Урок окружающего мира «Грибы. Бактерии» Проектно- исследовательская работа «Плесневые грибы» 3 Класс
БОУ НюМр ВО «Левашская ООШ»
(адрес образовательной деятельности д.Бобровское, ул.Болотная д 2.)
Урок окружающего мира
3 класс УМК «Планета знаний»
Тема: «Грибы. Бактерии»
Проектно- исследовательская работа «Плесневые грибы»
Провела: Куваева Татьяна Анатольевна
учитель начальных классов
I квалификационной категории
Бобровское
2014
Тема урока: Грибы. Бактерии. Проектно-исследовательская работа «Плесневые грибы»
Цели:
Образовательные: Формировать представление о многообразии грибов выявить их характерные признаки по которым определить принадлежность к конкретной группе, познакомить с особенностями строения гриба
Развивающие:
Способствовать развитию грамотной речи, произвольного внимания, логического мышления.
Воспитательные:
Содействовать воспитанию бережного отношения к животным, растениям ,природе в целом.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.
Место урока в учебном плане: урок по разделу “О царствах живой природы”, урок по теме: «Грибы. Бактерии»
Методы: деятельностный, частично-поисковый, объяснительно - иллюстративный.
Формы организации: групповая, фронтальная.
Оборудование:
- компьютер,
- схемы классификации;
- карточки с заданием;
- учебник, рабочая тетрадь.
уроки «Кирилла и Мефодия» 3 класс диск
Учитель: Куваева Татьяна Анатольевна
3 класс. УМК «Планета знаний»
Тема
Грибы. Бактерии.
Цели
Образовательные:
Цели урока:
расширить знания о представителях царств живой природы: грибах и бактериях,
познакомить учащихся со строением шляпочных грибов,
расширить представления о разнообразии грибов, бактерий,
выяснить значение грибов и бактерий в природе и жизни человека,
убеждать учащихся в необходимости бережного отношения к живой природе, выполнении правил поведения в природе.
Развивающие:
Способствовать развитию грамотной речи, произвольного внимания, логического мышления.
Воспитательные:
Содействовать воспитанию бережного отношения к животным, к природе в целом.
Фрмирование УУД:
Личностные УУД мотивировать свои действия; выражать готовность в любой
ситуации поступить в соответствии с правилами поведения соотносить поступок с моральной нормой; оценивать свои и чужие поступки.
Регулятивные УУД: в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей); проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.
Познавательные УУД: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для
решения учебной задачи; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов.
Коммуникативные УУД: воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи,
находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Планируемые результаты
Предметные:
- расширить знания о представителях царств живой природы: грибах и бактериях,
познакомить учащихся со строением шляпочных грибов
- уметь работать с текстом, самостоятельно добывать информацию
Личностные:
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
Метапредметные:
Регулятивные – уметь определять учебную задачу на уроке; оценивать правильность выполнения решения на уровне адекватной оценки; высказывать своё мнение.
Коммуникативные – уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать мнения других.
Познавательные – уметь ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и текст учебника.
Основные понятия
Грибы , плесневые грибы, бактерии
Межпредметные связи
Технология, литературное чтение
Ресурсы
-основные
-дополнительные
Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов «Окружающий мир» учебник для 3 кл. четырёхл. Нач. шк. : в 2 ч./Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов. – М.: АСТ: Астрель, 2013
Презентация «В царстве грибов», Диск «Уроки Кирилла и Мефодия»-3 класс
Формы организации
Групповая, фронтальная работа
Технологическая карта урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Действия ученика
УУД на этапах урока
1.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу
- Здравствуйте, ребята! Урок окружающего мира. Посмотрите всё ли готово к уроку. На уроке будут присутствовать гости. Поприветствуем их.
Что жизнь без неба, где родился зной?
Без дальних гор, где снежные седины?
И дерева цветущего весной,
Глядящего на белые вершины?
Что жизнь без добрых и без злых зверей,
Без птиц лесных и песни их беспечной?
Жизнь не полна без широты полей,
Жизнь без примера и свободы вечной.
- Можем ли мы прожить без природы, которая нас окружает?
- Для чего нужно изучать окружающий мир?
Ужасно интересно
Все то, что неизвестно!
Мы тайны разгадаем
И мир большой познаем!
(Жизнь без природы, без окружающего нас мира не имеет смысла
(Для лучшего понимания мира, приспособления в нём.
Познавая мир, мы наилучшим образом организуем свою жизнь
Данный этап урока предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке.
Происходит формирование
Личностных УУД
(Создание условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность, смыслообразование – какое значение, смысл имеет для ученика изучение окружающего мира)
2.Актуализация знаний
- Повторим, что вы изучали на прошлых уроках
Давайте вспомним,
- Что такое природа?.
- Какая бывает природа?
-Какие признаки живого нам известны?
- Какие царства живой природы мы знаем?
-С какими царствами мы уже знакомы?
С каким царством мы будем знакомиться сегодня нам поможет загадка, отгадаем её.
Землю пробуравил
Корешок оставил
Сам на свет явился
Шапочкой прикрылся.
Это гриб.
Итак следующее царство, это царство грибов.
Таблица на доске:
«Царство природы»
Растения животные грибы бактерии
Природа – это то, что нас окружает, но не создано руками человека.
Живая неживая
Живое рождается, питается, растёт, размножается, стареет, умирает
(растения, животные, грибы, бактерии)
Растений, животных
Отгадывают загадку про грибы
Познавательные
(логические – мыслительные операции, классификация групп по царствам природы
Регулятивные (контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонения и отличий от эталона)
Определение темы урока
Цель: подведение детей к формулированию темы
Открытие новых знаний (практическая деятельность обучающихся).
Исследование
Цель: подведение детей к осознанию учебной проблемы
- Как думаете, над какой темой мы будем работать на уроке? (Грибы.)
- Какую цель поставим перед собой?
Знакомство с разнообразием грибов.
Какие задачи будем решать на данном уроке.
1.Познакомить с тем, что грибы – это особая группа организмов.
2.Познакомить со строением грибов.
3.Познакомить с разнообразием грибов,
показать их значение в природе и жизни человека.
Но прежде чем приступить к выполнению поставленных задач
в таблице «Верите, ли вы, что…» в первом столбике поставьте напротив правильного утверждения «+», а неправильного -«-»
Несколько столетий назад грибы приводили в отчаяние ботаников. Их своеобразная форма, быстрый рост, отсутствие семян заставили задуматься , к какому царству природы их отнести: животным, растениям?..
После долгих размышлений грибы были выделены в особое царство.
Работа над первой задачей «Грибы – это особая группа организмов, которые имеют признаки растений и животных.»
Прочитайте текст:
Какие бывают грибы.
Съедобные и несъедобные.
Строение грибов.
Работают по таблице
Познавательные
(общеучебные - формулирование познавательной цели;
логические –анализ предложения с целью выделения существенных признаков живых организмов)
Построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные
(постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации)
Познавательные
(общеучебные-
знаково-символические)
Познавательные (самостоятельное решение проблем поискового характера)
Грибы –это особая группа организмов, сочетающих в себе черты растений и животных. Подобно растениям, грибы получают питательные вещества путём всасывания и обладают способностью к неограниченному росту. Но растения сами производят органическое вещество, из которого строят свой организм.
Грибы же, как и большинство животных, нуждаются в готовой пище. Они её получают из почвы и другого организма, например дерева на котором растут. Наличие в грибах хитина также роднит их с животными.
Задание :
- Найдите и подчеркните в тексте признаки растений у грибов и поставьте букву Р на полях.
- Найдите и подчеркните признаки животных и поставьте букву Ж на полях.
И так, ответив,на вопрос мы делаем вывод, что
Грибы – это особая группа организмов, которые имеют признаки животных и растений.
Проверьте свои утверждения по таблице
2 задача нашего урока Строение гриба
Оно нам знакомо.
Будем работать в тетради стр 59 №149
Запишите части гриба в тетради на схеме .
Кто затрудняется проверьте себя по учебнику стр 126
Проверка работы
Читаем 2 абзац на с 126 что нового узнали дописываем в схеме слово «Споры» проверяем правильность второго утверждения.
Подвожу итог по 2 задаче поставленной на уроке
Диск «Кирилла и Мефодия» «Окружающий мир» урок № 4
Дети отвечают на поставленные вопросы
Самостоятельная работа по рабочей тетради и учебнику.
Коммуникативные
(инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, смысловое чтение)
Познавательные-(общеучебные – умение осознанно строить речевое высказывание, )
Познавательные-(общеучебные-смысловое чтение, умение структуировать знания)
Рягулятивные (контроль, коррекция – вносят дополнения)
Коммуникативные(умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)
Развитие внимания, памяти, мышления.
- Что бы вы сказали о способах питания этих животных? Кто чем питается?
(Одни из них питаются растениями, другие – животными, а третьи – и растениями, и животными.)
- Как назовём животных, которые питаются растениями? (Растительноядные.)
- Перечислите на слайде растительноядных животных.
- Как назовём животных, которые питаются другими животными? (Хищники или плотоядные.)
- Кто здесь хищники?
-Как назовём остальных животных? (Всеядными.)
- Почему их так назвали? (Питаются и растениями, и животными.)
Вывод: - Итак, на какие группы по способу питания можно разделить животных?
Животные
Растительноядные, хищники, всеядные
Работа в группах.
- Сейчас мы разделимся на группы, каждая группа получит карточку с названием животного. Ваша задача – записать в рабочей тетради (с.52, №130) название животного, как питается животное, что помогает ему находить пищу, с помощью чего животное поедает пищу. Заранее определитесь, кто будет выступать от вашей группы. Выступление будет оцениваться всем классом с помощью сигнальных карточек: зелёная карточка – замечательный ответ, розовая карточка – нужно доработать, поэтому слушайте друг друга внимательно.
- Скажите, откуда возьмёте информацию о животном?
(Из учебника на с.116-117, из собственных наблюдений, из телепередач.)
1 группа – «бабочка»
Питается цветочным нектаром. На конце всех шести ног есть свои органы вкуса, которые бабочки используют для нахождения пищи. Насекомое поедает пищу с помощью длинного, закрученного в спираль хоботка.
- Какие будут дополнения? Оцените ответ товарища. (Поднимают сигнальные карточки.)
- К какой группе по способу питания можно отнести бабочку?
(К растительноядным.)
- С помощью чего растительноядные поедают пищу? (У бабочки –сосущий хоботок, у других растительноядных хорошо развиты резцы и коренные зубы. Резцами они разгрызают пищу, а коренными зубами перетирают её. У этой группы животных сильные губы, язык, они хорошо бегают, прячутся.)
2 группа – «орёл»
Питается мелкими животными. Находить пищу помогают глаза. Орлы хорошо видят свою добычу. Животное, благодаря длинным острым когтям и острому загнутому вниз клюву могут захватывать, убивать и разрывать крупную добычу на части.
- К какой группе относится орёл? (Хищник.)
- По каким признакам можно определить хищника?
(У них большие и острые клыки, чтобы удерживать добычу, сильные челюсти, мощные когти, хорошо развит слух, зрение, обоняние. Они сильные, выносливые, у некоторых из них хорошо развита мускулатура)
- Какие будут дополнения? Оцените ответ товарища. (Поднимают сигнальные карточки.)
3 группа – «медведь»
Питается ягодами, кореньями, муравьями, гусеницами, мёдом. Может охотиться на лосей, кабанов. Любит лакомиться рыбой. Находить пищу ему помогает острый слух и обоняние. Животное поедает пищу с помощью зубов.
- Какие будут дополнения? Оцените ответ товарища. (Поднимают сигнальные карточки.)
- К какой группе относится медведь? (Всеядные.)
Итог: - Какие органы помогают животным находить пищу и поедать её?
Формирование первичных умений на основе самоконтроля
Физминутка.
Отправляемся мы в лес, полный сказок и чудес.
Будем мы грибы искать и в корзинку собирать.
Раз грибок, два грибок-
Будет полный кузовок
Отправляясь в лес за грибами надо помнить о том, что не каждый гриб можно положить в свою корзинку.
Сейчас проверим, какие вы опытные грибники.
Возьмите конвертик , в нём картинки с грибами. Посовещавшись с товарищем разложите грибы на 2 группы
Как вы думаете какие это могут быть группы?
Помните, что грибы лучше собирать на рассвете. В это время шляпки грибов блестят от росы, поэтому хорошо заметны. Гриб нужно осторожно выкручивать, но не дёргать, чтобы не повредить грибницу.
При сборе необходимо уметь отличать съедобные грибы от ядовитых. Если ты найдёшь неизвестный тебе гриб, то лучше его не бери. Старые грибы рвать не следует. Они могут быть ядовитыми. Нельзя их и уничтожать. Из спор этих грибов вырастут новые., молодые грибы. Кроме того, этими грибами питаются животные.
И ещё скажите как называют сбор грибов?
Посмотрите на доску. Следующая задача. Многообразие грибов и проектная исследовательская работа.
В таблице вы тоже сделали свой выбор вот над этим и будем сейчас работать
Мир грибов богат и разнообразен. С ними человек встречается не
только в лесу.
Это плесень?
Кроме шляпочных грибов в природе встречаются и другие грибы, например плесени. Часто они появляются на различных продуктах питания, например, на хлебе, овощах. Питаются плесневые грибы органическими веществами, которые содержатся в этих продуктах. Как и у шляпочных грибов у них есть грибница, и они размножаются спорами.
Уроки «Кирилла и Мефодия» «Окружающий мир» урок №4
Покрылась плесенью корочка хлеба – это грибы. Выросло на стене в сыром помещении что –то зеленое и скользкое- опять грибы, испортилось яблоко –это работа грибов. На пользу человеку работают грибы- хлебопеки, грибы –сыровары. На самом деле вкусный кефир делает кефирный грибок. Возьмем булочки. Такими пышными сделал их дрожжевой грибок-хлебопек. Они так малы, что рассмотреть их можно только под микроскопом. Они живут в питательной жидкости, богатой сахаром.
Из плесневых грибов человек изготавливает лекарственные препараты – антибиотики. Самый известный –это пенициллин.
Большой вред лесу наносят грибы- трутовики. Их споры
Попадают в трещины в коре деревьев и прорастают, образуя грибницу. Разрастаясь, грибница разрушает древесину, делая её трухлявой. Заражённые деревья гибнут.
А можно ли самим вырастить плесень
Две недели назад мы ставили опыты, пробуя вырастить плесень. Давайте вспомним что мы делали и какие делали предположения.
Презентация проекта:
Цели работы:
Выяснить, какие условия нужны для жизнедеятельности плесневым грибам.
Узнать, как влияет плесень на качество продуктов.
Узнать интересные факты о плесневых грибах
Нам потребовались материалы:
5 ломтика хлеба
Тарелки, соль, вода
Пластиковые пакеты
Ход работы:
Выявление условий необходимых для плесневелых грибов
Для выявления условий развития мы поставили опыт
Образец № 1 Положили первый ломтик булки на тарелку.
Образец № 2 Поместили второй ломтик булки в пластиковый пакет и положили на тарелку
Образец № 3 Намочили третий ломтик булки, поместили в пакет и положили на тарелку и поставили её в тёплое место.
Образец № 4 Растворили соль в воде. Намочили в солёной воде булку, положили в пакет и поместили в тёплое место
Образец № 5 Поместили пятый ломтик на тарелку и поместили в холодильник
Мы предположили:
Настя: Плесень образуется на тарелке под № 4
Даня: Плесень образуется на тарелках под № 3и 4
Результаты своих наблюдений мы занесли в таблицу:
См приложение
Работа с результатами исследования
Рассмотрите таблицу, где появилась плеснь и в какие это были условия её созревания.
Заключение:
Проделав опыты, мы подтвердили свои предположения: влажность воздуха и тепло являются главными условиями развития плесневых грибов. На разных пищевых продуктах развиваются разные виды плесневых грибов. Но развития плесневых грибов сходные.
Мы выраситили плесень, но плесень же это грибы
Давайте рассмотрим наши грибы нас помощью микроскопа, и найдём признаки грибов.
Съедобные и несъедобные
Самостоятельная работа учащихся
Выписать на доску.
Тихая охота.
Развитие внимания, памяти, мышления.
Коммуникативные
Работа в паре
Познавательные (логические – мыслительные операции)
На данном этапе происходит выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.
Познавательные (установление причинно-следственных связей)
Работа с микроскопом
Гриб мукор наиболее часто можно обнаружить на старом хлебе, особенно если он некоторое время находился во влажном теплом месте (например, в полиэтиленовом пакете).
-
Пеницилл - это плесневый гриб, образующий налет зеленого цвета, в том числе и на продуктах питания. Грибы, подобные пенициллу, участвуют в порче продуктов и разложении растительных и животных тканей. Вместе с тем, пеницилл образует вещество, которое убивает бактерии. Это антибиотик пенициллин. Он очень широко применяется в медицине с конца 40-х годов XX века для лечения многих инфекционных заболевании
гриб мукор
Обратитесь к таблице и проверьте своё утверждение.
пиницил
Регулятивные УУД (прогнозирование, применение нового знания, доработка своих затруднений, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)
Личностные
(самоопределение,
нравственно-этическая ориентация)
Рефлексия деятельности
Осуществление контроля
Цель: проконтролировать умение делать правильный выбор
-Очень жаль, но наш урок подошёл к концу. Вы сегодня все очень хорошо работали, я очень вами довольна. (Оценивание учащихся.)
В заключении составим синквейн по теме «Грибы»
Грибы
Съедобные несъедобные
Растут, размножаются, гниют
Я люблю собирать грибы
Царство
-Над какой темой мы работали?
А чем вам запомнится этот урок? Что вам больше всего понравилось? А теперь сами оцените свою работу на уроке при помощи сигнальных карточек.
-Если вам понравилась работа на уроке, то раскрасьте солнышко. Если работа не понравилась, то раскрасьте тучку.
Домашнее задание. бактерии
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, организуется рефлексия и самооценка собственной учебной деятельности.
Коммуникативные(умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли),
Личностные(оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей)
Регулятивные: волевая саморегуляция, самооценка.
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ