Окружающий мир 4 класс "Лес и человек"


1.Кудряшова Людмила Владимировна

2. МБОУ СОШ №11 с.Шабельское

3.Учитель начальных классов











































МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11с. Шабельское













Окружающий мир

4 класс









Учитель: Кудряшова Л. В.















Тема: «Лес и человек»


Цель: - сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни

человека и природы

  • познакомить с экологическими проблема леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов.

  • развивать познавательный интерес к предмету, воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения.


Оборудование: Мультимедийный проектор, магнитофон, запись музыки «Утро в лесу»; выставка книг, детских работ о лесе; тесты, карточки со стихотворением (для каждого), карточки на доску.


Ход урока.


  1. Орг. Момент.

I.Проверка д/з


По какой природной зоне мы путешествовали на прошлом уроке?

  • Мы продолжим сегодня разговор о лесе, но прежде я бы хотела проверить ваши знания.

  • Возьмите листочки с тестами.

Тест 1.

  1. Зона лесов расположена:

у) к югу от зоны тундры

б) к северу от зоны тундры

  1. Тайга это:

а) смешанные леса

н) лиственные леса

м) хвойные леса

  1. В чем особенность лиственницы:

р) у неё крупные листья

н) она сбрасывает на зиму хвоинки

4. К лесным растениям относятся:

о) карликовая ива, мох-ягель

б) пальма, саксаул

и) кедр, дуб, береза

5. Какое дерево называют символом России:

к) береза

л) дуб

с) кедр





Тест 2.

  1. Перечислите растения леса.

________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Соедините линиями.

Хвойные деревья Лиственница

Дуб

Лиственные деревья Шиповник

Подорожник

Кустарники Сосна

Ландыш

Травы Ель
  1. Почему в еловом лесу мало травянистых растений.

________________________________________________________________________________________________________________________________


Некоторые дети (слабоуспевающие) пользуются карточками – подсказками. А у трех ребят (сильных) тест №2 .


  • Прочитайте сверху вниз буквы, которые вы обвели? Что получилось?

  • У кого получилось слово умник, тот все задания выполнил правильно.

  • Передайте листочки, за эту работу я вам поставлю оценки.


2. Региональный компонент.

  • Так какое дерево является символом России? (береза)

Кадр «Береза»


Когда великий русский композитор М.И. Глинка возвращался на Родину, то, переехав границу, он остановил свой экипаж, вышел на дорогу и низко поклонился белой березке, как символу своей Родины. Известно, что ни в одной стране нет столько берез, как у нас. Недаром композиторы и поэты посвящают ей свои произведения.

Послушайте маленький отрывок из стихотворения Всеволода Рождественского.

Наряд её легкий чудесен,

нет дерева сердцу милей,

и столько задумчивых песен

поется в народе о ней!

Он делит с ней радость

и слезы,

И так уж она хороша,

что кажется – в шуме березы

есть русская наша душа.

  • А какое дерево является символом Кубани?


Кадр - Тополь



Тополь прекрасно очищает воздух от пыли и копоти. Выделяет в атмосферу больше кислорода, чем другие деревья.

1 тополь выделяет столько кислорода, сколько 3 липы, 4 сосны или 7 елей. Если весной посадить черенок 30 см, то к осени станет деревце высотой в 1 метр.

II.Объявление темы урока.

Мы продолжим путешествие по лесу и постараемся узнать, какое значение имеет лес в жизни человека.

Кадр


Прочитайте название темы урока.

Сядьте поудобнее, представьте, что мы в лесу. Смотрите и слушайте.


На фоне музыки «Утро в лесу»


III.Работа над темой урока.

1. Чтение стихотворения 2 учащимися

Русский лес

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь,

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.


А будет жажда мучить –

То мне лесовичок

Средь зарослей колючих

Покажет родничок.


Нагнусь к нему напиться –

И видно все до дна,

Течет-течет водица,

Вкусна и холодна.


Нас ждут в лесу рябина,

Орехи и цветы,

Душистая малина

На кустиках густых


Ищу грибов поляну

Я, не жалея ног,

А если и устану –

Присяду на пенек.


Лес очень любит пеших

Для них совсем он свой,

Здесь где-то бродит леший

С зеленой бородой.

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность, лес шумит.


2. Беседа по содержанию ( у каждого ребенка текст стихотворения)

  • О чем оно?

  • Это стихотворение поможет нам выяснить, чем является лес для человека?

  • Чем лес стал для человека?

  • Как лес излечит?

  • А как лес поможет обогреть?

  • А чем нас может накормить лес?

  • Что еще мы можем встретить в лесу?

Правильно, лес это еще и дом для животных, растений, грибов.

По ходу чтения на доску вывешиваются карточки.

Значение леса: место отдыха

аптека

источник древесины

источник пищи

дом для животных, растений, грибов.

Не открыта



3. Работа по учебнику.

  • Какое еще значение имеет лес, мы узнаем из учебной статьи.

1ряд – с. 106

2ряд – с. 107 – 1 абзац самостоятельное чтение

3ряд – 2 абзац


Что нового узнали о лесе?

1ряд – Лес - защитник воздуха

Фитонциды – ученик по словарю читает значение слова


2ряд – Лес - защитник водоемов

3ряд – Лес - защитник почв

Открывается последняя карточка – «Защитник воздуха, водоемов и почв»


Обобщение.

Итак, что же дает человеку лес?


4. Мини – исследование.

Ученик должен был узнать, что дает нам ель.

Выступление ученика.

Ученик упомянул в своем рассказе, что из еловых пней и корней получают скипидар и камфару. Эти препараты используют в медицине; камфаровое масло капают в уши, скипидаром растираются при простуде.


Учитель демонстрирует препараты.

Удивительное дело, эти вещества пахнут елью!


Физминутка (под музыку)

Руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В стороны руки – плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся, покажем –

Крылья сложили назад.


Более подробно о значении леса в нашей жизни расскажет ученица.

Плакат на доске

  • Что нового узнали из выступления ученицы?

5. Проблемы леса.

Однако по вине человека у леса возникает много проблем.

Карточка «проблемы леса»

Потребности человека с каждым годом возрастают. Человеку требуется все больше и больше древесины.

Вырубка

После работы лесорубов можно увидеть вот такие картинки.

Кадры «Вырубка»


Ученные подсчитали, что каждую минуту вырубывают участок леса шириной 100 м и длиной 2 км. А за сутки получится участок длиной 288 км.

Сейчас многие экологические организации борются с такой чрезмерной вырубкой леса. Мебельные фабрики изготавливают новую мебель с меньшим количеством древесины. Эффективным средством с неумеренной вырубкой является переход на другие виды топлива, например, газ.

Мы с вами говорили, что лес это дом для диких животных и птиц, Одна из проблем леса «Незаконная охота».(табличка на доске) Сейчас неумеренная охота на некоторых животных может привести к их полному исчезновению. Об одном из таких животных, о зубре расскажет ученик.

Рассказ ученика

Что же люди предпринимают, чтобы сохранить исчезающих животных.

Об этом нам расскажет ученица.

«Приокско-Террасный заповедник» - фильм


Из рассказа ученицы мы узнали, что многие люди стараются решить проблемы леса. А что же зависит от нас с вами. Послушайте рассказ Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой».

- Чье поведение вы считаете правильным?

Одной из проблем леса является загрязнение.(карточка)

загрязнение



А как мы должны поступать, когда выезжаем на природу отдыхать?

- Вы уже знаете, что стеклянные и пластмассовые предметы не гниют даже в земле. Ни в коем случае нельзя их оставлять в лесу. Разбитая бутылка, брошенный в лесу костер может стать причиной огромной беды в лесу – пожара.(карточка)

пожары



Пожар это страшное бедствие, в ветреную погоду он движется со скоростью поезда. В пламени погибают животные и птицы.

6. Мини – обобщение.

  • Так какие же проблемы возникли у леса по вине людей?

  • А что мы можем сделать, чтобы наша планета была красивой и чистой?

VI. Итог урока

  • Каково же значение леса в жизни людей?

  • Что должны помнить люди, приходя в лес?

VIII. Д/з

с. 106 – 111, индивидуальное задание – составить памятку «Как вести себя в лесу»










Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории окружающий мир:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ