Проект урока окружающего мира для 2 класса по теме «Вода и её свойства» УМК «Перспективная начальная школа»
Проект урока окружающего мира для 2 класса по теме
«Вода и её свойства»
УМК «Перспективная начальная школа»
Шальпова Татьяна Петровна
учитель начальных классов
МБОУ «Лицей №2», г. Барнаул
Электронный адрес: tati_33@mail.ru
2013 г
Конспект урока
Предмет: окружающий мир Класс 2
Тема урока Вода и её свойства
Цель: Формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, рефлексивных) учащихся 2 класса в предметной области «Окружающий мир» по теме «Вода и её свойства»
Задачи: создать условия для
-обобщения знаний учащихся о воде, распространении воды на земле,
-определения в ходе опыта основных свойств воды,
-расширения представлений о значении воды для жизни на Земле,
- развития наблюдательности, любознательности, памяти, логического мышления;
- развития умения рассуждать и обосновывать свои суждения.
Задачи воспитательные:
-воспитывать любовь к природе, бережное отношение к природным богатствам.
Планируемый результат:
Метапредметные УУД
Личностные умения:
Проявлять
-интерес к изучению темы;
-позитивное отношение к экономному расходованию воды;
-осознание собственных достижений при освоении темы
Познавательные
-раскрывать значение понятий и использовать в активном словаре;
-осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач.
Регулятивные
-принимать (ставить) учебно-познавательную задачу
-выполнять учебное задание в соответствии с целью;
-выполнять учебное действие в соответствии с планом;
-выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.
Коммуникативные
-осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме,
-аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения,
-вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками
-согласовывать позиции с партнером и находить общее решение.
Предметные
-проводить исследование воды и определять её основные свойства;
-составлять правила бережного использования воды;
-понимать значение воды для всего живого на земле.
Оборудование: глобус, ёмкости с водой (стакан, аквариум, банка, пробирка) для демонстрации, стакан с молоком, на партах - стакан с водой, ложка, стакан с солью, стакан с сахаром, стакан с песком, презентация и мультимедийная систем
№
Этап
Деятельность учащихся
Деятельность
учителя
Методический комментарий
1
Организационный этап
Проверка рабочих мест, формулировка правил поведения на уроке.
Проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания
Сегодня на уроке нас ждёт много открытий, хотя говорить мы будем с вами о том, что нам очень хорошо знакомо.
Подготовка учащихся к работе на занятии
2
Подго-
товка
учащихся к работе на основ
ном этапе
Отгадывают загадку,
выстраивают ассоциативный ряд, отвечают на вопросы.
Показать практическую значимость знаний о воде и её свойствах.
Отгадайте загадку:
Я и льдинка голубая,
Я и капля дождевая,
Я снежинка вырезная,
Я по травке разлита,
Догадайся, кто же я?
(Вода)
Что вы представляете, когда слышите слово вода?
обеспечить мотивацию, актуализацию субъектного опыта учащихся
Фронтальный опрос
3
Сообщение темы
Делают предположения о теме урока
Читают тему урока «Вода и её свойства»,
Почему мы начали урок с загадки о воде?
Прочитайте тему на слайде.
Визуальное восприятие
4
Целеполагание
Учащиеся читают план,
определяют задачи урока:
узнать какое значение воды на Земле,
как нужно относиться к воде,
узнать какие свойства есть у воды
Прочитайте план работы:
1. Значение воды на земле.
2. Отношение человека к воде
3. Свойства воды.
Какие вопросы поставим себе согласно этому плану?
5
Усвоение новых знаний
Наблюдают, делают выводы о том, что вода занимает большую часть на планете.
Комментируют изображения на слайдах, отвечают на вопросы.
Активно участвуют в беседе
Приводят примеры
Делают выводы
Приводят примеры.
Рассуждают о пользе воды для растений, животных и человека, пользуясь иллюстрациями на слайдах, а также опираясь на собственный опыт и имеющиеся знания.
Высказывают мнения о важности воды для всего живого на земле.
Делают вывод о необходимости бережного отношения к воде.
Выполняют танцевальные движения
под песню «Дождь»
Перечитывают план, высказывают мнения.
Высказывают предположения о проведении опытов, так как на партах приготовлены материалы для работы.
Обмен мнениями.
Высказывают предположения.
Работают со словарями, выясняют значение слова лаборатория- это специальное оборудованное помещение для научных исследований, учебных занятий, а также помещение/ учреждение ведущее экспериментально-исследовательскую работу.
Закрывают глаза.
Предлагают правила работы во время опытов.
Сравнивают, делают вывод о прозрачности воды.
Выполняют задание, делают вывод о втором свойстве - вода бесцветна.
Делают вывод о том, что вода безвкусна и не имеет запаха, опираясь на собственный опыт
После наблюдения, делают вывод о текучести воды.
Наблюдают, сравнивают, делают вывод- 1ряд-соль растворилась,2 ряд-сахар растворился,3 ряд-песок не растворился.
Вода - растворитель, но не всех веществ.
Сравнивают, делают вывод, о том, что вода принимает форму ём - кости, в которую её наливают, а своей формы не имеет.
Сообщение нового материала; обеспечение восприятия, осознания, систематизации и обобщения этого материала учащимися. ( Слайды)
1. Посмотрите на глобус. Если быстро вращать его, то какой цвет преобладает? Почему?
Где в природе встречается вода?/ слайд/
Может ли быть жизнь без воды?
Кому нужна вода на земле?
Объясните значение воды в жизни растений./Слайд/
Объясните значение воды в жизни животных/слайд/
Для чего человеку вода?/ слайд/
Могут ли растения и животные обходиться без воды?
Всегда ли вода приносит пользу?
Какой вред она может причинить? (слайд)
Благодаря воде возникла жизнь на Земле вода входит в состав любого организма, воду пьют и поля и леса. Без неё не могут жить ни птицы, ни звери. Вода не только поит, но и кормит: по морям и океанам плавают тысячи рыболовных судов, вода добывает электрический ток на электростанциях.
Какой вывод можно сделать о значении воды?
Вывод: Вода самое большое богатство на земле, потому что без неё не может быть жизни.
Если вода так важна для жизни на земле, как мы должны к ней относиться?
2. Физ./минутка
предлагает отдохнуть и подвигаться по музыку
3.Вернёмся к плану.
На какой вопрос мы ещё не ответили?
Кто уже догадался, что нам поможет узнать о свойствах воды?
Можете ответить, кто и где проводит опыты, занимается исследованиями?
Опыты часто проводят учёные в лаборатории?
Кто может объяснить, что такое лаборатория?
Где можно найти более точное значение этого слова?
Что нам поможет, не выходя из класса, оказаться в лаборатории?
Закройте глаза. Представьте себе, что мы оказались в большом, светлом помещении, в котором много разных приспособлений и приборов для проведения опытов и исследований. Это и есть лаборатория, Лаборанты ходят в белых халатах, они готовятся к проведению опытов. Откройте глаза. В нашей лаборатории тоже всё готово.
Какие правила будем соблюдать во время работы?
4. Предмет нашего исследования - вода. Определим свойства воды, работая в парах
Опыт №1
(Определение прозрачности воды)
Опустите ложку в стакан с водой. Я опущу ложку в стакан с молоком. Сравните. Что можно сказать о свойстве воды?
Опыт №2
(определение цвета)
Возьмите полоски цветной бумаги, поднесите их к стакану с водой. Сравните по цвету.
Какого цвета вода?
Опыт №3
(определение запаха и вкуса)
Есть ли у воды запах? А какой у воды вкус?
Опыт №4
( определение текучести воды)
Налейте немного воды в тарелку. Приподнимите тарелку с одной стороны. Что мы наблюдаем? Как назовем это свойство?
Опыт №5
(растворение веществ в воде)
Назовите вещества в стаканах:
1 ряд- соль , 2ряд-сахар, 3 ряд- песок. Добавьте немного воды в стакан и перемешайте. Что происходит? Какой можно сделать вывод?
Опыт №6
Вода принимает форму сосудов
Демонстрация, воды в разных ёмкостях - стакане, пробирке, аквариуме, банке. Какую форму имеет вода?
Сколько свойств воды мы определили в ходе опытов?
Дать учащимся конкретное представление о воде и её свойствах, пользе для живой природы.
Практическая работа- определение свойств воды
6
Первичное закрепление и проверка знаний
Объясняют ситуации, представленные на слайдах, отвечают на вопросы.
Выбирают слова и вставляют их в текст.
Проверка понимания учащимися учебного материала.
Работа с презентацией.
1.Какое свойство воды человек использует, когда моет посуду, стирает бельё?
Почему сахар растворяется в чае?
Почему на закипающем чайнике прыгает крышка?
Если вода имеет вкус, о чём это говорит?
2.Дополнить предложение:
Вода - это........ (жидкость), которая не имеет …..... (запаха, цвета, вкуса), она …......и.........(прозрачная и текучая.) Вода – это …..............(растворитель) некоторых веществ.
Слова для справок: растворитель, прозрачная, текучая, запах, вкус, жидкость, цвет.
установить степень усвоения темы, а именно:
выполнять учебное задание в соответствии с целью;
определять свойства воды.
7
Подведение итогов урока
Строят высказывания
Вернёмся к плану работы ещё раз. На все вопросы мы смогли ответить сегодня?
Дополните предложения:
Я узнал....
Меня заинтересовало...
Сегодня на уроке
я удивился...
я вспомнил...
дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы
8
Информирование учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Записывают задание
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению; проверка понимания учащимися содержания работы и способов ее выполнения
Нарисовать знаки по охране воды.
По желанию - придумать экологическую сказку о воде.
Сообщить учащимся о домашнем задании
9
Рефлексия
Раскрашивают капельку
Возьмите капельку воды и цветные карандаши.
Если вы можете назвать все свойства воды и объяснить значение воды для жизни на земле - раскрасьте капельку карандашом голубого цвета.
Если вы затрудняетесь это сделать - красным. Поднимите и покажите капельки
организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Литература
1.Программы по учебным предметам. План и программы внеурочной деятельности:1-4 кл.: в 2 ч./Сост. Р.Г. Чуракова, М.: Академ книга/ Учебник,2012.- Ч.2:344 с.
2.Федотова, О. Н. Окружающий мир:2 класс: Учебник: В 2 ч./ О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов.-2-е изд., испр.-М.: Академкнига/ Учебник,2012.-Ч. 1: 128 с.:ил.
3. Федотова. О. Н. И др. Окружающий мир: 2 кл. : Методическое пособие/ О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. - М. : Академкнига/ Учебник,2012.- 200 с.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ