Урок по окружающему миру в 4-м классе по теме "Отечественная война 1812 года"

Урок по окружающему миру в 4-м классе по теме "Отечественная война 1812 года"


Цель: сформировать представления учащихся о войне 1812 года.

Задачи:

  • познакомить с причинами, этапами и результатом войны 1812 года;

  • продолжить развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы;

  • формировать умение работать в группах;

  • прививать чувства патриотизма, гордости за своё Отечество.

Оборудование. Презентация , тест (по количеству учащихся), отрывки из стихотворения М.Ю. Лермонтова “Бородино”.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня урок окружающего мира у вас проведу я. Меня зовут Анжела Николаевна. Желаю вам успехов.

А начать я хочу с таких строк -

Скажи-ка, дядя, ведь недаром, 
Москва, спалённая пожаром
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые
Да, говорят, ещё какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина.

Учитель. Скажите, из какого произведения данные строки?? (Дети отвечают)

Учитель. Как вы думаете, почему мы начали урок с отрывка из этого стихотворения? (Дети отвечают)

Учитель.  О военных событиях, которые произошли в 1812 году, М.Ю. Лермонтов написал стихотворение “Бородино”. Вот об этом мы и будем говорить сегодня на уроке.

Экран На доске: Отечественная война 1812 года


– Почему эта война называлась Отечественной? 
(Защита свободы и независимости своей Родины.)

слово отечество (страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит Любовь к Отечеству. Защита своего Отечества.)


Ребята, а что такое война? Какая она? (Война страшная, грозная, разрушительная.)

– А кто является главной силой победы в войне: (
командиры, армия или народ)


Об этом с вами поговорим и в конце урока выясним, кто является главной решающей силой в победе над врагом

- Иногда, вы слышите от взрослых такое выражение «наполеоновские планы». Знаете ли вы, что оно означает?

(Это такие большие, грандиозные планы, которые иногда невозможно выполнить.)

- Правильно. А кто такой Наполеон?

( Француз. Солдат. И т.д.)

- А сейчас откройте учебники на странице 106 и посмотрите на карту.

СЛАЙД 6

- В начале XIX века полумиллионная армия Наполеона завоевала почти всю Европу. Желтым цветом показаны страны, которые контролировал Наполеон. Какие это страны?

(Австрийская империя, королевство Испания, Итальянское королевство и т.д.)


Учитель. В 1812 году войска Наполеона перешли границу России. С вторжения наполеоновской армии на нашу русскую землю и началась война .

Он рассчитывал на быструю и лёгкую победу. По планам Наполеона, после нескольких сражений Россия должна была просить мира. Однако, вопреки ожиданиям Наполеона, в России он встретил отчаянное сопротивление, и не только армии, но и всего народа.

Учитель. . Все планы Наполеона рушились. Война принимала затяжной характер .Русская армия продолжала отступать в глубь страны, но не сдавалась.

Учитель. и после того как был оставлен Смоленск , командование на себя принял выдающийся полководец, ученик Суворова Михаил Илларионович Кутузов.

Учитель.  “Ну, как с такими молодцами не побить французов?” - были первые слова главнокомандующего при виде солдат. А те быстро нашли ответ: “Едет Кутузов бить французов!”

Кутузов начал подготовку к решительному сражению. Оно произошло на широком поле, у деревни Бородино в 110 км от Москвы . Несмотря на то, что русская армия была меньше французской, Кутузов решил дать Наполеону сражение. Две огромные армии стояли одна против другой. Слайд Здесь, 26 августа 1812 года (дату на доску), и произошло Бородинское сражение.

7 раз французы ходили в атаку. С обеих сторон были огромные потери. За 15 часов сражения линия обороны не была прорвана. Поле битвы осталось за русскими. Но какой ценой!

В этом страшном побоище обе стороны потеряли до 50 тысяч человек – каждая. Учитель. Поздно ночью, на военном совете в подмосковной деревушке Фили, собрались военачальники решать, как быть дальше. Кутузов принял непростое решение: оставить Москву.

- Как вы думаете, почему он принял такое решение?

На стр 107 найдите ответ на этот вопрос

(Дети высказывают свои мнения, делают выводы и отвечают на вопрос)

Давайте прочитаем эти слова хором.

( Кутузов говорил: «Пока цела армия – цела и Россия)


военный совет русского командования. изобразил художник Алексей Данилович Кившенко, на которой видно насколько горячи были споры военачальников

Учитель.  Наполеон, войдя в пустую и пылающую Москву, стал ждать, что москвичи принесут ему ключи от города, как это было в других городах Европы.

За месяц пребывания в столице, запасы продовольствия иссякли. Французские солдаты начали грабить Москву. А вскоре начались пожары. Они полыхали несколько дней. При этом пожаре сгорели все деревянные постройки Москвы.

2 абзац читаем стр 108

- какова основная мысль этого абзаца

Что такое партизанское движение?

И какое оно имело значение?

( Народные полки. Партизаны. Громили обозы французов, нападали на отряды французов.)


Оставаться в разоренной Москве французы больше не могли, а русская армия перекрыла им все пути на юг. Вот тогда Наполеон понял, что Бородино было не победой, а поражением. И повел свои войска обратно по разоренной старой смоленской дороге. Отступление сопровождала армия Кутузова, не давая им покоя ни в пути, ни на отдыхе. 14 декабря 1812 года остатки французских войск были изгнаны за пределы России.


Когда Наполеон прибыл в Париж, его спросили про армию, он сказал: “Армии больше нет”.



IV. Закрепление изученного материала.

Наш урок начался строчками из стихотворения Лермонтова Бородино . я предлагаю вам обратиться к данному стихотворению и найти подтверждение исторических событий того времени в стихотворении.

Давайте разделимся на группы по цвету бейджиков

1) Работа в группах.

в стихотворении Лермонтова «Бородино» найти подтверждения историческим фактам:

1 группа 1.Отступление армии Кутузова

2 группа 2. Французы вошли в Москву

3 группа 3.В Бородинском сражении потерпели поражение французы

Отчет групп

А теперь я предлагаю поработать самостоятельно и ответить на вопросы теста

Взимопроверка, проверьте тесты по доске и поставьте оценку, за каждый правильный ответ – 1 балл

Проверка

По окончании войны в приказе фельдмаршала М.И.Кутузова прозвучали такие слова


«…каждый из вас есть спаситель Отечества»? почему?

(Это все кто участвовал в войне: ополченцы, военачальники, солдаты, народ – все они являются гражданами Отечества, патриотами своей родины



- Правильно! Как вы думаете, мог ли Кутузов один командовать армией или же у него были помощники?

(Были помощники.)

- Конечно! Русской армией командовали опытные военачальники

- Но прежде всего, главный герой - это простой солдат и народ. В их честь было принято решение « в сохранение вечной памяти» о подвиге народном построить в Москве Храм Христа Спасителя.

СЛАЙД

А в прошлом 2012 году в России отмечали двухсотлетие победы в отечественной войне 1812года

Вернемся к гипотезе - доказали или нет?

Гипотеза: Только когда весь народ объединяется на защиту Отечества – наступает победа!



V. Итог урока.

Какое открытие для себя сделали на уроке?



д/з приготовить сообщение или презентацию о герое войны 1812 года



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории окружающий мир:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ