Конспект урока по Окружающему миру "Приручение огня" 4 класс
"Приручение огня". 4-й класс
Цели урока:
Сформировать представления детей об ископаемом топливе.
Изучить свойства торфа, каменного угля, нефти, природного газа, их применение.
Развивать умения сравнивать, анализировать, наблюдать.
Воспитывать самостоятельность в работе с предметами.
Оборудование:
Коллекции “Топливо”, “Торф и его использование”; «Нефть», «Каменный уголь»
Учебник “Окружающий мир. Человек и природа” 4 класс (автор Вахрушев Д.Д.);
Оборудование для опытов
– для учителя: спиртовка, штатив, пинцет, образцы топлива;
– для учащихся: баночка с водой, молоток, лупа;
Раздаточный материал: торф, каменный уголь, нефть
План характеристики полезного ископаемого;
Листок для проверки знаний учащихся;
Материал для домашнего задания.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний и постановка проблемы.
– Ребята, вспомните, о чем мы говорили с вами на прошлых уроках?
– Какие полезные ископаемые вы знаете?
– Где они используются человеком?
– Сегодня на уроке мы будем изучать свойства новых полезных ископаемых, о которых говорят ИСКОПАЕМОЕ ТОПЛИВО (табличку на доску)
– Как вы понимаете слова ИСКОПАЕМОЕ ТОПЛИВО?
– Мы будем рассматривать предметы, которые являются топливом, они служат для получения энергии.
– Откройте учебник на с. 105 и найдите на ней выделенные слова.
– Что же относится к ископаемому топливу? (каменный уголь, торф, нефть, природный газ) (таблички на доску)
– Сейчас из каждой группы к моему столу подойдет ученик, чтобы выбрать для работы своей группы объект, какой-либо вид топлива.
III. Практическая работа.
– Ребята, перед вами на столах лежат:
План характеристики полезного ископаемого;
План характеристики полезного ископаемого
1)название
2)Состав
3)Свойства:
цвет, блеск;
твердость, сыпучесть, хрупкость, вязкость;
тяжелее или легче воды;
горючесть
4) Места добычи
5) использование в народном хозяйстве
Коллекции с разными видами топлива;
Предметы для проведения опытов;
Листки для проверки ваших знаний;
Это все нам потребуется для работы.
Главное свойство этих видов топлива я вам продемонстрирую . (Демонстрация опытов, доказывающих горючесть торфа, каменного угля, нефти). Горючестью природного газа пользуются семьи, у кого на кухне газовая плита.
IV. Самостоятельное применение знаний.
(Заполнение таблицы на доске)
ИСКОПАЕМОЕ ТОПЛИВО
Каменный уголь
Торф
Нефть
Природный газ
черный
темно-коричневый
темно-коричневая
бесцветный
твердый
твердый
жидкость
Газ
хрупкий
состоит из остатков растений
маслянистая, имеет запах
имеет запах
тяжелее воды
легче воды
легче воды
горит
горит
горит
горит
Проверка экспертов в группах. Заранее подготовленные учащиеся с сообщениями- презентациями о природных ископаемых проверяют свою группу, дают консультацию.
V. Подведение итогов урока.
– Что мы отнесли к ископаемому топливу?
– Какое главное свойство всех этих полезных ископаемых? (Они горят)
– А сейчас каждый возьмите, пожалуйста, свой листок, подпишите его и попытайтесь выполнить на оценку задание: отгадать загадку, занести отгадку в нужную колонку – применение человеком полезных ископаемых.
Загадки.
Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло. (Каменный уголь)
Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть)
Он очень нужен детворе,
И на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
Что за странный камень это?
Непонятного он цвета…
Он из зерен состоит,
Называется… (Гранит)
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу -
Она понадобится сразу. (Глина)
Она варилась долго
В доменной печи,
Чтобы потом нам сделали
Ножницы, ключи (Железная руда)
На кухне у мамы
Помощник отличный,
Он синим цветком
Расцветает от спички. (Природный газ)
Росли на болоте растения,
А теперь это топливо и удобрения (Торф)
– Подумайте и скажите, возможно ли безгранично добывать ископаемое топливо? Почему? (Это невосстанавливающиеся ресурсы)
– Как поступать, если человеку топливо необходимо все в больших размерах? (Находить новые виды топлива)
1. Выбери верное утверждение:
А) полезные ископаемые - это все, что находится в земле.
Б) полезные ископаемые - это природные богатства, которые добывают из глубин и поверхности земли.
В) полезные ископаемые - это все, что служит человеку.
2. Горные породы, из которых получают металлы, называются:
А) Гранит;
Б) Рубин;
В) Руда;
ответ В
3. Металлы - это:
А) Соль, агат, бальзат;
Б) Медь, алюминий, железо, олово;
В) Известняк, глина, песок.
ответ Б
4. Из железной руды получают:
А) Чугун, сталь;
Б) Алюминий, гранит;
В) Бриллиант, малахит.
ответ А
5. Какие металлы относятся к благородным
А) золото, серебро, платина
Б) алюминий, магний
В) медь, свинец, цинк
ответ А
6. Что крепче:
А) Металлы
Б)Смесь металлов
ответ Б
2)Ответить на сложные вопросы:
Можно ли потушить горящую нефть?
В каждом куске каменного угля хранятся остатки давно минувших времен. Объясни, почему?
Почему каменный уголь называют “старшим братом”, а торф – “младшим”?
Какое растение, нам хорошо известное, растет на торфяных болотах? Мы употребляем его в пищу.
VII. Рефлексия.
– А сейчас давайте посмотрим наше настроение на конец урока.
– Что запомнилось с урока?
– Что хотелось бы еще узнать? Спасибо вам за работу.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ