Урок окружающего мира "значение кровеносной системы.Кровь" 4 класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Агинская средняя общеобразовательная школа № 4»
ГО «Поселок Агинское» Забайкальского края
План – конспект урока по окружающему миру
(система развивающего обучения Л.В.Занкова)
4 класс
Тема урока: « Значение кровеносной системы. Кровь»
Составила Базарова С.О.
учитель начальных классов
п.Агинское, 2013 год
Урок окружающего мира по системе РО Л. В. Занкова. 4 класс.
Тема «Значение кровеносной системы. Кровь»
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока: Создание условий для осознания и осмысления значения кровеносной системы человека.
Задачи. 1. Образовательная: способствовать формированию понятий о составе крови и функциях ее компонентов.
2. Развивающая: способствовать формированию умений воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, добывать информацию из различных источников, учить формулировать и излагать собственное мнение и позицию, договариваться , приходить к общему мнению.
3. Воспитательная: способствовать воспитанию бережного отношения к своему здоровью, привитие валеологических навыков.
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1.Этап самоопределения к деятельности.
Цель: Включение в учебную деятельность
Я хочу рассказать вам притчу:
- Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».
- Как вы понимаете его высказывание?
В наших руках наше здоровье. Сегодня мы продолжаем цикл уроков «Человек. Организм человека»
Дети высказываются: В наших руках жизнь, счастье, здоровье и т.д.
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
Цель: Готовность мышления и осознание потребности построения нового способа действий.
- Бывает, что раненый в ногу или руку воин может погибнуть от потери крови, даже если все внутренние органы у него целы и здоровы.
- Подумайте, почему человек без крови погибает?
– А что такое кровь? Какова её роль в организме? Из чего она состоит?
- Каждый из вас не раз был в такой ситуации, когда лаборант надевает белый халат, протирает спиртом безымянный палец, достаёт маленькую стрелочку – пику и…. Что же происходит дальше?
(Надеваю белый халат, имитирую действия лаборанта, подхожу к «пациенту», беру кровь.
- Для чего?
Выдвигают гипотезы
-Узнать, из чего состоит наша кровь.
- Какую роль кровь играет в нашем организме?
3. Постановка учебной задачи
Цель: выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.
– Как вы думаете полные ли у вас знания о крови?– Сегодня мы постараемся их расширить.
- Кто догадался, какой же будет тема нашего урока. Сформулируйте её?
СЛАЙД: Тема урока: Значение кровеносной системы. Кровь.
-Какие цели вы поставите для приобретения новых знаний?
Сегодня на уроке нам предстоит заняться исследовательской деятельностью, будем наблюдать, делать выводы и узнаем много интересного об организме человека.
Формулируют тему, ставят задачи.
4. Построение проекта выхода из затруднения( открытие нового знания)
Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способности к выполнению.
- Давайте рассмотрим под микроскопом мазок крови.
( демонстрация на экране через цифровой микроскоп)
– У каждой группы на столе стоит микроскоп, на предметном столике которых установлены стеклышки с мазком крови человека. Рассмотрите его.
– Что вы увидели?
Кровь – это прозрачная жидкость с красными шариками.
Кровь – неоднородная жидкость. ЕЕ основу составляет прозрачная желтоватая жидкость – плазма, которая состоит из воды, и растворенных в ней веществ. В плазме находятся клетки крови. Больше всего красных кровяных клеток, они то и окрашивают кровь в красный цвет. Другие группы клеток мы в наших микроскопах не видим, т.к. нужно еще большее увеличение.
- Чтобы их увидеть мы с вами отправляемся в необычное путешествие. А куда, вы мне сейчас скажете сами.
Просмотр видео
- Какие кровяные клетки вы еще выделили?
– Правильно, эти клетки называются :
красные кровяные клетки – эритроциты;
белые кровяные клетки – лейкоциты;
кровяные пластины – тромбоциты
Работа в группах.Задание: пользуясь научно-художественным текстом, справочной лит-рой энциклопедиями выявить какую функцию выполняет каждая группа клеток. Приготовить небольшие сообщения.
Физминутка
Работа с микроскопами.
Рассматривают под микроскопом препарат «Кровь человека», обращают внимание на то, что кровь – это неоднородная жидкость. Кровь состоит из разных клеток.
Высказывают предположения:
- Внутрь организма, в кровяной поток.
Дети работают в группах, исследуют, обсуждают.
5. Первичное закрепление во внешней речи.
Цель: Усвоение нового способа действий.
Эритроциты выполняют самую важную работу - переносят в потоке крови от лёгких ко всем тканям кислород, а от тканей к лёгким- углекислый газ. Красные кровяные клетки живут около четырёх месяцев, потом их сменяют новые, которые образуются в костном мозге.
Другая группа клеток- лейкоциты. Это белые кровяные клетки. Точнее, они бесцветные. Лейкоциты значительно крупнее эритроцитов и их в крови гораздо меньше. Они, как сторожевые катера, передвигаются в крови, отыскивая врага. Эти клетки борются с инфекциями, ядами, убивают микробов, проникающих в организм. Если в палец попала заноза, и он нарывает, это значит, в бой с микробами вступили лейкоциты. Гной – это мёртвые тельца защитников организма – лейкоцитов. Когда в организм человека попадают возбудители болезней, в борьбу с ними вступают не только лейкоциты, Но и плазма крови. Лейкоциты пожирают микробов, а плазма обеззараживает их яды.
Третья группа кровяных клеток - тромбоциты, кровяные пластинки, которые помогают крови сворачиваться, когда при порезе, ранении она вытекает из раны. Остановить кровь – главная задача тромбоцитов. Ведь её не очень много. У взрослого человека 4,5 – 5 литров, а у детей 8 -12 лет всего 3,5 литра.
Если вы внимательно слушали товарищей, то сумеете ответить на проблемные вопросы, вытекающие из новой темы.
– Почему порезав палец, кровь через некоторое время перестает течь?
- Почему иногда в том месте, куда попала заноза, образуется гной?
Презентация своих сообщений.
Ответы детей.
6. Сам. работа с самопроверкой.
Цель: Применение нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели.
Тест.
1.Всего несколько капель крови позволяют получить информацию
П) о состоянии организма
Б) о характере человека
2.Повышенное количество лейкоцитов говорит
А) о заболевании
Я) о здоровье
3.Чтобы инфекция не попала в кровь необходимо
Т) обработать рану зелёнкой
Д) помочить слюной
4. Подвижные игры на свежем воздухе способствуют
Ь) поступлению кислорода в кровь
Ъ) попаданию микробов в организм
В результате правильного выполнения теста получается слово ПЯТЬ.
Выполняют тест.
7. Включение в систему знаний и повторение.
Цель: включение нового открытия в систему знаний, повторение и закрепление
Вернемся к проблемному вопросу, с которого мы начали наш урок. Кто напомнит?
- Что может спасти раненого?
(Переливание крови)
При переливании нужно учитывать и совместимость групп крови: О (I ), А (II ), В (III ), АВ (IV). Ученые доказали, что нужно следует учитывать и резус –фактор.
Раненый в ногу или руку воин может погибнуть от потери крови, даже если все внутренние органы у него целы и здоровы.
- Подумайте, почему человек без крови погибает?
8.Рефлексия деятельности.
Цель: самооценка результатов деят-ти. Осознание метода построения, границ применения новых знаний.
Составление синквейна по плану.
Синквейн — французское слово «5» и означает стихотворение, состоящее из 5 строк.
1.Существительное Кровь — тема урока)
2.Подобрать к нему 2 прилагательных.
Подобрать к существительному 3 глагола.
Составить фразу, выражающую основную тему урока.
-Какие новые открытия сделали в ходе урока?
- Оценки
-Д/з: прочитать материал в учебнике с.32-35, по желанию составить кроссворд по теме кровь.
( Кровь жидкая, красная. Разносит кислород, борется с микробами и сворачивается. Кровь — это жизнь.)
(Кровь красная, солоноватая, течёт, снабжает кислородом, защищает. Без крови мы не сможем жить.)
![](/assets/6990c512/images/basic.png)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории окружающий мир:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ