Сценарий урока на тему "Государственный бюджет"
Сценарий урока окружающего мира
Тема: Государственный бюджет
Тип: изучение нового материала
Цель: познакомить с государственным бюджетом.
Задачи:
учить учащихся объяснять, что такое государственный бюджет, из чего он складывается;
учить осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны
Планируемые результаты
Предметные:
знать составные части государственного бюджета;
давать определение понятий: «государственный бюджет», «налоги», «доход», «расход»
Метапредметные:
понимать и принимать учебную задачу, планировать её выполнение;
находить необходимую информацию в различных источниках;
участвовать в работе группы
Личностные:
проявлять интерес к своему государству;
осознавать себя частью государства;
взаимодействовать с одноклассниками и учителем в достижении поставленной цели
Межпредметные связи: работа на персональном компьютере, организация и планирование собственной трудовой деятельности, осуществление контроля за её ходом и результатом, формирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценка достижений на уроке, математика «Решение задач», русский язык «Фразеологизмы», литературное чтение «Пословицы и поговорки»
Ресурсы урока: рабочая программа «Окружающий мир» 3 класс, учебник «Окружающий мир» 3 класс стр.,71 – 74,р.т. стр. 39 – 40, электронное приложение «Окружающий мир» 3 класс
Ход урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности учащихся
Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности («надо» - «хочу» - «могу»)
Создает условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Звучит песня о России
- О чем песня?
- Наверно вы со мной согласитесь, что мы как граждане своей страны должны многое знать о ней. Сегодня мы продолжим расширять наши знания о нашей стране.
Самоопределение к учебной деятельности.
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии
Организует фронтальный опрос.
- Что такое деньги?
- Для чего нужны деньги?
- Какие денежные единицы вы знаете?
Организует мотивацию и подготовку к изучению темы урока:
- Скажите, приходилось ли вам при просмотре новостей по телевидению слышать фразу «Разрабатывается государственный бюджет на такой – то год»?
- Как часто?
- Что вы знаете об этом?
- Почему мы затрудняемся дать ответ?
- Как вы думаете, какая тема урока?
Размещает на доске тему урока «Государственный бюджет».
- В каком разделе мы изучаем эту тему?
(«Чему учит экономика»)
- Значит, государственный бюджет связан с экономикой, а это значит деньги.
- А что мы уже знаем об этом?
Отвечают на вопросы.
Высказывают предположения.
Выявляют недостаточность знаний.
Определяют тему урока, учебную задачу.
Выявление места и причины затруднения
Предлагает зафиксировать на доске уже имеющиеся знания («знаю») и затруднения («хочу узнать») по данной теме.
Знаем: что такое деньги, для чего они нужны.
Умеем: отличать денежные единицы нашей страны от других стран.
Хотим узнать: что такое государственный бюджет.
Хотим научиться: применять полученные знания для решения практических задач.
Формулируют знания и затруднения по данной теме.
Выявляют причину затруднений.
Построение проекта выхода из затруднения
Организует планирование учащимися проекта выхода из затруднения
- Для начала мы должны наверно узнать, что такое бюджет?
- Как вы думаете, откуда мы можем узнать о том, что такое бюджет?
- Где мы можем получить сведения о государственном бюджете?
- Для чего нам нужны эти знания?
Строят проект выхода из затруднения.
1.Узнать, что такое бюджет.
2.Найти сведения о государственном бюджете.
3.Применить полученные знания для выполнения практических заданий.
Реализация построенного проекта
Организует работу в группах: группа «Теоретиков» и группа «Практиков»
Поясняет, что слово бюджет в переводе с английского означает «денежная сумка».
На интерактивной доске размещает макет сумки. Образно это государственный бюджет. Сейчас в нем пусто.
- А как заполнить бюджет?
Сообщает о том, что каждое предприятие, каждый гражданин часть заработанных денег должен отдать государству. Это установленные законом платежи, которые называются налогами.
Размещает термин на доске.
Поясняет, что налоги – это обязательные взносы граждан России. Налоги платятся с заработной платы, с авторского гонорара, с выигрыша в лотерею, с платы за аренду земли, квартиры, с продажи полезных ископаемых, с тех денег, которые заработали предприятия.
«Складывает» все это в денежную сумку.
Поясняет: деньги, которые поступают в бюджет, называются доходами.
Размещает термин на доске.
Организует работу в группах
- Денежная сумка наполнилась. Что происходит с бюджетам дальше?
Организует работу в группах
Разъясняет понятие расходы – деньги, которые тратят.
Размещает термин на доске.
Поясняет, что государство тратит деньги на зарплату учителям, врачам, воспитателям, студентам, ученым, на содержание армии, полиции, на пенсии, пособия и т. д.
«Раздает» все это из денежной сумки.
Создает проблемную ситуацию.
- Денег в бюджете не осталось, а зарплату работникам культуры не заплатили! Что делать?
Уточняет, что государство должно заранее рассчитывать, какие доходы оно получит и какие расходы предстоят, то есть правильно разработать бюджет страны.
Группа «Теоретиков» выполняют задание:
- С помощью Интернета или токового словаря выяснить значение понятия «государственный бюджет». (Распределение денежных доходов государства за определенный срок)
Группа «Практиков» выполняют задание:
Найдите фразеологизмы, по смыслу связанные с деньгами.
Рог изобилия
Ни пуха, ни пера
Тридцать серебряников
Дешево, но сердито
Как в воду глядел
За душой нет ничего
Выносить сор из избы
Высказывают предположения о заполнении бюджета.
Отвечают на вопросы:
-Кто из вас слышал это слово? В какой ситуации?
- Как вы думаете, налоги – это добровольные взносы или принудительные?
Группа «Теоретиков» выполняют задание:
- С помощью Интернета или токового словаря выяснить значение понятия «доходы»
Группа «Практиков» выполняют задание:
Объясните смысл пословиц о труде.
Без работы день годом станет.
Без ученья, без труда и жизнь негодна никуда.
Будешь трудиться – будет у тебя и хлеб, и молоко водиться.
Высказывают предположения на вопрос:
Предполагают, на что тратит государство свои деньги.
Группа «Теоретиков» выполняют задание:
- С помощью Интернета или токового словаря выяснить значение понятия «расходы»
Группа «Практиков» выполняют задание:
Рассмотреть иллюстрацию, ответить на вопрос: что расходует швея во время работы? (расход ткани, расход времени, расход электричества).
Формулируют решение, предложенной учителем проблемной ситуации.
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Предлагает прочитать текст в учебнике на стр. 71 – 73.
Создает проблемную ситуацию. Предлагает сделать выбор бюджета и аргументировать свой выбор.
Организует моделирование изученной темы и самопроверку
Читают текст в учебнике на стр. 71 – 73.
Отвечают на вопросы:
- Из чего складывается государственный бюджет?
- Что такое налоги?
- Какие статьи расхода вы считаете самыми важными?
Делают выбор и аргументируют его:
- Какой бюджет вы считаете лучшим?
В котором доходы больше расходов.
В котором доходы равны расходам.
В котором доходы меньше расходов.
Индивидуально моделируют понятие «Государственный бюджет»:
Государственный доход
бюджет расход
Осуществляют самопроверку
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Организует самостоятельную работу с использованием электронных образовательных ресурсов на персональном компьютере
Самостоятельно выполняют задания на персональном компьютере по теме «Государственный бюджет»
Выполняют самопроверку, сравнивая полученный результат с эталоном
Включение в систему знаний и повторение
Организует выполнение учащимися заданий, в которых новый способ действий используется для решения практических задач.
Выполняют задания в рабочей тетради
№2 стр.40
Выполняют взаимопроверку.
Рефлексия учебной деятельности
Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности
Оценочный лист
Оцените свои знания и умения по шкале оценивания ( «!», «+», «-»)
Знаю, что такое государственный
бюджет.
Знаю, что такое налоги.
Могу рассказать о доходах и расходах государственного бюджета.
Комментирует домашнее задание
Домашнее задание:
Прочитать материал учебника стр. стр. 71-74, ответить на вопросы рубрики «Проверим себя»
Выполнить в рабочей тетради № 3 на стр. 40
* Придумайте математическую задачу на тему «Государственный бюджет»
Соотносят цель и результаты собственной деятельности по шкале оценивания:
Знаковая система оценивания
Знак
Значение знака
«!»
Все выполнено верно, материал усвоен хорошо
«+»
Есть незначительные ошибки, неточности, но в целом все верно
«-»
Много ошибок, материал не понят, нужна помощь
Получают информацию о домашнем задании
Дополнительный материал: толковый словарь Ожегова
Диагностика достижения планируемых результатов: выполнение заданий электронного приложения, задание в рабочей тетради
Дополнительные творческие задания: придумать математическую задачу на тему «Государственный бюджет»
Активные методы и формы обучения:
Работа в группах.
Здоровьесберегающие технологии (физминутки).
Индивидуальные методы обучения.
Моделирование.
Поисковый метод.
Наглядный метод.
Информационно-коммуникационные технологии.
Используемая аппаратура:
Интерактивная доска
Персональные компьютеры
Мультимедийная установка
Краткий самоанализ урока
Урок построен на основе системно – деятельностного метода.
На этапе самоопределения к деятельности дети активизированы, осуществлён призыв к деятельности.
С помощью учителя в совместной деятельности была определена тема урока, поставлены учебные задачи, построен проект выхода из затруднения.
Дети на основе деятельности с опорой на жизненный опыт получили сведения о государственном бюджете, составили модель государственного бюджета.
Учащиеся применили новые знания для решения практических задач. Дифференцированное домашнее задание по принципу мини – макса: обязательное, дополнительное и творческое задания.
Все этапы взаимосвязаны и направлены на достижение конечной цели.
В целом, считаю, урок целей достиг. Время рационально распределено на все этапы урока.
Урок проведён в игровой форме, что способствовало заинтересованности обучающихся. Каждому ученику, на мой взгляд, было комфортно на уроке.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ