Конспект урока окружающего мира «Путешествие на Марс»

Коммунальное государственное казенное предприятие

«Ясли - сад «БЕРЕЗКА»













Конспект урока окружающего мира

«Путешествие на Марс»



подготовила

воспитатель

Сафронова Марина Николаевна






п. Шахан

2013


Цель. Расширить представление о космосе, космодроме и профессии космонавта.

Задачи.

Закрепить знания детей о разнообразии небесных тел, их названиях и расположении в космосе.

Упражнять детей в словообразовании существительных во множественном числе, в родительном падеже.

Активизировать употребление распространённых предложений.

Продолжить ориентировку в пространстве.

Повторить с детьми оппозиционные слоги, выделяя ударные.

Развивать артикуляционный аппарат, дыхательную струю, художественно – творческое мышление, воображение, эмпатию.

Воспитывать у детей уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса; навыки взаимовыручки и взаимопомощи.

Словарная работа: планета, Марс, Юпитер, Венера, Земля, Сатурн, комета, млечный путь, скафандр, эксперимент.

Билингвальный компонент: солнце - күн, земля – жер, космонавт – ғарышкер, сильный -күшті , любознательный - бiлiмпас, дисциплинированный -тәртiптi , смелый - батыл, ответственный - жауапты, решительный - тапкыр , выносливый - төзiмдi, находчивый – алғыр, умный – ақылды.


Ход.

Звездочёт: «Здравствуйте, ребята, я Звездочёт. Меня так назвали, потому что в детстве мне очень нравилось считать звезды и очень хотелось к ним полететь. Я вырос и решил построить самый загадочный объект – космодром. Вы наверняка не знаете, что это такое, потому что эта информация засекречена!»

Дети: «Знаем! Это место, откуда отправляются и куда прибывают космические корабли».

Звездочёт: «Тогда вы наверняка знаете, на какие планеты нашей солнечной системы они отправляются!»

(Дети называют планеты).

По порядку все планеты,
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета,
Под названием Плутон.


- Планеты находятся очень далеко от Земли. Чтобы до них добраться, нужен быстроходный космический корабль. Сегодня я отправляюсь в далекую межпланетную экспедицию, потому что я получил сигнал с Марса о помощи.

Воспитатель: «Звездочёт, а можно и мы отправимся с тобой?»

Звездочёт: «Хорошо, но вы должны пройти специальный курс в школе юных космонавтов».

Чтоб ракетой управлять

Нужно смелым, умным стать.

Слабых в космос не берут

Ведь полёт - нелёгкий труд



- Приглашаю всех девочек и мальчиков в школу юных космонавтов.

1. Космическая викторина. (Видео – обращение космонавтов)

1. Солнце - звезда или планета? (Звезда, Звездочёт открывает панно со звёздами под номером 1).

2. За сколько времени Земля совершает оборот вокруг Солнца? (За 1 год)

3.  Сколько планет движется вокруг Солнца? (9)

4. На какой планете Солнечной системы есть жизнь? (На земле)

5. Как зовут первого космонавта? (Ю.А.Гагарин)

6. Назовите первую женщину, полетевшую в космос? ( Валентина Терешкова).

7. Каких казахстанских космонавтов вы знаете? (Токта́р Аубаки́ров, Талга́т Мусаба́ев)

8.Какое животное первое полетело в космос? (Собака).

9. Как называется спутник Земли? (Луна)

10. Как называется одежда космонавтов? (Скафандр).

11.Чем космонавты занимаются на орбите корабля? (Космонавт – это исследователь. Каждый день на орбите – это экспериментальная работа в космической лаборатории).

12. Ты хотел бы стать космонавтом? Почему?

2. Игра «Определи путь корабля» (на полу).

Звездочёт: «Каждый космонавт учится определять путь корабля по специальной звездной карте. (Показывает на пол). Каждая клеточка на ней – это один великанский километр, а ёщё на ней есть планеты, кометы, звёзды. Корабль может перемещаться вверх, вниз, влево и вправо» (корабль ребёнок).

Дети отвечают на вопросы:

- На какой планете окажется наш корабль, если сдвинется на три клеточки вправо? (На Марсе).

- На сколько клеток и куда ему надо переместиться, чтобы оказаться возле Сатурна?

- Долетит ли он до кометы, если переместится на шесть великанских километров вверх?

- Где окажется наш корабль, если сдвинется на 7 клеточек влево? (На звезде).

- На сколько клеток и куда надо переместиться нашему кораблю, чтобы

оказаться возле Юпитера



Звездочёт: «На борту корабля будет невесомость. Давайте с Вами изобразим, как космонавты передвигаются в невесомости».

3. Динамическая пауза «Космонавты в невесомости» (музыка).

(Дети, стоя на одной ноге, жестами, движением изображают космонавтов в невесомости).

Воспитатель: «Чтобы стать космонавтом нужно иметь много хороших качеств. Назовите на русском и на казахском языках. Каким должен быть космонавт?».

4. Игра «Подбери признак» (дети передают друг другу звёздочку).

Космонавт (какой?) - ғарышкер сильный - күшті , любознательный - бiлiмпас, дисциплинированный -тәртiптi , смелый - батыл, ответственный - жауапты, решительный -тапкыр , выносливый - төзiмдi, находчивый – алғыр, умный – ақылды.

Звездочёт дарит детям маленькие ракеты (эмблемы).

Звездочёт: «Скажите, а можно отправляться в космос без специальной одежды?». (Нет).

- Как она называется? (Скафандр)

- Зачем она нужна космонавтам? (В космосе нет воздуха, необходимого для дыхания. Там очень холодно в тени, и очень высокая температура на освещенной солнцем стороне. Скафандр должен не только защищать и поддерживать жизнь человека, но и быть удобным для работы).

- Тогда и заходите в барокамеру вместо скафандров мы наденем волшебные браслеты (дети по очереди входят в обруч, быстро поднимают и опускают его, на руку надевают браслеты).

- Итак, в путь!

Мы садимся в звездолет

Млечный путь нас ждёт,
Пристегнулись, ловко, дружно,
Прихватили всё что нужно

Мотор ревёт

Отправляемся в полёт
Чудеса-чудеса,

Мы взлетаем в небеса!

Воспитатель: «Вот мы с вами и в космосе. Представьте вокруг себя много интересных предметов».

5. Игра «Один - много».

Планета – много планет.

Космонавт - космонавтов

Астронавт - астронавтов

Полёт - полётов

Ракета - ракет

Корабль - кораблей

Комета - комет

Звезда - звёзд

Тренировка - тренировок

Скафандр - скафандров

Шлем – шлемов

Иллюминатор - иллюминаторов

Воспитатель: « В настоящее время ученые ищут новое дешёвое и безопасное для всего живого топливо. Гептил, который сейчас используют для запуска ракет, очень ядовитый. Вы сказали, что космонавты занимаются исследовательской работой. Давайте проведём эксперимент. Запустим ракету».

6. Эксперимент «Запускаем ракету в космос».

1. Я наливаю и смешиваю в бутылке воду и лимонный сок.
2. Заворачиваю пищевую соду в кусочек туалетной бумаги, обматываю нитками и просовываю в горлышко бутылки.

3. У меня есть макет ракеты, которую я сделала из пробки и цветной бумаги. «Ракету» ставлю на бутылку так, чтобы она входила в горлышко бутылки не слишком плотно.

4. Поставлю бутылку на плоскость, на безопасное расстояние.

5. Ракета с громким хлопком взлетит вверх.

- Можно сказать, что мы с вами нашли новое топливо.

Воспитатель: «Путешествие продолжается. Мы подлетаем к Марсу! Что случилось с планетой? Почему здесь нет ничего живого – одни камни и мусор?

- Смотрите, следы! Давайте пойдем по ним и найдем марсиан – жителей планеты Марс!». (Дети идут друг за другом, по следам им навстречу идёт испуганный марсианин с большой свечой и произносит оппозиционные слоги, на некоторые из них делает ударение).

ПА – БА – ПА;

ПА – БА – БА – ПА;

БА – ПА – БА – БА – ПА.

(Воспитатель предлагает повторить за марсианином и выучить его язык, а потом научить его русскому языку).

7. Упражнение «Учим марсианский язык» (дети повторяют слоги за

марсианином).

8. Упражнение: «Научим марсианина говорить на русском языке» (с помощью карточек - схем дети составляют распространённые предложения, марсианин повторяет за ними).

Например. Космонавты летят. Смелые космонавты летят. Смелые космонавты летят в космос. Смелые космонавты летят в космос в ракете.

Марсианин: «Ай! Ай! Ай! Не обижайте меня!»

Воспитатель: «Мы не собираемся причинять тебе зло. Мы прилетели со Звездочётом, чтобы помочь Вам. Но что случилось? Почему никого нет?».

Марсианин: «Ребята, на нашей планете случилось ужасное несчастье. Мы не берегли природу и погубили всех животных, птиц и растения. Вам нужно скорее научиться дышать нашим воздухом, иначе вы задохнётесь. Подуйте на аппарат» (свеча).

9. Упражнение на развитие дыхательной струи (дети дуют прерывисто; длинный, плавный выдох).

Воспитатель: « Неужели ничего нельзя сделать?».

Марсианин: «Помогите очистить планету от мусора».

(Дети вытаскивают удочкой ветки из озера (таз с водой), собирают камешки, шишки складывают всё в мешок для мусора).

На прощание дарят Марсианину цветок в горшке и птичек.

Марсианин забирает подарки, благодарит детей за помощь, дарит диск с редкими профессиями и уходит.

Воспитатель: «Наше космическое путешествие подходит к концу. Мы возвращаемся на родную планету Земля». ( Дети проходят в ракету).

Итог занятия.

- О чем сегодня говорили? (О космосе, о работе космонавтов).

- В чём, заключается работа космонавта? (Много учится, следит за своим здоровьем, в космосе занимается исследовательской работой).

- Какое доброе дело мы сегодня сделали? (Собрали с Марса мусор).

- Как вы думаете, куда полетят люди в будущем? (На Венеру, на луну, в млечный путь).

Звездочёт: «Ребята, сегодня вы себя показали умелыми, умными. Мы гордимся вами и считаем, вас космонавтами. Вы очень дружные, а дружба, это самое главное в космосе и на Земле. Помогайте всегда друг другу, относитесь к своим товарищам с добротой и пониманием».

Дети выходят из ракеты.

Список использованной литературы

  1. Касабуцкий Н.И., Столяр А.А. «Давайте поиграем». Москва «Просвещение» 1991.

  2. Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи». Москва «Просвещение». 1983.



Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. Познавательные опыты для детей http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10g.shtml







Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории окружающий мир:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ