Окружающий мир Тема : Игра "Счастливый случай. Знатоки природы"

  1. Крицкая Наталья Николаевна

  2. МКОУ Барлукская СОШ

  3. Учитель начальных классов





























































« Чтобы беречь землю, природу, её надо

любить. Узнав, невозможно не

полюбить. Ведь во всём космическом

мире нет больше таких птиц,

таких зверей, таких растений. Другие

может и есть, а таких нет ».

Николай Сладков.

На нашей планете огромное количество растений и животных. Из книг, телепередач и своих наблюдений вы, ребята, узнаёте о повадках животных, их привычках, об их жизни и особенностях. Николай Сладков писал: « Чтобы беречь землю, природу, надо её любить. Узнав, невозможно не полюбить. Ведь во всём огромном космическом мире нет больше таких птиц, таких зверей, таких растений. Другие может и есть, а таких - нет».

Как яблоко на блюде,

У нас земля одна,

Не торопитесь, люди,

Всё выскрести до дна.



Немудрено добраться

До скрытых тайников,

Разграбить всё богатство

У будущих веков.



Мы общей жизни зёрна,

Одной судьбы родня.

Нам пировать позорно,

В счёт будущего дня.

М. Дудин.

Огромны просторы нашей Родины. Богата и разнообразна её природа. На суше, в воздухе, в воде и под водой – всюду кипит жизнь. Эта жизнь полна тайн, загадок, чудес.

Сколько интересного можно увидеть в лесу, в поле, на озере, и даже около вашего дома, если внимательно ко всему присмотреться. Природа хороша во все времена года. Но нужно хорошо уяснить нам всем. Если мы не будем любить и уважать природу, то она откажется помогать нам.

Михаил Пришвин писал: « Я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю. Мы хозяева нашей природы, а она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы, а человеку нужна Родина, и охранять природу – значит охранять Родину».

Сегодня, ребята, мы с вами проведём « Конкурс знатоков природы».

Он пройдёт у нас по принципу игры « Счастливый случай».

Игра состоит из пяти геймов. Последний гейм – это блицтурнир, во время которого конкурсанты за одну минуту должны дать как можно больше ответов.

В игре участвуют две команды по 4 человека. Остальные ребята будут болельщиками, но им тоже скучать не придётся. Для них так же будут задания.

И так, всем ясно, что сегодняшний разговор у нас пойдёт о природе, растениях, цветах, животных, временах года.

Для первого турнира проведём отборочную игру. Кто первый ответит правильно, тот участвует в игре.

1. Назовите писателей, произведения которых посвящены природе.

( М.Пришвин, К.Паустовский, В.Бианки, В.Чаплина, Б.Житков, Н.Некрасов, А.С.Пушкин, С. Есенин, Д.Ушинский и др.)

2. Какие вы знаете загадки о природе. (Дети загадывают загадки).

3.Назовите фамилию писателя книги « Кошка Маруська» (Чарушин)

4. Как называется цветок, в котором женщина обнаружила Дюймовочку? ( Тюльпан)

5. Какую ягоду называют сибирским ананасом? ( Облепиху)

6. Какая птица высиживает птенцов на весу? ( Пингвин)

7. Угадайте, что за шапка;

Меха целая охапка.

Шапка бегает в бору

У стволов грызёт кору. ( Заяц)

8. Зимой голоден, а летом сыт. ( Волк).

9. Что ест зимой жаба? (Спит)

В игре участвуют …, …, …, …, … .



И так 1-й гейм. Он называется « ЛИСТКИ КАЛЕНДАРЯ».

Сколько прекрасных стихотворений написано о природе. Из них можно составить настоящий поэтический календарь. Задание. Вспомните стихотворения о временах года или о месяцах года.

1. Дуют ветры в феврале

Воют в трубах звонко.

Змейка мчится по земле

Белою позёмкой.

2. Рыхлый снег темнеет в марте,

Тают льдинки на окне.

Зайчик бегает по парте,

И по карте на стене.

3. Опять погода стужей дышит,

Зато на окнах, сквозь лучи

Мороз опять узоры пишет,

Своей серебряной парчи. ( Январь)

4. Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

5. Пришёл июнь. Июнь. Июнь! –

В саду щебечут птицы…

На одуванчик только дунь –

И весь он разлетится.

А сейчас следующий вопрос.

Я прочту четверостишие, а вы назовите автора.

1. Опрятней модного паркета,

Блистает речка, льдом одета;

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лёд. ( А.С.Пушкин)

2. Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна.

На печальные поляны

Льёт печальный свет она. ( А.С.Пушкин)

3. Вот моя деревня;

Вот мой дом родной.

Вот качусь я в санках,

По горе крутой. ( И.Суриков)

4. Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег.

Бегут и блещут и гласят… ( Тютчев)

5. Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.

Только серые вороны

Расшумелись на лугу. ( С.Есенин)

Жюри подсчитывает очки.



2-й гейм « ЕСЛИ ВЫ СБИЛИСЬ С ДОРОГИ»

Человек оказался в лесу один. Куда идти? Как ориентироваться по деревьям, муравейникам, растениям. Здесь нужно быть не только наблюдательным, но и знающим человеком. И так, каждая команда получает свой ориентир.

1. Вы в лесу немного заблудились и перед вами сосна и ель. Помогут ли они вам?

( Смолы на стволе больше на той стороне, что обращена к югу).

2. Вам стал попадаться подорожник, значит…

( Значит рядом где-то тропа)

3. Перед вами только ягоды. Подскажет ли ягодка где север, а где юг?

( Самая спелая ягода, расположена на южной стороне)

4. Поможет ли вашей беде муравейник?

( Башня муравейника находится по направлению к югу от дерева или пня)

А сейчас, пока жюри подсчитывает очки. Мы послушаем сказку « О рыбаке и рыбке» в современном стиле. ( Действующие лица: ведущий, старик, золотая рыбка)

Ведущий: Идёт старичок – лесовичок лесом и вдруг выходит на берег синего моря. Видит сидит на берегу старик и забрасывает невод. В первый раз вытащил он невод с тиной морскою, ржавыми банками, битыми бутылками. Во второй раз выловил рваный башмак и шину от машины. В третий раз попалась ему золотая рыбка. Заговорила она голосом человечьим, стала молить старика, чтобы не отпускал он её в море, а лучше кинул в аквариум с чистою водою. Обещала отслужить ему за это, чем только он пожелает. Не хочет она быть рыбкой « нефтяною», а хочет остаться золотою. Удивился старик.

Старик: Что случилось, рыбка? Почему не хочешь в море синее?

Рыбка: Авария с танкером-нефтевозом произошла. Вся нефть из него вылилась в море и тонким маслянистым слоем покрыла большие пространства. Что же будет с нами, с жителями морскими?

Ничего не смог ответить ей старик. А вы, ребята, знаете?

Ответы ребят : Если нефтяная плёнка покрывает поверхность воды, то птицы, садящиеся на воду, гибнут из-за того, что у них склеиваются перья; водоросли, мелкие рачки умирают из-за нехватки кислорода, а большим рыбам и морским животным, кроме того, нечем питаться. Людям в такой воде нельзя купаться и ловить рыбу. Море становится мёртвым.



3-й гейм « Лесная аптека»

1-я команда.

Вы бежали по дороге, и вдруг, незамеченный прутик оцарапал вам ногу. Чем вы залечите свою рану? ( Подорожником)

Путника друг, подорожник,

Скромный, невзрачный цветок,

Ты на порезанный палец

Влажной заплаткою лёг.

Путника друг, подорожник,

Многим из нас невдомёк,

Что отыскалось лекарство

Тут же, на тропке, у ног.

Его применяют при ссадинах, ожогах, при укусе насекомых.

2-я команда

В лесу можно найти лекарство от множества болезней. Какое лекарство вы нам порекомендуете? ( Например, ВАЛЕРИАНА) болеутоляющее, успокаивающее, при нервном и сердечном возмущении.

Да, ребята, лесная аптека очень богатая. Настойка из цветов ландыша лечит заболевание сердца, чай из зверобоя и сухих ягод земляники помогает от простуды, отвар из сухих корней одуванчика повышает аппетит и т.д.

А сейчас вопрос к болельщикам.

На доске написано название 10 животных. 4 из них занесены в Красную книгу, КАКИЕ? ( Волк, барсук, белка, бобёр, ёж, заяц, кабан, крот, крыса, лиса)

Ёжик: Я - ежик. Люди, как правило, относятся к нам вроде бы хорошо, даже часто стараются приручить, поселить в своём доме, считая, что мы ловим мышей. Но этим и губят нас, так как ежу плохо в доме, даже если его поят молоком, заботятся о нём. Паркет, линолеум, не заменят травы, земли, кустов. Да и человеку, у которого живёт ёж, тоже плохо, потому что ежи – ночные животные. Мы не даём спать людям, всю ночь бегаем по комнатам. Да нас и опасно держать в квартире. На нашей коже живут клещи, которые разносят тяжёлые заболевания. Пусть ежи живут там, где им положено. А насчёт того, что мы мышеловы, - это не правда, ведь мы не кошки. Случайно, правда, мы можем поймать мышку, но это бывает редко.

Да, вот какие дела. В Красную книгу их занесли. Наверное, это не очень приятно, раз они такие невесёлые.

Жюри подсчитывает очки.

4-й гейм « ЛЕГЕНДЫ О ЦВЕТАХ»

Цветы, как люди, на добро щедры,

И щедро нежность людям отдавая,

Они цветут, сердца отогревая,

Как маленькие, тёплые костры.

Нет ничего на земле прекраснее и нежнее цветов – этого хрупкого и драгоценного дара природы. Легенды и сказки о цветах вдохновляли многих композиторов и поэтов. Поэзия и музыка, созданная ими, звучат, как гимн природе, нежности, любви. А сколько нежности в их названии: ветреница, маргаритка, незабудка… Каждой команде я сейчас зачитаю по легенде, а вы угадайте , о каких цветках они сложены.

1-я команда.

В Англии этот цветок воспет поэтами, в сказках он служит колыбелью для малюток, фей и нежных эльфов. Его родина – Персия. Оттуда он перекочевал в Турцию, а в 19 веке попал в Европу. В Голландии существовал культ этого цветка. В Амстердаме на три луковицы цветка были куплены два каменных дома. А название этого цветка – Тюльпан

2-я команда.

Её родина – Персия. Существует поэтическая легенда: однажды в апреле богиня цветов и юности Флора в сопровождении Солнца и богини радуги Ириды спустилась на землю, богиня обнаружила, что все краски истрачены, осталась только лиловая. Тогда флора брызнула лиловую краску на кусты, и выросла роскошная …Сирень. Молодцы, ребята, вы очень хорошо и много знаете о природе. Пока жюри подсчитывает очки, мы сыграем с болельщиками, отгадаем кроссворд. По вертикали вы видите название птицы.

1 - я команда.

По древнерусской легенде, морская царевна Волхова полюбила юношу Садко, а он отдал своё сердце любимице полей и лесов Любаве.

Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезинки царевны, выросли цветы – символ чистоты, любви и грусти. Этот цветок в лесу самый изящный, самый таинственный, самый душистый. В наше время он, к сожалению, занесён в Красную книгу. ( Ландыш)

Проснулся лес, весной разбуженный,

Деревья в мареве горят,

Весёлых ландышей жемчужины

Под каждым кустиком горят.

2 – я команда.

Древнеримская легенда утверждает: если корни этого цветка повесить на грудь, как омулет, они не только помогут одержать победу в поединке, но и предохранят от гибели. В переводе с латинского его название означает « Меч» и потому у римлян он считается цветком гладиатора. ( Гладиолус)

Под лебяжий чистый голос,

У озёрного мыска

Зацветает гладиолус

Лебединая тоска.



А сейчас, пользуясь уже известной буквой в слове, заполним то, что написано по горизонтали. Это тоже название птиц. Молодцы, птиц вы тоже хорошо знаете.

с

о

й

к

а

к

о

п

ч

и

к

с

к

в

о

р

е

ц


а

и

с

т




узоры пишет,

Зелёный луг, как чудный сад,

Пахуч и свеж в часы рассвета,

Красивых, радужных цветов

На нём разбросаны букеты.

Перед вами карточки, на которых указаны виды цветов. 1. Луговые 2. Полевые 3. Озёрные 4. Садовые 5. Лесные. В сторонке название цветов (вырезаны лепестки) Выберете вид цветов и составьте букет. Подвести итоги.

Каждая команда набрала по ,,, очков. 1 -

2 -

А сейчас соревнуются капитаны команд.

1 –я команда. Вспомните песни о цветах.

1. Иван да Марья, 2. Маки, маки, алые маки, 3. Миллион алых роз, 4. Васильки, 5. Ромашки спрятались, 6. Ландыши, 7. Незабудка, 8. Лаванда, 9. Белые розы.

2-я команда. Вспомните песни, связанные с деревьями, травами.

1. Клён ты мой, опавший, 2. Маленькой ёлочки, 3. В лесу родилась ёлочка, 4. Старый клён, 5. Тонкая рябина, 6. Тополиный пух, 7. Калина красная, 8. Подорожник трава.

Эти песни звучат и в известных фильмах, и в исполнении современных певцов, и в русском народном репертуаре.

А сейчас последний гейм. Называется он блицтурнир. Каждой команде задаётся по 20 вопросов. За 1 минуту вы должны дать наибольшее количество ответов.

1-я команда.

Какое растение даёт лучший мёд? (липа)

Название какого растения связано со звоном? (Колокольчик)

Соком каких растений выводят бородавки? (чистотел)

Какая рыба вьёт гнездо? (колюшка)

Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)

Где раки зимуют? (По берегам рек и озёр)

Какая самая мелкая рыба? (Колибри)

Косой ли заяц? ( Нет)

Какая самая маленькая птица в России? (Королёк)

Самое быстрое морское животное (Дельфин, касатка)

Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина)

Какая птица сама себя называет? (утка-кряква)

Какая рыба по внешнему виду напоминает шахматную фигуру? ( Морской конёк)

Какое животное на дне морском на цветок похоже? (Актиния)

Какая рыба может превращаться в шахматную доску? (Камбала)

След какого зверя похож на человечий? (Медведя)

С прилётом каких птиц мы начинаем отсчёт весны? (Грачей)

Что ест зимой жаба? ( Спит)

Что птицам страшнее, голод или холод? ( От голода они умирают)

Из куста шипуля, за ногу тяпуля (Змея)



2 – я команда.

Какая змея самая большая? ( Анаконда)

Кто сильнее: лев или тигр? ( Тигр)

Где у кузнечика ухо? ( На ноге)

У кого самый большой язык? ( У муравьеда)

Какого цвета хамелеон? ( Разного)

Какие ноги у жирафа длиннее, передние или задние? ( Передние)

Какие птицы ночуют в снегу? ( Куропатка, тетерев, рябчик)

Какая птица носит название танца? ( Чечётка)

Какое растение носит название глаза птицы? ( Вороний глаз)

Глаза на рогах, а дом на спине. (Улитка)

Какие животные вылезают из кожи вон? (Змеи)

Назовите город, носящий имя рыбы (Судак, Калуга)

У кого осенью детёныши родятся? ( У зайцев)

Листья, каких наших деревьев осенью краснеют? (Осины, рябины)

Кит – рыба или зверь? (Зверь морской)

Восемь ног, как восемь рук

Вышивает шёлком круг.

Мастер в шёлке знает толк

Покупайте, мухи, шёлк. ( Паук)

Зимой голоден, а летом сыт (Волк)

Почему весной не бьют пушных зверей? ( Звери линяют и у них детёныши)

Вороне через три года что бывает? ( Четыре)

У какого пресмыкающегося туловище заключено в панцирь? ( Черепаха)



Игра со зрителями.

1. Внимание, вы должны назвать дерево. Всего на земном шаре 120 видов этого дерева, 65 произрастают в нашей стране. Могу добавить, что наши предки не только любовались его красотой, но и поклонялись ему. Считалось, что на ветвях этого дерева любят раскачиваться русалки. Не торопитесь с ответом, иначе ошибётесь.

б

е

р

ё

з

а



2. Кого из детских писателей называют великолепным знатоком и певцом родной природы?

П

р

и

ш

в

и

н

а



3. Какой цветок всю жизнь любуется собой: глядит на себя и не может наглядеться?

н

а

р

ц

и

с

с



4. Сороки тараторки

* Дятел дуб долбил, да не додолбил

* Проворонила ворона воронёнка

* Три сороки тараторки тараторили на горке.



Ручаюсь, ребята, что хватит вам дел,

Творите добро, кто ещё не успел,-

Любите животных, людей и цветы,

Прошу вас, не прячьте своей доброты.

Парадность, безделье, гоните их прочь!

Планета в беде вы должны ей помочь.

Конечно, задачи совсем не просты,

Но в каждом сердце есть луч доброты.





























Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории окружающий мир:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ