Конспект урока по Окружающему миру "Природные зоны. Тундра" 4 класс




Шлыкова Татьяна Николаевна

Учитель начальных классов

Место работы: МБОО « Лицей №2 г. Буинска РТ»

Первая квалификационная категория







Окружающий мир «Природные зоны .Тундра»

4 класс








Конспект урока окружающего мира по теме:


«Природные зоны. Тундра ».



Цели и задачи : - формировать у учащихся универсальные учебные действия:

личностные: самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация;

познавательные: работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций;

регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность;

коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества

-формировать представление о природной зоне тундры;

-познакомить с географическим положением этой природной зоны,

климатическими условиями, растительным и животным миром и

деятельностью человека;

-развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать,

-работать с помощью карты и атласа-определителя «От земли до неба»;

-воспитывать патриотизм, чувство гордости за свою страну.


Оборудование: - учебник «Мир вокруг нас» 4 класс А.А.Плешакова, Е.А.Крючковой;

-карта природных зон;

-презентация «Тундра»;

-инструкционные карты;

-атлас-определитель «От земли до неба»;

-магнитный плакат «Зона тундры».







Этапы урока

Содержание


Примечание


Организационный момент.



Проверка домашнего задания.










Актуализация знаний учащихся.









Работа с картой природных зон России.



Исследовательская работа.

Постановка проблемы.




Добывание новых знаний.













Физминутка




Подведение итогов исследования.
















Закрепление изученного материала.





Подведение итогов урока.








Рефлексия.










Домашнее задание.


Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.




- С какой природной зоной мы знакомились на прошлом уроке? ( С зоной арктических пустынь).

- Какие особенности климата в этой природной зоне?

- Как приспособились животные и растения к жизни в суровых условиях этой природной зоны?

- Назовите основные виды деятельности людей данной природной зоны.

- Как влияет хозяйственная деятельность человека на природу Арктики?

- Какие экологические проблемы с этим связаны?


- Иллюстрации каких природных зон вам представлены?

- На какой из иллюстраций известная вам природная зона?

- Какие характерные особенности помогли вам сделать такой вывод?

- Как вы думаете, неизученная природная зона находится севернее или южнее зоны арктических пустынь?

- Почему вы так решили? Докажите.

- Сегодня мы поговорим об этой природной зоне. Называется она зоной ТУНДРЫ.


Определение расположения зоны тундры относительно зоны Арктики.



- Разделившись на микрогруппы, вы будете представлять группы различных ученых, исследующих новую природную зону по вопросам ваших инструкционных карт.

- По завершению исследовательской работы мы должны определить основные отличия зоны тундры от зоны арктических пустынь.


Работа в микрогруппах:

  1. Географы

  2. Ботаники

  3. Зоологи

  4. Социологи

  5. Экологи














Отчет представителей микрогрупп.

  1. Географы рассказывают и показывают на карте о географическом положении природной зоны, об особенностях климата тундры.

  2. Ботаники представляют растительный мир тундры, рассказывают о том, как приспособились растения к жизни в данной природной зоне.

  3. Зоологи рассказывают о животном мире тундры, о приспособлении к жизни представителей животного мира.

  4. Социологи делятся информацией о населении тундры и его хозяйственной деятельности.

  5. Экологи освещают экологические проблемы тундры, меры, которые используются для решения этих проблем и природоохранные мероприятия.



Составление экологической пирамиды и цепей питания:

Лемминг-песец-сова

Ягель-олень-волк

Карликовая береза-заяц-песец-волк



- С какой природной зоной познакомились на уроке?

- Каковы особенности её климата?

- Назовите типичных представителей растительного и животного мира? Как они приспособились к жизни в условиях тундры?

-Что нужно делать, чтобы не допустить нарушения экологических связей в тундре?



На доске вывешивается заранее заготовленное дерево без листьев. У детей- разноцветные листочки на магнитной основе( желтые и зелёные).

- Прикрепите, пожалуйста, к дереву листочки. Кому всё понятно-желтого цвета, если возникли какие-либо трудности- зелёного цвета.

Это дерево нам пригодится на следующем уроке при изучении новой природной зоны.



Страницы учебника 87-97-отвечать на вопросы.

Подготовить мини-сообщение про одного из представителей растительного или животного мира тундры.






При ответах детей используется карта, дополнительный материал и доклады, подготовленные дома







Использование мультимедийного проектора.

Фрагмент презентации ( 2 слайда) с изображением Арктики и тундры.




На доске-карта природных зон.




Деление на микрогруппы с учетом желания и интересов детей. Раздача инструкционных карт.


В процессе работы дети используют учебник «Мир вокруг нас» А.А.Плешакова, Е.А. Крючковой; атлас-определитель «От земли до неба»; справочную литературу; инструкционные карты.





С использованием мультимедийного оборудования.



Во время выступлений представителей микрогрупп учителем демонстрируется презентация, иллюстрирующая их рассказ.










Используется магнитный плакат «Зона тундры».













Дети по очереди (по рядам) выходят к доске, прикрепляют листочки.






С использованием дополнительной и справочной литературы.


Анализ урока с точки зрения формирования УУД.


В рамках данного урока универсальные учебные действия формируются на различных его этапах.

Так личностные УУД формируются во время организационного момента (самоопределение), при проверке домашнего задания и постановке проблемы (смыслообразование). Морально-этическая ориентация осуществляется в рамках исследовательской работы при затрагивании вопросов экологических проблем и экологических связей в тундре.

Познавательные УУД формируются в исследовательской работе при добывании новых знаний (работа с новой информацией из учебника, атласа-определителя и дополнительной литературой); при подготовке выступлений по инструкционным картам ( использование знако-символических средств, схем решения); при постановке проблемы, подведении итогов исследования, итогов урока (выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения и т.д.)

Регулятивные УУД формируются на этапах деления на микрогруппы, выборе выступающего, подведении итогов урока, рефлексии (управление своей деятельностью, проявление инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция).

И, конечно, коммуникативные УУД - речевая деятельность, навыки сотрудничества формируются в процессе всего урока, на всех его этапах.Особенно эффективно развиваются навыки сотрудничества при работе в микрогруппах.

На уроке проведена рефлексия учебной деятельности ,с детьми обсуждены планируемые результаты обучения на сегодняшний урок.




Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории окружающий мир:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ