ПЛАН-КОНСПЕКТ урока по Окружающему миру "Живое и неживое" 1 класс
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Живое и неживое
(с применением системно-деятельностного подхода, ИКТ технологий)
(Тема урока)
ФИО (полностью)
Антонова Татьяна Алексеевна
Место работы
МАОУ «Гимназия №1» г.Сыктывкара
Должность
Учитель начальных классов
Предмет
Окружающий мир
Класс
1
Тема и номер урока в теме
Живое и неживое, урок 1
Базовый учебник
А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А.С. Раутиан «Окружающий мир»
Цель урока: Показать отличие живых организмов от неживых предметов.
9. Задачи:
- обучающие
Систематизировать знания о живой и неживой природе.
Выявить признаки живых организмов природы и неживых объектов природы.
Показать отличия живых организмов от неживых объектов природы.
-развивающие
Развивать умение работать в парах, группах.
Развивать умение слушать и понимать других, умение оформлять свои мысли в устной форме, совместно договариваться о правилах общения и поведения.
Развивать умение определять успешность выполнения своего задания, умение оценивать свою работу.
-воспитательные
Воспитывать чувство ответственности не только по отношению к редким видам растений и животных, но и природы в целом.
Воспитывать чувство прекрасного в природе.
Тип урока
Открытие новых знаний
Формы работы учащихся
- в парах
- групповая
- индивидуальная
Необходимое техническое оборудование
- ноутбук
- интерактивная доска
- проектор
- колонки
Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№
Этап урока
Название используемых ЭОР
(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(в мин.)
1
Организационный
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, их настроя на работу
Проверка готовности обучающихся с прогнозированием своих действий на уроке.
1
2
Актуализация знаний и постановка учебной задачи
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов, №1
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов, №2
Организует диалог с обучающимися, в ходе которого систематизируются знания детей о предметах живой и неживой природы.
В ходе работы детей с заданиями конкретизирует понятие живой и неживой природы.
Подводит детей к формулированию темы и постановке задач урока.
Показывают свои знания о живой и неживой природе. Систематизируют знания, используя задания интерактивного модуля, вследствие чего формулируют тему и цель урока.
7
3
Совместное открытие знаний
Видеофрагменты из фильма BBC
Организует детей на работу по формированию познавательных УУД (работа с информацией), задавая вопросы:
- А как вы отличаете живые объекты природы от неживых?
- Откуда мы можем получить знания, информацию?
- Я предлагаю вам фрагменты из научно-познавательного фильма «Живая планета».
По ходу получения новых знаний предлагает в парах заполнить таблицу открытий.
Высказывают свои предположения.
Наблюдение из жизни учащихся
Основываясь на личный опыт, перечисляют источники информации и способы работы с ней.
По мере просмотра видеофрагментов, анализируют, выделяют общее и различное, заполняют таблицу
Что уже мы знаем?
Что хотим узнать?
Узнали
Живые организмы
отличия
Неживые организмы
Обозначают символами или цветом, или словом свойства живых и неживых организмов.
- движение
- питание
- дыхание
- приносит потомство
15
Учитель акцентирует внимание детей на целесообразность выполнения данного задания и подводит к выводу. Предлагает сравнить свои выводы с выводом в учебнике.
Для закрепления вновь полученных знаний предлагает найти соответствие картинок и признаков живых организмов в учебнике.
Учитель снова акцентирует внимание детей на целесообразности выполнения данного задания.
Объясняют цель выполнения данного задания. Аргументируют тем, что необходимо знать отличия живых организмов от неживых.
Сравнивают свои выводы с учебником. Читают текст учебника.
На картинки в учебнике накладывают соответствующие им слова: питание, движение, дыхание, потомство.
Объясняют, что задание необходимо выполнить, чтобы проверить полученные знания.
4
Физминутка
Проводит инструктаж обучающихся. Напоминает о значении зарядки и физминутки.
Выполняют упражнения, делают гимнастику для глаз.
3
5
Применение нового знания
Предлагает побыть в роли исследователей в научной лаборатории. И поработать со страничками энциклопедии, в которых отсутствует название объекта, о котором идёт речь. Предлагает по описанию догадаться и доказать живой это организм или неживой объект природы.
Предлагает выбрать способ работы и объяснить свой выбор (предусмотрена работа в группе).
Ведет диалог, подводящий к созданию плана работы в группе.
Выбирают способ и вспоминают правила работы в группе. Рассаживаются по группам.
Приходят к выводу, что строить свой ответ легче, составив план работы. Проговаривают алгоритм своих действий и выбирают соответствующий план с указанием названия, внешних признаков, признаков живых или неживых объектов, выводом.
12
Учитель помогает каждой группе.
Учитель снова акцентирует внимание детей на целесообразности выполнения данного задания
Название.
Это _____________ .Внешние признаки.
Он(а) _______, ________, _________.Признаки.
Это живой организм, потому что
двигается
питается
приносит потомство
дышит
Название.
Это _____________ .Внешние признаки.
Он(а) _______, ________, _________.Признаки.
Это неживой объект природы, потому что
не двигается
не питается
не приносит потомство
не дышит
Работают в группах.
Объясняют цель этапа урока с использованием личностно-ориентированного подхода.
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов,
№ 3 (задание №3)
.
Подводит к выводу об охране природы. Задает вопросы:
- Как называются места, где охраняют редкие растения и животных?
- Знаете ли вы заповедники и национальные парки нашей республики?
- Откуда мы узнаем о редких растениях и животных?
Поясняют, что необходимо уметь различать живые и неживые объекты, чтобы применить эти знания в жизни. И беречь природу, особенно живых организмов, потому что они могут погибнуть.
Сравнивают с выводом в рамке учебника на с. 47.
Пытаются объяснить взаимосвязь между словами отгадками со страничек энциклопедии (они все редкие, нуждаются в охране).
Делятся своими знаниями, полученными в жизни.
Работают с интерактивным модулем «Красная книга»
6
Рефлексия
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов,
№4 (дополнительно)
Предлагает ответить на вопрос в учебнике на с.49
(о чём просят живые организмы?)
Задает вопросы о цели и задачах урока.
Отвечая на вопросы, приходят к выводу о том, что именно человек способен сохранить природу. И зная отличие живой и неживой природы, может выбрать способы сохранить живую и неживую природу.
5
7
Итоги урока и оценивание
Предлагает проанализировать и оценить свою работу самостоятельно, отметить в дневнике.
Отвечают на вопросы:
– Что нужно было сделать?
– Удалось выполнить работу?
– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Полностью или частично ты закрасишь свой кружок-отметку в дневнике?
Отмечают в дневнике.
2
Приложение к плану-конспекту урока
Живое и неживое
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№
Название ресурса
Тип, вид ресурса
Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)
Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР
1
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
портал
иллюстрации
http://fcior.edu.ru/card/27035/lesa-kontrolnye-zadaniya.html
2
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
портал
интерактивный модуль
3
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
портал
интерактивный модуль
4
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
портал
интерактивный модуль
Приложение к плану-конспекту урока
Живое и неживое
Окружающий мир
Тема: Живое и неживое.
Цель: Показать отличие живых организмов от неживых предметов.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
и технология оценивания учебных успехов
Ι. Организационный момент.
II. Актуализация знаний и постановка учебной задачи.
ΙΙΙ .Целеполагание
IV.Совместное открытие знаний
V.Физминутка
VI. Применение нового знания
VII. Рефлексия
VI. Оценивание
- Начинается урок. Подумайте, всё ли у вас готово? Что вам необходимо для успешной работы?
1. Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг… (природа)
- Что же такое природа? (всё, что нас окружает)
Слайд
- Посмотрите на экран и разделите эти объекты природы на группы.
- Попробуйте дать название каждой группе.
( живые , неживые ).
- Как вы думаете, какая тема нашего урока?
- Живая природа и неживая природа.
- Откройте учебник на с. 46. Мы начинаем с вами новый раздел учебника. Что такое раздел?
- Прочитайте, как он называется.
- Прочитайте тему нашего урока.
1. Какая цель нашего урока? (узнать, что такое живая природа и неживая природа)
- Посмотрите на рисунки с. 46. Почему неживые объекты автор разделил на две группы? Ведь они тоже нас окружают (одни сотворила природа, другие сделали люди, поэтому их нельзя назвать природой).
-Почему же всё-таки собаку, стрекозу, гриб, василёк мы относим к живым объектам природы? (они двигаются)
- Если бросить камень или завести автомобиль, то они тоже начнут двигаться?
2. Какой вопрос возникает? (как отличить живые объекты от неживых)
?
- А как вы отличаете живые объекты природы от неживых?
- Откуда мы можем получить знания, информацию?
- Я предлагаю вам фрагменты из научно-познавательного фильма «Живая планета».
По ходу получения новых знаний предлагаю в парах заполнять таблицу.
Что уже мы знаем?
Что хотим узнать?
Узнали….
Что уже мы знаем?
Что хот
м узнать?
Узнали
Живые организмы
отличия
Неживые организмы
Фрагмент 1. Какое свойство объединяет эти объекты? (Движение) Обозначим в таблице.
Фрагмент 2. Какое свойство объединяет эти объекты? (Питание) Обозначим в таблице.
Фрагмент 3. Какое свойство объединяет эти объекты? (Приносят потомство) Обозначим в таблице.
Фрагмент 4. Какое свойство объединяет эти объекты? (Дыхание) Обозначим в таблице.
-Для чего мы выполняли это задание? (чтобы узнать, чем отличаются живые от неживых)
- Какой вывод вы можете сделать? (живые объекты двигаются, питаются, дышат, приносят потомство, а неживые этого делать не могут).
- Сравните свой вывод с выводом в рамке учебника на с. 47. Прочитайте 1 предложение.
- Именно поэтому живые объекты природы называют живыми организмами.
- Наложите свойства живых организмов на соответствующие картинки.
- Для чего мы выполняли это задание? (Чтобы проверить полученные знания)
Слайд
Только в лес мы пошли.
Только в лес мы пошли,
Появились комары,
Дальше в лес мы шагаем,
И медведя мы встречаем.
Снова дальше мы идем,
Перед нами водоем.
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы смелее.
Раз – два, раз – два –
Позади теперь вода!
Мы шагаем, мы шагаем,
Руки выше поднимаем,
Дышим ровно, глубоко…
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса.
Мы лисичку обхитрим,
На носочках побежим.
Зайчик скачет быстро в поле,
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке,
Непоседе шалунишке.
Но закончилась игра,
И учиться нам пора.
- Я предлагаю вам побыть в роли исследователей в научной лаборатории. Я приготовила вам странички энциклопедии, в которой отсутствует название объекта, о котором идёт речь. Попробуйте догадаться и доказать живой это организм или неживой объект природы.
- Какой способ работы вы хотели бы выбрать? (групповой)
- Какие правила работы в группе вам особенно пригодятся?
- Что необходимо для ответа? (план)
Что необходимо указать в плане? (название, внешние признаки, признаки живых или неживых объектов, вывод)
Перед вами варианты плана. Выберите соответствующий.
Название.
Это _____________ .Внешние признаки.
Он(а) _______, ________, _________.Признаки.
Это живой организм, потому что
двигается
питается
приносит потомство
дышит
Название.
Это _____________ .Внешние признаки.
Он(а) _______, ________, _________.Признаки.
Это неживой объект природы, потому что
не двигается
не питается
не приносит потомство
не дышит
- Какая цель данного задания? (Чтобы уметь различать живые и неживые объекты)
- Зачем нам это нужно? (чтобы в жизни уметь отличать живые организмы от неживых объектов)
- А нужно ли нам это? (да, так как природу надо беречь. Особенно живые организмы, потому что они могут погибнуть)
- Сравните с выводом в рамке учебника на с. 47.
- Что интересного заметили? Какую взаимосвязь увидели между словами отгадками со страничек энциклопедии? (они все редкие, нуждаются в охране)
- Как называются места, где охраняют редкие растения и животных? (заповедники, заказники, национальные парки)
- А вы знаете какие заповедники и национальные парки находятся на территории нашей республики?
- Откуда мы узнаем о редких растениях и животных?
(Красная книга)
- Переверните на с.49. О чём просят эти живые организмы? (цветок просит воды, т.к. без воды он погибнет; растению необходим свет, иначе оно погибнет; птенцам нужна пища, чтобы жить)
- О чём же они просят? Чего ждут? (помощи) Кто им может помочь? (человек) А вы сталкивались с такой ситуацией, когда требовалась ваша помощь?
-Какую цель мы ставили на урок? (узнать, что относится к живой и неживой природе, их отличие?) Достигли мы её?
- Пригодятся ли вам полученные знания? Где? (в жизни, на даче, дома, с домашними питомцами)
– Что нужно было сделать?
– Удалось выполнить работу?
– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Полностью или частично ты закрасишь свой кружок-отметку в дневнике? Отметь в дневнике.
Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение устанавливать аналогии;
6) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.
сходства
отличия
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.
Личностные УУД:
1) формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение определять цель деятельности на уроке;
2) формируем умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем;
3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
________________________________КОНЕЦ ФОРМЫ___________________________

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ