Окружающий мир Тема : Игра "Счастливый случай. Знатоки природы"


Крицкая Наталья Николаевна
МКОУ Барлукская СОШ
Учитель начальных классов
« Чтобы беречь землю, природу, её надо
любить. Узнав, невозможно не
полюбить. Ведь во всём космическом
мире нет больше таких птиц,
таких зверей, таких растений. Другие
может и есть, а таких нет ».
Николай Сладков.
На нашей планете огромное количество растений и животных. Из книг, телепередач и своих наблюдений вы, ребята, узнаёте о повадках животных, их привычках, об их жизни и особенностях. Николай Сладков писал: « Чтобы беречь землю, природу, надо её любить. Узнав, невозможно не полюбить. Ведь во всём огромном космическом мире нет больше таких птиц, таких зверей, таких растений. Другие может и есть, а таких - нет».
Как яблоко на блюде,
У нас земля одна,
Не торопитесь, люди,
Всё выскрести до дна.
Немудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить всё богатство
У будущих веков.
Мы общей жизни зёрна,
Одной судьбы родня.
Нам пировать позорно,
В счёт будущего дня.
М. Дудин.
Огромны просторы нашей Родины. Богата и разнообразна её природа. На суше, в воздухе, в воде и под водой – всюду кипит жизнь. Эта жизнь полна тайн, загадок, чудес.
Сколько интересного можно увидеть в лесу, в поле, на озере, и даже около вашего дома, если внимательно ко всему присмотреться. Природа хороша во все времена года. Но нужно хорошо уяснить нам всем. Если мы не будем любить и уважать природу, то она откажется помогать нам.
Михаил Пришвин писал: « Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю. Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы, а человеку нужна Родина, и охранять природу – значит охранять Родину».
Сегодня, ребята, мы с вами проведём « Конкурс знатоков природы».
Он пройдёт у нас по принципу игры « Счастливый случай».
Игра состоит из пяти геймов. Последний гейм – это блицтурнир, во время которого конкурсанты за одну минуту должны дать как можно больше ответов.
В игре участвуют две команды по 4 человека. Остальные ребята будут болельщиками, но им тоже скучать не придётся. Для них так же будут задания.
И так, всем ясно, что сегодняшний разговор у нас пойдёт о природе, растениях, цветах, животных, временах года.
Для первого турнира проведём отборочную игру. Кто первый ответит правильно, тот участвует в игре.
1. Назовите писателей, произведения которых посвящены природе.
( М.Пришвин, К.Паустовский, В.Бианки, В.Чаплина, Б.Житков, Н.Некрасов, А.С.Пушкин, С. Есенин, Д.Ушинский и др.)
2. Какие вы знаете загадки о природе. (Дети загадывают загадки).
3.Назовите фамилию писателя книги « Кошка Маруська» (Чарушин)
4. Как называется цветок, в котором женщина обнаружила Дюймовочку? ( Тюльпан)
5. Какую ягоду называют сибирским ананасом? ( Облепиху)
6. Какая птица высиживает птенцов на весу? ( Пингвин)
7. Угадайте, что за шапка;
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору
У стволов грызёт кору. ( Заяц)
8. Зимой голоден, а летом сыт. ( Волк).
9. Что ест зимой жаба? (Спит)
В игре участвуют …, …, …, …, … .
И так 1-й гейм. Он называется « ЛИСТКИ КАЛЕНДАРЯ».
Сколько прекрасных стихотворений написано о природе. Из них можно составить настоящий поэтический календарь. Задание. Вспомните стихотворения о временах года или о месяцах года.
1. Дуют ветры в феврале
Воют в трубах звонко.
Змейка мчится по земле
Белою позёмкой.
2. Рыхлый снег темнеет в марте,
Тают льдинки на окне.
Зайчик бегает по парте,
И по карте на стене.
3. Опять погода стужей дышит,
Зато на окнах, сквозь лучи
Мороз опять узоры пишет,
Своей серебряной парчи. ( Январь)
4. Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
5. Пришёл июнь. Июнь. Июнь! –
В саду щебечут птицы…
На одуванчик только дунь –
И весь он разлетится.
А сейчас следующий вопрос.
Я прочту четверостишие, а вы назовите автора.
1. Опрятней модного паркета,
Блистает речка, льдом одета;
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лёд. ( А.С.Пушкин)
2. Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна.
На печальные поляны
Льёт печальный свет она. ( А.С.Пушкин)
3. Вот моя деревня;
Вот мой дом родной.
Вот качусь я в санках,
По горе крутой. ( И.Суриков)
4. Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег.
Бегут и блещут и гласят… ( Тютчев)
5. Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу. ( С.Есенин)
Жюри подсчитывает очки.
2-й гейм « ЕСЛИ ВЫ СБИЛИСЬ С ДОРОГИ»
Человек оказался в лесу один. Куда идти? Как ориентироваться по деревьям, муравейникам, растениям. Здесь нужно быть не только наблюдательным, но и знающим человеком. И так, каждая команда получает свой ориентир.
1. Вы в лесу немного заблудились и перед вами сосна и ель. Помогут ли они вам?
( Смолы на стволе больше на той стороне, что обращена к югу).
2. Вам стал попадаться подорожник, значит…
( Значит рядом где-то тропа)
3. Перед вами только ягоды. Подскажет ли ягодка где север, а где юг?
( Самая спелая ягода, расположена на южной стороне)
4. Поможет ли вашей беде муравейник?
( Башня муравейника находится по направлению к югу от дерева или пня)
А сейчас, пока жюри подсчитывает очки. Мы послушаем сказку « О рыбаке и рыбке» в современном стиле. ( Действующие лица: ведущий, старик, золотая рыбка)
Ведущий: Идёт старичок – лесовичок лесом и вдруг выходит на берег синего моря. Видит сидит на берегу старик и забрасывает невод. В первый раз вытащил он невод с тиной морскою, ржавыми банками, битыми бутылками. Во второй раз выловил рваный башмак и шину от машины. В третий раз попалась ему золотая рыбка. Заговорила она голосом человечьим, стала молить старика, чтобы не отпускал он её в море, а лучше кинул в аквариум с чистою водою. Обещала отслужить ему за это, чем только он пожелает. Не хочет она быть рыбкой « нефтяною», а хочет остаться золотою. Удивился старик.
Старик: Что случилось, рыбка? Почему не хочешь в море синее?
Рыбка: Авария с танкером-нефтевозом произошла. Вся нефть из него вылилась в море и тонким маслянистым слоем покрыла большие пространства. Что же будет с нами, с жителями морскими?
Ничего не смог ответить ей старик. А вы, ребята, знаете?
Ответы ребят : Если нефтяная плёнка покрывает поверхность воды, то птицы, садящиеся на воду, гибнут из-за того, что у них склеиваются перья; водоросли, мелкие рачки умирают из-за нехватки кислорода, а большим рыбам и морским животным, кроме того, нечем питаться. Людям в такой воде нельзя купаться и ловить рыбу. Море становится мёртвым.
3-й гейм « Лесная аптека»
1-я команда.
Вы бежали по дороге, и вдруг, незамеченный прутик оцарапал вам ногу. Чем вы залечите свою рану? ( Подорожником)
Путника друг, подорожник,
Скромный, невзрачный цветок,
Ты на порезанный палец
Влажной заплаткою лёг.
Путника друг, подорожник,
Многим из нас невдомёк,
Что отыскалось лекарство
Тут же, на тропке, у ног.
Его применяют при ссадинах, ожогах, при укусе насекомых.
2-я команда
В лесу можно найти лекарство от множества болезней. Какое лекарство вы нам порекомендуете? ( Например, ВАЛЕРИАНА) болеутоляющее, успокаивающее, при нервном и сердечном возмущении.
Да, ребята, лесная аптека очень богатая. Настойка из цветов ландыша лечит заболевание сердца, чай из зверобоя и сухих ягод земляники помогает от простуды, отвар из сухих корней одуванчика повышает аппетит и т.д.
А сейчас вопрос к болельщикам.
На доске написано название 10 животных. 4 из них занесены в Красную книгу, КАКИЕ? ( Волк, барсук, белка, бобёр, ёж, заяц, кабан, крот, крыса, лиса)
Ёжик: Я - ежик. Люди, как правило, относятся к нам вроде бы хорошо, даже часто стараются приручить, поселить в своём доме, считая, что мы ловим мышей. Но этим и губят нас, так как ежу плохо в доме, даже если его поят молоком, заботятся о нём. Паркет, линолеум, не заменят травы, земли, кустов. Да и человеку, у которого живёт ёж, тоже плохо, потому что ежи – ночные животные. Мы не даём спать людям, всю ночь бегаем по комнатам. Да нас и опасно держать в квартире. На нашей коже живут клещи, которые разносят тяжёлые заболевания. Пусть ежи живут там, где им положено. А насчёт того, что мы мышеловы, - это не правда, ведь мы не кошки. Случайно, правда, мы можем поймать мышку, но это бывает редко.
Да, вот какие дела. В Красную книгу их занесли. Наверное, это не очень приятно, раз они такие невесёлые.
Жюри подсчитывает очки.
4-й гейм « ЛЕГЕНДЫ О ЦВЕТАХ»
Цветы, как люди, на добро щедры,
И щедро нежность людям отдавая,
Они цветут, сердца отогревая,
Как маленькие, тёплые костры.
Нет ничего на земле прекраснее и нежнее цветов – этого хрупкого и драгоценного дара природы. Легенды и сказки о цветах вдохновляли многих композиторов и поэтов. Поэзия и музыка, созданная ими, звучат, как гимн природе, нежности, любви. А сколько нежности в их названии: ветреница, маргаритка, незабудка… Каждой команде я сейчас зачитаю по легенде, а вы угадайте , о каких цветках они сложены.
1-я команда.
В Англии этот цветок воспет поэтами, в сказках он служит колыбелью для малюток, фей и нежных эльфов. Его родина – Персия. Оттуда он перекочевал в Турцию, а в 19 веке попал в Европу. В Голландии существовал культ этого цветка. В Амстердаме на три луковицы цветка были куплены два каменных дома. А название этого цветка – Тюльпан
2-я команда.
Её родина – Персия. Существует поэтическая легенда: однажды в апреле богиня цветов и юности Флора в сопровождении Солнца и богини радуги Ириды спустилась на землю, богиня обнаружила, что все краски истрачены, осталась только лиловая. Тогда флора брызнула лиловую краску на кусты, и выросла роскошная …Сирень. Молодцы, ребята, вы очень хорошо и много знаете о природе. Пока жюри подсчитывает очки, мы сыграем с болельщиками, отгадаем кроссворд. По вертикали вы видите название птицы.
1 - я команда.
По древнерусской легенде, морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, а он отдал своё сердце любимице полей и лесов Любаве.
Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли цветы – символ чистоты, любви и грусти. Этот цветок в лесу самый изящный, самый таинственный, самый душистый. В наше время он, к сожалению, занесён в Красную книгу. ( Ландыш)
Проснулся лес, весной разбуженный,
Деревья в мареве горят,
Весёлых ландышей жемчужины
Под каждым кустиком горят.
2 – я команда.
Древнеримская легенда утверждает: если корни этого цветка повесить на грудь, как омулет, они не только помогут одержать победу в поединке, но и предохранят от гибели. В переводе с латинского его название означает « Меч» и потому у римлян он считается цветком гладиатора. ( Гладиолус)
Под лебяжий чистый голос,
У озёрного мыска
Зацветает гладиолус
Лебединая тоска.
А сейчас, пользуясь уже известной буквой в слове, заполним то, что написано по горизонтали. Это тоже название птиц. Молодцы, птиц вы тоже хорошо знаете.
с
о
й
к
а
к
о
п
ч
и
к
с
к
в
о
р
е
ц
а
и
с
т
узоры пишет,
Зелёный луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета,
Красивых, радужных цветов
На нём разбросаны букеты.
Перед вами карточки, на которых указаны виды цветов. 1. Луговые 2. Полевые 3. Озёрные 4. Садовые 5. Лесные. В сторонке название цветов (вырезаны лепестки) Выберете вид цветов и составьте букет. Подвести итоги.
Каждая команда набрала по ,,, очков. 1 -
2 -
А сейчас соревнуются капитаны команд.
1 –я команда. Вспомните песни о цветах.
1. Иван да Марья, 2. Маки, маки, алые маки, 3. Миллион алых роз, 4. Васильки, 5. Ромашки спрятались, 6. Ландыши, 7. Незабудка, 8. Лаванда, 9. Белые розы.
2-я команда. Вспомните песни, связанные с деревьями, травами.
1. Клён ты мой, опавший, 2. Маленькой ёлочки, 3. В лесу родилась ёлочка, 4. Старый клён, 5. Тонкая рябина, 6. Тополиный пух, 7. Калина красная, 8. Подорожник трава.
Эти песни звучат и в известных фильмах, и в исполнении современных певцов, и в русском народном репертуаре.
А сейчас последний гейм. Называется он блицтурнир. Каждой команде задаётся по 20 вопросов. За 1 минуту вы должны дать наибольшее количество ответов.
1-я команда.
Какое растение даёт лучший мёд? (липа)
Название какого растения связано со звоном? (Колокольчик)
Соком каких растений выводят бородавки? (чистотел)
Какая рыба вьёт гнездо? (колюшка)
Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)
Где раки зимуют? (По берегам рек и озёр)
Какая самая мелкая рыба? (Колибри)
Косой ли заяц? ( Нет)
Какая самая маленькая птица в России? (Королёк)
Самое быстрое морское животное (Дельфин, касатка)
Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)
Какая птица сама себя называет? (утка-кряква)
Какая рыба по внешнему виду напоминает шахматную фигуру? ( Морской конёк)
Какое животное на дне морском на цветок похоже? (Актиния)
Какая рыба может превращаться в шахматную доску? (Камбала)
След какого зверя похож на человечий? (Медведя)
С прилётом каких птиц мы начинаем отсчёт весны? (Грачей)
Что ест зимой жаба? ( Спит)
Что птицам страшнее, голод или холод? ( От голода они умирают)
Из куста шипуля, за ногу тяпуля (Змея)
2 – я команда.
Какая змея самая большая? ( Анаконда)
Кто сильнее: лев или тигр? ( Тигр)
Где у кузнечика ухо? ( На ноге)
У кого самый большой язык? ( У муравьеда)
Какого цвета хамелеон? ( Разного)
Какие ноги у жирафа длиннее, передние или задние? ( Передние)
Какие птицы ночуют в снегу? ( Куропатка, тетерев, рябчик)
Какая птица носит название танца? ( Чечётка)
Какое растение носит название глаза птицы? ( Вороний глаз)
Глаза на рогах, а дом на спине. (Улитка)
Какие животные вылезают из кожи вон? (Змеи)
Назовите город, носящий имя рыбы (Судак, Калуга)
У кого осенью детёныши родятся? ( У зайцев)
Листья, каких наших деревьев осенью краснеют? (Осины, рябины)
Кит – рыба или зверь? (Зверь морской)
Восемь ног, как восемь рук
Вышивает шёлком круг.
Мастер в шёлке знает толк
Покупайте, мухи, шёлк. ( Паук)
Зимой голоден, а летом сыт (Волк)
Почему весной не бьют пушных зверей? ( Звери линяют и у них детёныши)
Вороне через три года что бывает? ( Четыре)
У какого пресмыкающегося туловище заключено в панцирь? ( Черепаха)
Игра со зрителями.
1. Внимание, вы должны назвать дерево. Всего на земном шаре 120 видов этого дерева, 65 произрастают в нашей стране. Могу добавить, что наши предки не только любовались его красотой, но и поклонялись ему. Считалось, что на ветвях этого дерева любят раскачиваться русалки. Не торопитесь с ответом, иначе ошибётесь.
б
е
р
ё
з
а
2. Кого из детских писателей называют великолепным знатоком и певцом родной природы?
П
р
и
ш
в
и
н
а
3. Какой цветок всю жизнь любуется собой: глядит на себя и не может наглядеться?
н
а
р
ц
и
с
с
4. Сороки тараторки
* Дятел дуб долбил, да не додолбил
* Проворонила ворона воронёнка
* Три сороки тараторки тараторили на горке.
Ручаюсь, ребята, что хватит вам дел,
Творите добро, кто ещё не успел,-
Любите животных, людей и цветы,
Прошу вас, не прячьте своей доброты.
Парадность, безделье, гоните их прочь!
Планета в беде вы должны ей помочь.
Конечно, задачи совсем не просты,
Но в каждом сердце есть луч доброты.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ