Урок для 3 класса по теме: "Почва и ее свойства. Почва- среда жизни организмов"
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ялгинская средняя общеобразовательная школа»
Городского округа Саранск
Республики Мордовия
Урок – исследование по предмету окружающий мир
Почва и ее свойства. Почва- среда жизни организмов.
Класс: 3класс
Подготовила учитель начальных классов
Силякова Светлана Николаевна
Г. о. Саранск
2013
Разработала и провела – Силякова С.Н.
учитель начальных классов
МОУ «Ялгинская СОШ»
Тема урока: Почва и ее свойства. Почва- среда жизни организмов.
Класс: 3класс
УМК: «Планета знаний»
Тип урока: изучение нового материала
Цель: сформировать представление о почве, её составе и о обитателях почв.
Задачи:
сформировать представление о почве , о составе;
делать выводы на основе проведенных опытов;
воспитывать интерес к самостоятельной экспериментальной работе;
прививать навыки природоохранной деятельности и бережного обращения с почвой как объектом живой/неживой природы
Формируемые УУД:
Познавательные – развивать способность познавать окружающий мир, осуществляя целенаправленный поиск на основе обработки использованной информации
Личностные – продолжить учиться работать в группах, воспитывать толерантность
Регулятивные – формировать умение ставить цель урока, контролировать запас своих знаний и выделять вопросы, на которые еще не знаешь ответа, учить правильному построению алгоритма действий
Коммуникативные – развивать умение участвовать в диалоге и передачи информации языковыми средствами
Оборудование: доска, проектор, компьютер, горелка, штатив, земля, вода, спички, стаканчики, лупы, презентация
Литература:
учебник «Окружающий мир. 3 класс. УМК «Планета знаний» Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов Издательство «Астрель» Москва. 2012год.
Тетрадь рабочая по окружающему миру, 3 класс. УМК «Планета знаний», И Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов Издательство «Астрель» Москва. 2012год
3. С.А. Воробьев М.Г. Аваев. «Лабораторно-практические занятия по почвоведению и земледелию». Г.Москва изд. с/х литуратуры.
4Н.Польский рассказы о почве. Москва «просвещение», 1977
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА:
Основные понятия
Почва – это верхний плодородный слой земли
Чернозём – богатая перегноем почва
Плодородие –способность почвы обеспечивать растения питательными веществами
Почвоведы, агрономы
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
Учебник, энциклопедия, материалы для опытов, тесты
Презентация
Организация пространства
Учебный кабинет
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты
УУД
I. Самоопределение к деятельности
Цель:
Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.
Создание мотивации.
Приветствие
-Сегодня на уроке нас ждет интересная и разноплановая работа. Покажите сигнальным знаком какое у вас настроение .Я вижу вы готовы .
-Посмотрите сколько разных емкостей, стаканов, лупы. Как, вы думаете на что похож кабинет сегодня?
-Верно, а мы с вами ученые исследователи. Если, вы мне позволите я буду научным руководителем нашей лаборатории. Как мы должны работать?
Поднимают карточку
На лабораторию
Правильно, быстро, организованно, давать правильные ответы, быть внимательными.
Ответы на вопросы учителя
Познавательные: что такое лаборатория
Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям,
II. Актуализация знаний
Цель:
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»
- Прежде чем мы приступим к нашему исследованию, давайте послушаем историю- загадку и определим тему нашего исследования.
- О какой кладовой шла речь?
Сл.1-2 – Цель и задачи
-Кто догадался, какова тема нашего исследования?
- Верно мы узнаем из чего состоит почва, будем наблюдать за почвой в опытах, выясним из чего она состоит, узнаем об обитателях почвы, сделаем вывод о почве.
Девочка читает историю- загадку
О почве
Тема исследования почва.
… мы можем узнать состав почвы.
Мы живем в селе, у каждого есть огород, нам просто необходимо знать, какая почва пригодна для выращивания растений, плодов.
Ответы на вопрос учителя
Найти объяснение слова «Почва»
Почва – это верхний плодородный слой земли.
Познавательные: «Земля» - название нашей планеты, на которой мы живем, имя собственное.
«земля» - слой почвы.
Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям,
доказательствам
Регулятивные: ставим цель и задачи
III. Постановка учебной задачи
Цель:
Формулирование темы урока
-Как можно назвать предметы, которые изображены? (плоды)
-А как они появляются в почве (родятся)
Родятся они в чудесной кладовой. Положишь в неё весной 1 зернышко, а осенью снимешь целый богатый колос, 1картошка превращается в десяток, а горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок.
Давайте объединим эти два слова и получим новое – плодородие –
Сл.7
Посоветуйтесь группой и попробуйте найти верное определение слову
Вот это и есть главное, основное свойство почвы.
Чем почва плодороднее, тем лучше и богаче урожай, дающий нам здоровую пищу.Великий учёный В. В. Докучаев писал, что почва дороже золота. Без него прожить можно, а без почвы нельзя.
Поэтому Землю называют различными добрыми словами – матушка, кормилица, землица родная, земелька… Сл.8
Подберите правильное высказывание о том, что значит слово «плодородие»
Земля кормит не только человека, но и птиц, насекомых, зверей.
Плодородие – это способность почвы обеспечивать растения питательными веществами, влагой и давать урожай.
Познавательные: «Земля» - кормилица, матушка.
Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям, доказательствам
IV. Открытие учащимися новых знаний
Цель:
Узнать, как и где дети видели почву.
-Ребята , а где вы видели почву?
-Значит растения рас тут там где есть почва?
- Давайте представим , что к нам в лабораторию поступила почва.
-У вас на столах лежит почва. Рассмотрите какого она цвета?
-Возьмите лупу. Какие частички мы можем увидеть в почве?
- Как вы думаете из чего же состоит почва?
На даче, в поле, огороде
Работа в группах:
Почва серая, черная.
Корешки растений, их листья, части тела животных: крылья, ножки.
Из остатков растений и животных.
Наличие почвы является одним из самых главных условий обитания.
Рассматривая почву уч-ся делают вывод
.
Познавательные :Почему не всякая почва является местом обитания
Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям,
доказательствам
Регулятивные: ставим цель и задачи
Личностные: умение работать в группе
V. Практическая работа
Цель:
Дать возможность узнать о составе почвы
Физкультминутка
- А как узнать о составе почвы?
Работа в группах – опыты
C-3,4,5
-Ну что же , ребята будем продолжать узнавать состав почвы ?
Опыт № 5
-Посмотрите я буду нагревать почву над пламенем спиртовки. Над почвой я буду удерживать стекло. Наблюдаем, что поднимается над почвой?
- Что увидели на стекле?
-Откуда на стекле появилась вода?
Вывод:
Опыт № 6
Снимем стекло, продолжим нагревать почву.
Прокалённую почву высыпаем в воду, размешиваем. Даем немного отстояться, профильтруем и капнем немного воды на сухое стекло. Прогреем его над огнем.
Вывод по Сл.
--А теперь ребята сделаем производственную паузу - отдохнем
Ух, ты, семечко зерно( руки в стороны)
Ляжешь в борозду на дно! (присед)
Ты, не бойся, золотое ( руки к лицу)
Ничего что там темно ( закрываем глаза)
К свету, к солнцу, из земли ( руки вверх)
Ты росток скорей пошли (потянуться)
Как весною в ранний час семена взошли у нас ( повороты)
Вышли к солнышку из тьмы ,здравствуй , солнце, это мы!( махи руками)
Выполнить практическое задание, сделайте выводы. Приготовьтесь к защите своих выводов
ПАР
Капельки воды
в почве есть вода
Что почувствовали?
Вывод: почва состоит из отмерших растений и животных
Что произошло?
Вывод: вода испарилась, остался налёт минеральных солей
: Опыт 1 группы
Возьмите горшок с почвой
Налейте туда немного воды
Держите горшок над пустым стаканом.
Что вы наблюдаете?
Ответ: мы взяли горшок с почвой и налили в него немного воды. Снизу в пустой стакан _____________. Мы сделали вывод, что почва_____________________воду
.
Опыт 2 группы.
Возьмите стакан с водой.
Добавьте туда почвы.
Размешайте стеклянной палочкой. Подождите немного и посмотри на дно. Что наблюдаете?
Ответ: в стакан с водой мы добавили почвы и размешали стеклянной палочкой. Мы заметили, что ____________. На дно выпал осадок. Это ___________, поверх которого высплыли частички_______________________. Значит, в почве есть ______________.
(ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, вода стала мутной, песок, глина, останки живых организмов, всплыл мусор)
Опыт 3 группы.
Возьмите стакан с водой. Бросьте туда комочек почвы. Что наблюдаете?
Ответ: мы взяли стакан с водой и бросили туда комочек почвы. Мы заметили, что из почвы выходят___________________. Значит в поче есть________________.
(ключевые слова: пузырьки воздуха, воздух, мокрое пятно, вода, песок, глина, останки живых организмов, мусор)
гр:
Опыт 4 группы.
Возьмите фильтрованную бумагу
Насыпьте на неё немного почвы.
Плотно придавите её к бумаге вторым листом.
Стряхните почву обратно в стакан.
Что вы наблюдаете?
Ответ: мы взяли, салфетку насыпали на неё немного почвы. Потом придавили её к бумаге. На бумаге осталось __________. Это__________. Она появилась из почвы. Значит в почве есть _________.
Ответы на вопрос учителя
Познавательные:состав почвы
Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям,
доказательствам, умение представить вывод
Регулятивные: ставим цель и задачи, делаем выводы
Личностные: умение работать в группе, находить общее решение
VІ . Открытие нового знания
VII. . Рефлексия
Цель:
Осознание учащимися своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей, группы и всего класса
Реклама дополнительной литературы
---Ну а чтобы стать научным руководителем вы должны оставаться внимательными, любознательными и самостоятельно читать дополнительный материал который вы найдете ( в энциклопедии, в справочнике )
И так, коллективно, своим плодотворным трудом, мы смогли узнать о составе почвы.
-Давайте попросим старших лаборантов от каждой группы сделать выводы о составе почвы
-Ребята послушайте подземного жителя.
--Какие животные живут в почве?
--Посмотрите какую стенгазету выпустила наша редколлегия? Молодцы!
Cлово «плодородие»
-Как можно назвать предметы, которые лежат в вазе?
-А как они появляются?
- Родятся они в чудесной кладовой.
- Давайте объединим эти два слова и получим новое – плодородие
- Подберите правильное высказывание о том, что значит слово «плодородие»
-Вот это и есть главное свойство почвы.
- А почему человек селится в большей степени там, где почва более плодородна?
Чем почва плодороднее, тем лучше и богаче урожай, дающий нам здоровую пищу.
-- Ребята мы с вами опытным путем исследовали почву. А как вы думаете есть наука которая изучает почву?
--Эта наука называется почвоведение.
--А вот кто был ее основоположником расскажет нам Даниил( сообщение о Докучаеве)
-Кто же был основоположником, создателем науки почвоведение?
--Докучаев говорил « Почва дороже золота. Без золота человек сможет прожить, а без почвы нет»
Поэтому Землю называют различными добрыми словами – матушка, кормилица, землица родная, земелька.
--Ребята, а как называется регион, где мы живем? В разных местах нашей страны почвы разные только у нас в Мордовии около 20 видов почв. Изучением почвы в Мордовии занимаются ученые , студенты МГУ им. Огарева. У нас в поселке Ялга есть улица Докучаева.
-Поделитесь впечатлениями об уроке.
-Какое ваше настроение?
-Как вы сможете использовать свой новый опыт?
С.21-22
-Вы действительно настоящие исследователи, поэтому многие из вас получат знак «Юный исследователь»
Делают выводы
плоды
родятся
плодородие
Плодородие – это способность почвы обеспечивать растения питательными веществами, влагой и давать урожай
-Сегодня на уроке было интересно…
- Больше всего мне понравилось…
- Знания полученные на уроке я смогу использовать, работая с родными на садовом участке, ухаживая за комнатными растениями, разгадывая кроссворды.
вода, перегной, воздух, глина, песок, минеральные соли
Вывод : Кто живет под землей?
червяки, кроты, полевки- мыши, личинки насекомых
Вывод: земля – чтобы жить!
Cигнальные карточки настроения
Знак «Юный исследователь»
Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям,
доказательствам, умение представить вывод
Регулятивные: ставим цель и задачи, делаем выводы
Личностные: умение работать в группе, находить общее решение
VII. Д/з Учебник с.68-70,сочинить сказку- путешествие крота из земли.
Цель:
Закрепить и систематизировать знания, полученные на уроке
– спасибо за работу
Познавательные:состав почвы
Коммуникативные: побуждение к диалогу, рассуждениям,
доказательствам, умение представить вывод
Регулятивные: ставим цель и задачи, делаем выводы
Используемая литература:
С.А. Воробьев М.Г. Аваев. «Лабораторно-практические занятия по почвоведению и земледелию». Г.Москва изд. с/х литуратуры.
Б.Н.Польский рассказы о почве. Москва «просвещение», 1977

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ