Сценарий урока на тему "Государственный бюджет"



Сценарий урока окружающего мира


Тема: Государственный бюджет

Тип: изучение нового материала

Цель: познакомить с государственным бюджетом.

Задачи:

  • учить учащихся объяснять, что такое государственный бюджет, из чего он складывается;

  • учить осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны

Планируемые результаты

Предметные:

  • знать составные части государственного бюджета;

  • давать определение понятий: «государственный бюджет», «налоги», «доход», «расход»

Метапредметные:

  • понимать и принимать учебную задачу, планировать её выполнение;

  • находить необходимую информацию в различных источниках;

  • участвовать в работе группы

Личностные:

  • проявлять интерес к своему государству;

  • осознавать себя частью государства;

  • взаимодействовать с одноклассниками и учителем в достижении поставленной цели

Межпредметные связи: работа на персональном компьютере, организация и планирование собственной трудовой деятельности, осуществление контроля за её ходом и результатом, формирование выводов из изученного материала, ответы на итоговые вопросы и оценка достижений на уроке, математика «Решение задач», русский язык «Фразеологизмы», литературное чтение «Пословицы и поговорки»

Ресурсы урока: рабочая программа «Окружающий мир» 3 класс, учебник «Окружающий мир» 3 класс стр.,71 – 74,р.т. стр. 39 – 40, электронное приложение «Окружающий мир» 3 класс

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности («надо» - «хочу» - «могу»)

  • Создает условия для возникновения у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Звучит песня о России

- О чем песня?

- Наверно вы со мной согласитесь, что мы как граждане своей страны должны многое знать о ней. Сегодня мы продолжим расширять наши знания о нашей стране.


  • Самоопределение к учебной деятельности.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии

  • Организует фронтальный опрос.

- Что такое деньги?

- Для чего нужны деньги?

- Какие денежные единицы вы знаете?







  • Организует мотивацию и подготовку к изучению темы урока:

- Скажите, приходилось ли вам при просмотре новостей по телевидению слышать фразу «Разрабатывается государственный бюджет на такой – то год»?

- Как часто?

- Что вы знаете об этом?

- Почему мы затрудняемся дать ответ?

- Как вы думаете, какая тема урока?

  • Размещает на доске тему урока «Государственный бюджет».

- В каком разделе мы изучаем эту тему?

(«Чему учит экономика»)

- Значит, государственный бюджет связан с экономикой, а это значит деньги.

- А что мы уже знаем об этом?

  • Отвечают на вопросы.












  • Высказывают предположения.

  • Выявляют недостаточность знаний.

  • Определяют тему урока, учебную задачу.

Выявление места и причины затруднения

  • Предлагает зафиксировать на доске уже имеющиеся знания («знаю») и затруднения («хочу узнать») по данной теме.

Знаем: что такое деньги, для чего они нужны.

Умеем: отличать денежные единицы нашей страны от других стран.

Хотим узнать: что такое государственный бюджет.

Хотим научиться: применять полученные знания для решения практических задач.

  • Формулируют знания и затруднения по данной теме.

  • Выявляют причину затруднений.

Построение проекта выхода из затруднения

  • Организует планирование учащимися проекта выхода из затруднения

- Для начала мы должны наверно узнать, что такое бюджет?

- Как вы думаете, откуда мы можем узнать о том, что такое бюджет?

- Где мы можем получить сведения о государственном бюджете?

- Для чего нам нужны эти знания?

  • Строят проект выхода из затруднения.

1.Узнать, что такое бюджет.

2.Найти сведения о государственном бюджете.

3.Применить полученные знания для выполнения практических заданий.

Реализация построенного проекта

  • Организует работу в группах: группа «Теоретиков» и группа «Практиков»

















  • Поясняет, что слово бюджет в переводе с английского означает «денежная сумка».

  • На интерактивной доске размещает макет сумки. Образно это государственный бюджет. Сейчас в нем пусто.

- А как заполнить бюджет?


  • Сообщает о том, что каждое предприятие, каждый гражданин часть заработанных денег должен отдать государству. Это установленные законом платежи, которые называются налогами.

  • Размещает термин на доске.



  • Поясняет, что налоги – это обязательные взносы граждан России. Налоги платятся с заработной платы, с авторского гонорара, с выигрыша в лотерею, с платы за аренду земли, квартиры, с продажи полезных ископаемых, с тех денег, которые заработали предприятия.

  • «Складывает» все это в денежную сумку.

  • Поясняет: деньги, которые поступают в бюджет, называются доходами.

  • Размещает термин на доске.


  • Организует работу в группах
















  • - Денежная сумка наполнилась. Что происходит с бюджетам дальше?





  • Организует работу в группах













  • Разъясняет понятие расходы – деньги, которые тратят.


  • Размещает термин на доске.



  • Поясняет, что государство тратит деньги на зарплату учителям, врачам, воспитателям, студентам, ученым, на содержание армии, полиции, на пенсии, пособия и т. д.

  • «Раздает» все это из денежной сумки.



  • Создает проблемную ситуацию.

- Денег в бюджете не осталось, а зарплату работникам культуры не заплатили! Что делать?


  • Уточняет, что государство должно заранее рассчитывать, какие доходы оно получит и какие расходы предстоят, то есть правильно разработать бюджет страны.


  • Группа «Теоретиков» выполняют задание:

- С помощью Интернета или токового словаря выяснить значение понятия «государственный бюджет». (Распределение денежных доходов государства за определенный срок)

  • Группа «Практиков» выполняют задание:

Найдите фразеологизмы, по смыслу связанные с деньгами.

  • Рог изобилия

  • Ни пуха, ни пера

  • Тридцать серебряников

  • Дешево, но сердито

  • Как в воду глядел

  • За душой нет ничего

  • Выносить сор из избы







  • Высказывают предположения о заполнении бюджета.







  • Отвечают на вопросы:

  • -Кто из вас слышал это слово? В какой ситуации?

  • - Как вы думаете, налоги – это добровольные взносы или принудительные?











  • Группа «Теоретиков» выполняют задание:

- С помощью Интернета или токового словаря выяснить значение понятия «доходы»


  • Группа «Практиков» выполняют задание:

Объясните смысл пословиц о труде.

  • Без работы день годом станет. 

  • Без ученья, без труда и жизнь негодна никуда.

  • Будешь трудиться – будет у тебя и хлеб, и молоко водиться.


  • Высказывают предположения на вопрос:

  • Предполагают, на что тратит государство свои деньги.




  • Группа «Теоретиков» выполняют задание:

- С помощью Интернета или токового словаря выяснить значение понятия «расходы»

  • Группа «Практиков» выполняют задание:

Рассмотреть иллюстрацию, ответить на вопрос: что расходует швея во время работы? (расход ткани, расход времени, расход электричества).























  • Формулируют решение, предложенной учителем проблемной ситуации.





Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

  • Предлагает прочитать текст в учебнике на стр. 71 – 73.











  • Создает проблемную ситуацию. Предлагает сделать выбор бюджета и аргументировать свой выбор.











  • Организует моделирование изученной темы и самопроверку

  • Читают текст в учебнике на стр. 71 – 73.

  • Отвечают на вопросы:

- Из чего складывается государственный бюджет?

- Что такое налоги?

- Какие статьи расхода вы считаете самыми важными?

  • Делают выбор и аргументируют его:

- Какой бюджет вы считаете лучшим?

  1. В котором доходы больше расходов.

  2. В котором доходы равны расходам.

  3. В котором доходы меньше расходов.

  • Индивидуально моделируют понятие «Государственный бюджет»:

Государственный доход

бюджет расход



  • Осуществляют самопроверку


Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

  • Организует самостоятельную работу с использованием электронных образовательных ресурсов на персональном компьютере

  • Самостоятельно выполняют задания на персональном компьютере по теме «Государственный бюджет»

  • Выполняют самопроверку, сравнивая полученный результат с эталоном


Включение в систему знаний и повторение

  • Организует выполнение учащимися заданий, в которых новый способ действий используется для решения практических задач.


  • Выполняют задания в рабочей тетради

2 стр.40

  • Выполняют взаимопроверку.



Рефлексия учебной деятельности

  • Организует рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Оценочный лист

Оцените свои знания и умения по шкале оценивания ( «!», «+», «-»)

  • Знаю, что такое государственный

бюджет.

  • Знаю, что такое налоги.

  • Могу рассказать о доходах и расходах государственного бюджета.

  • Комментирует домашнее задание

Домашнее задание:

  • Прочитать материал учебника стр. стр. 71-74, ответить на вопросы рубрики «Проверим себя»

  • Выполнить в рабочей тетради № 3 на стр. 40

* Придумайте математическую задачу на тему «Государственный бюджет»




  • Соотносят цель и результаты собственной деятельности по шкале оценивания:

Знаковая система оценивания


Знак


Значение знака

«!»

Все выполнено верно, материал усвоен хорошо

«+»

Есть незначительные ошибки, неточности, но в целом все верно

«-»

Много ошибок, материал не понят, нужна помощь




















  • Получают информацию о домашнем задании

Дополнительный материал: толковый словарь Ожегова

Диагностика достижения планируемых результатов: выполнение заданий электронного приложения, задание в рабочей тетради

Дополнительные творческие задания: придумать математическую задачу на тему «Государственный бюджет»

Активные методы и формы обучения:

  1. Работа в группах.

  2. Здоровьесберегающие технологии (физминутки).

  3. Индивидуальные методы обучения.

  4. Моделирование.

  5. Поисковый метод.

  6. Наглядный метод.

  7. Информационно-коммуникационные технологии.

Используемая аппаратура:

  1. Интерактивная доска

  2. Персональные компьютеры

  3. Мультимедийная установка

Краткий самоанализ урока

Урок построен на основе системно – деятельностного метода.

На этапе самоопределения к деятельности дети активизированы, осуществлён призыв к деятельности.

С помощью учителя в совместной деятельности была определена тема урока, поставлены учебные задачи, построен проект выхода из затруднения.

Дети на основе деятельности с опорой на жизненный опыт получили сведения о государственном бюджете, составили модель государственного бюджета.

Учащиеся применили новые знания для решения практических задач. Дифференцированное домашнее задание по принципу мини – макса: обязательное, дополнительное и творческое задания.

Все этапы взаимосвязаны и направлены на достижение конечной цели.

В целом, считаю, урок целей достиг. Время рационально распределено на все этапы урока.

Урок проведён в игровой форме, что способствовало заинтересованности обучающихся. Каждому ученику, на мой взгляд, было комфортно на уроке.







Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории окружающий мир:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ