Окружающий мир 4 класс "Лес и человек"
1.Кудряшова Людмила Владимировна
2. МБОУ СОШ №11 с.Шабельское
3.Учитель начальных классов
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11с. Шабельское
Окружающий мир
4 класс
Учитель: Кудряшова Л. В.
Тема: «Лес и человек»
Цель: - сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни
человека и природы
познакомить с экологическими проблема леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов.
развивать познавательный интерес к предмету, воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.
Оборудование: Мультимедийный проектор, магнитофон, запись музыки «Утро в лесу»; выставка книг, детских работ о лесе; тесты, карточки со стихотворением (для каждого), карточки на доску.
Ход урока.
Орг. Момент.
I.Проверка д/з
– По какой природной зоне мы путешествовали на прошлом уроке?
Мы продолжим сегодня разговор о лесе, но прежде я бы хотела проверить ваши знания.
Возьмите листочки с тестами.
Тест 1.
Зона лесов расположена:
у) к югу от зоны тундры
б) к северу от зоны тундры
Тайга это:
а) смешанные леса
н) лиственные леса
м) хвойные леса
В чем особенность лиственницы:
р) у неё крупные листья
н) она сбрасывает на зиму хвоинки
4. К лесным растениям относятся:
о) карликовая ива, мох-ягель
б) пальма, саксаул
и) кедр, дуб, береза
5. Какое дерево называют символом России:
к) береза
л) дуб
с) кедр
Тест 2.
Перечислите растения леса.
________________________________________________________________________________________________________________________________
Соедините линиями.
Хвойные деревья Лиственница
Дуб
Лиственные деревья Шиповник
Подорожник
Кустарники Сосна
Ландыш
Травы Ель
Почему в еловом лесу мало травянистых растений.
________________________________________________________________________________________________________________________________
Некоторые дети (слабоуспевающие) пользуются карточками – подсказками. А у трех ребят (сильных) тест №2 .
Прочитайте сверху вниз буквы, которые вы обвели? Что получилось?
У кого получилось слово умник, тот все задания выполнил правильно.
Передайте листочки, за эту работу я вам поставлю оценки.
2. Региональный компонент.
Так какое дерево является символом России? (береза)
Кадр «Береза»
Когда великий русский композитор М.И. Глинка возвращался на Родину, то, переехав границу, он остановил свой экипаж, вышел на дорогу и низко поклонился белой березке, как символу своей Родины. Известно, что ни в одной стране нет столько берез, как у нас. Недаром композиторы и поэты посвящают ей свои произведения.
Послушайте маленький отрывок из стихотворения Всеволода Рождественского.
Наряд её легкий чудесен,
нет дерева сердцу милей,
и столько задумчивых песен
поется в народе о ней!
Он делит с ней радость
и слезы,
И так уж она хороша,
что кажется – в шуме березы
есть русская наша душа.
А какое дерево является символом Кубани?
Кадр - Тополь
Тополь прекрасно очищает воздух от пыли и копоти. Выделяет в атмосферу больше кислорода, чем другие деревья.
1 тополь выделяет столько кислорода, сколько 3 липы, 4 сосны или 7 елей. Если весной посадить черенок 30 см, то к осени станет деревце высотой в 1 метр.
II.Объявление темы урока.
Мы продолжим путешествие по лесу и постараемся узнать, какое значение имеет лес в жизни человека.
Кадр
Прочитайте название темы урока.
Сядьте поудобнее, представьте, что мы в лесу. Смотрите и слушайте.
На фоне музыки «Утро в лесу»
III.Работа над темой урока.
1. Чтение стихотворения 2 учащимися
Русский лес
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь,
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить –
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться –
И видно все до дна,
Течет-течет водица,
Вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану –
Присяду на пенек.
Лес очень любит пеших
Для них совсем он свой,
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.
2. Беседа по содержанию ( у каждого ребенка текст стихотворения)
О чем оно?
Это стихотворение поможет нам выяснить, чем является лес для человека?
Чем лес стал для человека?
Как лес излечит?
А как лес поможет обогреть?
А чем нас может накормить лес?
Что еще мы можем встретить в лесу?
Правильно, лес это еще и дом для животных, растений, грибов.
По ходу чтения на доску вывешиваются карточки.
Значение леса: место отдыха
аптека
источник древесины
источник пищи
дом для животных, растений, грибов.
Не открыта
3. Работа по учебнику.
Какое еще значение имеет лес, мы узнаем из учебной статьи.
1ряд – с. 106
2ряд – с. 107 – 1 абзац самостоятельное чтение
3ряд – 2 абзац
Что нового узнали о лесе?
1ряд – Лес - защитник воздуха
Фитонциды – ученик по словарю читает значение слова
2ряд – Лес - защитник водоемов
3ряд – Лес - защитник почв
Открывается последняя карточка – «Защитник воздуха, водоемов и почв»
Обобщение.
Итак, что же дает человеку лес?
4. Мини – исследование.
Ученик должен был узнать, что дает нам ель.
Выступление ученика.
Ученик упомянул в своем рассказе, что из еловых пней и корней получают скипидар и камфару. Эти препараты используют в медицине; камфаровое масло капают в уши, скипидаром растираются при простуде.
Учитель демонстрирует препараты.
Удивительное дело, эти вещества пахнут елью!
Физминутка (под музыку)
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки – плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем –
Крылья сложили назад.
Более подробно о значении леса в нашей жизни расскажет ученица.
Плакат на доске
Что нового узнали из выступления ученицы?
5. Проблемы леса.
Однако по вине человека у леса возникает много проблем.
Карточка «проблемы леса»
Потребности человека с каждым годом возрастают. Человеку требуется все больше и больше древесины.
Вырубка
После работы лесорубов можно увидеть вот такие картинки.
Кадры «Вырубка»
Ученные подсчитали, что каждую минуту вырубывают участок леса шириной 100 м и длиной 2 км. А за сутки получится участок длиной 288 км.
Сейчас многие экологические организации борются с такой чрезмерной вырубкой леса. Мебельные фабрики изготавливают новую мебель с меньшим количеством древесины. Эффективным средством с неумеренной вырубкой является переход на другие виды топлива, например, газ.
…Мы с вами говорили, что лес это дом для диких животных и птиц, Одна из проблем леса «Незаконная охота».(табличка на доске) Сейчас неумеренная охота на некоторых животных может привести к их полному исчезновению. Об одном из таких животных, о зубре расскажет ученик.
Рассказ ученика
Что же люди предпринимают, чтобы сохранить исчезающих животных.
Об этом нам расскажет ученица.
«Приокско-Террасный заповедник» - фильм
Из рассказа ученицы мы узнали, что многие люди стараются решить проблемы леса. А что же зависит от нас с вами. Послушайте рассказ Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой».
- Чье поведение вы считаете правильным?
Одной из проблем леса является загрязнение.(карточка)
загрязнение
А как мы должны поступать, когда выезжаем на природу отдыхать?
- Вы уже знаете, что стеклянные и пластмассовые предметы не гниют даже в земле. Ни в коем случае нельзя их оставлять в лесу. Разбитая бутылка, брошенный в лесу костер может стать причиной огромной беды в лесу – пожара.(карточка)
пожары
Пожар это страшное бедствие, в ветреную погоду он движется со скоростью поезда. В пламени погибают животные и птицы.
6. Мини – обобщение.
Так какие же проблемы возникли у леса по вине людей?
А что мы можем сделать, чтобы наша планета была красивой и чистой?
VI. Итог урока
Каково же значение леса в жизни людей?
Что должны помнить люди, приходя в лес?
VIII. Д/з
с. 106 – 111, индивидуальное задание – составить памятку «Как вести себя в лесу»

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ