Конспект урока по Окружающему миру "Планеты Солнечной системы"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7 станицы Переправной

муниципального образования Мостовский район










Разработка урока по окружающему миру

«Планеты Солнечной системы».







Бруснева Татьяна Владимировна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №7 ст. Переправной



Тема: Планеты Солнечной системы.


Цели урока:

1.Сформировать знания о Солнечной системе, о месте Земли в Солнечной системе.

2.Развивать пространственное воображение, абстрактное мышление, расширять кругозор учащихся.

3.Воспитывать бережное отношение к своей планете.


Оборудование:

1.Презентация « Планеты Солнечной системы».

2. Презентация « Земля- наш общий дом».

3.Опорные схемы.

4.Фонограммы: « Я- Земля!», « Трава у дома», космическая музыка.


Тип урока: изучение нового материала.


Литература:

« Современные открытые уроки естествознания и истории 3-4 кл.» Г.П. Старостенко, Н.А.Пастухова – Р.-на-Д. « Феникс»,2003г.


Астрономия/ Энциклопедия.- Научно-популярное издание для детей. –М. ЗАО «РОСМЕН –ПРЕСС», - 2005г.


А.А. Плешаков, Е.А.Крючкова « Мир вокруг нас» - М. « Просвещение» 2009г.























Ход урока :


  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и целей урока.

Наша Земля – это моря, горы, реки, озёра, равнины, низменности. Наша Земля- это бескрайние поля, луга, леса, тундры и пустыни. Но наша Земля – это и планета Солнечной системы.

Как вы думаете, что означает слово « планета»?

( Ответы детей)

«Планета» в переводе с греческого «планетос» означает « блуждающий».

Астрономы давно заметили, что время от времени в разных местах неба появляются звёзды-непоседы, которые меняют своё местонахождение, их и назвали планетами.


Как прекрасно ночное небо! Глядя на него, каждый, наверняка, задавался вопросом: что там далеко- далеко? Кто создал этот удивительный мир? Есть ли жизнь на других планетах? Как они выглядят? И сегодня мы с вами попробуем ответить на некоторые из этих вопросов. Как вы думаете, какая тема нашего урока.

( Ответы детей)


Верно, тема урока: « Планеты Солнечной системы».( Слайд 1)


III. Изложение нового материала.


Сейчас мы с вами отправимся в космическое путешествие.

Пристегнуть ремни! 5,4,3,2,1- пуск!

( Звучит песня « Я - Земля!»)

( Слайд 2-3)

Посмотрите в иллюминаторы. Я вижу Землю.

Инсценировка « Парад планет».

( дети в коронах с названиями планет)

Земля: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть и расскажу вам о себе и о своей семье. Космонавты с любовью называют меня « Голубая планета». А почему? (Ответы детей).У меня не только много воды, но я имею воздушную оболочку, атмосферу, которая и придаёт мне голубой оттенок.

Свободного времени у меня нет- кручусь, верчусь без отдыха день и ночь. Мой родной район- Солнечная система. ( Слайд4-5). Своё имя она получила в честь щедрого светила – Солнца, которое сияет в самом центре системы. Я ,мои 6 братьев и сестра вращаемся вокруг Солнца. А живу я на Третьей кольцевой улице.


Учитель: Эй, Земля, моя планета, где твой край?

Земля: А вовсе нету.

Вокруг своей оси вращаюсь,

Солнцем я обогреваюсь.

Вокруг Солнца я кружу,

Знать, не на китах лежу.

Учитель: Ну а кто ж твоя семья,

Солнца дочь и сыновья?

Земля: То Венера и Меркурий.

И ещё шесть братьев хмурых:

Марс, Юпитер и Сатурн,

Да Плутон, Уран, Нептун.


Меркурий: Ближе всех к Солнцу, на Первой кольцевой улице, живу я – Меркурий, названный именем бога торговли ( Слайд 6).Я – самая быстрая планета. Днём у меня жара, а ночью- ледяной холод. Поверхность каменистая и пустынная.


Венера: На Второй улице живу я – Венера, самая яркая планета, красивая и загадочная. ( Слайд 7).Этим именем в Древнем Риме называли богиню красоты и любви. Я почти такого же размера, что и Земля. Моя атмосфера состоит из углекислого газа и серной кислоты. Под облачным покровом стоит невыносимая жара.


Марс: Я живу на Четвёртой улице. Из- за красного оттенка меня назвали в честь бога войны. (Слайд8).На моей поверхности большое количество железа, которое, окисляясь, даёт красный цвет .Ночью температура у меня опускается до - 85◦ С.


Юпитер: За Марсом живём мы- планеты-великаны. Я- самая большая планета в Солнечной системе. ( Слайд 9) Своё имя я получил в честь самого главного римского бога Юпитера. Состою, главным образом, из различных газов. Имею цветастую атмосферу и 16 спутников.

Сатурн живёт на шестой улице( Слайд 10).Он второй по величине, окружён яркими кольцами, состоящими из обломков льда и камней. Назван в честь римского бога земледелия.

На седьмой и восьмой улицах живут Уран и Нептун.( Слайд11,12).

Уран состоит из маленького каменного ядра и замёрзших газов.

Нептун носит имя римского бога морей. Температура на поверхности Нептуна – минус 200◦С.

На самой последней, девятой улице, живёт Плутон.( Слайд 13). Это самая маленькая планета. Плутон так далёк от Солнца, что на его поверхности царит невероятный холод- до минус 230◦С.Назван в честь римского бога- повелителя царства мёртвых.

Земля: Вот вы и познакомились со всей моей семьёй, планетами Солнечной системы. И я приглашаю вас присоединиться к планетам и покружиться вместе с ними.


IV. Физминутка.

( Звучит космическая музыка)

Планеты у Солнца танцуют как дети:

Меркурий заводит их хоровод,

Чуть дальше Венера в пространстве плывёт.

Встречаем мы Землю рядом с луной

И огненный Марс, что кружит за Землёй.

За ними – Юпитер, из всех великан,

И дальше Сатурн в кольцах видится нам.

Последние три едва различимы,

Мрачны и холодны, но их отличим мы:

Уран, и Нептун, и кроха Плутон.

Вот мы и прошли планетарный закон!


Учитель: А теперь нам пора возвращаться домой. Для этого необходимо выполнить несколько заданий.

V. Закрепление нового материала.


Задание 1. (слайд 14)

Расположите планеты в зависимости от их удалённости от Солнца


Название планеты

Расстояние ( км)

1.

Венера

108 млн

2.

Меркурий

58 млн

3

Сатурн

1427 млн

4

Земля

150 млн

5

Уран

2870 млн

6

Плутон

5950 млн

7

Нептун

4497 млн

8

Марс

228 млн

9

Юпитер

778 млн


Задание 2. (слайд 15)

Расположите планеты в порядке возрастания в зависимости от их диаметра (начиная с самой маленькой.



Название планеты

Диаметр (км²)

1.

Венера

12100

2.

Меркурий

4880

3

Сатурн

120860

4

Земля

12756

5

Уран

52000

6

Плутон

3000

7

Нептун

48400

8

Марс

6790

9

Юпитер

142800


VI. Подведение итогов урока.


Итоговый тест. (слайд 16 - 22)

Учитель: С заданием вы справились. Держим курс на Землю.

(Звучит песня « Трава у дома».)

Пристегнуть ремни. Готовимся к посадке. Вот мы и дома. Посмотрите, как красива наша Земля.( Слайд 23- 33) Какие леса, поля, луга. Земля- наш дом. Берегите, Землю, берегите!

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории окружающий мир:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ