Конспект урока на тему "Водоёмы родного края"


Конспект занятия

"Водоёмы родного края"


Учитель начальных классов

МАОУ СОШ №37 Чернышева Н.Ю.


Цели:

- Сформировать представления учащихся о поверхности и водоёмах родного края. Учить работать с картой. Познакомить со значением водоёмов в природе и жизни человека и их охраной.

- Развивать познавательный интерес учащихся, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы, рассуждать. Развивать речь учащихся, психические процессы: память, внимание, мышление, восприятие.

- Воспитывать любовь к родному краю.



Оборудование:

глобус, « Физическая карта Челябинской области», рисунки детей

« Поверхность родного края», фотографии «Формы земной поверхности родного края», «Животный мир пещер», «Капля», загадки о водоёмах, карточки: водоёмы, естественные, искусственные, река, море, океан, пруд, озеро, ручей, родник, болото, канал, водохранилище; синие фишки, «Реки нашего района», контурные карты у каждого ученика, DVD «Разлив реки в 2014 году», слайды «Реки Челябинской обл.», ручки, цветные карандаши (красный, синий), «Административная карта Челябинской области».



1. П.К.Мезенцев. « Загадочный мир названий», Челябинск, 1998.

2. Е.В.Григорьева. «Природа Южного Урала», Челябинск, 2002.






















Ход урока

I. Организация класса.

Упражнение для глаз: посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, прямо.

II. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня мы продолжим знакомство с природой родного края.

Слайд 1. «Наш край»

III. Проверка знаний и умений.

(Работа с глобусом)

- Как называется наша планета?

- На каком материке мы живём?

- В какой стране мы живём?

- Как называется столица нашего государства?

- В каком крае мы живём?

- Где находится Южный Урал?

- Где находятся Уральские горы? (между Восточно-Европейской холмистой и Западно-Сибирской плоской равнинами)


(Работа с «Административной картой Челябинской области»)

- В какой области мы живём?

- В каком городе находится областной центр?

- Где находится город Челябинск на карте области? (северо-восток)

- На сколько км протянулась Челябинская область с севера на юг? (490 км)

- С запада на восток? (400 км)

- Какую площадь занимает Челябинская область? (88.000 кв. км)

- Чему равна общая протяжённость границ области? (2850 км)

- С какими другими областями, странами и республиками граничит Челябинская область? (на севере – Свердловская область, на северо-востоке – Курганская область, на юго-востоке – Казахстан, на юго-западе – Оренбургская область, на западе – республика Башкортостан)

- На что похожа по форме Челябинская область? (на крестовину)

- Где находится наш родной город?


(Работа с «Физической картой Челябинской области»)

- В какой природной зоне находится Челябинская область? (лесная зона)

- Какой тип леса в Челябинской области? (смешанные леса)

- Почему вы так думаете?

- В каком тепловом поясе лежит Челябинская область? (умеренном)

- Что характерно для этого пояса?

- Какая форма земной поверхности в Челябинской области? (на востоке – Западно-Сибирская плоская равнина, в центре – Зауральская холмистая равнина, на западе – горы Южного и Среднего Урала)

- Какая форма земной поверхности на территории нашего района?

- Это горы разной высоты с крутыми и пологими склонами. Уральские горы называют каменным поясом России. Наши горы очень старые.


Выставка рисунков детей

- На своих рисунках вы изобразили, как выглядит поверхность нашего края.

Что вы нарисовали? (горы, скалы, пещеры)


Выставка фотографий «Формы земной поверхности родного края», сделанных учеником нашего класса.


Беседа об охране земной поверхности края.

- Мы говорим о том, что нужно охранять растения, животных. А поверхность края? Разве ей что-нибудь угрожает? Как охранять поверхность? (ответы детей)

- Что такое овраг? Как образуются овраги? Как с ними бороться?

- Что такое террикон? Как он образуется? Чем он вреден? Как с ним надо бороться? Рассказать о карьерах.


Беседа о « пещерном рае »

- Склоны Уральских гор сложены в основном из известняков, которые легко размываются водой, образуя воронки, глубокие ущелья, подземные пещеры. В Челябинской области более 200 пещер. Ашинский район называют «пещерным раем». Как вы думаете, почему? В нём 45 пещер. Почти на каждом шагу встречаются пещеры на реке Сим.

- А пещеры надо охранять?

- Пещеры тоже надо охранять! Это тоже памятники природы.


IV. Изучение нового материала.


Слайд « В пещерах »

- В пещерах темно, холодно, всюду вода. Кажется, что ты попал в заколдованный замок. Интересно рассматривать причудливые фигуры, похожие на сказочных чудовищ, любоваться хрустальными трубочками сталактитов (каменная сосулька, а под ней столбик – сталагмит). А ведь всю эту подземную красоту создали маленькие капельки воды. Такие как эта.


Слайд « Капля »

-Посмотрите на глобус, на карту. Скажите, каким цветом обозначена на них вода? Раскрутим глобус. Каким цветом стала наша планета теперь? Почему? На Земле много воды, 2/3 земной поверхности занимает вода. Космонавты с любовью называют Землю «Голубая планета».

- Где находится вода? (в водоёмах)


Загадки о водоёмах:

- Отгадайте, о каких водоёмах идёт речь.

1) Чуть дрожит на ветерке

Лента на просторе,

Узкий кончик в роднике,

А широкий - в море. (Река)


2) Кругом вода, а с питьём беда. (Море)


3) Все обходят это место:

Здесь земля, как будто тесто,

Здесь осока, кочки, мхи…

Нет опоры для ноги. (Болото)


4) В голубеньких рубашках

Бегут по дну овражка. (Ручьи)


5) Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый – это…(Океаны)


- Какие ещё водоёмы вы знаете?


1. Игра. (Работа с карточками)

- На какие 2 группы можно разделить все водоёмы по их происхождению?

Цель работы: Распределить карточки с названиями водоёмов по их происхождению. Дети по очереди выбегают к доске и прикрепляют карточки.)



ВОДОЁМЫ


ЕСТЕСТВЕННЫЕ ИСКУСТВЕННЫЕ


река пруд

озеро канал

ручей водохранилище

море

океан

родник

болото



- Какие искусственные водоёмы есть в нашей местности?

- Какие естественные водоёмы есть в нашей местности?

Работа по «Физической карте Челябинской области»

- Много в нашей местности водоёмов, но сегодня мы будем изучать главный естественный водоём, который находится в нашем городе.

Слайд « Река Ай »

- На берегу какой реки находится наш город? Знаете ли вы, откуда она берёт своё начало и куда впадает? (выходит один ученик и пытается показать реку Ай)

- Как правильно надо показывать реки на карте? (от истока к устью)

- У рек есть притоки. Назовите и покажите левые и правые притоки.

- Как их определить?

Вывод: Река Ай берёт начало из болота Клюквенное, расположенного на стыке хребтов Уреньга и Аваляк Южного Урала, в 2 км к юго-западу от кордона Южный и в 70 км к Юго-Западу от города Златоуст.



Практическая работа по контурным картам Челябинской области.

Слайд «Физическая и контурная карты Челябинской области»

(У детей контурные карты и цветные карандаши: красный и синий).

Цель: Обследуем местные речки и нанесём их на контурные карты.

1). Обведём контур нашего района красным карандашом.

2). Обозначим крупные населённые пункты района - города

3). Обозначим реку Ай на карте.

- Где она начинается, её исток?

- Куда впадает?

4). Какие ещё реки протекают в нашем районе?

Они впадают в реку Ай, это её притоки. Обозначим их на карте.

5). Какие ещё реки вы знаете?

Карточка – опора: Реки нашего района

6). Самопроверка (сверка со слайдом)

- Какие реки впадают в реку Ай? Обозначьте на карточке фишками.


Физкультминутка.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп. Немножко отдохнём.

И домой пешком пойдём.

Беседа о реке Ай.

- Все реки, протекающие через наш район, берут своё начало в горах из подземных родников. Поэтому вода в них холодная.

- А какое течение у нашей реки Ай ?

- Как река изменяется в разные времена года?


Слайды и DVD «Разлив реки 2014 года».

- Повторим правила безопасности на реке.

V. Работа в тетради

Самостоятельная работа №1.

Цель. Выяснить, какое значение имеют водоёмы.

Вывод: Какое значение имеет река Ай для нас?

- Как люди используют её?


Беседа об охране водоёмов.

- Мы живём в зелёном царстве гор, лесов и быстрых рек. Если посмотреть на карту Челябинской области, то кажется, что воды у нас вполне достаточно. На самом деле водные запасы края невелики. Кроме того, промышленное загрязнение приводит к тому, что вода становится непригодной для питья, если её не очищать. Сильному загрязнению подвергаются многие реки Челябинской области: Урал, Миасс, Ай, Теча. Кроме того, река Теча заражена радиоактивными отходами. В крупных городах – Челябинске, Миассе, Златоусте и других населённых пунктах вода часто поступает по графику, в сельской местности питьевую воду развозят в цистернах. Воду надо беречь!

Самостоятельная работа №2.

Цель. Выяснить, как надо охранять водоёмы.

- Работа в тетради.

(Цель. Указать стрелками, что попадает в водоёмы.)

- Взаимопроверка.

Вывод. Какие экологические проблемы и что надо делать, чтобы их избежать? (Не рубить деревья около водоёмов, расчищать родники и ручьи, бороться с браконьерством, беречь питьевую воду.)


Физкультминутка.

Утром стрекоза проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – полетела.

У реки остановилась,

Над водою закружилась.

VI. Закрепление изученного.

1. Игра «Кто больше и быстрее вспомнит!»

Правила поведения у водоёмов.

(Работа в парах)

Проверка: Слайд «Знаки»

Учитель показывает на слайде знаки, а дети говорят, что они обозначают и отмечают на своих листочках названный знак)

- Какие ещё правила поведения у водоёмов вы знаете?


2. Просмотр слайдов «Водоёмы нашего края».

Цель. Составить предложения о родном крае.

VII. Итог урока.

Слайд.

«Познавайте свою страну, свой край…, свою горушку или речонку! Пусть малы они – ведь из малого вырастает великое! (академик А.Ферсман).

- Очень надеюсь, что когда вы вырастите, то постараетесь сделать всё, чтобы наш родной край стал ещё краше, и не было бы таких мест, которые вызовут в душе боль и обиду. Быть хозяином своего края можно только хорошо зная свой край и бережно относиться к его природе.

VIII. Рекомендуемая литература.

1). П.К.Мезенцев. «Загадочный мир названий» - топонимический словарь.

2). Е.В.Григорьева. «Природа Южного Урала».

IX. Инструктаж домашнего задания.

- Чтение доп. литературы о водоемах нашего края

- Изготовить модель из пластилина «Значение водоёмов в природе и жизни людей».

X. Оценки за работу на уроке.

XI. Резерв.

Вопросы.

  1. Перечислите водоёмы нашего края.

  2. Как называется река, на которой находится наш город?

  3. Расскажите о ней по плану:

- Где находится исток реки?

- Какое у неё течение: быстрое или медленное?

- Крутые или пологие берега имеет река?

- Есть ли у реки притоки? Какие?

- В какую реку впадает?

- Где находится устье реки?

- Когда на реке наблюдается ледостав и ледоход?

- Какое значение имеет река в жизни растений и животных?

- Как люди используют воду из нашей реки?

- Как люди должны охранять водоём?










Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории окружающий мир:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ