Урок окружающего мира в 4 классе "Как узнать человека ?"
Урок окружающего мира (человек и человечество) в 4 классе.
Программа «Школа 2100»
Тема: Как узнать человека ?
Организационный момент (1 мин)
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Николаевна. Сегодня нам предстоит работать вместе. Я уверена, что у нас все получится. Я предлагаю пожелать друг другу успеха. Повернитесь лицом друг к другу. Прикоснитесь ладонями, вот так! Повторяйте за мной: «Мы желаем, друг другу успеха». Поднимите ладошки выше. Именно этот знак и послужит сигналом того, что ваш ответ готов.
Когда я вошла в класс, ребята, я увидела вас и поняла, что все вы такие разные, я вас совсем не знаю, да и вы меня тоже. А ведь у наших героев Анюты и Илюши произошла похожая история: они встретили незнакомого человека. Предлагаю прочитать, как это было.
Постановка проблемы.
- Возьмите желтые листы, перед Вами текст. (Дети берут желтые листы.)
- Саша?? Начни читать.
- Туристическая группа Илюши и Анюты заблудилась в лесу. Доктор уже начал волноваться, но тут они повстречали охотника.
- Смотри, какой неприятный! – шепнул Илюша Анюте. – Глаза маленькие, нос крючком. Очень похож на пьяницу из соседнего дома. Наверняка этот охотник такой же злой и грубый.
Слайд 1. (охотник)
- Стоп!
- Что думает о случайно встреченном охотнике Илюша?
- Что охотник злой и грубый.
Слайд 1. (охотник - злой, грубый)
- Маша?? Читай дальше.
- Тем временем охотник объяснил Доктору, куда они забрели, и вызвался проводить их до туристической тропы. По дороге он помог Анюте нести рюкзак, рассказывал веселые охотничьи истории, а на прощанье подарил Илюше свисток, сделанный из охотничьей гильзы. (Гильза –трубка для пули, заряда)
Слайд 2. (охотник)
- Каким на самом деле оказался охотник?
- Он оказался добрым и веселым.
Слайд 2. (охотник - добрый, весёлый)
- Какое возникло противоречие? ( На первый взгляд охотник показался злым и грубым, а на самом деле он оказался добрым и весёлым. )
- А на что обратил внимание Илюша, когда говорил о том, что охотник злой и грубый. (На внешний вид охотника)
-А конкретно?
Слайд 3.
Внешний вид – лицо, одежда, сходства
- А чего он не увидел? (внутреннего мира, его личности)
- Какой вопрос возникает? (Как не ошибиться в человеке? Как правильно понять человека?)
- А чтобы не ошибиться и правильно понять человека, что нам нужно сделать?
- Надо узнать человека!
- Ребята, предлагаю вам попробовать сформулировать тему нашего урока?
- Как узнать человека?
- Откройте учебник на с.24 и прочитайте тему нашего урока.
Слайд 4.(Как узнать человека?)
- Ваши предположения совпали, значит мы на правильном пути.
Слайд 5.
Проблемный вопрос выносится на доску. В графу «Не знаем» (рядом стоит условное обозначение проблемного вопроса)
- Итак, мы не знаем, как узнать человека, значит, какая цель стоит перед нами? В конце урока мы будем должны получить ответ на этот вопрос. А для этого нам нужно будет разобраться в чем? На что обращать внимание, чтобы не ошибиться в
человеке.
Слайд 2.(Как узнать человека?)
Слайд 6.(План действий)
- Я предлагаю составить план наших действий. Как мы будем искать ответ на проблемный вопрос, с чего начнем? Что мы должны сделать вначале, как продолжить и чем завершить. Вам помогут опорные знаки. Обычно с чего мы начинаем?
1. Вспомнить то, что известно. (Не вообще, а конкретно по этой теме, т.е какой информацией мы владеем)
- А дальше?
2.Сделать предположения. (т.е. попробуем сами ответить на этот вопрос)
- А дальше? Мы должны будем проверить свои догадки.
3. Проверить предположения.
- А как мы это сможем сделать? (Побеседовать, провести практическую работу, посмотреть в учебнике)
- Если наши предположения подтвердятся
4. Сделать вывод.
- Ребята, перед нами план наших действий, будем его придерживаться. Значит, пора действовать. Начнем с первого пункта.
Актуализация знаний
Слайд 3.(Работаем в графе «Знаем»)
- Мы изучаем раздел «Человек» А что мы знаем о человеке?
- Я предлагаю вам поработать в парах и соотнести понятия. Вы внимательно читаете понятие в левой части и находите ему определение в правой части и соединяете стрелочкой. Кто закончит – сигнал.
Слайд 7(Проверка по эталону)
- Все закончили? Проверим по эталону.
- Кто сделал правильно? Молодцы.
- Кто допустил ошибку, исправьтесь. Значит, мы не зря повторили.
- Итак, мы повторили понятия, которые, возможно пригодятся нам при открытии новых знаний.
Слайд 6.(План действий)
- Ставим плюс и двигаемся дальше.
Версии детей.
- По плану…предположения
Слайд 4.(Как узнать человека?)
- Хочу вас попросить, все, что вы сейчас будете предполагать фиксируйте, или в памяти или письменно. Договорились?
Высказывают все: поговорить с ним, пообщаться, узнать какие он совершает поступки, чем интересуется, с кем он дружит.
- Всё это можно узнать в общении с человеком.
- Запиши свою мысль!
- Несколько раз звучало слово характер, что это такое? (предположения)
Все версии?
- Кто хочет добавить?
Итак, вы считаете, чтобы узнать человека: нужно с ним общаться, узнать его интересы, увлечения, характер.
Слайд 5
Надо общаться – понять характер – внутренний мир (интересы, увлечения)
Слайд 4.(План действий)
- Если предположений больше нет, двигаемся дальше. Что у нас по плану – проверка.
5. Проверка предположений.
Практическая работа.
- Ребята, при выдвижении версий вы часто называли качества личности человека. У вас на столах конверты. Посмотрите, что в них? Слова, обозначающие качества личности. Поработайте в паре и разделите слова на две группы по какому-либо признаку.
Храбрый
Аккуратный
Равнодушный
Активный
Капризный
Трудолюбивый
Ехидный
Решительный
- Проверьте по эталону. Другие варианты есть? Нет? А почему так, мы же не сговаривались? Один принцип. По какому принципу выделили?
- Положительные и отрицательные качества.
- Как вы думаете, могут ли в одном человеке быть качества только из первого мешочка, т.е. только положительные?
- Нет, у всех есть свои недостатки.
- А могут ли быть качества только из второго мешочка?
- Нет, в каждом человеке есть что-то хорошее.
Вывод: в каждом человеке есть и положительные и отрицательные качества, в нас сочетаются разные качества.
- Итак, я складываю вместе в один мешочек.
- Ребята, что интересного заметили?
- Так как называется сочетания всех качеств личности?
- Характер.
- Уточним в словаре (если назовут слово)
- А характер – это врожденное качество или приобретенное?
- Приобретенное.
- А как распознать характер человека? На что нужно обращать внимание?
Работа в парах
- Предлагаю, попробовать определить характер знакомых сказочных героев. Мы рассмотрим Лису и Золушку. Достаточно хотя бы двух качеств.
Золушка – добрая, трудолюбивая
- Золушка добрая, вы почему догадались? А почему вы решили, что она трудолюбивая?
Лиса – хитрая, плутовка
- А мне лиса кажется доброй, посмотрите какой у нее ласковый взгляд, она улыбается, такой хвост пушистый.
- Значит, вы обращали внимание не на внешность. А на что? (На поступки)
Вывод: характер человека определяется не по внешности, а по его поступкам
Внешность – врожденный признак, а поступки – приобретаем
Слайд 5
Надо общаться – понять характер – внутренний мир (интересы, увлечения)
поступки
- Я подчеркнула слово поступки? Почему? Именно поступки! Можно судить о человеке по одному поступку? (Нет. Человек может ошибаться)
- Послушайте и попробуйте определить, кто это говорит и какой у этого персонажа характер.
Волк – злой
Леопольд - добрый
- Молодцы, вы узнали героев и определили характер, ведь вы их даже не видели!
- Как у вас получилось?
-Мы слышали голос, и вспомнили, из каких они мультфильмов.
- Т.е. вы определили, что они говорят и как они говорят.
Слайд 5
Надо общаться – понять характер – внутренний мир (интересы, увлечения)
Поступки что говорит как говорит
- Итак, ребята, посмотрите внимательно на доску. Что мы выяснили?
- Поднимите руку, чьи версии подтвердились.
- Какое у тебя было предположение?
- Назови свое предположение?
- В чем оно подтвердилось?
(С человеком нужно общаться, чтобы узнать его. Чтобы узнать человека надо понять его характер, какими качествами личности он обладает. И т.д.)
- Это говорит о том, что вы имеете жизненный опыт и умеете им пользоваться. Мы ставим плюс на третьем этапе и переходим к четвертому.
- Что мы должны сделать на четвертом этапе?
- Вывод.
6. Выражение проблемы.
- Вернемся к нашему вопросу: так как же узнать человека?
Слайд 5
Надо общаться – понять характер – внутренний мир (интересы, увлечения)
Поступки что говорит как говорит
Вывод: Надо с ним общаться, чтобы понять его характер (Какие он совершает поступки, что и как он говорит)
- Проверим, правы ли мы. Откройте учебники на с.26 и прочитайте вывод
7. Итог урока. (2 мин)
- Что же мы хотели сегодня выяснить?
- Как узнать человека?
- Поднимите руку, кто может дать ответ на этот вопрос?
- Отлично! Значит, я могу смело отнести этот вопрос к тому, что мы уже знаем.
- А может быть, у кого-то возник другой вопрос? Чего бы вы еще хотели узнать о характере человека, о его личности? Конечно, эта страница не может остаться пустой. Жизнь ставит перед нами вопросы, на которые я желаю вам всегда находить ответы.
8. Рефлексия (3 мин)
- Подведем итоги урока. Ребята, у меня в руках свободный микрофон. Я хочу высказать свои впечатления от урока. Мы сегодня отлично поработали, мне было интересно с Вами, я поняла, что Вы все разные, что каждый из Вас имеет свое мнение, что Вы умеете рассуждать и доказывать. Я благодарю вас за хороший урок.
- Я могу вас попросить высказать свое мнение? А помогут вам фразы
Прочитайте фразы, которые вы видите на экране, выберите ту, которую вам хотелось бы продолжить.
Сегодня я узнал…
Теперь я могу…
Мне захотелось…
- Мы прощаемся, а на прощание примите от меня пожелание
С людьми живи в мире, а с пороками сражайся!

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ