое воспитание младших школьников должно стать той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Мы должны создать условия для максимально полного развития и практического воплощения талантов сегодняшних девчонок и мальчишек.

В программе развития моего класса ведущим направлением воспитательной работы является блок патриотического воспитания: это уроки Мужества, классные часы, беседы, коллективные творческие дела, встречи с ветеранами войны и труда, поездки и походы, встречи с библиотекарями и экскурсоводами, знакомство с историческим прошлым малой родины и Отечества, знакомство с традициями и обычаями чувашского и русского народов, встречи с интересными людьми, героями, организация выставок, экскурсии в Национальный музей, музей Воинской славы, проведение родительских собраний, например, «Воспитание гражданина».

Что же такое патриотизм и патриотическое воспитание?

Существует множество понятий патриотизма. Патриотизм – это любовь к Родине, преданность к Отечеству, своему народу, человек готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей Родины. Патриотизм очень сокровенное чувство, находящееся глубоко в душе. О патриотизме судят не по словам, а по делам каждого человека. Патриот не тот, кто сам себя так называет, а тот, которого будут считать таковым другие.

Патриотическое воспитание – это взаимодействие взрослого и ребенка в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирования всех нравственных качеств личности.

Патриотическое воспитание включает в себя комплекс задач:

Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;

Формирования бережного отношения к родной природе и всему живому;

Воспитания уважения к труду людей;

Расширение представлений о России, столице;

Знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;

Развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;

Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.

Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.










Проблема: недостаточный уровень патриотизма и гражданственности у младших школьников.


Цель: выявить педагогические условия формирования патриотизма и гражданственности в курсе ОРКСЭ (через изучение истории родного края и России в целом).


Задачи: 

  1. Обобщить цель и задачи курса ОРКСЭ по формированию патриотизма и гражданственности.

  2. Проанализировать содержание раздела «Россия – наша Родина».

  3. Разработать план – конспект урока по теме « С чего начинается Родина?»


Ожидаемый результат: Готовность учителя к проведению урока по «Основам светской этики» на тему «С чего начинается Родина»


Конечный продукт: Развёрнутый план урока.


Планируемые результаты образования:

Предметные: узнают государственные символы России (флаг, герб, гимн), знают название столицы; понимают чувства других людей и сопереживают им; называют адреса своего проживания, свою этническую принадлежность, членов своей семьи и ближайших родственников; характеризуют Россию как самое большое и многонациональное государство, обязанности каждого члена своей семьи.

Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные: находят в сотрудничестве с учителем и классом несколько вариантов решения учебной задачи.

Познавательные: проводят аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные: передают друзьям необходимую информацию как ориентир для построения действия.


Виды и формы деятельности: фронтальная и эвристическая беседы, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, творческие задания, презентация самостоятельных творческих работ, подготовка творческой беседы с членами семьи.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.


Образовательные ресурсы: стихи о малой и большой родине, сообщения о знаменитых людях и символах России,  презентация (фотографии, фильм, музыкальная запись гимна и  т. д.), фотографии города Чебоксары,  символы Российской Федерации и Чувашской Республики.













Основная часть

Урок по теме «С чего начинается Родина?»

(Модуль «Основы светской этики»)

  1. Организационный момент.

Учитель: Добрый день! Встаньте, пожалуйста! Возьмитесь за руки.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Знаем мы: и ты, и я –

Вместе – дружная семья!

Учитель: Ребята, мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность. Хотите начать работать прямо сейчас?

Ученики: Да!

Учитель: Садитесь, пожалуйста. Прочитайте запись на доске:


«Самый распространенный вид гордости – национальная гордость».

Артур Шопенгауэр


2. Фронтальная беседа

Учитель: Разгадайте ребус

Учитель: Какое слово здесь зашифровано?

Ученик: Родина.

Учитель: Мы поговорим о том, что такое Родина, за что надо любить и беречь свою Родину.

Ответьте на вопрос: с чего начинается Родина?

Ученик 1:  С чего начинается Родина?

С заветной скамьи у ворот,

С той самой берёзки, что во поле,

Под ветром склоняясь, растёт. ( В.Баснер)


Ученик 2:А может она начинается

С весенней запевки скворца

И с этой дороги просёлочной,

Которой не видно конца. (В.Баснер)

Прослушивание песни на слова В.Баснера, муз.М.Матусовского.

3.Беседа

Учитель: 

- Что такое Родина?

Учитель: Слово Родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово род означает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Роденъ (Родня). Он был посвящён богу Роду.

Учитель: Почему говорят, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому?  (ответы детей)

4.Работа по теме урока. Эвристическая беседа. Презентация творческих самостоятельных работ учащихся.

Учитель:  Послушайте внимательно стихотворение, которое называется:

Мой добрый дом

Уютно в доме и тепло,                                   Весь день к соседям в гости ходим,

В нём много радости и шума,                       Давно мы с ними дружбу водим,

Он не умеет быть угрюмым –                       Улыбки, шутки дарим им –

Мне с нашим домом повезло.                        Гордимся домом мы своим!

По воскресеньям на площадках                    Но понедельник наступает,

Туда-сюда жильцы снуют,                             И шумный дом наш замирает.

Одни – выходят на зарядку,                           У всех забот полным-полно,

Другие – песенки поют.                                  Но не грустит дом всё равно.

Играют папы вместе с нами,                          В нём наши бабушки и деды

А мамы пироги пекут                                      Для внуков стряпают обеды,

И угощают нас тортами –                                Квартиры моют, чистят что-то,

Все  в доме воскресенья ждут.                        В нём каждый день кипит работа.

(А.Лопатина, М.Скребцова)

Учитель: 

- Что вы чувствуете, когда возвращаетесь домой?

Общаетесь ли вы с соседями?

- Как вы думаете, что радует, а что огорчает ваш дом?

Презентации подготовленных учеников «Моя семья», рисунки на тему «Семья»

Учитель: Итак, с чего начинается Родина?

Учитель:  Наш дом, семья, родные – это наша малая Родина. Для кого-то малая родина – небольшой посёлок или деревушка, для других – городская улица или зелёный дворик с качелями, песочницей и деревянной горкой. Словом, малая  родина у каждого своя!

Моя, потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…
Малая, потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.
Родина, потому что здесь живут родные моему сердцу люди.
Что же такое для человека Родина? Что он считает своей родиной: страну, в которой живет; дом, где родился; березку у родного порога; место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место.

Родина начинается с того, что ты вдруг понимаешь: Россия не проживёт без тебя, а ты не проживёшь без неё. Она нужна тебе, а ты нужен ей – вот и весь секрет. И никакая другая страна её не заменит, потому что Россия тебе родная, а все остальные – чужбина, пусть даже и самая распрекрасная, с вечнозелёными пальмами и разноцветными орхидеями. Там ты не нужен, там проживут и без тебя, а вот здесь, где твоя Родина – тебя всегда ждут, понимают и любят.
Родина – это земля, государство, где человек рождается.
5. Конкурс на знание однокоренных слов «Родня».
Предлагается назвать как можно больше слов с корнем «род».
(Варианты: родить, родители, родич, родня, родственники, родословная, народ, народность, родник, родной и др.)

Словарная работа:

Родители– отец и мать, у которых рождаются дети.

Родич – родственник, член рода.

Родня – родственники.

Родословная – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей

родословной, изучают её
Народ – нация, жители страны.

Учитель: А мы с вами, что можем назвать малой Родиной?

Ученик: Наш город -  Чебоксары, наш регион – Чувашская Республика.

6. Творческие выступления групп. Работа с символикой города и республики.

1 группа: День государственных символов Чувашской Республики отмечается 29 апреля. Каждый народ создает и почитает собственную национально-государственную символику. Символика государства это, как и любой памятник, национальное достояние, достояние отечественной культуры. В каждом элементе государственной символики заложен глубочайший смысл.

2 группа: Автором Государственного герба и Государственного флага Чувашской Республики является Элли Михайлович Юрьев. Государственный герб Чувашской Республики представляет собой золотой окаймленный вырезной (германской формы) щит, пересеченный на желтое (вверху) и пурпуровое (внизу) поля, с находящейся в центре щита пурпуровой древнечувашской эмблемой - "Древо Жизни". Щит, обрамленный пурпуровой, подложенной золотом девизной лентой с надписью золотыми буквами "Чаваш Республики - Чувашская Республика", завершающейся стилизованным золотом изображением листьев и шишек хмеля, венчает золотая, окаймленная пурпуром,эмблема "Три солнца".

3 группа: Государственный флаг Чувашской Республики представляет собой прямоугольное полотнище с отношением сторон 5:8, пересеченное на желтое (вверху) и пурпуровое (внизу) поля, с находящимися в центре флага пурпуровыми древнечувашскими эмблемами - "Древо Жизни" и "Три Солнца". Цвета государственного флага - желтый (золото) и пурпуровый (сандалово- красный) - традиционные цвета чувашского народа. Желтый (сара) цвет в чувашском фольклоре наделен понятием самого красивого цвета, олицетворяющего все самое прекрасное и светлое. Золото в геральдическом толковании - богатство, справедливость, милосердие, великодушие, постоянство, сила, верность. Пурпуровый цвет - один из самых распространенных у чувашей цветов, которым выполнялись основные элементы народного орнамента. Пурпур в геральдическом толковании - достоинство, могущество, мужество, сила. Верхнее желтое поле, составляющее 4/5 части высоты флага, обозначает пространство под солнцем, населяемое народом Чувашской Республики. Нижнее пурпуровое поле, составляющее 1/5 часть высоты флага, обозначает Чувашскую землю.

4 группа: Государственный гимн Чувашской Республики был написан Германом Степановичем Лебедевым на слова Ильи Семёновича Семёнова (Тукташа)

(прослушивание)

Учитель: Ребята, встаньте, пожалуйста.

Государственный гимн Чувашской Республики

Когда весны высокий свод

Лучи живые щедро льёт, -

На добрый лад судьбу верша,

О крае родном поёт душа.

Припев: Поклон тебе, о Родина,

Красавица на все времена.

Поклон тебе, о Родина,

Да славится Родная страна!

Отцам на смену выйдя в путь,

Ты, юность, им опорой будь.

На добрый лад судьбу верша,

О жизни большой поёт душа.

Припев.

Народ народу – друг и брат,

Отныне и чуваш крылат,

На добрый лад судьбу верша,

О силе людской поёт душа.

( сл.И.Тукташа, муз.Г.Лебедева)

5 группа:  В нашем городе жили и живут многие знаменитые люди. Ещё их называют почётными жителями республики.

Выступления учащихся: А.Г.Николаев - лётчик – космонавт. Почётный гражданин Чувашской Республики и города Чебоксары (1962)

Елена Николаева - легкоатлетка, специалист по спортивной ходьбе. Звание присвоено 27 мая 1997 года.

ВарнаваМитрополит Чебоксарский и Чувашский. Звание присвоено 29 декабря 2005 года.

Морис Николаевич Яклашкин — руководитель и главный дирижер Чувашской государственной академической симфонической капеллы. Звание присвоено 14 августа 2008 года.

Учитель: 

- Вы любите свою малую Родину?

- Когда вы уезжаете на время в другой город, скучаете ли по своему родному месту?

7. Релаксация. Упражнение «Моя Родина».

Инструкция: «Закрой глаза, расслабься и войди в своё внутреннее пространство. Задай себе один лишь вопрос: «Что для меня Родина?». Может быть, это твоя мама, вспомни тепло и ласку её рук. Может,  это дом родной или улица, где ты знаешь каждый уголок. А может быть, это старый фотоальбом твоей бабушки, хранящий старые фотографии твоих родственников. А может быть,  это сад, где играл ты со своими друзьями. Или что-то ещё…

Открой глаза и ответь на вопрос: что такое для меня Родина».

Беседа по вопросам:

1.      Что ты видел?

2.     Какие ощущения испытал?

3.     Что такое Родина в твоём понимании?

- Почему вы любите свою малую Родину, за что вы ей можете быть благодарны?

8. Работа в группах.

 Учитель: Придумайте ласковое имя для своей малой Родины. Запишите на листочках, затем зачитаете.

Игра «Мои  ассоциации».

Цель: развитие ассоциативного мышления.

А  теперь давайте немного поиграем, я буду называть слово, и каждый из вас скажет, с  чем ассоциируется это слово.

Пример: Родина, Чебоксары, Волга, Кремль, матрёшки, Москва, берёза, масленица и т.д.

Учитель:  Кроме малой Родины у каждого человека есть и большая Родина.

- Как называется наша большая Родина?

Ученик:    Россия

Учитель: Задумывались ли вы, откуда появилось такое название – «Россия»?  

Об этом нам поведают рассказ ребята.

Ученик 3:  В стародавние времена её называли Русью. Слово «Русь», как полагают некоторые учёные, произошло от слова «русло» - углубление, по которому течёт река.

Ученик 4:  Русь – страна рек и озёр. Русь – светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских называют ещё россами, а страну, где они живут, - Россией.

Ученик 5:  За ясные зори, умытые росами,                      

За русое поле с колосьями рослыми,              

За реки разливные в пламени синем                

Тебя по-славянски назвали Россия.   (Анатолий Лёвушкин)    

Учитель:  Скажите, что, по-вашему, объединяет нас всех, присутствующих в классе и всех живущих людей в нашей стране?

Дети: Все мы – россияне!  

Учитель: Произнесите слово Родина вслух, и вы почувствуете в его звучании свет, раздолье, простор, одухотворённость…

9.Работа с репродукциями картин.

Учитель: Попробуйте подобрать прилагательные к слову “Родина”. Какая она для Вас? Какой вы её видите?

(карта России) Россия протянулась от западных границ до тихоокеанского побережья более чем на 10 тысяч километров. Россия – самая большая страна в мире. Проживают представители более 100 национальностей. Среди религиозных конфессий самой многочисленной является православная. Многие верующие исповедуют ислам, буддизм, католицизм, иудаизм, протестантизм.

Учитель: Начинается Родина с памяти,
С почитанья истоков своих,
С герба, гимна, Российского знамени,
С уваженья заветов святых. (В.Орлов)

 10.Работа с символикой страны.

Учитель: Все вы, конечно, знаете, что каждое государство имеет свои символы. – Какие это символы?

Ученик:  Флаг – это официальный символ государственной власти, который олицетворяет суверенитет и территориальную целостность государства.

Работа в парах.

 Учитель: Раскрасьте флаг Российской Федерации.

(Работы ребят крепятся на доске)

Учитель: Проверьте, правильно ли вы раскрасили флаг России. Что обозначают цвета флага?

Ученик: Белый – означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу. Бело-синему флагу России уже более 300 лет.

Ученик: Герб представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном поле. Двуглавый орёл – символ вечности России, символ сохранения в русском народе православной веры. Две головы напоминают об исторической необходимости для России обороны от запада до востока. Три короны над ними, скреплённые единой лентой, символизируют кровное братство и единую историю трёх восточнославянских народов – русских, украинцев и белорусов. Скипетр и держава в когтях орла – образное выражение незыблемости государственных устоев нашего Отечества.

У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад, на восток.
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый
Он России дух свободный. ( В.Степанов)

Он появился более 500 лет назад – в 1497 году. Впервые его ввёл царь Иван Васильевич – князь всея Руси. Это был герб Московского государства, Российской империи, а теперь это герб Российской Федерации. Внутри Российского герба – герб Москвы.

Учитель:

- Что такое гимн?

Ученик: Гимн – это торжественная песня, которую слушают и исполняют стоя. Песня, в которой отражены народная любовь и патриотизм. Слова гимна отражают историю страны. Сочинил музыку к гимну А. Александров, написал слова С. Михалков.

(Звучит фрагмент гимна РФ, дети слушают стоя)

Учитель:

- Как вы думаете, какое растение, по- вашему мнению, является неофициальным символом нашей Родины?  

Ученик:  Русская берёзка – неофициальный символ нашей Родины. Берёзу милую, родную русские люди издавна считают символом России. Берёза воспета в поэзии и прозе, музыке и живописи.

Учитель: Может, кто-нибудь из вас знает стихотворения, посвящённые русской берёзке?

11. Чтение стихотворений.

12.Закрепление материала.

Учитель: Мы любовно называем нашу страну Родиной, потому что родились и живём в ней. Мы уважительно называем нашу страну отечеством, потому что наши отцы, деды, прадеды работали и защищали свою землю, чтобы сохранить Россию для следующих поколений. Наши предки именовали своё Отечество Святой Русью. Это не значит, что всё в ней было свято, - это значит, что она стремилась к святости. Это идеал русского народа.

Мир – бесконечен и многообразен. Мир, который оставили нам наши предки – называется миром культуры. Россия – страна с богатой культурой. Некоторые архитектурные и историко-культурные памятники на её территории внесены в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Культура – это духовные и материальные ценности, созданные человеком на протяжении всей его истории.

Культура – всё, что создал человек. Культура – это не то, что было в прошлом. Что создавал кто-то до тебя: это то, к чему причастен каждый. Как формируется культура? Каждый человек в своей жизни совершает поступки, создаёт какие-то вещи, пишет сочинения, письма, книги…

Всё это остаётся в человеческой памяти. Всегда нужно помнить, что каждый из нас вносит что-то в культуру своей страны.

Культура родилась из культа. Слово культ означает благоговение перед Богом, богопочитание, поклонение и служение Богу, создавшему мир и человека. Истоки русской культуры – в православной религии. Православие – это русский перевод греческого слова (прямой, правильный). Культура даёт человеку знание о духовных ценностях. В духовном мире есть свои дороги. Они называются традициями. Культурные традиции – это богатство нашей многонациональной страны.

Культура – это не только область художества и эстетики. Культура помогает нам хранить всё прекрасное, разумное, доброе и вечное.

Культуре нужна наша помощь!
Тебе Бог дал своё призванье,
Тебе он светлый дал удел,
Хранить для мира достояние
Высоких жертв и чистых дел!

Мы должны уважительно и бережно относится к каждой традиции. Мы все разные, но мы все вместе живём, трудимся, учимся и гордимся своей Родиной.

13. Игровые моменты.

1)Упражнение «Подумаем о Родине».

Учитель: 

- Как нужно заботиться о родине?

- Послушайте высказывания о том, в каком случае человек заботится о своей родине, а в каком – нет?  Если вы согласны, то хлопаете в ладоши, если нет – покачиваете головой в стороны.

- человек вернулся из леса с букетом ландышей;

- сажает возле дома деревья;

- моет машину в реке;

- отвёз старую, сломанную машину на специальную свалку;

- выбросил мусор в канаву возле дома;

- после отдыха в лесу вывез весь мусор на свалку;

- возле дома посадил цветы;

- подошёл к дереву и сломал ветку.

2) Мнение «Для любимой Родины».

Учитель: - О любви к родине люди сложили немало мудрых пословиц.

- Прочитайте одну из них.    

«Родина краше солнца, дороже золота».

Учитель: - Как вы понимаете её?

- С чем ещё можно сравнить Родину? (Краше звезды, радуги, дороже денег и т.д.)

Одна у человека мать, одна у него и Родина”.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей”.

Как понимаете смысл данных пословиц?

3) Игра. Соедините начало и конец.
Родной край – (сердцу рай)
Нет в мире краше (Родины нашей)
Родина – мать, (чужбина – мачеха)
Одна у человека мать, (одна у него и родина)
Родная земля (и в горсти мила)
Народы нашей страны (дружбой сильны)
Если дружба велика, (будет Родина крепка)
Всякому мила (своя сторона)

14. Итог урока

- Мне хочется в память о нашей сегодняшней встрече подарить заповеди, которые вам нужно запомнить и следовать в своей жизни всегда:

  1. Любовь к родине начинается с любви к своей семье, к своему дому и двору.

2.Каждый человек в ответе за место, в котором он живёт.

3.Каждый человек должен стремиться сохранить красоту своей Родины.

Ученики:
Берегите Россию!
Нет России другой.
Берегите её тишину и покой.
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе.
Берегите Россию!
Без неё нам не жить
Берегите её,
Чтобы вечно в ней жить
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой,
Берегите Россию!
Нет России другой.
(Слова Е.Синициной, Музыка М.Андриахина)

15.Рефлексия

- Ну а теперь выскажите своё мнение или впечатление о сегодняшнем занятии.

16. Домашнее задание.

  1. Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций, принятых в вашей семье.

  2. Расскажите, какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи.

  3. Нарисовать рисунок на тему “Родина, – какая ты!”

Заключение

Выдающийся русский религиозный философ Ильин сказал: «Никто не может указать человеку его Родину... Патриотизм есть состояние духовное, и поэтому он может возникнуть только самостоятельно... Всякое извне идущее предписание может только помешать этому опыту или привести к злосчастной симуляции. Нельзя любить по принуждению или по чужой указке»

      Решая проблему патриотического воспитания, учитель, на мой взгляд, должен ставить перед собой вполне конкретные цели:

–  воспитывать интерес к прошлому через изучение быта, культуры людей разных эпох;

–   дать детям возможность увидеть саму Россию: ее природу, достопримечательности;

- организовывать участие ребят в решении общественных проблем (на возможном для школьников уровне)

–   формировать гражданскую позицию-понимание связи с людьми, живущими в обществе;

формировать умение противостоять нетерпимости.

Огромную важность приобретают вопросы патриотического воспитания через изучение своей малой родины. Малая Родина ребенка – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного села, его исторические и культурные центры, предприятия, работающие на территории сельской
администрации и, конечно, это люди, гордость и слава родного села.
Изучение родного края необходимо, так как закладываются основные
качества личности. «Мира не узнаешь, не зная края своего!» Уяснить неразрывную связь, единство истории своего края, семьи, школы с жизнью нашей страны; воспитать детей гражданами своей Родины, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции, обычаи своей родной земли, школы. Учащиеся должны знать о том, что значит Малая родина, с чего начинается биография человека, историческая память в отношении к своей Малой Родине, почему она важна для человека, в чем должна проявляться ответственность перед Малой Родиной сегодня и в будущем, что значит думать и переживать за судьбу Малой Родины.

  Работа направлена на формирование у учащихся чувства патриотизма и любви к своей малой Родине, формирует уважение к историческому прошлому, знакомит учащихся с событиями этого периода. Способствует расширению кругозора учащихся, повышению интереса к отечественной истории, развивает творческое художественно-образное мышление.

Проведение данного мероприятия имеет методическую, теоретическую и практическую значимость, и могут использоваться не только в учебном процессе, но и для представления широкой аудитории.



















Список литературы

  1. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе.  М.: Аркти, 2006.

  2. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. // Директор школы. – 1995. - №6.

  3. Конышева Н.М. Художественно-конструкторская деятельность (Основы дизайнообразования). – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2003.

  4. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. –  М., 2005.

  5. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2000., №4.

  6. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта метод. работы. Дайджест журнала “Методист”./ Сост. Пахомова. Науч. Ред. Э.М.Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004.

  7. Ступницкая М.А. Что такое проект? Москва: Первое сентября, 2012.

  8. Кондратьева Е.П. Проекты – 4:ФГОС НОО: первые шаги реализации. Учебно – методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации учителей.- Чебоксары, 2014.- 60с.














Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории окружающий мир:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ