Окружающий мир 2 класс «Зима»

Степанова Елена Леотьевна

учитель начальных классов МАОУ-СОШ №10 г. Альметьевск

урок окружающего мира во 2 классе по сингапурской системе обучения


Тема урока «Зима» (УМК «Планета знаний»)


Педагогические цели: способствовать расширению знаний учащихся о зимних изменениях в неживой природе, жизни растений и животных; содействовать раскрытию некоторых доступных взаимосвязей между этими изменениями.

Планируемые результаты образования:

Предметные: устанавливают связи между объектами и явлениями природы ( в неживой природе, между неживой и живой природой, в живой природе, между природой и человеком); различают времена года по характерным признакам ( продолжительность дня, положению солнца на небосклоне, температуре воздуха, виду осадков, состоянию растений и животных); сравнивают результаты наблюдений за природой в разные времена года.

Личностные: проявляют устойчивый интерес к изучению природы; знают правила поведения в природе и обществе и ориентируются на их выполнение; испытывают чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края.

Метапредметные:

Регулятивные: осознают свое продвижение в овладении знаниями и умениями; самостоятельно планируют свои действия в соответствии с поставленной целью; планируют собственное участие в проектной деятельности ( с опорой на шаблон в рабочей тетради).

Познавательные: используют готовые модели глобус,карта)для объяснения природных явлений, осуществляют анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков; проводят сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам; устанавливают причинно- следственные связи изменений в природе; обобщают результаты наблюдений в природе; обобщают результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делают выводы; пользуются специализированными изданиями справочников, словарей, энциклопедии для детей ( с помощью взрослых) ;пользуются справочниками , словарями, энциклопедиями для поиска информации при подготовке проекта.

Коммуникативные: понимают и передают содержание прочитанных текстов; слушают и понимают других , высказывают свою точку зрения, задают вопросы друг другу, договариваются и приходят к общему решению , работая в группе, сотрудничают со сверстниками взрослыми для реализации проектной деятельности.


Этапы урока

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

Структуры сингапурской программы.

1. Организационный момент.

НАЙФ ФАЙВ

- Поприветствуйте партнера по плечу Поприветствуйте партнера по лицу.


Поднимают правую руку. Приветствуют ладонь к ладони.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

- Назовите зимние месяцы.

-Дома вам надо было собрать приметы о зиме. Примета – это отличительный признак, по которому можно узнать кого- либо или что- либо.






- О чем рассказали вам народные приметы, поговорки и пословицы о зиме.

Декабрь, январь, февраль.


КУИЗ – КУИЗ –ТРЕЙД

Обмениваются карточками с приметами. Пишут на листочках примету. Внизу, что она обозначает. Встают молча передвигаются по классу, образуют пару (поднимают руку) Читают по листочку свою примету, выслушивают ответ, обмениваются карточками.


- Об особенностях зимы.


3. Постановка учебной задачи.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с зимними изменениями в неживой природе, жизни растений и животных, установим взаимосвязи между ними.


4. Открытие нового знания.
























































5. Первичное закрепление.









6. Включение нового знание в систему знаний и повторение.


7. Рефлексия учебной деятельности.

1. Исследовательская деятельность.

- На этом уроке мы будем исследователями. Знакомство с зимними изменениями в неживой природе, жизни растений и животных будем проводить по группам. Каждой группе исследователей предлагается изучить зимние изменения в своей области природы. У вас на столах лежат карточки с описанием зимних изменений в вашей области природы. Изучите материал, сделайте выводы и поделитесь ими со своими коллегами, исследователями из других групп. Затем мы с вами сможем подвести итог нашего исследования зимних изменений в неживой природе, жизни растений и животных и установить взаимосвязи между этими изменениями.

1 группа – наблюдения за неживой природой.

2 группа – наблюдения за растениями зимой.

3 группа – наблюдения за жизнью животных зимой.

4 – группа – наблюдения за сезонным трудом людей.




















Выступают с отчетом по одному человеку из группы.


3. Установление взаимосвязей между зимними изменениями в природе.




- Почему зимой низкая температура? Отвечает тот, кто выше ростом.

- Почему осадки выпадают в виде снега? Отвечает тот, у кого волосы светлее.

- Почему почва промерзает и покрыта слоем снега? Отвечает тот, кто стоит по алфавиту раньше.

- Почему замерзают водоемы? Отвечает тот, кто ниже ростом.

- Почему растения «спят»? Отвечает тот, у кого волосы темнее.



Вопросы для фронтального опроса:

- Какие явления происходят в неживой природе зимой?

- Как зимуют разные растения?

- В чем сходство, а в чем различие зимовки рыб, птиц и зверей?

- Как с зимними изменениями в неживой природе связаны изменения в жизни растений и животных?

- Чем спячка животных отличается от зимнего сна?



-Выполните проверочную работу в рабочей тетради.




- Какую задачу ставили на уроке?

- Удалось ли решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Как получили результаты?

- Где можно применить новые знания?

- Что у вас на уроке хорошо получилось?

РАУНД ТЕЙБЛ

Читают карточку с описанием наблюдений и на одном листе по очереди отвечают на вопросы.


Отчеты групп.

  1. группа.

Небо ________________

Осадки __________________

Солнце на небе ____________

Температура воздуха ____________

Почва ________________________

Водоемы ________________________


2 группа

Лиственные деревья и кустарники __________

Хвойные деревья _________________________

Травы _______________________________________


3 группа.

Птицы:

- перелетные: ___________________________

- кочующие _____________________________

- оседлые _______________________________

Рыбы ___________________________________

Насекомые ______________________________

Звери :

- спят, находятся в спячке: __________________

- запасают корм на зиму : ___________________

- ищут корм

4 группа

В селе ___________________________________

На улицах ________________________________

В саду ___________________________________

В овощехранилищах ________________________





МИКС ПЭА ШЭА

Учащиеся смешиваются под музыку. Музыка останавливается образуют пару и отвечают на вопросы, используя РЕЛЛИ РОБИН.



Солнце низко, дает мало тепла.


Низкая температура воздуха.


Низкая температура возотныхка живдуха.


Низкая температура воздуха.


Почва промерзает и покрыта слоем снега, солнце низко, дает мало тепла и света, замерзают водоемы.



























Приложение.

Карточки с описанием явлений для работы в группе.

1 группа.

Небо бледно-голубое или серое, чаще всего покрыто тучами, из которых выпадают осадки в виде снега, иногда может идти снег с дождем.

Начало зимы – первозимье – отмечают с того дня, когда , когда надолго ляжет снег. Солнце поднимается на небосклоне низко и греет слабо. Цвет у него часто малиново-красный. Небо днем серое, тусклое, нахмуренное. Снегопады и морозы чередуются с оттепелями. В оттепель зима становится похожа на позднюю осень. 22 декабря – самый короткий день в году, день зимнего солнцестояния.

23 декабря – начало коренной зимы. Теперь с каждым днем будет раньше рассветать, позже смеркаться. Солнце поднимается все выше и светит все яре. Бело-голубое , светлое небо наполняется морозной дымкой. Слепит глаза сверкающее снежное покрывало с серебряными сугробами. Роскошный наряд из пушистой изморози надевают деревья и кустарники. В оттепели снег становится влажным и липким. Солнечные лучи чередуются с метелями, ледяными ветрами и лютыми морозами. Властвует коренная зима до начала февраля, до песни большой синицы.

Как только запоет синица, знай6 наступает последний период – перелом зимы. В лесах от деревьев падают на снег плотные, четкие, синие тени, сугробы светятся голубоватым светом. Синее день ото дня небо. Облака уже не серые, а плывут белыми кучками. Солнце поднимается все выше и греет все сильнее. Светлый день стал намного длиннее. В солнечный день снег на крыше тает, начинается капель. Натекая друг на друга и замерзая в еще холодном воздухе, капельки растаявшего снега образуют красивые ледяные сосульки. Снег потускнел, посерел, стал рыхлым. Сверху подтаявший на солнце снег за ночь смерзается в ледяную корку – наст. Но зима еще не сдается. Вьюги и метели показывают ее силу. ( По В.А. Корабельникову)


2 группа.

Под снегом зимуют пшеница, земляника, клюква, рожь. Большинство растений заранее готовятся к зиме. Осенью некоторые травянистые растения, увядая, оставляют на почве свои семена. Из них вырастают новые травы. Хвойные растения зимуют с зелеными листьями – иголками. На них всю зиму сохраняются шишки. Остаются плоды и на других растениях – клене, акации, рябине, бузине. Деревья и кустарники, скованные холодом, впадают в зимний сон. . Уже в конце января почки на вербе увеличиваются. Внутри почки находятся маленькие зеленые листья. Снаружи почки покрыты темными чешуйками. Когда почки увеличиваются, они сбрасывают чешуйки и покрываются светлым пушком. Вот почему вербы к концу зимы стоят, словно покрытые серебром. Подрастают почки и на других деревьях. Зима не прекращает рост растений, она только задерживает его.


3 группа.


Зимой отсутствуют почти все виды птиц, питающиеся насекомыми и связанные с водоемами. Редки также и хищники, обычная добыча которых улетает (птицы), впадает в спячку или прячется под снегом (лягушки, мелкие млекопитающие). Зимние птицы питаются главным образом растительной пищей, семенами, ягодами, почками деревьев и т.п. Из насекомоядных остаются лишь немногие, приспособившиеся к отыскиванию спрятавшихся мелких насекомых в коре деревьев ( синицы, дятлы), но и те зимой подкармливаются растительной пищей. ( например , дятлы – хвойными семенами).

С наступлением зимы замерзают водоемы и рыбы опускаются на дно . Именно там собираются на зимовку карпы, караси, щуки. Еще осенью рыбы собираются в стада и выбирают местечко для зимовки.

Зимой насекомые не могут собирать нектар с растений, поэтому увидеть их можно весной и летом, а вот осенью и зимой их встретишь. В это время они находятся в укромных местах : под корой деревьев, среди опавших листьев, в почве.

Зимой все стараются укрыться от мороза, от холодного ледяного ветра, и каждый по- своему зимовать приспособился. Кто- то зимой спит или находится в спячке ( медведи, барсуки, ежи, ящерицы, лягушки, жабы, ужи, змеи, летучие мыши,. Некоторые делают запасы на зиму (белки), а кое-кому приходится и зимой корм добывать (мыши , полевки). Не спят и ищут корм волки, кабаны, лоси, лисы, зайцы.

4 группа – наблюдения за сезонным трудом людей.

В сельском хозяйстве идет подготовка к весеннему севу ( проводится ремонт сельскохозяйственных машин, снегозадержание на полях ), ведется уход за животными.

На улицах города зимой убирают снег, скалывают лед, посыпают дороги песком. Зимой в овощехранилищах люди регулярно перебирают плоды и овощи. В саду зимой уплотняют снег около стволов деревьев, разрушают слежавшийся снег внутри кроны, ведут обрезку деревьев и кустарников.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории окружающий мир:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ