Планирование уроков окружающего мира в 4 классе
Планирование уроков окружающего мира в 4 классе.
I четверть (14 ч )
№ п/п
Название темы урока
Кол.
час
Форма занятия/ контроля
☺ИКТ
Содержательный
компонент
урока
Оборудование
КИМ
Д/з
Дата
план
факт
1. Земля и человечество.
1
Мир глазами астронома
Стартовая диагностика.
1
Урок объяснения нового материала
1.Строение Солнечной системы.
2.Понятия: вселенная, небесные тела, солнечная система.
3. Солнце.
Тематические тестовые задания в формате экзамена. Нянковская Н.Н
с.4-7, тетр.
03.09
2
Планеты солнечной системы
Практическая работа №1
1
Урок –исследование
☺КиМ
Мультимедиапанорамы
Планеты Солнечной системы.
М-ф «Тайна третьей планеты»
1. Планеты Солнечной системы, порядок их расположения по мере удаления от Солнца, место Земли среди других планет.
Практическая работа №1: «Особенности движения Земли в космическом пространстве, объяснение природных явлений: смена дня и ночи, смена времён года».
☼Тест №2
С:/Естествознание
4 кл. Тесты. КИМ. Шубина.. doс
с.9-15, тетрадь
05.09
3
Звёздное небо – великая книга природы.
Практическая работа №2
1
Урок -исследование
1.Расширить представления учащихся о звёздах и созвездиях.
2. Составление правил наблюдения звездного неба.
3. Карта звездного неба.
4. Созвездия Малая Медведица, Большой Пес, Телец.
Практическая работа №2: «Знакомство с картой звёздного неба»
☼Тест №3
С:/Естествознание
4 кл. Тесты. КИМ. Шубина.. doс
с.16-21, тетрадь
10.09
4
Мир глазами географа
Практическая работа №3
1
Комбинированный урок
☺
1.История создания глобуса.
2. Понятия «материки», «океаны», «страны», «народы» и др.
Практическая работа №3: «Поиск и показ географ. объектов на глобусе и карте».
с.22-28, тетрадь
12.09
6
Мир глазами историка.
1
Комбинированный урок
☺КиМ
7 чудес света.
1. История как наука.
2. Творческая «лаборатория» историка.
3. Информация о том, как ученые добывают историческую информацию.
4. Используя классический принцип дидактики от близкого к далекому, дается понятие «исторический источник»: от вещей и предметов из реальной жизни ребенка, которые могут выступать в роли исторического источника, дети переходят к подлинным историческим источникам различных эпох, рассматривая их фотографии в учебнике и пытаясь под руководством учителя самостоятельно извлечь из них историческую информацию.
☼Тест №6
С:/Естествознание
4 кл. Тесты. КИМ. Шубина.. doс
с.29-35, тетрадь
17.09
7
Когда и где
Практическая работа №4: «Историческая карта»
1
Комбинированный урок
1. Продолжается формирование азов исторической грамотности. Дети в словесной и графической форме получают представление об историческом времени и историческом пространстве («лента времени», историческая карта).
2. Вводятся понятия «век», «столетие», «тысячелетие», «летосчисление».
☼Тест №7
С:/Естествознание
4 кл. Тесты. КИМ. Шубина.. doс
с.36-40, тетрадь
19.09
8
Мир глазами эколога
Экскурсия №1 «Водоём»
1
Комбинированный урок
1. Оценка прошлого и настоящего человечества с точки зрения экологии.
2. Обсуждение современных экологических проблем, различные формы международного сотрудничества в области охраны окружающей среды.
с.41-47, тетрадь
24.09
9
Сокровища Земли под охраной человечества
1
Комбинированный урок
1. Вводится понятие «Всемирное наследие».
2. Работая со специальной картой-схемой в учебнике, дети узнают о некоторых объектах Всемирного природного и культурного наследия, определяют, какие из них находятся на территории России.
3. Учащиеся узнают о Международной Красной книге, знакомятся с некоторыми ее представителями.
с.48-56, тетрадь
26.09
10
Тест №1 по разделу «Земля и человечество».
1
Контрольный урок
Тематические тестовые задания в формате экзамена. Нянковская Н.Н. Тест «Земля и человечество» В.1 и 2.
01.10
2. Природа России.
11
Равнины и горы России
Практическая работа №5
1
Комбинированный урок
1. С помощью физической карты России дети знакомятся с крупнейшими равнинами и горами нашей страны.
2. Продолжается формирование умения читать карту, показывать на ней изученные географические объекты.
Практическая работа №5: «Поиск и показ равнин и гор России на карте»
☼Тест №11
С:/Естествознание
4 кл. Тесты. КИМ. Шубина.. doс
с.60-64, тетрадь
03.10
12
Моря, озера и реки России
Практическая работа №6
1
Комбинированный урок
☺КиМ
Мультимедиапанорамы
Пруд. Ручей
1. Продолжается работа с физической картой России. С ее помощью дети узнают о морях, озерах и реках нашей страны, учатся показывать их на карте.
Практическая работа №5: «Поиск и показ морей, озёр и рек России на карте»
с.66-69, тетрадь
08.10
Природные зоны России
Практическая работа №7
1. Знакомство с картой природных зон России.
Практическая работа №7: «Поиск и показ природных зон России на карте»
с.71-75
10.10
13
Зона арктических пустынь.
Практическая работа №8
1
Комбинированный урок
☺КиМ
Мультимедиапанорамы
Арктика
1. Знакомство с картой природных зон России. С ее помощью изучается зона арктических пустынь.
2.Обогащение представлений детей о многообразии природы России, экологических связях в природе, взаимодействии природы и человека.
Практическая работа №8: «Гербарий растений Арктики»
☼Тест №13
С:/Естествознание
4 кл. Тесты. КИМ. Шубина.. doс
с.76-83, тетрадь
15.10
14
Тундра.
Практическая работа №9
1
Комбинированный урок
☺КиМ
Мультимедиапанорамы
Тундра
1. Знакомство с природой тундры, с экологическими проблемами, которые складываются в этой природной зоне.
2. Работа с картой природных зон, гербарием, иллюстрациями и текстом учебника.
Практическая работа №9: «Гербарий растений тундры»
☼Тест №14
С:/Естествознание
4 кл. Тесты. КИМ. Шубина.. doс
с.84-93, тетрадь
17.10
15
Леса России.
Практическая работа №10
1
Комбинированный урок
☺КиМ
Мультимедиапанорамы
Смешанный лес
1. Лесная зона, разнообразие лесов России (тайга, смешанные леса, широколиственные леса).
2. Животный мир тайги.
Практическая работа №10: «Гербарий растений леса»
с.95-102, тетрадь
22.10
16*
Растения и животные леса.
Экскурсия №2
1
Урок-экскурсия
1.Роль леса в природе и жизни людей.
2. Экологические проблемы лесной зоны, важнейшие правила поведения в лесу.
с.103-109, тетрадь
24.10
17
Зона степей
Практическая работа №11
1
Комбинированный урок
1.Зона степей, ее растительный и животный мир. Особое внимание уделяется вопросам охраны природы этой зоны.
Практическая работа №11: «Гербарий растений степи»
☼Тест №17
С:/Естествознание
4 кл. Тесты. КИМ. Шубина.. doс
с. 110-117, тетрадь
05.11
18
Пустыни.
Практическая работа №12
1
Комбинированный урок
☺КиМ
Мультимедиапанорамы
Пустыня
1.Определение на карте природных зон полупустыни и пустыни, выделение их особенностей.
2.Более подробно изучается природа пустынь; при том особое внимание обращается на приспособленность растений и животных к условиям жизни в пустыне.
3. Обсуждение экологических проблем и мер по охране природы этих мест.
Практическая работа №12: «Гербарий растений пустыни»
с.118-125, тетрадь
07.11
19
У Черного моря.
Тест №2
Практическая работа №13
1
Комбинированный урок
☺КиМ
Мультимедиапанорамы
Тропические моря
1. Знакомство с природой Черноморского побережья Кавказа, с курортом Сочи.
2. Вводится понятие «субтропики».
3. Особое внимание уделяется правилам поведения человека у моря, связанным как с охраной здоровья и безопасностью, так и с бережным отношением к окружающей природе.
Практическая работа №13: «Гербарий растений субтропиков»
Тематические тестовые задания в формате экзамена. Нянковская Н.Н. Тест «Природа России» В.1 и 2.
с.126-134, тетрадь
12.11
21
Проверочная работа №1
1
Контрольный урок
14.11
3. Родной край – часть большой страны.
22
Наш край
Экскурсия №3
Практическая работа №14
1
Урок-экскурсия
1. Знакомство с политико-административной картой России, нахождение своего региона, учатся показывать его на карте.
2. Определение положение своего края на физической карте России и карте природных зон, знакомство с картой края.
Практическая работа №14: «Знакомство с картой родного края»
с.138, тетрадь
19.11
23
Поверхность нашего края.
1
Комбинированный урок
1. Формирование знаний о формах земной поверхности.
2.Знакомство с поверхностью своего края. Особое внимание уделяется вопросу охраны земной поверхности.
☼Тест №23
С:/Естествознание
4 кл. Тесты. КИМ. Шубина.. doс
с.139-144, тетрадь
21.11
24
Водные богатства нашего края.
1
Урок-исследование
Мультимедиапанорамы
Пруд. Ручей.
1. Водоемы местности.
2.Описание одного из водоемов по плану, приведенному в учебнике (или составленному самостоятельно).
3. Рассматриваются вопросы о значении водоемов в природе и жизни человека и об их охране.
с.145-148, тетрадь
26.11
25
Наши подземные богатства
Практическая работа №15
1
Комбинированный урок
1. В ходе практической работы дети знакомятся с 2-3 наиболее важными полезными ископаемыми своего края.
2. При изучении свойств полезных ископаемых дети пользуются инструктивными карточками, подготовленными учителем.
3. Особое внимание уделяется вопросу об охране подземных богатств.
Практическая работа №15: «Полезные ископаемые края»
☼Тест №25
С:/Естествознание
4 кл. Тесты. КИМ. Шубина.. doс
с.149-159, тетрадь
28.11
26
Земля-кормилица.
1
Урок изучения нового материала
1.Разные типы почв.
2. Знакомство с почвами родного края.
3. Особое внимание уделяется вопросу об охране почв.
Тематические тестовые задания в формате экзамена. Нянковская Н.Н. Тест «Родной край – часть большой страны» В.1 и 2.
с.160-163. тетрадь
03.12
27
Жизнь леса
Практическая работа №16
1
Комбинированный урок
1. Вводится понятие «природное сообщество». Учащиеся знакомятся с жизнью леса как одного из природных сообществ родного края.
2. Практическая работа по распознаванию растений леса в гербарии.
3. Особое внимание уделяется выявлению экологических связей в сообществе.
Практическая работа №16 «Гербарий растений леса»
с.164-169, тетрадь
05.12
29
Жизнь луга
Практическая работа №17
1
Комбинированный урок
1. Луг как природное сообщество. Дети определяют растения луга в гербарии, узнают о разнообразии животных луга.
2. Особое внимание уделяется выявлению экологических связей в луговом сообществе и вопросу об охране лугов.
Практическая работа №17 «Гербарий растений луга»
☼Тест №29
С:/Естествознание
4 кл. Тесты. КИМ. Шубина.. doс
с.170-177, тетрадь
10.12
31
Жизнь в пресных водах.
Практическая работа №18
1
Урок-исследование
1. Знакомство с природным сообществом, пресного водоема и его охраной.
Практическая работа №18 «Гербарий растений пресного водоёма»
Тематические тестовые задания в формате экзамена. Нянковская Н.Н. Тест «Жизнь леса, луга, водоёма» В.1 и 2.
с.178-186, тетрадь
12.12
32
Растениеводство в нашем крае
Практическая работа №19
1
Комбинированный урок
1. Продолжается знакомство с растениеводством как отраслью сельского хозяйства.
2. Вводится понятие «сорта культурных растений».
3. Знакомство отраслями растениеводства, развитыми в родном крае.
Практическая работа №19 «Гербарий полевых культур»
с.187-194, тетрадь
17.12
34
Животноводство в нашем крае
1
Комбинированный урок
1. Продолжается знакомство с животноводством как отраслью сельского хозяйства.
2. Вводится понятие «породы домашних животных». Дети знакомятся с отраслями животноводства, развитыми в их родном крае.
☼Тест №34
С:/Естествознание
4 кл. Тесты. КИМ. Шубина.. doс
с.195-203, тетрадь
19.12
Наши проекты
Тест №3
Урок-проект
Извлекать информацию из дополнительных источников.
Посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсии.
24.12
35
Промежуточ-ная диагности- ческая работа
1
Контрольный урок
24.12
36
Начало истории человечества
1
Урок изучения нового материала
1. Первая и самая продолжительная по времени историческая эпоха - первобытная.
2. С помощью иллюстраций-реконструкций дети сравнивают облик человека, жившего миллион лет назад, и облик современного человека.
3. Первобытное искусство.
☼Тест №36
С:/Естествознание
4 кл. Тесты. КИМ. Шубина.. doс
с.4-7, тетрадь
37
Мир древности: далекий и близкий
1
Урок изучения нового материала
1. «Лента времени», знакомство с некоторыми культурными символами эпохи: древнеегипетскими храмами, древнегреческим Акрополем, древнеримским городом Помпеи и др.
с.8-14, тетрадь
38
Средние века: время рыцарей и замков.
1
Урок изучения нового материала
1. Средневековые замки, средневековый город.
2. Средневековые сооружения: христианский храм, мусульманскую мечеть, буддистскую пагоду.
3. Изобретение книгопечатания.
☼Тест №38
С:/Естествознание
4 кл. Тесты. КИМ. Шубина.. doс
с.15-21, тетрадь
39
Новое время: встреча Европы и Америки.
1
Урок изучения нового материала
1. Знакомство с географическими открытиями, сделанными в Новое время, с помощью иллюстраций учащиеся сравнивают облик средневекового города с обликом города Нового времени, узнают о технических новшествах, сблизивших страны и континенты, — пароходе, паровозе, автомобиле и др.
с.22-27, тетрадь
40
Новейшее время: история продолжается сегодня.
1
Урок изучения нового материала
1. Знакомство с некоторыми событиями и достижениями этой исторической эпохи, по иллюстрации сравнивают современный город с городом предыдущих исторических эпох, вспоминают ранее изученный материал о начале освоения человечеством космического пространства.
с.28-32, тетрадь
41
Тест №4
1
Контрольный урок
Тематические тестовые задания в формате экзамена. Нянковская Н.Н. Тест «Страницы всемирной истории» В.1 и 2.
42
Жизнь древних славян.
1
Урок изучения нового материала
1. Кто такие восточные славяне, как их жизнь была связана с природой.
2. Учащиеся учатся работать по карте, с ее помощью приобретают знания о территории расселения восточных славян.
с.34-39, тетрадь
43
Во времена Древней Руси
1
Урок изучения нового материала
1.Территория Древней Руси.
2. Учащиеся узнают о князе Владимире и о важном событии в отечественной истории — Крещении Руси.
3. Дети учатся формулировать свои оценочные суждения об историческом деятеле.
4. Вводится название «Русь». Даются понятия «князь», «бояре», «дружинники».
☼Тест №43
С:/Естествознание
4 кл. Тесты. КИМ. Шубина.. doс
с.40-45,тетрадь
44
Страна городов
1
Урок формирования умений и навыков
1. Знакомство с древнерусскими городами Киевом и Новгородом.
2. Дети учатся получать информацию о городах по исторической карте и планам-схемам городов.
3. Углубляется знакомое детям понятие «кремль», вводится понятие «берестяная грамота».
с.46-54, тетрадь
45
Из книжной сокровищницы Древней Руси.
1
Урок изучения нового материала
1. Дети знакомятся с искусством создания рукописной книги.
2. Вводится понятие «летопись».
☼Тест №45
С:/Естествознание
4 кл. Тесты. КИМ. Шубина.. doс
с.55-58, тетрадь
46
Трудные времена на Русской земле
1
Урок изучения нового материала
1. Урок посвящен героической борьбе с захватчиками в XIII в. Галерея выдающихся деятелей отечественной истории дополняется рассказом об Александре Невском.
2. Дети учатся работать с условными знаками исторической карты, высказывать свое мнение об историческом деятеле.
с.59-64, тетрадь
47
Русь расправляет крылья.
1
Урок формирования умений и навыков
1. Формируется и закрепляется в сознании учащихся образная картина возрождения Руси после ее разорения захватчиками. В галерее деятелей отечественной истории представлен словесный портрет Ивана Калиты.
2. Дети по тексту и иллюстрации знакомятся с обликом Москвы при Иване Калите, получают информацию о шапке Мономаха, которая в будущем станет символом верховной власти.
3. Развивается умение давать оценочные суждения об историческом деятеле.
☼Тест №47
С:/Естествознание
4 кл. Тесты. КИМ. Шубина.. doс
с.65-69, тетрадь
48
Куликовская битва
1
Урок изучения нового материала
1. Урок проводится с опорой на материал урока (дети вспоминают, как и когда Русь попала в зависимость к Золотой Орде).
2. Портретный ряд деятелей
отечественной истории продолжает Дмитрий Донской.
3. Формируются умения работы с картой. Дети по фотографии рассматривают подлинные вещественные источники — вооружение русских воинов — и пытаются сформулировать собственные выводы на основе элементарного анализа источников.
с.70-74, тетрадь
49
Иван Третий
1
Урок изучения нового материала
1. Дети узнают о важных переменах на Руси. Путешествуя в древнюю Москву, учатся составлять рассказ по иллюстрации-реконструкции. Получают сведения об истории Государственного герба России.
2. Знакомятся с образом Ивана III.
☼Тест №49
С:/Естествознание
4 кл. Тесты. КИМ. Шубина.. doс
с.75-81, тетрадь
50
Мастера печатных дел.
1
Урок-исследование
1. Урок посвящен началу печатного дела в России, вводится понятие «первопечатник». Дети узнают об учебниках в России в XVII в. Рассматривая иллюстрации учебника, сравнивают приемы обучения грамоте в XVII в. с современными, известными им из собственного опыта.
с.82-86, тетрадь
51
Патриоты России.
1
Урок изучения нового материала
1. Дети знакомятся с героическими событиями начала XVII в. в России. В галерее исторических деятелей — Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Вводятся понятия «народное ополчение», «царь», название «Московское царство».
☼Тест №51
С:/Естествознание
4 кл. Тесты. КИМ. Шубина.. doс
с.87-93, тетрадь
52
Петр Великий
1
Урок-исследование
1. Знакомство с некоторыми сведениями из истории Отечества при Петре I. В галерее портретов исторических деятелей — Петр I.
2. Урок проводится с опорой на ранее изученный материал о памятниках Петербурга. Вводится понятие «император».
3. Дается название «Российская империя». 4. Продолжается формирование умения составлять рассказ о городе в разные исторические времена по иллюстрациям, тексту и исторической карте.
☼Тест №52
С:/Естествознание
4 кл. Тесты. КИМ. Шубина.. doс
с.94-100, тетрадь
53
Михаил Васильевич Ломоносов
1
Комбинированный урок
1. Урок посвящен великому российскому ученому. Продолжается формирование умения работать с исторической картой. Дети высказывают свое мнение о М.В. Ломоносове.
☼Тест №53
С:/Естествознание
4 кл. Тесты. КИМ. Шубина.. doс
с.101-104, тетрадь
54
Екатерина Великая
Проверочная работа №2
1
Комбинированный урок
1. На уроке дается материал о некоторых страницах российской истории во время правления Екатерины П.
2. Учащиеся знакомятся с именами Екатерины Второй, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова, о которых формируют свое мнение.
3. Путешествуя в Петербург того времени, дети учатся работать с картой, иллюстрациями. Вводятся понятия «дворяне», «крепостные крестьяне».
с.105-111, тетрадь
55
Отечественная война 1812 г.
Проверочная работа №1
1
Комбинированный урок
1. Дети знакомятся с одной из славных страниц истории Родины. В галерее исторических деятелей — М.И. Кутузов. Вводится понятие «Отечественная война».
с.112-117, тетрадь
56
Страницы истории XIX в
1
Комбинированный урок
1. Дети узнают об освобождении крепостных крестьян, знакомятся по иллюстрациям и тексту с видом Москвы и Петербурга в конце XIX в., получают сведения о технических новшествах того времени.
2. Дети учатся извлекать историческую информацию, работая с подлинными документами (фотографиями) эпохи, а также исторической картой
☼Тест №56
С:/Естествознание
4 кл. Тесты. КИМ. Шубина.. doс
с.122-126, тетрадь
57
Россия вступает в XX в.
1
Комбинированный урок
1. Дети в доступной форме узнают о революционных событиях в России в начале XX в., изменивших судьбу страны. 2. Даются понятия «революция», «гражданская война».
с.127-133, тетрадь
58
Страницы истории 20-30-х гг.
1
Комбинированный урок
1. Дети узнают об образовании нового государства — СССР — на территории бывшей Российской империи, получают некоторые сведения из истории того времени (борьба с неграмотностью, стройки 30-х гг., изменения I деревне).
☼Тест №58
С:/Естествознание
4 кл. Тесты. КИМ. Шубина.. doс
с.136-139, тетрадь
59
Великая война и Великая Победа
1
Урок-исследование
1. Урок посвящен одному из важнейших событий новейшей отечественной истории — Великой Отечественной войне.
2. Учащиеся обращаются к истории своей семьи в годы Великой Отечественной войны. Под руководством учителя учащиеся пытаются воссоздать историю своей семьи в те годы по документам того времени: фотографиям, письмам, вещам, сохранившимся в семье, а также воспоминаниям своих близких.
с.140-146, тетрадь
60
Страна, открывшая путь в космос
1
Комбинированный урок
1. Знакомство с некоторыми страницами послевоенной истории. Как и при изучении предыдущей темы, обращение к истории семьи поможет детям осознать, что они сами и их родные являются участниками историческою процесса.
☼Тест №60
С:/Естествознание
4 кл. Тесты. КИМ. Шубина.. doс
с.147-152, тетрадь
61
Тест №5
1
Контрольный урок
Тематические тестовые задания в формате экзамена. Нянковская Н.Н. Тест «Страницы истории Отечества» В.1 и 2.
Раздел «Современная Россия»
62
Основной закон России и права человека
1
Комбинированный урок
1. Дети узнают, как называется наше государство, что такое Конституция и права человека.
2. Вводятся понятия «федерация», «конституция», «декларация». Дети работают с современной картой страны
☼Тест №62
С:/Естествознание
4 кл. Тесты. КИМ. Шубина.. doс
с.154-159, тетрадь
63
«Дети имеют право на особую заботу и помощь».
1
Комбинированный урок
1. Главная мысль урока: положения о правах человека, зафиксированные во Всеобщей декларации прав человека, в равной мере относятся и к детям, и к взрослым. Но так как детство — особая пора в жизни каждого человека, международное сообщество приняло важный документ — Конвенцию о правах ребенка. Детей знакомят с некоторыми важными положениями Конвенции.
с.150-163, тетрадь
64
Мы — граждане России
1
Комбинированный урок
1. Дети узнают, кто такой гражданин, как осуществляется управление в нашей стране.
2. Вводятся понятия «президент», «Федеральное собрание», «Государственная Дума», «Совет Федерации», «правительство».
с.164-167, тетрадь
65
Славные символы России
Такие разные праздники
1
Урок-исследование
1. Знакомство с государственными символами России, дети узнают некоторые сведения из их истории. Учащиеся по иллюстрациям сравнивают изображение на печати Ивана III с изображением на современном гербе России.
2. Дети узнают о главных праздниках страны.
3. Вводится понятие «государственный праздник».
☼Тест №65
С:/Естествознание
4 кл. Тесты. КИМ. Шубина.. doс
с.168-179, тетрадь
66
Путешествие по России.
2
Комбинированный урок
1. Путешествие по городам и памятным местам России. Дети вспоминают ранее изученный материал о некоторых городах и исторических памятниках, узнают о народах России, их обычаях, традициях.
с.180-205
67
Итоговая диагностическая работа
1
Контрольный урок
68
Путешествие по России.
1
Урок-путешествие
Совершать виртуальные экскурсии по России.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ