Урок по окружающему миру «Природные зоны. Тундра» 2 класс

Тема: «Природные зоны. Тундра»2класс (1ч)

Волченко Анна Валерьевна

учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №24»

Цель урока: сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры.

Задачи урока:

Познакомить с географическим положением тундры, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека; развивать познавательный интерес учащихся, умение сравнивать, работать с помощью карты; воспитание аккуратности; воспитание заботливого отношения к товарищам; воспитание адекватной самооценки; воспитание коммуникативности; воспитание интереса к предмету.

Планируемые результаты:

Личностные: определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы); в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить; организовать и упорядочить знания; принимать самостоятельные решения и выдвигать идеи.

Метапредметные: Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

 Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им; учиться работать в группе, брать на себя ответственность.

Познавательные УУД: перерабатывать полученную информацию; преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Предметные: получить представление о природной зоне тундры; познакомиться с географическим положением тундры; познакомиться с климатическими условиями зоны; узнать особенности растительного и животного мира тундры; познакомиться с населением тундры и его деятельностью.

Оборудование: карта природных зон; папки с материалами и заданиями; жетоны для распределения по группам; презентация "Тундра".

Тип урока – урок введения нового знания.

Методы: частично-поисковый, наглядный, словесный, стимулирования и мотивации, контроля и самоконтроля.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, работа в группах.

Технологии: деятельностного подхода, технология проблемного обучения, здоровьесберегающая технология, дифференцированный подход, ИКТ, коммуникативные технологии (диалог).

Ход урока:

1.Мотивация к деятельности. (Распределение по группам.) 2 минута

При входе в кабинет учащиеся берут жетоны и рассаживаются по группам за столы, на которых лежит выбранный ими жетон.

Учитель знакомит детей с ходом работы на уроке. Группа определяет своего лидера, который возьмёт на себя руководство группой.

(Коммуникативные. Регулятивные: волевая саморегуляция. Личностные: действие смыслообразования)

2.Проверка домашнего задания.7 минут

- С какой природной зоной мы знакомились на прошлом уроке? ( С зоной арктических пустынь).

Тест "Арктика" поможет проверить, как вы усвоили предыдущую тему. Группа, которая первой ответит на вопрос, получит за него 1 балл.

1) На островах, какого океана расположена зона арктических пустынь? (на островах Северного Ледовитого океана)

2) Имеется ли на территории зоны коренное население? (нет)

3) Какие растения произрастают в ледяной зоне? (лишайники, мхи, полярные маки )

4) Найдите верную цепь питания:

а) водоросли------рачки------рыбы------гагарки-----белый медведь;

б) водоросли------рачки------сайки------тюлени.(+)

5) Как называют большое скопление птиц на скалах? (птичьи базары)

6) Какие меры приняты для защиты природы арктической зоны? (ограничен отлов рыбы, запрещена охота на редких животных, взяты под охрану "птичьи базары")

Подведение итогов по группам.

3.Актуализация знаний учащихся. 5 минут

- Иллюстрации каких природных зон вам представлены?

- На какой из иллюстраций известная вам природная зона?

- Какие характерные особенности помогли вам сделать такой вывод?

- Как вы думаете, неизученная природная зона находится севернее или южнее зоны арктических пустынь?

- Почему вы так решили? Докажите.

- Сегодня мы поговорим об этой природной зоне.

Здесь березы – по колени.

            Щиплют мох стада оленьи.

            Их пасет с семьей каюр,

           Чум у них из дымных шкур.   (Тундра.)

Называется она зоной ТУНДРА.

Работа с картой природных зон России. Постановка проблемы.

Определение расположения зоны тундры относительно зоны Арктики.

- В микрогруппах, вы будете представлять группы различных ученых, исследующих новую природную зону по вопросам ваших инструкционных карт.

- По завершению исследовательской работы мы должны определить основные отличия зоны тундры от зоны арктических пустынь.

(При ответах детей используется карта, дополнительный материал и доклады, подготовленные дома. Познавательные (умение структурировать знания); регулятивные;
Коммуникативные (построение речевого высказывания).Познавательные (общеучебные); коммуникативные (учебное сотрудничество, построение речевого высказывания).
Использование мультимедийного проектора. Презентации с изображением Арктики и тундры.)

4.Физминутка. 3 минуты

Проводится под песню « Увезу тебя я в тундру»

5.Добывание новых знаний. 20 минут

Работа в микрогруппах:

  1. Географы

  2. Ботаники

  3. Зоологи

  4. Экологи

Отчет представителей микрогрупп.

  1. Географы рассказывают и показывают на карте о географическом положении природной зоны, об особенностях климата тундры.

  2. Ботаники представляют растительный мир тундры, рассказывают о том, как приспособились растения к жизни в данной природной зоне.

  3. Зоологи рассказывают о животном мире тундры, о приспособлении к жизни представителей животного мира.

  4. Экологи освещают экологические проблемы тундры, меры, которые используются для решения этих проблем и природоохранные мероприятия.

(В процессе работы дети используют учебник, справочную литературу; инструкционные карты. Материалы самостоятельно изучается и обсуждается в группах. Если возникают вопросы, учитель консультирует. Познавательные: анализ, сравнение, подведение под понятие. Коммуникативные: построение речевого высказывания. Познавательные: анализ, сравнение, подведение под понятие.
Коммуникативные: построение речевого высказывания. Познавательные (логические), коммуникативные (построение речевого высказывания). Коммуникативные, познавательные (логические, общеучебные, постановка и решение проблем)
. Во время выступлений представителей микрогрупп учителем демонстрируется презентация, иллюстрирующая их рассказ.)

6.Подведение итогов. 6 минут

Подсчитываются баллы каждой группы. Выявляется группа победительница (или группы), участники которой получают за урок оценку "5".

- С какой природной зоной познакомились на уроке?

- Каковы особенности её климата?

- Назовите типичных представителей растительного и животного мира? Как они приспособились к жизни в условиях тундры?

-Что нужно делать, чтобы не допустить нарушения экологических связей в тундре?

Индивидуальный письменный опрос. Несколько учеников работают письменно по карточкам.
Карточка № 1
1) Допиши предложение: Тундра - это…
2) Напиши, какая растительность свойственна степям, а какая тундре: мхи, лишайники, растения травянистые раннецветущие, растения стелющиеся, засухоустойчивые, злаковые, вечнозеленые, ягодные кустарнички.
Степи:
Тундра:
Карточка № 2 
1) Допиши предложение: Тундра - это…
2) Где обитают песец, лемминг, полярная сова? Выбери и подчеркни правильный ответ:

  1. В лесу.

  2. В тундре.

  3. В степи.

Какие приспособления позволяют этим животным выжить в данной среде обитания?
Карточка № 3
1) Подчеркни названия животных, которые обитают в тундре:
хомяк, заяц-русак, волк, дрофа, еж, белая сова, иволга, лемминг, рысь, лось, заяц-беляк.
Какие приспособления позволяют этим животным жить в условиях тундры?

Карточка №4

Природные условия менее суровы, чем в …
– В тундре много мхов и …
– Растения тундры … роста, и стелются по …
– В тундре летом много комаров и мошек, поэтому сюда прилетают …
– А вот постоянно живут в тундре белая … и полярная …
– Самым главным животным в тундре является северный
 ….

7.Рефлексия. 1 минута

На доске вывешивается заранее заготовленное дерево без листьев. У детей - разноцветные листочки на магнитной основе( желтые и зелёные).

- Прикрепите, пожалуйста, к дереву листочки. Кому всё понятно-желтого цвета, если возникли какие-либо трудности- зелёного цвета.

Это дерево нам пригодится на следующем уроке при изучении новой природной зоны.

(Дети по очереди (по рядам) выходят к доске, прикрепляют листочки.)

8.Домашнее задание. 1 минута

Подготовить мини-сообщение про одного из представителей растительного или животного мира тундры.

( С использованием дополнительной и справочной литературы.)









Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории окружающий мир:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ