Планирование уроков окружающего мира в 4 классе

Планирование уроков окружающего мира в 4 классе.

  • I четверть (14 ч )


п/п

Название темы урока

Кол.

час

Форма занятия/ контроля


ИКТ

Содержательный

компонент

урока

Оборудование


КИМ


Д/з

Дата

план

факт

1. Земля и человечество.

1

Мир глазами астронома

Стартовая диагностика.

1

Урок объяснения нового материала


1.Строение Солнечной системы.

2.Понятия: вселенная, небесные тела, солнечная система.

3. Солнце.

Тематические тестовые задания в формате экзамена. Нянковская Н.Н

с.4-7, тетр.

03.09


2

Планеты солнечной системы

Практическая работа №1

1

Урок –исследование


КиМ

Мультимедиапанорамы

Планеты Солнечной системы.


М-ф «Тайна третьей планеты»


1. Планеты Солнечной системы, порядок их расположения по мере удаления от Солнца, место Земли среди других планет.

Практическая работа №1: «Особенности движения Земли в космическом пространстве, объяснение природных явлений: смена дня и ночи, смена времён года».


Тест №2

С:/Естествознание

4 кл. Тесты. КИМ. Шубина.. doс

с.9-15, тетрадь

05.09


3

Звёздное небо – великая книга природы.

Практическая работа №2

1

Урок -исследование


1.Расширить представления учащихся о звёздах и созвездиях.

2. Составление правил наблюдения звездного неба.

3. Карта звездного неба.

4. Созвездия Малая Медведица, Большой Пес, Телец.

Практическая работа №2: «Знакомство с картой звёздного неба»


Тест №3

С:/Естествознание

4 кл. Тесты. КИМ. Шубина.. doс

с.16-21, тетрадь

10.09


4

Мир глазами географа

Практическая работа №3

1

Комбинированный урок

1.История создания глобуса.

2. Понятия «материки», «океаны», «страны», «народы» и др.


Практическая работа №3: «Поиск и показ географ. объектов на глобусе и карте».


с.22-28, тетрадь

12.09


6

Мир глазами историка.

1

Комбинированный урок


КиМ

7 чудес света.



1. История как наука.

2. Творческая «лаборатория» историка.

3. Информация о том, как ученые добывают историческую информа­цию.

4. Используя классический принцип дидактики от близкого к далеко­му, дается понятие «исторический источник»: от вещей и предметов из реальной жизни ребенка, которые могут выступать в роли исторического источника, дети переходят к подлинным историческим источникам раз­личных эпох, рассматривая их фотографии в учебнике и пытаясь под ру­ководством учителя самостоятельно извлечь из них историческую ин­формацию.


Тест №6

С:/Естествознание

4 кл. Тесты. КИМ. Шубина.. doс

с.29-35, тетрадь

17.09


7

Когда и где


Практическая работа №4: «Историческая карта»

1

Комбинированный урок


1. Продолжается формирование азов исторической грамотно­сти. Дети в словесной и графической форме получают представление об историческом времени и историческом пространстве («лента времени», историческая карта).

2. Вводятся понятия «век», «столетие», «тысячелетие», «летосчисление».



Тест №7

С:/Естествознание

4 кл. Тесты. КИМ. Шубина.. doс

с.36-40, тетрадь

19.09


8

Мир глазами эколога

Экскурсия №1 «Водоём»

1

Комбинированный урок

1. Оценка прошлого и настоящего человечества с точки зре­ния экологии.

2. Обсуждение современных экологических проблем, различные формы международного сотрудничества в области охраны ок­ружающей среды.



с.41-47, тетрадь

24.09


9

Сокровища Земли под охраной человечества

1

Комбинированный урок


1. Вводится понятие «Всемирное наследие».

2. Работая со специальной картой-схемой в учебнике, дети узнают о некоторых объектах Всемирного природного и культурного наследия, определяют, какие из них находятся на территории России.

3. Учащиеся узнают о Международной Красной книге, знакомятся с неко­торыми ее представителями.


с.48-56, тетрадь

26.09


10

Тест №1 по разделу «Земля и человечество».

1

Контрольный урок


Тематические тестовые задания в формате экзамена. Нянковская Н.Н. Тест «Земля и человечество» В.1 и 2.


01.10


2. Природа России.

11

Равнины и горы России


Практическая работа №5

1

Комбинированный урок


1. С помощью физической карты России дети знакомятся с крупнейшими равнинами и горами нашей страны.

2. Продолжается формирование умения читать карту, показывать на ней изученные географические объекты.


Практическая работа №5: «Поиск и показ равнин и гор России на карте»


Тест №11

С:/Естествознание

4 кл. Тесты. КИМ. Шубина.. doс

с.60-64, тетрадь

03.10


12

Моря, озера и реки России

Практическая работа №6

1

Комбинированный урок

КиМ

Мультимедиапанорамы

Пруд. Ручей

1. Продолжается работа с физической картой России. С ее помощью дети узнают о морях, озерах и реках нашей страны, учатся показывать их на карте.


Практическая работа №5: «Поиск и показ морей, озёр и рек России на карте»




с.66-69, тетрадь

08.10



Природные зоны России

Практическая работа №7



1. Знакомство с картой природных зон России.

Практическая работа №7: «Поиск и показ природных зон России на карте»




с.71-75

10.10


13

Зона арктических пустынь.

Практическая работа №8

1

Комбинированный урок

КиМ

Мультимедиапанорамы

Арктика

1. Знакомство с картой природных зон России. С ее помощью изуча­ется зона арктических пустынь.

2.Обогащение представлений де­тей о многообразии природы России, экологических связях в природе, взаимодействии природы и человека.


Практическая работа №8: «Гербарий растений Арктики»


Тест №13

С:/Естествознание

4 кл. Тесты. КИМ. Шубина.. doс

с.76-83, тетрадь

15.10


14

Тундра.

Практическая работа №9

1

Комбинированный урок

КиМ

Мультимедиапанорамы

Тундра

1. Знакомство с природой тундры, с экологическими проблема­ми, которые складываются в этой природной зоне.

2. Работа с картой природных зон, гербарием, иллюстрациями и текстом учебника.


Практическая работа №9: «Гербарий растений тундры»

Тест №14

С:/Естествознание

4 кл. Тесты. КИМ. Шубина.. doс

с.84-93, тетрадь

17.10


15

Леса России.

Практическая работа №10

1

Комбинированный урок

КиМ

Мультимедиапанорамы

Смешанный лес


1. Лесная зона, разнообразие лесов России (тайга, смешанные леса, широколиственные леса).

2. Животный мир тайги.

Практическая работа №10: «Гербарий растений леса»



с.95-102, тетрадь

22.10


16*

Растения и животные леса.

Экскурсия №2

1

Урок-экскурсия


1.Роль леса в природе и жизни людей.

2. Эко­логические проблемы лесной зоны, важнейшие правила поведения в лесу.



с.103-109, тетрадь

24.10


17

Зона степей

Практическая работа №11

1

Комбинированный урок


1.Зона степей, ее растительный и животный мир. Особое внимание уделяется вопросам охраны природы этой зоны.

Практическая работа №11: «Гербарий растений степи»


Тест №17

С:/Естествознание

4 кл. Тесты. КИМ. Шубина.. doс

с. 110-117, тетрадь

05.11


18

Пустыни.



Практическая работа №12

1

Комбинированный урок

КиМ

Мультимедиапанорамы

Пустыня

1.Определение на карте природных зон полупустыни и пустыни, выделение их особенностей.

2.Более подробно изучается природа пустынь; при том особое внимание обращается на приспособленность растений и жи­вотных к условиям жизни в пустыне.

3. Обсуждение экологических пробле­м и мер по охране природы этих мест.


Практическая работа №12: «Гербарий растений пустыни»



с.118-125, тетрадь

07.11


19

У Черного моря.


Тест №2

Практическая работа №13

1

Комбинированный урок

КиМ

Мультимедиапанорамы

Тропические моря

1. Знакомство с природой Черноморского побережья Кавказа, с ку­рортом Сочи.

2. Вводится понятие «субтропики».

3. Особое внимание уделяется правилам поведения человека у моря, связанным как с охраной здоровья и безопасностью, так и с бережным отношением к окружающей природе.

Практическая работа №13: «Гербарий растений субтропиков»



Тематические тестовые задания в формате экзамена. Нянковская Н.Н. Тест «Природа России» В.1 и 2.

с.126-134, тетрадь

12.11


21

Проверочная работа №1

1

Контрольный урок




14.11



3. Родной край – часть большой страны.


22

Наш край

Экскурсия №3


Практическая работа №14

1

Урок-экскурсия


1. Знакомство с политико-административной картой России, нахождение своего региона, учатся показывать его на карте.

2. Определение по­ложение своего края на физической карте России и карте природных зон, знакомство с картой края.

Практическая работа №14: «Знакомство с картой родного края»





с.138, тетрадь

19.11


23

Поверхность нашего края.


1

Комбинированный урок


1. Формирование знаний о формах земной поверхности.

2.Знакомство с поверхностью своего края. Особое внимание уделяется вопросу охраны земной поверхности.


Тест №23

С:/Естествознание

4 кл. Тесты. КИМ. Шубина.. doс

с.139-144, тетрадь

21.11


24

Водные богатства нашего края.


1

Урок-исследование

Мультимедиапанорамы

Пруд. Ручей.

1. Водоемы ме­стности.

2.Описание одного из водоемов по плану, приведенному в учебнике (или составленному самостоятельно).

3. Рассматриваются вопросы о значении водоемов в природе и жизни человека и об их охране.



с.145-148, тетрадь

26.11


25

Наши подземные богатства


Практическая работа №15

1

Комбинированный урок


1. В ходе практической работы дети знакомятся с 2-3 наиболее важными полезными ископаемыми своего края.

2. При изучении свойств полезных ископаемых дети пользуются инструктивными карточка­ми, подготовленными учителем.

3. Особое внимание уделяется вопросу об охране подземных богатств.


Практическая работа №15: «Полезные ископаемые края»




Тест №25

С:/Естествознание

4 кл. Тесты. КИМ. Шубина.. doс

с.149-159, тетрадь

28.11


26

Земля-кормилица.

1

Урок изучения нового материала


1.Разные типы почв.

2. Знакомство с почва­ми родного края.

3. Особое внимание уделяется вопросу об охране почв.


Тематические тестовые задания в формате экзамена. Нянковская Н.Н. Тест «Родной край – часть большой страны» В.1 и 2.

с.160-163. тетрадь

03.12


27

Жизнь леса


Практическая работа №16

1

Комбинированный урок


1. Вводится понятие «природное сообщество». Учащиеся знакомятся с жизнью леса как одного из природных сообществ родного края.

2. Практическая работа по распознаванию растений леса в гербарии.

3. Осо­бое внимание уделяется выявлению экологических связей в сообществе.

Практическая работа №16 «Гербарий растений леса»


с.164-169, тетрадь

05.12


29

Жизнь луга

Практическая работа №17

1

Комбинированный урок


1. Луг как природное сообщество. Дети определяют растения луга в гербарии, узнают о разнообразии животных луга.

2. Особое внимание уделяется выявлению экологических связей в луговом сообще­стве и вопросу об охране лугов.

Практическая работа №17 «Гербарий растений луга»


Тест №29

С:/Естествознание

4 кл. Тесты. КИМ. Шубина.. doс

с.170-177, тетрадь

10.12


31

Жизнь в пресных водах.

Практическая работа №18


1

Урок-исследование


1. Знакомство с природным сообществом, пресного водоема и его охраной.

Практическая работа №18 «Гербарий растений пресного водоёма»


Тематические тестовые задания в формате экзамена. Нянковская Н.Н. Тест «Жизнь леса, луга, водоёма» В.1 и 2.

с.178-186, тетрадь

12.12


32

Растениеводство в нашем крае

Практическая работа №19


1

Комбинированный урок

1. Продолжается знакомство с растениеводством как отраслью сельского хозяйства.

2. Вводится понятие «сорта культурных растений».

3. Знако­мство отраслями растениеводства, развитыми в родном крае.


Практическая работа №19 «Гербарий полевых культур»



с.187-194, тетрадь

17.12


34

Животноводство в нашем крае

1

Комбинированный урок


1. Продолжается знакомство с животноводством как отраслью сельского хозяйства.

2. Вводится понятие «породы домашних животных». Дети знако­мятся с отраслями животноводства, развитыми в их родном крае.


Тест №34

С:/Естествознание

4 кл. Тесты. КИМ. Шубина.. doс

с.195-203, тетрадь

19.12



Наши проекты

Тест №3



Урок-проект

Извлекать информацию из дополнительных источников.

Посещать музеи, обрабатывать материалы экскурсии.



24.12


35

Промежуточ-ная диагности- ческая работа

1

Контрольный урок




24.12


36

Начало истории человечества

1

Урок изучения нового материала


1. Первая и самая продолжительная по време­ни историческая эпоха - первобытная.

2. С помощью иллюстраций-реконструкций дети сравнивают облик человека, жившего миллион лет на­зад, и облик современного человека.

3. Первобытное искусст­во.


Тест №36

С:/Естествознание

4 кл. Тесты. КИМ. Шубина.. doс

с.4-7, тетрадь



37

Мир древности: далекий и близкий

1

Урок изучения нового материала


1. «Лента времени», знакомство с некоторы­ми культурными символами эпохи: древнеегипетскими храмами, древне­греческим Акрополем, древнеримским городом Помпеи и др.



с.8-14, тетрадь



38

Средние века: время рыцарей и замков.


1

Урок изучения нового материала


1. Средневековые замки, средневековый город.

2. Средневе­ковые сооружения: христианский храм, мусульманскую мечеть, буддист­скую пагоду.

3. Изобретение книгопечатания.


Тест №38

С:/Естествознание

4 кл. Тесты. КИМ. Шубина.. doс

с.15-21, тетрадь



39

Новое время: встреча Европы и Америки.


1

Урок изучения нового материала


1. Знакомство с географическими открытиями, сделанными в Новое время, с помощью иллюстраций учащиеся сравнивают облик средневекового города с обликом города Нового времени, узнают о технических новшествах, сблизивших страны и континенты, — пароходе, паровозе, автомобиле и др.



с.22-27, тетрадь



40

Новейшее время: история продолжается сегодня.

1

Урок изучения нового материала


1. Знакомство с некоторыми событиями и достижениями этой исторической эпохи, по иллюстрации сравнивают современный город с го­родом предыдущих исторических эпох, вспоминают ранее изученный ма­териал о начале освоения человечеством космического пространства.



с.28-32, тетрадь



41

Тест №4


1

Контрольный урок


Тематические тестовые задания в формате экзамена. Нянковская Н.Н. Тест «Страницы всемирной истории» В.1 и 2.




42

Жизнь древних славян.

1

Урок изучения нового материала


1. Кто такие восточные славяне, как их жизнь была связана с природой.

2. Учащиеся учатся работать по карте, с ее помощью приобретают знания о территории расселения восточных славян.



с.34-39, тетрадь



43

Во времена Древней Руси

1

Урок изучения нового материала

1.Территория Древней Руси.

2. Учащиеся узнают о князе Владимире и о важном событии в отечественной истории — Крещении Руси.

3. Дети учатся формулировать свои оценочные суждения об историческом деятеле.

4. Вводится название «Русь». Даются понятия «князь», «бояре», «дружинники».


Тест №43

С:/Естествознание

4 кл. Тесты. КИМ. Шубина.. doс

с.40-45,тетрадь



44

Страна городов

1

Урок формирования умений и навыков


1. Знакомство с древнерусскими городами Киевом и Новгородом.

2. Дети учатся получать информацию о городах по исторической карте и планам-схемам городов.

3. Углубляется знакомое детям понятие «кремль», вводится понятие «берестяная грамота».



с.46-54, тетрадь



45

Из книжной сокровищницы Древней Руси.


1

Урок изучения нового материала

1. Дети знакомятся с искусством создания рукописной книги.

2. Вводится понятие «летопись».


Тест №45

С:/Естествознание

4 кл. Тесты. КИМ. Шубина.. doс

с.55-58, тетрадь



46

Трудные времена на Русской земле

1

Урок изучения нового материала

1. Урок посвящен героической борьбе с захватчиками в XIII в. Галерея выдающихся деятелей отечественной истории дополняется рассказом об Александре Невском.

2. Дети учатся работать с условными знаками истори­ческой карты, высказывать свое мнение об историческом деятеле.


с.59-64, тетрадь



47

Русь расправляет крылья.

1

Урок формирования умений и навыков


1. Формируется и закрепляется в сознании учащихся образная картина возрождения Руси после ее разорения захватчиками. В галерее деятелей отечественной истории представлен словесный портрет Ивана Калиты.

2. Де­ти по тексту и иллюстрации знакомятся с обликом Москвы при Иване Кали­те, получают информацию о шапке Мономаха, которая в будущем станет символом верховной власти.

3. Развивается умение давать оценочные суж­дения об историческом деятеле.


Тест №47

С:/Естествознание

4 кл. Тесты. КИМ. Шубина.. doс

с.65-69, тетрадь



48

Куликовская битва

1

Урок изучения нового материала


1. Урок проводится с опорой на материал урока (дети вспоминают, как и когда Русь попала в зависимость к Золотой Орде).

2. Портретный ряд деятелей

отечественной истории продолжает Дмитрий Донской.

3. Формируются умения работы с картой. Дети по фотографии рассматривают подлинные вещест­венные источники — вооружение русских воинов — и пытаются сформули­ровать собственные выводы на основе элементарного анализа источников.



с.70-74, тетрадь



49

Иван Третий

1

Урок изучения нового материала

1. Дети узнают о важных переменах на Руси. Путешествуя в древнюю Мо­скву, учатся составлять рассказ по иллюстрации-реконструкции. Получают сведения об истории Государственного герба России.

2. Знакомятся с обра­зом Ивана III.


Тест №49

С:/Естествознание

4 кл. Тесты. КИМ. Шубина.. doс

с.75-81, тетрадь



50

Мастера печатных дел.


1

Урок-исследование

1. Урок посвящен началу печатного дела в России, вводится понятие «первопечатник». Дети узнают об учебниках в Рос­сии в XVII в. Рассматривая иллюстрации учебника, сравнивают приемы обуче­ния грамоте в XVII в. с современными, известными им из собственного опыта.



с.82-86, тетрадь



51

Патриоты России.


1

Урок изучения нового материала

1. Дети знакомятся с героическими событиями начала XVII в. в России. В галерее исторических деятелей — Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Вводятся понятия «народное ополчение», «царь», название «Московское царство».


Тест №51

С:/Естествознание

4 кл. Тесты. КИМ. Шубина.. doс

с.87-93, тетрадь



52

Петр Великий

1

Урок-исследование

1. Знакомство с некоторыми сведениями из истории Отечества при Петре I. В галерее портретов исторических деятелей — Петр I.

2. Урок проводится с опорой на ранее изученный материал о памятниках Петербурга. Вводит­ся понятие «император».

3. Дается название «Российская империя». 4. Про­должается формирование умения составлять рассказ о городе в разные исторические времена по иллюстрациям, тексту и исторической карте.


Тест №52

С:/Естествознание

4 кл. Тесты. КИМ. Шубина.. doс

с.94-100, тетрадь



53

Михаил Васильевич Ломоносов

1

Комбинированный урок


1. Урок посвящен великому российскому ученому. Продолжается форми­рование умения работать с исторической картой. Дети высказывают свое мнение о М.В. Ломоносове.


Тест №53

С:/Естествознание

4 кл. Тесты. КИМ. Шубина.. doс

с.101-104, тетрадь



54

Екатерина Великая


Проверочная работа №2

1

Комбинированный урок

1. На уроке дается материал о некоторых страницах российской истории во время правления Екатерины П.

2. Учащиеся знакомятся с именами Екатери­ны Второй, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова, о которых формируют свое мнение.

3. Путешествуя в Петербург того времени, дети учатся работать с картой, иллюстрациями. Вводятся понятия «дворяне», «крепостные крестьяне».



с.105-111, тетрадь



55

Отечественная война 1812 г.

Проверочная работа №1


1

Комбинированный урок


1. Дети знакомятся с одной из славных страниц истории Родины. В гале­рее исторических деятелей — М.И. Кутузов. Вводится понятие «Отечественная война».



с.112-117, тетрадь



56

Страницы истории XIX в

1

Комбинированный урок

1. Дети узнают об освобождении крепостных крестьян, знакомятся по ил­люстрациям и тексту с видом Москвы и Петербурга в конце XIX в., получа­ют сведения о технических новшествах того времени.

2. Дети учатся извлекать историческую информацию, работая с подлинными документами (фотографиями) эпохи, а также исторической картой

Тест №56

С:/Естествознание

4 кл. Тесты. КИМ. Шубина.. doс

с.122-126, тетрадь



57

Россия вступает в XX в.

1

Комбинированный урок

1. Дети в доступной форме узнают о революционных событиях в России в начале XX в., изменивших судьбу страны. 2. Даются понятия «революция», «гражданская война».



с.127-133, тетрадь



58

Страницы истории 20-30-х гг.


1

Комбинированный урок

1. Дети узнают об образовании нового государства — СССР — на терри­тории бывшей Российской империи, получают некоторые сведения из ис­тории того времени (борьба с неграмотностью, стройки 30-х гг., изменения I деревне).


Тест №58

С:/Естествознание

4 кл. Тесты. КИМ. Шубина.. doс

с.136-139, тетрадь



59

Великая война и Великая Победа

1

Урок-исследование


1. Урок посвящен одному из важнейших событий новейшей отечествен­ной истории — Великой Отечественной войне.

2. Учащиеся обращаются к истории своей семьи в годы Великой Отечественной войны. Под руково­дством учителя учащиеся пытаются воссоздать историю своей семьи в те годы по документам того времени: фотографиям, письмам, вещам, сохранившимся в семье, а также воспоминаниям своих близких.



с.140-146, тетрадь



60

Страна, открывшая путь в космос

1

Комбинированный урок


1. Знакомство с некоторыми страницами послевоенной истории. Как и при изучении предыдущей темы, обращение к истории семьи поможет детям осознать, что они сами и их родные являются участниками историче­скою процесса.


Тест №60

С:/Естествознание

4 кл. Тесты. КИМ. Шубина.. doс

с.147-152, тетрадь



61

Тест №5


1

Контрольный урок


Тематические тестовые задания в формате экзамена. Нянковская Н.Н. Тест «Страницы истории Отечества» В.1 и 2.




Раздел «Современная Россия»

62

Основной закон России и права человека

1

Комбинированный урок


1. Дети узнают, как называется наше государство, что такое Конституция и права человека.

2. Вводятся понятия «федерация», «конституция», «декла­рация». Дети работают с современной картой страны

Тест №62

С:/Естествознание

4 кл. Тесты. КИМ. Шубина.. doс

с.154-159, тетрадь



63

«Дети имеют право на особую заботу и помощь».


1

Комбинированный урок


1. Главная мысль урока: положения о правах человека, зафиксированные во Всеобщей декларации прав человека, в равной мере относятся и к детям, и к взрослым. Но так как детство — особая пора в жизни каждого человека, международное сообщество приняло важный документ — Конвенцию о правах ребенка. Детей знакомят с некоторыми важными положениями Кон­венции.



с.150-163, тетрадь



64

Мы граждане России

1

Комбинированный урок

1. Дети узнают, кто такой гражданин, как осуществляется управление в нашей стране.

2. Вводятся понятия «президент», «Федеральное собрание», «Государственная Дума», «Совет Федерации», «правительство».



с.164-167, тетрадь



65

Славные символы России

Такие разные праздники

1

Урок-исследование


1. Знакомство с государственными символами России, дети узнают неко­торые сведения из их истории. Учащиеся по иллюстрациям сравнивают изображение на печати Ивана III с изображением на современном гербе России.

2. Дети узнают о главных праздниках страны.

3. Вводится понятие «госу­дарственный праздник».

Тест №65

С:/Естествознание

4 кл. Тесты. КИМ. Шубина.. doс

с.168-179, тетрадь



66

Путешествие по России.


2

Комбинированный урок


1. Путешествие по городам и памятным местам России. Дети вспоминают ранее изученный материал о некоторых городах и исторических памятниках, узнают о народах России, их обычаях, тради­циях.


с.180-205



67

Итоговая диагностическая работа

1

Контрольный урок






68

Путешествие по России.


1

Урок-путешествие

Совершать виртуальные экскурсии по России.






Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории окружающий мир:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ