Урок окружающего мира в 1 классе на тему "Растения Иркутской области"
Технологическая карта урока/занятия
Предмет
«Тропинки родного края»
Класс
1
Тип урока/занятия
Урок решения практических задач
Технология построения урока/занятия
Проблемно-диалогическая
Тема
Растения Иркутской области
Цель
Создание условий для проявления познавательной активности ученика; получения представления о растениях Иркутской области
Основные термины, понятия
Карта Иркутской области, Красная книга Иркутской области, хвойные и мелколиственные леса.
Планируемый (ожидаемый) результат: Желание научиться пользоваться дополнительными источниками информации; применение полученных знаний в жизненных ситуациях.
Предметные умения
Личностные УУД:
- проявлять интерес к учебному материалу;
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом;
- определять правила работы в группе.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности занятия;
- принимать учебную задачу, соотносить свои действия с этой задачей;
- искать способ решения учебной задачи, осуществляя пробы.
Познавательные УУД:
общеучебные – ориентироваться на разнообразие способов решения задач; логические – уметь строить рассуждения в форме простых суждений; постановка и решение проблемы – самостоятельно создавать способы решения проблемы.
Коммуникативные УУД:
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в общении и взаимодействии.
Организация пространства: дети распределены на 4 группы по 7 человек.
Формы работы
Ресурсы
Фронтальная
Групповая
Работа в парах
Индивидуальная
Книгопечатная продукция:
Журналы «Сибирячок», 2000 -2008 г,
Технические средства обучения:
Компьютер, медиа проектор
Интернет: http://issuu.com/irkipedia/docs
http://baikalpress.ru/sm/2008/14/006003.html
http://bogard.isu.ru/cbd/redbook/show_all_plants.htm
Дидактические задачи этапов занятия
Этапы занятия
Дидактические задачи
Организационный
(этап мотивации)
Подготовка учащихся к работе на занятии: создание положительного отношения и благоприятного настроя на предстоящую работу. Выработка осознанного вхождения ученика в пространство учебной деятельности на занятии.
Актуализация опорных знаний и умений
Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.) и познавательных процессов (внимание, память).
Постановка учебной проблемы
Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.
Формулирование проблемы, планирование деятельности
Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач.
Открытие нового знания
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.
Первичная проверка понимания
Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.
Применение новых знаний
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.
Рефлексия учебной деятельности
Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.
Технология изучения
Этапы урока
Формируемые умения
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Организационный
Метапредметные (УУД):
регулятивные:
-проявлять готовность начать учебную деятельность;
-осуществлять самоконтроль.
коммуникативные:
-излагать свое мнение, аргументируя его.
1.Приветствие учащихся.
2.Проверка готовности.
– Проверим готовность к нашему занятию!
- Почему это важно?
Приветствуют учителя.
Организуют свое рабочее место.
Высказывают свои предположения о необходимости правильной организации своего рабочего места.
Актуализация знаний
Предметные: - правильно называть
звуки леса
Метапредметные (УУД): познавательные:
- умение сравнивать, классифицировать.
регулятивные: -умение
Слайд 2.
Задаёт вопросы ученикам, даёт прослушать аудиозапись (звук шума листвы и голосов птиц).
- Ребята закройте, глаза, прослушайте аудиозапись.
Слушают аудиозапись
контролировать правильность ответов своих одноклассников
коммуникативные:
-слушать и понимать речь одноклассников
- Что вы услышали? Чьи звуки?
- Подумайте, где можно услышать эти звуки? (в лесу)
- Кто из вас был в лесу?
Осознанно отвечают на поставленные вопросы
Постановка учебной проблемы
Предметные:
- составление карты Иркутской области.
Метапредметные (УУД):
познавательные:
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
регулятивные:
- высказывать свои предположения;
коммуникативные:
- точно и полно выражать свои мысли.
Слайд 3.
1. Распределение задач по группам.
Игра «Собери мозаику»
- Сегодня мы будем говорить о растениях, которые обитают в той области, которую вы соберёте из «пазл».
- Работаем по группам! Кто быстрее?
- Что у вас получилось?
(карта Иркутской области)
Принимают учебную задачу.
Работают в группах.
Составляют мозаику.
Высказывают свои предположения.
Формулирование проблемы, планирование
Личностные:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом (зачем?).
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
- определять и формулировать цель своей деятельности
– А много ли растений вы знаете, которые растут только в Иркутской области?
- Поставьте себе цель сегодняшнего занятия.
- Что же нам на занятии предстоит выяснить?
- Для чего всё это нам нужно знать?
Сталкиваются с незнанием многих растений.
Обучающиеся ставят перед собой учебные задачи.
Открытие нового знания
Предметные:
- знать отличительные особенности растительного мира Иркутской области.
Личностные:
- определять общие для всех правила поведения;
- определять правила работы в группе;
- формирование уважительного отношения к мнению другого.
1.Выдвижение гипотезы.
- Посмотрите на физическую карту Иркутской области, какой растительный мир Иркутской области? Какие у вас есть предположения, мысли?
2.Формулирование вывода Слайд 4
- Из вышесказанного можно сделать вывод, что растительный мир Иркутской области
Слушают, рассматривают карту Иркутской области.
Осознанно отвечают на поставленные вопросы.
Открытие нового знания
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
- выдвигать свои гипотезы;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
познавательные:
- овладеть умениями поиска и выделения необходимой информации;
- уметь сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
очень разнообразен и отличен от растительного мира западных областей России.
3.Первичное закрепление.
- Я сейчас буду загадывать загадки, а вы говорить отгадки и рассказывать об отгаданном растении.
А) деревья:
- Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. (Ель) Слайд 5
- Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина) Слайд 6
- Какое дерево имеет признаки и хвойного, и лиственного? (Лиственница) Слайд 7
- У какого дерева плоды растут на макушках ветвей? (Кедр) Слайд 8
Физминутка. Слайд 9
- Утром дети в лес пошли
(шаги с высоким подниманием ног)
И в лесу грибы нашли
Наклонялись, собирали
(наклоны вперёд),
По дороге растеряли
(ритмичное разведение рук в стороны).
Б) цветы:
- Из – под снега расцветает, раньше всех весну встречает
(подснежник) Слайд 10
Высказывают свое мнение
Отгадывают загадку.
Рассказывают о данном растении.
Повторяют движения за учителем.
Открытие нового знания
- Нам запах свежести лесной
Приносит позднею весной.
Цветок душистый, нежный Из кисти белоснежной
(ландыш) Слайд 11
- Как называется это растение?
(купальница) Слайд 12
- Как называется дикая роза с ярко-красными ягодами-плодами? (шиповник) Слайд 13
В) Ягоды
- Что за бусинка вот тут
На стебле повисла?
Глянешь – слюнки потекут,
А раскусишь – кисло. (брусника) Слайд 14
- Как называется ягода, созревающая в конце июня начале июля, с дивным чарующим ароматом?
(земляника) Слайд 15
- Какая ягода снега не боится?
(клюква) Слайд 16
- Мелкий дикорастущий кустарник с черными съедобными ягодами
(черника) Слайд 17
- Какую лесную ягоду любит медведь? (малина) Слайд 18
4. Знакомство с проектом Красной Книги Иркутской области. Слайд 19
Отгадывают загадку.
Рассказывают о данном растении.
Открытие нового знания
-Прочитайте предложение на слайде Как вы его понимаете?
(Земля – наш общий дом, и мы должны его беречь и охранять!)
Слайд 20 - Перечень редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов для включения в Красную книгу Иркутской области утвердил губернатор Дмитрий Мезенцев. В список включено 408 видов растений и животных.
- Красная книга Иркутской области будет издана до конца 2010 года. Ее тираж составит 1 тыс. экземпляров, также она будет выпущена на компакт-дисках.
Читают предложение.
Отвечают на вопросы учителя.
Применение нового знания
Предметные:
- уметь различать растения Иркутской области от других.
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
познавательные:
- осуществлять анализ учебного материала;
коммуникативные:
работать в группе, осуществлять взаимоконтроль, оказывать помощь друг другу
Исследовательская работа - Сейчас мы будем работать группами и решать экологические задачи.
Выполнение разноуровневых заданий. Учитель раздает конверты с карточками разной сложности
(картинки различных растений).
- Найдите и уберите лишнее растение.
- Как только группа подготовится, она сразу посылает ко мне представителя с ответом
Обучающиеся под руководством учителя анализируют задания для определения уровня сложности.
Каждая группа учеников выбирает свой уровень задания.
Выполняют работу: выбирают растения Иркутской области.
Физминутка - Игра: «Это делают любители природы?» - Если согласны - хлопайте, если нет – топайте! - Любители природы:
- Разоряют птичьи гнёзда? (нет)
- Вывешивают скворечники и кормушки? (да)
- Рвут цветы охапками? (нет)
- Сажают деревья? (да)
- Оберегают родники? (да)
- Собирают берёзовый сок? (нет)
- Ломают ветки деревьев? (нет)
- Разоряют муравейники? (нет)
- Жгут прошлогоднюю траву? (нет) - Убирают за собой мусор? (Да)
Слушают учителя.
Отвечают жестами на вопросы
Рефлексия учебной деятельности
Личностные:
- устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.
Метапредметные (УУД):
регулятивные:
осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;
- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно ещё усвоить;
коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
- Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке? - На все ли задачи удалось найти правильный ответ?
Работа в парах - Ребята, подведем итог нашего занятия. Расскажите друг другу о приобретённых на занятии знаниях. Для этого воспользуйтесь фразами, которые записаны на слайде 21 – Я узнал …
- Я удивился …
- Я запомнил …
- Оцените свою работу, показав смайлик.
Отвечают на вопросы учителя.
Рассказывают другу другу о приобретённых на занятии знаниях.
Отвечают на вопрос учителя смайликами.
Список используемой литературы
Адольф Т.А. и др. Заповедными тропами. М.: Просвещение, 1993.
Белых С.Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся / С.Л. Белых // Исследовательская работа школьников. – 2006. – № 5.
Жукова Т.И. Часы занимательной экологии. М.: Просвещение, 1993
Кудрявцева Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения.//Справочник заместителя директора школы.-2011.-№4.-С.13-30.
Методическое пособие по воспитательной работе образовательной программы «Мой выбор». М., Ижица-2005.
Новосёлова Т.М., Павловская Т.А. «Тропинки родного края». Авторская комплексная образовательная программа. – Иркутск, 2009.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-е изд, испр. и доп. – Самара, 2007.
Сборник «Сибирячок» №1, 2 2007. Иркутск: Вост -Сиб книжное изд-во, 2009.
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения. Сборник нормативных и методических материалов. Ч.1. 3-е изд., перераб. и допол. / автор-составитель Чистякова Л.А.- Иркутск: ИИПКРО, 2012.

Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ