Конспект урока по Окружающему миру "Природные зоны. Тундра" 4 класс
Шлыкова Татьяна Николаевна
Учитель начальных классов
Место работы: МБОО « Лицей №2 г. Буинска РТ»
Первая квалификационная категория
Окружающий мир «Природные зоны .Тундра»
4 класс
Конспект урока окружающего мира по теме:
«Природные зоны. Тундра ».
Цели и задачи : - формировать у учащихся универсальные учебные действия:
личностные: самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация;
познавательные: работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций;
регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность;
коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества
-формировать представление о природной зоне тундры;
-познакомить с географическим положением этой природной зоны,
климатическими условиями, растительным и животным миром и
деятельностью человека;
-развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать,
-работать с помощью карты и атласа-определителя «От земли до неба»;
-воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну.
Оборудование: - учебник «Мир вокруг нас» 4 класс А.А.Плешакова, Е.А.Крючковой;
-карта природных зон;
-презентация «Тундра»;
-инструкционные карты;
-атлас-определитель «От земли до неба»;
-магнитный плакат «Зона тундры».
Этапы урока
Содержание
Примечание
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Актуализация знаний учащихся.
Работа с картой природных зон России.
Исследовательская работа.
Постановка проблемы.
Добывание новых знаний.
Физминутка
Подведение итогов исследования.
Закрепление изученного материала.
Подведение итогов урока.
Рефлексия.
Домашнее задание.
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.
- С какой природной зоной мы знакомились на прошлом уроке? ( С зоной арктических пустынь).
- Какие особенности климата в этой природной зоне?
- Как приспособились животные и растения к жизни в суровых условиях этой природной зоны?
- Назовите основные виды деятельности людей данной природной зоны.
- Как влияет хозяйственная деятельность человека на природу Арктики?
- Какие экологические проблемы с этим связаны?
- Иллюстрации каких природных зон вам представлены?
- На какой из иллюстраций известная вам природная зона?
- Какие характерные особенности помогли вам сделать такой вывод?
- Как вы думаете, неизученная природная зона находится севернее или южнее зоны арктических пустынь?
- Почему вы так решили? Докажите.
- Сегодня мы поговорим об этой природной зоне. Называется она зоной ТУНДРЫ.
Определение расположения зоны тундры относительно зоны Арктики.
- Разделившись на микрогруппы, вы будете представлять группы различных ученых, исследующих новую природную зону по вопросам ваших инструкционных карт.
- По завершению исследовательской работы мы должны определить основные отличия зоны тундры от зоны арктических пустынь.
Работа в микрогруппах:
Географы
Ботаники
Зоологи
Социологи
Экологи
Отчет представителей микрогрупп.
Географы рассказывают и показывают на карте о географическом положении природной зоны, об особенностях климата тундры.
Ботаники представляют растительный мир тундры, рассказывают о том, как приспособились растения к жизни в данной природной зоне.
Зоологи рассказывают о животном мире тундры, о приспособлении к жизни представителей животного мира.
Социологи делятся информацией о населении тундры и его хозяйственной деятельности.
Экологи освещают экологические проблемы тундры, меры, которые используются для решения этих проблем и природоохранные мероприятия.
Составление экологической пирамиды и цепей питания:
Лемминг-песец-сова
Ягель-олень-волк
Карликовая береза-заяц-песец-волк
- С какой природной зоной познакомились на уроке?
- Каковы особенности её климата?
- Назовите типичных представителей растительного и животного мира? Как они приспособились к жизни в условиях тундры?
-Что нужно делать, чтобы не допустить нарушения экологических связей в тундре?
На доске вывешивается заранее заготовленное дерево без листьев. У детей- разноцветные листочки на магнитной основе( желтые и зелёные).
- Прикрепите, пожалуйста, к дереву листочки. Кому всё понятно-желтого цвета, если возникли какие-либо трудности- зелёного цвета.
Это дерево нам пригодится на следующем уроке при изучении новой природной зоны.
Страницы учебника 87-97-отвечать на вопросы.
Подготовить мини-сообщение про одного из представителей растительного или животного мира тундры.
При ответах детей используется карта, дополнительный материал и доклады, подготовленные дома
Использование мультимедийного проектора.
Фрагмент презентации ( 2 слайда) с изображением Арктики и тундры.
На доске-карта природных зон.
Деление на микрогруппы с учетом желания и интересов детей. Раздача инструкционных карт.
В процессе работы дети используют учебник «Мир вокруг нас» А.А.Плешакова, Е.А. Крючковой; атлас-определитель «От земли до неба»; справочную литературу; инструкционные карты.
С использованием мультимедийного оборудования.
Во время выступлений представителей микрогрупп учителем демонстрируется презентация, иллюстрирующая их рассказ.
Используется магнитный плакат «Зона тундры».
Дети по очереди (по рядам) выходят к доске, прикрепляют листочки.
С использованием дополнительной и справочной литературы.
В рамках данного урока универсальные учебные действия формируются на различных его этапах.
Так личностные УУД формируются во время организационного момента (самоопределение), при проверке домашнего задания и постановке проблемы (смыслообразование). Морально-этическая ориентация осуществляется в рамках исследовательской работы при затрагивании вопросов экологических проблем и экологических связей в тундре.
Познавательные УУД формируются в исследовательской работе при добывании новых знаний (работа с новой информацией из учебника, атласа-определителя и дополнительной литературой); при подготовке выступлений по инструкционным картам ( использование знако-символических средств, схем решения); при постановке проблемы, подведении итогов исследования, итогов урока (выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения и т.д.)
Регулятивные УУД формируются на этапах деления на микрогруппы, выборе выступающего, подведении итогов урока, рефлексии (управление своей деятельностью, проявление инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция).
И, конечно, коммуникативные УУД - речевая деятельность, навыки сотрудничества формируются в процессе всего урока, на всех его этапах.Особенно эффективно развиваются навыки сотрудничества при работе в микрогруппах.
На уроке проведена рефлексия учебной деятельности ,с детьми обсуждены планируемые результаты обучения на сегодняшний урок.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ