Тема: «Погода и климат»
Тема: «Погода и климат».
Цели: научить описывать погоду и объяснять причины погодных явлений, определять температуру с помощью термометра, познакомить с понятиями «температура», «осадки», «погода»,
создать условия для развития речи, умения анализировать познавательный объект, выделять главное, работать с информацией, осуществлять взаимооценку и самооценку,
воспитывать интерес к познанию окружающего мира.
Ход урока.
Учитель
Ученики
Организация класса.
- Ребята, возьмите круг любого цвета у меня на столе. Сядьте по группам в соответствии с выбранным цветом.
- Проверьте готовность к уроку. Не забыли вы дома свою сообразительность?
(Рассаживаются по группам.)
Мотивация. Актуализация субъективного опыта.
- Посмотрите новости и догадайтесь, о чем сегодня мы будем говорить.
- Зачем знать, какая будет погода? Что важно, если летом собираешься на речку, зимой кататься на лыжах, в поход?
-Что надо сказать, когда говоришь и погоде?
(прикрепляет на доску таблички с составляющими погоды, раздает таблички группам)
- Нам будут помогать сказочные герои. Вы сами угадаете, кто они.
- Кто из сказочных героев прилетел на зонтике с западным ветром? Кому подчинялись снежинки? Кто катался на облачке (мы недавно читали)? Кто мог бы отвечать за температуру (эту сказку мы ставили под новый год)?
- Это прогноз погоды. Мы будем говорить о погоде.
(предположения детей)
- Надо сказать, тепло или холодно, какой ветер, нет ли дождя, ясно или пасмурно.
- Мэри Поппинс, Снежная королева, Муми-тролль, Мороз Иванович.
Совместное открытие знаний. Работа в группах.
Постановка задач.
-У каждой группы будет свое задание. Вы должны вместе найти ответы на вопросы, одному это было бы не по силам. Это вопросы, которые вам может задать младший брат: почему дует ветер или идет дождь, как получаются облака?
Организация работы в группах, консультирование.
- Прочтите страницу учебника (читать может один вслух), обсудите, как правильно ответить, выберите отвечающего или отвечающих.
3. Организация проблемной беседы, проверки первичного усвоения.
Температура.
- Придумайте диалог пингвина и обезьянки.
- Какой прибор им нужен, чтобы понять, насколько тепло?
- В чем измеряется температура?
- Какие цифры есть на термометре?
- Что происходит с водой при 0°С, при +100°С?
4. Проверка индивидуальных заданий.
- Кто придумал термометр?
- Что означает это слово?
- Что за жидкость внутри термометра? Почему нельзя его разбивать?
-Смогли вы найти ответы на все вопросы?
5. Организация применения полученных знаний.
-Мороз Иванович принес каждому термометр. Но он хочет знать, умеете ли вы им пользоваться. Выставьте температуру 0°. Что происходит с водой при 0°? Какая температура комфортна для человека? Покажите температуру, при которой нам жарко, при которой мы надеваем теплые шубы.
- Выполните задание в тетради (с.23, №6)
Осмысление задачи.
Совместный поиск, обсуждение и осмысление информации.
3. Ответы на проблемные вопросы. Определения.
Было +10°.
- Мне холодно, - сказала обезьянка.
- А мне жарко, - ответил пингвин.
Им нужен термометр. Температура измеряется в градусах. При 0°С вода замерзает, при +100°С – кипит.
4. Индивидуальные сообщения.
Термометр придумал Галилей. Слово от греческого «термо» - тепло, «метр»-измерять. Внутри спирт или ртуть. Ртуть ядовита
5. Самооценка.
6.Самостоятельное выполнение индивидуальных практических заданий.
(выставляют температуру на модели термометра, объясняют)
Актерская минутка.
- Изобразите человека, которому холодно. Как он себя ведет? (стучит зубами, трет руки). А теперь человека, которому жарко? (вытирает пот, обмахивается)
Ветер.
- Когда вы обмахивались тетрадью, что почувствовали? Воздух – это не пустота, он упругий. Мы чувствуем его движение.
Подробнее о ветре нам расскажет вторая группа.
1. Организация проблемной беседы.
- Что такое ветер? Давайте повторим это определение хором.
- Почему дует ветер?
- Какой бывает ветер по силе, по направлению?
2.Организация применения знаний.
- Сейчас каждый из вас побудет ветерком. Положите компас на середину стола. Подуйте. Расскажите, каким ветром вы были: южным или северным, сильным или слабым.
1.Ответы на проблемные вопросы. Определения.
- Ветер – это горизонтальное движение воздуха.
Теплый воздух поднимается вверх, а его место занимает холодный. Ветер бывает слабый, сильный, умеренный, ураган. Ветер называют по той стороне света, откуда он дует.
2. Практическое применение знаний.
Физкультминутка «Ветер дует нам в лицо».
-Какую физкультминутку про ветер мы знаем? Физорг класса проведет ее.
Облачность.
1. Организация проблемной беседы.
- Как образуются облака? Из чего они состоят?
- Какая бывает облачность?
- Нарисуйте значки для обозначения разных видов облачности.
Осадки.
- Какие виды осадков вы знаете? В какое время года их можно наблюдать? Придумайте и нарисуйте условные значки.
2. Организация самостоятельной работы с взаимопроверкой.
1.Ответы на проблемные вопросы. Демонстрация рисунков.
- Облака состоят из мельчайших капелек испарившейся воды. Ясно, переменная облачность, сплошная.
- Снег, дождь, град и др.
2. Самостоятельное выполнение заданий в тетради (с.23, №5,7).
Обобщение изученного. Итог урока. Домашнее задание.
- Что нового вы сегодня узнали? Где пригодятся эти знания? Сможете теперь ответить на вопросы малыша о погоде?
Д/з тетр. С.24, календарь наблюдений
Самооценка. Ответы на вопросы обобщающего характера.
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ