Уроки окружающего мира 4 класс 2 четверть



Урок № 17

Тема: Зона степей

Тип: изучение нового материала

Задачи:

  • познакомить учащихся с природной зоной степей;

  • учить характеризовать природную зону по плану

Планируемые результаты

Предметные:

  • показывать природную зону на карте природных зон;

  • иметь представление о природе зоны степей (неживая природа, растения, животные);

  • моделировать цепи питания природной зоны;

  • иметь представление об освоении природных богатств природной зоны

Метапредметные:

  • определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения;

  • извлекать информацию из карты и схемы;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • рассказывать о природной зоне по плану;

  • сравнивать природные зоны: определять сходство и различие живой и неживой природы;

  • представлять информацию в виде таблицы;

  • готовить сообщения с помощью взрослых

Личностные:

  • осваивать социальную роль обучающегося, определять мотивы учебной деятельности;

  • проявлять целостный взгляд на мир, понимать разнообразие природы России;

  • понимать ответственность за сохранение объектов природного наследия

Межпредметные связи: Русский язык (изложение текста по плану)

Ресурсы урока: Учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; электронное приложение к учебнику; книга тестов; карта природных зон

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

  • Предлагает учащимся выполнить тесты на с. 30—34.

  • Предлагает учащимся выступить с сообщениями, подготовленными самостоятельно.

  • Предлагает ответить на вопросы «Верите ли вы, что...»:

  • в природной зоне с более тёплым климатом, чем в лесных зонах, беднее растительность?

  • в степной зоне часто идут ливневые дожди?

  • тюльпаны — дикие растения степной зоны?

  • кобылка — разновидность кузнечика?

  • красавка — очень красивая трава?

  • Использует задание 2 рабочей тетради

  • Выполняют тесты с самопроверкой.

  • Выступают с краткими сообщениями, задают друг другу вопросы и отвечают на них.

  • Высказывают предположения, опираясь на личный опыт

Актуализация необходимых знаний

  • Предлагает описать внешний вид степи по фотографиям в учебнике или электронном приложении.

  • Предлагает показать природную зону степей на карте природных зон и охарактеризовать её с помощью карты

  • Описывают природную зону по фотографиям, сравнивая её внешний вид с другими природными зонами.

  • Работают с картой природных зон: показывают природную зону, соблюдая правила показа географических объектов. Извлекают информацию из карты (работают в парах или индивидуально — по желанию). Определяют учебную задачу урока

Организация познавательной деятельности

Организует работу с текстом на с. 110, 111 учебника (характеристика неживой природы природной зоны): предлагает заполнить вторую колонку таблицы и/ или выделить ключевые слова (см. урок 13).

Самостоятельно работают с текстом: читают, выделяют ключевые слова и характеристики неживой природы степи (освещённость, температура, осадки, природные явления).



  • Организует работу в парах, используя задания 1 Л на с. III учебника, задание 5 рабочей тетради.

  • Использует электронное приложение (фрагмент презентации, фотографии).

  • Предлагает проверить свои предположения, прочитав текст учебника на с. 114, 115.

  • Спрашивает, какими видами деятельности может заниматься человек в условиях степи.

  • Предлагает проверить предположения, прочитав текст на с. 115, 116 учебника.

  • Организует выполнение задания 6 рабочей тетради

  • Работают и парах: знакомятся по рисунку с обитателями зоны степи, характеризуют их, высказывают предположения о приспособляемости растений и животных к окружающей среде, моделируют цепи питания (в рабочей тетради).

  • Самостоятельно читают текст, заполняют третью и четвёртую колонки таблицы.

  • Высказывают предположения.

  • Самостоятельно читают текст, заполняют пятую колонку таблицы, выделяя ключевые слова.

  • Определяют значение условных знаков, обсуждают в парах меры по охране природы

Подведение итогов

  • Предлагает охарактеризовать природную зону степей по плану (см. урок 12).

  • Предлагает вернуться к вопросам «Верите ли вы, что...».

  • Организует выполнение задания рубрики «Обсудим!» на с. 92 учебника (сравнить природу тундры и природу зоны арктических пустынь).

  • Организует работу с «Деревом познания» (на какие вопросы ответили, какие новые вопросы о природной зоне появились).

  • Помогает определить домашнее задание: задания 1—4, 7*, 8*, 9* рабочей тетради, задания 1*, 2*, 3* на с. 117 учебника; рассказать о природной зоне по плану

  • Рассказывают о природной зоне по плану, используя составленную таблицу.

  • Подтверждают или опровергают свои предположения, используя новую информацию.

  • Определяют критерии сравнения, выявляют сходство и различие природных зон (для выполнения этого задания удобно использовать таблицу, заполненную на уроках 13—15), делают выводы.

  • Отвечают на вопросы, формулируют новые вопросы.

  • Определяют домашнее задание (обязательные задания и одно задание по выбору)

Дополнительный материал: Электронное приложение к учебнику

Диагностика достижения планируемых результатов: Выполнить тесты на с. 34—36 книги тестов

Дополнительные творческие задания: Выполнить задания 7*, 8*, 9* рабочей тетради, задания 1*, 2*, 3* на с. 117 учебника


Урок № 18

Тема: Пустыни

Тип: изучение нового материала

Задачи:

  • познакомить учащихся с природной зоной полупустынь и пустынь; ,

  • учить характеризовать природную зону по плану

Планируемые результаты

Предметные:

  • показывать природную зону на карте природных зон;

  • иметь представление о природе зоны пустынь (неживая природа, растения, животные);

  • моделировать цепи питания природной зоны;

  • иметь представление об освоении природной зоны человеком

Метапредметные:

  • определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения;

  • извлекать информацию из карты и схемы;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • рассказывать о природной зоне по плану;

  • сравнивать природные зоны: определять сходство и различие живой и неживой природы;

  • представлять информацию в виде таблицы;

  • готовить сообщения с помощью взрослых

Личностные:

  • осваивать социальную роль обучающегося, определять мотивы учебной деятельности;

  • проявлять целостный взгляд на мир, понимать разнообразие природы России;

  • понимать ответственность за сохранение объектов природного наследия

Межпредметные связи: Русский язык (изложение текста по плану)

Ресурсы урока: Учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; электронное приложение к учебнику; книга тестов; карта природных зон

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

  • Предлагает учащимся выполнить тесты на с. 34—36.

  • Предлагает учащимся выступить с сообщениями, подготовленными самостоятельно.

  • Предлагает назвать ассоциации, которые возникают у учащихся в связи со словом пустыня (можно записать на доске).

  • Предлагает прочитать рассказ Попугая «Чудеса пустыни» (задание 3 рабочей тетради); определить, что верно, а что неверно в рассказе

  • Выполняют тесты с самопроверкой.

  • Выступают с краткими сообщениями, задают друг другу вопросы и отвечают на них.

  • Называют ассоциации.

  • Читают рассказ, пытаются найти ошибки в тексте, фиксируют затруднение. Определяют учебную задачу урока

Актуализация необходимых знаний

  • Предлагает описать внешний вид пустыни по фотографиям в учебнике или электронном приложении.

  • Предлагает показать природную зону полупустынь и пустынь на карте природных зон и охарактеризовать её с помощью карты

  • Описывают природную зону по фотографии, сравнивая её внешний вид с другими природными зонами.

  • Работают с картой природных зон: показывают природную зону, соблюдая правила показа географических объектов. Извлекают информацию из карты (работают в парах или индивидуально — по желанию). Высказывают предположения о климате, растительности и животном мире природной зоны

Организация познавательной деятельности

  • Организует работу с текстом на с. 118, 119 учебника (характеристика неживой природы природной зоны): предлагает заполнить вторую колонку таблицы и/или выделить ключевые слова (см. урок 13).

  • Организует работу в парах, используя задания 1—3 на с. 119 учебника, задание 5 рабочей тетради.

  • Можно использовать электронное приложение (фрагмент презентации, фотографии).

  • Самостоятельно работают с текстом: читают, выделяют ключевые слова и характеристики неживой природы пустыни (освещённость, температура, осадки, природные явления).

  • Работают в парах: знакомятся по рисунку с обитателями пустыни, характеризуют их, высказывают предположения о приспособлеяемости растений и животных к окружающей среде, моделируют цепи питания (в рабочей тетради).


О



  • Предлагает учащимся проверить свои предположении, прочитав текст учебника на с. 122, 123.

  • Спрашивает, возможна ли хозяйственная деятельность человека в таких неблагоприятных условиях.

  • Предлагает проверить предположения, прочитав текст на с. 123, 124 учебника.

  • Организует выполнение задания 6 рабочей тетради

  • Самостоятельно читают текст, заполняют третью и четвёртую колонки в таблице.

  • Высказывают предположения.

  • Самостоятельно читают текст, заполняют пятую колонку таблицы, выделяя ключевые слова.

  • Определяют значение условных знаков, обсуждают в парах меры по охране природы

Подведение итогов

  • Предлагает охарактеризовать природную зону пустынь по плану (см. урок 12).

  • Предлагает вернуться к рассказу Попугая (задание 3 рабочей тетради), исправить в нём ошибки.

  • Организует выполнение задания рубрики «Обсудим!» на с. 124 учебника (сравнить природу зон степей и пустынь).

  • Организует работу с «Деревом познания» (на какие вопросы ответили, какие новые вопросы о природной зоне появились).

  • Помогает определить домашнее задание: задания 1, 2, 4, 7*, 8* рабочей тетради, задания 1*, 2* на с. 125 учебника; рассказать о природной зоне по плану

  • Рассказывают о природной зоне по плану, используя составленную таблицу.

  • Исправляют ошибки в рассказе, используя новые знания, при необходимости обращаются к учебнику.

  • Определяют критерии сравнения, выявляют сходство и различие природных зон (для выполнения этого задания удобно использовать таблицу, заполненную на уроках 13—17), делают выводы.

  • Отвечают на вопросы, формулируют новые вопросы.

  • Определяют домашнее задание (обязательные задания и одно задание по выбору)

Дополнительный материал: Странички для любознательных

Диагностика достижения планируемых результатов: Выполнить тесты на с. 37—39 книги тестов

Дополнительные творческие задания: Выполнить задания 7*, 8* рабочей тетради, задания 1*, 2* на с. 125 учебника



Урок № 19

Тема: У Чёрного моря

Тип: изучение нового материала

Задачи:

  • познакомить учащихся с природной зоной субтропиков;

  • учить характеризовать природную зону по плану

Планируемые результаты

Предметные:

  • показывать природную зону на карте природных зон;

  • иметь представление о природе зоны субтропиков (неживая природа, растения, животные);

  • устанавливать причины своеобразия природной зоны;

  • моделировать цепи питания природной зоны;

  • иметь представление об освоении природной зоны человеком

Метапредметные:

  • определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения;

  • извлекать информацию из карты и схемы;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • рассказывать о природной зоне по плану;

  • сравнивать природные зоны: определять сходство и различие живой и неживой природы;

  • представлять информацию в виде таблицы;

  • готовить сообщения с помощью взрослых

Личностные:

  • осваивать социальную роль обучающегося, определять мотивы учебной деятельности;

  • проявлять целостный взгляд на мир, понимать разнообразие природы России;

  • понимать ответственность за сохранение объектов природного наследия

Межпредметные связи: Русский язык (изложение текста по плану)

Ресурсы урока: Учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; электронное приложение к учебнику; книга тестов; карта природных зон; фотографии Черноморского побережья

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

  • Предлагает учащимся выполнить тесты на с. 37—39.

  • Предлагает учащимся выступить с сообщениями, подготовленными самостоятельно.

  • Предлагает учащимся проанализировать таблицу, которую они составляли на предыдущих уроках, и выявить закономерность в изменении климата, живой природы с севера на юг нашей страны.

  • Демонстрирует фотографии Черноморского побережья (например, в электронном приложении), предлагает ученикам, которые отдыхали на берегу Чёрного моря, вспомнить свои впечатления о природе этого края

  • Выполняют тесты с самопроверкой.

  • Выступают с краткими сообщениями, задают друг другу вопросы и отвечают на них.

  • Анализируют таблицу, замечают тенденции в изменении климата и богатства растительного и животного мира. Высказывают предположения о том, какой должна быть природная зона, расположенная на юге России.

  • Рассказывают о природе Черноморского побережья, опираясь на личный опыт. Фиксируют противоречие между закономерностями смены природных зон и своим опытом. Определяют учебную задачу урока

Актуализация необходимых знаний

  • Предлагает показать природную зону субтропиков на карте природных зон, охарактеризовать её с помощью карты.

  • Спрашивает, чем может быть вызвано своеобразие природы и климата субтропиков

  • Работают с картой природных зон: показывают природную зону, соблюдая правила показа географических объектов. Извлекают информацию из карты (работают в парах или индивидуально — по желанию).

  • Высказывают предположения о причинах своеобразия природы субтропической природной зоны

Организация познавательной деятельности

Организует работу с текстом на с. 126 учебника (характеристика неживой природы природной зоны): предлагает заполнить вторую колонку таблицы и/или выделить ключевые слова (см. урок 13).

Самостоятельно работают с текстом: читают, выделяют ключевые слова и характеристики неживой природы субтропиков (освещённость, температура, осадки, природные явления).




  • Организует работу п парах, используя задания 1—3 на с. 127 учебника, задание 4 рабочей тетради.

  • Можно использовать электронное приложение (фрагмент презентации, фотографии).

  • Предлагает учащимся проверить свои предположения, прочитав текст учебника на с. 130.

  • Спрашивает, с какой целью человек использует природные богатства этой природной зоны.

  • Предлагает проверить предположения, прочитав текст на с. 131—133 учебника.

  • Организует выполнение задания 5 рабочей тетради

  • Работают в парах: знакомятся по рисунку с обитателями субтропиков, характеризуют их, высказывают предположения о приспособляемости растений и животных к окружающей среде, моделируют цепи питания (в рабочей тетради).

  • Самостоятельно читают текст, заполняют третью и четвёртую колонки таблицы.

  • Высказывают предположения.

  • Самостоятельно читают текст, заполняют пятую колонку таблицы, выделяя ключевые слова.

  • Определяют значение условных знаков, обсуждают в парах меры по охране природы

Подведение итогов

  • Предлагает охарактеризовать природную зону субтропиков по плану (см. урок 12).

  • Предлагает объяснить, почему природу субтропиков авторы учебника назвали «чудом южной природы».

  • Организует работу с «Деревом познания» (на какие вопросы ответили, какие новые вопросы о природной зоне появились).

  • Помогает определить домашнее задание: задания 1—3, 6*, 7, 8*, 9* рабочей тетради, задания 1, 2*, 3*, 4* на с. 134 учебника; рассказать о природной зоне по плану.

  • Так как этот урок является заключительным в разделе «Природа России», можно предложить учащимся выполнить тест на с. 209—213 учебника и с. 64 рабочей тетради

  • Рассказывают о природной зоне по плану, используя составленную таблицу.

  • Объясняют название, используя новые знания, делают выводы, устанавливают причинно-следственные связи.

  • Отвечают на вопросы, формулируют новые вопросы.

  • Определяют домашнее задание (обязательные задания и одно задание по выбору).

  • Самостоятельно повторяют изученный материал, выполняют тест, фиксируя ответы в рабочей тетради, выполняют самопроверку, оценивают свои достижения

Дополнительный материал: Электронное приложение к учебнику

Диагностика достижения планируемых результатов: Выполнить тесты на с. 39, 40 книги тестов, тест на с. 209—213 учебника и с. 64 рабочей тетради. Контроль за усвоением учащимися знаний и умений, полученных при изучении раздела «Природа России», можно провести на отдельном уроке, использовав с этой целью один из уроков контроля, выделенных в рабочей программе в конце полугодия, или один из трёх уроков, отведённых на экскурсии в природные сообщества в разделе «Родной край — часть большой страны»

Дополнительные творческие задания: Задания, 6*, 8*, 9* рабочей тетради, задания 2*, 3*, 4* на с. 134 учебника




/

Урок № 20

Тема: Наш край

ЪТип: изучение нового материала

Задачи:

  • мотивировать учащихся к изучению раздела «Родной край — часть большой страны»;

  • познакомить учащихся с политико-административным делением территории Российской Федерации;

  • формировать умение давать характеристику родного края по карте

Планируемые результаты

Предметные:

  • иметь представление о политико-административ- ном делении территории России;

  • уметь находить на карте России свой регион;

  • характеризовать родной край по плану

Метапредметные:

  • определять цель изучения раздела «Родной край — часть большой страны»;

  • определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения;

  • работать в паре с картой: определять политико- административные объекты, свой регион;

  • составлять рассказ по плану

Личностные:

  • осознавать свою этническую и национальную принадлежность;

  • проявлять целостный взгляд на мир в единстве его народов, культур и религий;

  • определять личностный смысл учения

Межпредметные связи: Русский язык (создание собственных текстов по предложенным темам)

Ресурсы урока: Учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; электронное приложение к учебнику; книга тестов; политико-административная карта России; карта родного края

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

  • Предлагает прочитать название раздела — «Родной край — часть большой страны», познакомиться со списком умений, над которыми учащиеся будут работать при его изучении.

  • Предлагает учащимся поразмышлять над ответом на вопрос задания 1 рабочей тетради (значение родного края в твоей жизни), ответить на вопрос (устно или письменно)

  • Читают название раздела, высказывают предположения о темах, которые будут изучаться в этом разделе. Читают список умений, отмечают то, что уже известно, выделяют новые понятия, определяют для себя цель изучения темы.

  • Читают вопрос, размышляют, свободно высказываются (при наличии времени оформляют ответ письменно)

Актуализация необходимых знаний

  • Демонстрирует учащимся три карты России: физическую, природных зон, политико-административную. Спрашивает, о чём может рассказать каждая из них, с какой целью они используются.

  • Организует работу в парах

  • Анализируют карты: определяют сходство, различие. Рассказывают, какие объекты можно показать на физической карте, рассказывают об использовании карты природных зон. Актуализируют умения показывать объекты на карте.

  • Работают в парах: анализируют политико-административную карту России. Высказывают предположения о том, с какой целью её можно использовать. Определяют учебную задачу урока

Организация познавательной деятельности

  • Организует работу в парах (или группах) по выполнению заданий 1, 2 на с. 138 учебника

  • Для выполнения этого задания можно использовать также политико-административную карту региона.

Работают в парах с политико-административной картой России: определяют местоположение родного края, учатся показывать его на карте, находят главный город края (областной центр, столицу республики, края), свой родной город (родное село); извлекают информацию из карты о своём родном городе (селе). Представляют результаты работы.




  • Организует выполнение задания 2 и рабочей тетради.

  • Организует в парах или группах выполнение задания 3 на с. 138 учебника (с использованием дополнительных материалов по краеведению, подобранных учителем).

  • Можно разделить пункты плана 3—6 между группами: каждая группа отвечает на один вопрос.

  • Организует презентацию результатов групповой работы

  • Записывают (самостоятельно, в группах или коллективно) «адрес» своего города или села.

  • Работают в парах или группах с дополнительной литературой, фотографиями: готовят краткую характеристику родного края по плану, данному в учебнике (пояснения к каждому пункту плана даны в электронном приложении).

  • Договариваются о способе работы в группе или паре: либо совместно отвечают на каждый вопрос, либо распределяют вопросы, а затем составляют единый рассказ.

  • Результаты можно кратко зафиксировать в задании 3 рабочей тетради.

  • Представляют результаты работы. При ответе пользуются своими записями, картой, фотографиями

Подведение итогов

  • Предлагает выполнить задание 5 рабочей тетради.

  • Вопросы можно поместить на «Дерево познания».

  • Помогает определить домашнее задание: краткий рассказ о родном крае по плану; задания 1, 4*, 6* рабочей тетради

  • Формулируют вопросы о родном крае, знакомятся с вопросами друг друга.

  • Помещают самые интересные вопросы на «Дерево познания».

  • Определяют домашнее задание (обязательные задания и одно задание по выбору)

Дополнительный материал: Литература по краеведению, статьи, фотографии

Диагностика достижения планируемых результатов: Составить краткий рассказ о родном крае (с использованием карты и плана)

Дополнительные творческие задания: Выполнить задания 4, 6 рабочей тетради




Урок № 21


Тема: Форма земной поверхности нашего края

Тип: изучение нового материала

Задачи:

  • познакомить учащихся с формами земной поверхности, характерными для родного края;

  • способствовать пониманию учащимися необходимости охраны форм земной поверхности

Планируемые результаты

Предметные:

  • описывать формы земной поверхности родного края;

  • определять формы земной поверхности с помощью карты региона

Метапредметные:

  • определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения;

  • работать в паре с картой и условными знаками: определять и обсуждать их значение;

  • извлекать информацию из дополнительной краеведческой литературы

Личностные:

  • понимать ответственность за сохранение объектов природы;

  • проявлять целостный взгляд на мир в единстве его народов, культур и религий;

  • определять личностный смысл учения

Межпредметные связи: Литературное чтение (природа и мы, Родина)

Ресурсы урока: Учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; электронное приложение к учебнику; книга тестов; физическая карта; план региона

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

  • Предлагает учащимся выступить с сообщениями о родном крае по плану на с. 138 учебника, совместно с учащимися определяет критерии оценивания сообщения (сообщение соответствует плану, не содержит фактических ошибок, выстроено чётко и кратко).

  • Можно, договорившись о критериях, дать учащимся 1—2 минуты, чтобы при необходимости подкорректировать своё сообщение

Совместно с учителем определяют критерии. Выступают с сообщениями. Оценивают свои сообщения и сообщения одноклассников (соответствие критериям)

Мотивация познавательной деятельности

Предлагает учащимся выполнить тест на с. 41, 42

Выполняют тест (простым карандашом), отмечают вопросы, на которые не могут ответить, фиксируют затруднения. Определяют учебную задачу урока

Организация познавательной деятельности

  • Организует работу в парах или группах с картой края или планом местности (с. 139 учебника, задание 1 рабочей тетради): предлагает определить формы земной поверхности.

  • Организует работу с текстом и заданиями на с. 139, 140 учебника и заданием 2 рабочей тетради.

  • Если земная поверхность родного края учащихся не носит равнинный характер, можно дополнить материалы учебника текстом, подобранным учителем, о других формах земной поверхности, характерных для региона, а также материалами электронного приложения (например, о горах).

  • Предлагает ответить на вопрос в заголовке текста на с. 140 учебника.

  • Работают в парах: извлекают информацию из карты (плана), пользуются условными знаками (уточняют информацию, используя дополнительную литературу). Кратко записывают полученную информацию в рабочей тетради. Представляют результаты работы, корректируют записи.

  • Самостоятельно читают текст, формулируют определения, записывают их в рабочей тетради, осуществляют взаимопроверку в парах. В парах обсуждают ответы на вопросы на с. 140 учебника. Представляют результаты работы.

  • Рассуждают, высказывают предположения.



Организует работу с текстом на с. 140 142 учебники и заданием 3 рабочей тетради

Самостоятельно читают текст, а парах обсуждают значение условных знаков, при необходимости обращаясь к тексту учебника; определяют позитивное и негативное воздействие человека на природу. Представляют результаты работы

Подведение итогов

  • Предлагает повторно выполнить тест на с. 41, 42.

  • Предлагает ответить на вопросы рубрики «Обсудим!» на с. 142 учебника.

  • Помогает определить домашнее задание: задания 1, 2*, 3* йа с. 143 учебника; ответить на вопросы рубрики «Обсудим!» с помощью взрослых

  • Самостоятельно выполняют тест, при необходимости исправляют ошибки, в случае затруднения обращаются к материалам учебника. Выполняют взаимопроверку, делают вывод о выполнении учебной задачи урока.

  • Отвечают на вопросы, опираясь на личный опыт.

  • Определяют домашнее задание

Дополнительный материал: Краеведческая литература, подобранная учителем; текст «Горы, которых не должно быть» на с. 143, 144 учебника

Диагностика достижения планируемых результатов: Выполнить тесты на с. 41, 42 книги тестов

Дополнительные творческие задания: Выполнить задания 2, 3 на с. 143 учебника



Урок № 22

Тема: Водные богатства нашего края

Тип: изучение нового материала

Задачи:

  • познакомить учащихся с водными объектами региона, их значением для жизни края;

  • способствовать пониманию учащимися необходимости охраны водных объектов

Планируемые результаты

Предметные:

  • характеризовать водные объекты своего региона;

  • рассказывать о значении водных объектов в жизни края;

  • иметь представление об источниках загрязнения водных объектов

Метапредметные:

  • определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения;

  • работать в паре с картой и условными знаками: определять и обсуждать их значение;

  • характеризовать природный объект по плану; составлять план по аналогии;

  • извлекать информацию из дополнительной краеведческой литературы;

  • составлять простую схему

Личностные:

  • понимать ответственность за сохранение объектов природы;

  • проявлять целостный взгляд на мир в единстве его народов, культур и религий;

  • определять личностный смысл учения

Межпредметные связи: Технология (человек и вода)

Ресурсы урока: Учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; электронное приложение к учебнику; книга тестов; физическая карта региона

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

  • Организует проверку домашнего задания.

  • Организует работу с физической картой региона: предлагает учащимся рассказать о том, что они уже узнали с помощью карты. Спрашивает, о чём ещё может рассказать карта

  • Выступают с сообщениями, рассуждают об охране природы родного края.

  • Актуализируют умение работать с картой, пользоваться условными знаками, определять формы земной поверхности

Мотивация познавательной деятельности

  • Предлагает учащимся прочитать название темы урока, предположить, что будет изучаться на уроке, ответить на вопрос «Что мы называем водными богатствами?» (варианты ответов, предложенные учащимися, записывает на доске).

  • Предлагает перечислить названия рек, озёр, ручьёв родного края

  • Читают тему, высказывают предположения. Отвечают на вопрос, формулируют определение.

  • Отвечают на вопрос, опираясь на личный опыт. Определяют учебную задачу урока

Организация познавательной деятельности

  • Организует работу в группах, используя задание 1 на с: 145 учебника, задание 1 (1) рабочей тетради.

  • Организует выполнение в группах задания 2 на с. 145 учебника и задания 1(2) (таблица 1) рабочей тетради с использованием краеведческой литературы.

  • Можно предложить всем группам характеризовать одну и ту же реку либо дать возможность каждой группе выбрать свой водный объект.

  • Учащимся, способным выполнять задания на более высоком уровне, можно предложить дать характеристику другого водного объекта (например, озера), самостоятельно составив план (см. таблицу 2 в рабочей тетради).

  • Работают в группах: извлекают информацию из карты, составляют список водных объектов. Представляют результаты работы, при необходимости корректируют список.

  • Работают в группах с картой и дополнительной литературой: составляют характеристику реки по плану, предложенному в учебнике и рабочей тетради.

  • Работая в группах, учащиеся могут самостоятельно определить способ выполнения задания: распределить вопросы плана, совместно искать ответ на каждый вопрос и т.п.

  • Составляют план по аналогии, дают характеристику водного объекта (по выбору). Представляют результаты работы, при необходимости вносят коррективы.




  • Предлагает учащимся мы пол нигь задание 2 рабочей тетради.

  • Организует работу с текстом на с. 146, 147 учебника и заданием 2 рабочей тетради

  • Выполняют задание, опираясь на личный опыт (работают индивидуально или в парах — по выбору).

  • Самостоятельно читают текст, дополняют и корректируют схему в рабочей тетради. Рассказывают по схеме о значении водных богатств в природе и жизни человека

Подведение итогов

  • Предлагает учащимся вернуться к ответам на вопрос «Что мы называем водными богатствами?», полученным в начале урока, и к списку водных ресурсов края.

  • Спрашивает, почему вместо словосочетаний «водные объекты», «водные ресурсы» мы часто используем словосочетание «водные богатства».

  • Спрашивает, почему же огромные водные богатства нуждаются в нашей охране.

  • Использует текст «„Клад" на дне реки» на с. 148 учебника.

  • Помогает определить домашнее задание: составить характеристику водного объекта по самостоятельно составленному плану (таблица 2 в рабочей тетради); задания 3, 4* рабочей тетради, задания 1*, 2*, 3* на с. 148 учебника.

  • План в таблице 2 можно составить совместно на уроке

  • Корректируют и дополняют ответы. Дополняют список водных ресурсов края.

  • Включают новое знание в систему знаний, определяют личностный смысл изучения темы.

  • Определяют личностный смысл изучения темы.

  • Определяют домашнее задание

Дополнительный материал: Краеведческая литература о водных ресурсах, подготовленная учителем; текст «„Клад" на дне реки» на с. 148 учебника

Диагностика достижения планируемых результатов: Выполнить тесты на с. 43, 44 книги тестов

Дополнительные творческие задания: Выполнить задания 1, 2, 3 на с. 148 учебника, задание 4 рабочей тетради



Урок № 23

Тема: Наши подземные богатства

Тип: изучение нового материала

Задачи:

  • познакомить учащихся с полезными ископаемыми родного края;

  • учить описывать полезное ископаемое по плану (внешний вид, свойства, применение, способы добычи)

Планируемые результаты

Предметные:

  • находить места добычи полезных ископаемых на карте;

  • иметь представление о важнейших полезных ископаемых своего региона, их свойствах, добыче, применении

Метапредметные:

  • определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения;

  • выполнять практическую работу в группе;

  • определять сходство и различие полезных ископаемых;

  • извлекать информацию из дополнительной литературы

Личностные:

  • понимать ответственность за сохранение объектов природы;

  • проявлять целостный взгляд на мир в единстве его народов, культур и религий;

  • определять личностный смысл учения

Межпредметные связи: Технология (полезные ископаемые)

Ресурсы урока: Учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; электронное приложение к учебнику; книга тестов; физическая карта России и карта полезных ископаемых; коллекция полезных ископаемых края; лупы, атлас-определитель «От земли до неба»

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

  • Предлагает учащимся выполнить тест на с. 43, 44.

  • Предлагает учащимся выступить с сообщениями о водных объектах родного края.

  • Спрашивает, почему водные ресурсы называют водными богатствами

  • Выполняют тест с самопроверкой.

  • Выступают с краткими сообщениями, задают вопросы, отвечают на вопросы одноклассников.

  • Актуализируют необходимые знания

Мотивация познавательной деятельности

  • Предлагает учащимся прочитать тему урока. Спрашивает, какие богатства могут находиться под землёй. Ответы учащихся записывает на доске, принимая все ответы, в том числе неточные (например, клады).

  • Демонстрирует коллекцию полезных ископаемых (не называя их), спрашивает, можно ли их назвать природными богатствами

  • Читают тему урока, высказывают предположения.

  • Рассматривают коллекцию, высказывают предположения, актуализируют знания, полученные о полезных ископаемых в 1—3-м классах. Определяют учебную задачу урока

Организация познавательной деятельности

  • Организует работу с картой по заданию учебника на с. 149 и с заданием 1 рабочей тетради.

  • Можно использовать карту и условные обозначения в электронном приложении.

  • Организует практическую работу в группах по изучению свойств полезных ископаемых и их характеристике, используя задания 1—6 на с. 149 учебника, задание 3 рабочей тетради.

  • Можно предложить для изучения разные полезные ископаемые для каждой группы либо одно для всех групп.

  • Анализируют карту: читают условные знаки, определяют места добычи полезных ископаемых, определяют полезные ископаемые своего региона (работают индивидуально или в парах — по желанию). Представляют результаты работы. -

  • Выполняют практическую работу в группах: определяют цель выполнения работы, необходимое оборудование, изучают план практической работы, представленный в учебнике, распределяют обязанности в группе; изучают и записывают свойства полезного ископаемого (таблица 1 в рабочей тетради), составляют характеристику полезного ископаемого.




  • Рекомендует учащимся использовать тексты учебника на с. 150 15К как справочную литературу, работай только с нужным текстом.

  • Предлагает составить сравнительную таблицу с характеристикой всех изученных полезных ископаемые, используя в качестве критериев для сравнения план из таблицы 2 рабочей тетради (см. дополнительные творческие задания).

  • Предлагает сравнить изученные полезные ископаемые по выделенным признакам

  • Дополняют и корректируют информацию, полученную в ходе практической работы, используя тексты учебника на с. 150—158. Представляют результаты работы, выполняют самооценку деятельности.

  • Совместно заполняют сравнительную таблицу.

  • Определяют сходство и различие полезных ископаемых с помощью сравнительной таблицы

Подведение итогов

  • Повторно демонстрирует коллекцию полезных ископаемых, спрашивает, почему их называют подземными богатствами.

  • Спрашивает, какие способы работы учащиеся использовали для ответа на вопрос.

  • Организует обсуждение вопроса 3 (рубрика «Проверь себя») на с. 158 учебника: Почему к подземным богатствам нужно относиться бережно?

  • Спрашивает, может ли каждый из нас помочь сберечь полезные ископаемые.

  • Помогает определить домашнее задание: задания 2, 4* рабочей тетради, задания 1, 2*, 3* на с. 158, 159 учебника

  • Включают новое знание в систему знаний.

  • Обозначают способы работы с информацией, которые использовались на уроке.

  • Делают вывод (при необходимости могут использовать текст на с. 158 учебника).

  • Определяют личностный смысл изучения темы.

  • Определяют домашнее задание

Дополнительный материал: Краеведческая литература, подобранная учителем; странички для любознательных

Диагностика достижения планируемых результатов: Выполнить тесты на с. 45, 46 книги тестов

Дополнительные творческие задания:



торф

уголь

Линии сравнения

песок





Условное обозначение на карте





Свойства





Применение





Добыча








Урок № 24

Тема: Земля — кормилица

Тип: изучение нового материала

Задачи:

  • познакомить учащихся с наиболее распространёнными типами почв;

  • охарактеризовать почву родного края

Планируемые результаты

Предметные:

  • различать основные типы почв;

  • знать типы почв своего региона;

  • рассказывать о значении почвы для жизни на Земле

Метапредметные:

  • определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения;

  • работать в паре: актуализировать необходимые знания, пользуясь справочной литературой;

  • строить модель и на её основе рассказывать о разнообразии почв;

  • определять сходство и различие природных объектов;

  • извлекать информацию из дополнительной литературы

Личностные:

  • понимать ответственность за сохранение объектов природы;

  • проявлять целостный взгляд на мир в единстве его народов, культур и религий;

  • определять личностный смысл учения



Межпредметные связи: Русский язык (составление текста по рисунку)

Ресурсы урока: Учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; электронное приложение к учебнику; книга тестов; образцы почв

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

  • Предлагает учащимся выполнить тест на с. 45, 46.

  • Предлагает учащимся выступить с сообщениями о личном опыте использования полезных ископаемых и продуктов их переработки.

  • Предлагает прочитать тему урока и объяснить её формулировку.

  • Спрашивает, в каком значении использовано слово земля

  • Выполняют тест с самопроверкой.

  • Выступают с краткими сообщениями, задают вопросы, отвечают на вопросы одноклассников.

  • Читают тему, высказывают предположения.

  • Определяют значение многозначного слова

Актуализация необходимых знаний

Организует работу в парах, предлагая ответить на вопросы о почве:

  • Что такое почва?

  • Каково главное свойство почвы?

  • Каков состав почвы?

  • Чем отличаются почвы в различных природных зонах и природных сообществах?

Работают в парах: актуализируют знания о почве, полученные в 3-м классе, отвечают на вопросы (при необходимости могут обратиться к учебнику 3-го класса как к справочнику). Представляют результаты работы, фиксируют затруднение при ответе на последний вопрос. Определяют учебную задачу урока

Организация познавательной деятельности

  • Организует работу с заданием 1 рабочей тетради: дать характеристику иллюстраций, построить модель — и текстом на с. 160, 161 учебника.

  • Спрашивает, чем похожи и чем отличаются все виды почв.

  • Организует выполнение задания 1 на с. 161 учебника, задания 2 рабочей тетради, работу с дополнительной литературой.

  • Анализируют иллюстрации, определяют природные зоны и природные сообщества; предполагают, какая почва характерна для каждого места, устанавливают причинно-следственные связи (раскладывают карточки из приложения). Обсуждают результаты выполнения задания в парах. Осуществляют самопроверку с помощью иллюстраций и текста на с. 160, 161 учебника.

  • Заканчивают выполнение модели, сравнивают виды почв.

  • Рассказывают о разнообразии почв, используя модель. Извлекают информацию из дополнительной литературы: определяют виды почв своего региона.




  • Организует работу с заданием 4 рабочей тетради и текстом на с. 162, 163 учебника.

  • Можно использовать материалы электронного приложения и текст «Дороже жемчуга и злата под ногами» из книги «Великан на поляне»

Определяют значение условных знаков, рассуждают об охране почвы. Уточняют свои предположения с помощью текста учебника и дополнительной литературы

Подведение итогов

  • Предлагает повторно ответить на вопрос «Чем отличаются почвы в различных природных зонах и природных сообществах?».

  • Спрашивает, как каждый из нас может помочь в охране почвы.

  • Помогает определить домашнее задание: задание 3 рабочей тетради; подготовить рассказ о почвах своего региона

  • Делают выводы, включают новое знание в систему знаний.

  • Определяют личностный смысл изучения темы.

  • Определяют домашнее задание

Дополнительный материал: Краеведческая литература, подобранная учителем; текст «Дороже жемчуга и злата под ногами» из книги «Великан на поляне»

Диагностика достижения планируемых результатов: Выполнить тесты на с. 47—49 книги тестов

Дополнительные творческие задания: Подготовить сообщение о почвах своего региона





Урок № 25

Тема: Жизнь леса

Тип: изучение нового материала

Задачи:

  • формировать у учащихся представление о лесе как о природном сообществе;

  • способствовать пониманию экологических связей в живой и неживой природе

Планируемые результаты

Предметные:

  • определять растения в гербарии с помощью атласа-определителя;

  • выявлять экологические связи в лесу;

  • рассказывать о лесах родного края;

  • моделировать цепи питания;

  • иметь представление об экологических проблемах леса и путях их решения

Метапредметные:

  • определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения;

  • определять лишний объект по существенному признаку;

  • работать в паре: определять объекты, пользуясь справочной литературой;

  • рассказывать о природном сообществе по плану;

  • извлекать информацию из дополнительной литературы

Личностные:

  • понимать ответственность за сохранение объектов природы;

  • проявлять целостный взгляд на мир;

  • определять личностный смысл учения

Межпредметные связи: Литературное чтение (природа и мы), русский язык (работа со словарями)

Ресурсы урока: Учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. и животных леса; атлас-определитель

1; электронное приложение к учебнику; книга тестов; гербарий с растениями леса; фотографии растений

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

  • Предлагает учащимся выполнить тест на с. 47—49.

  • Предлагает учащимся определить лишний объект в каждой группе (можно использовать карточки):

  • Вяз, карликовая берёза, дуб, сосна, осина, малина.

  • Белка, бурый медведь, суслик, глухарь, лось.

  • При выполнении этого задания учителю не стоит настаивать на единственно правильном ответе. Важно, чтобы учащиеся могли объяснить свой выбор (например, сосна — хвойное дерево; глухарь — птица).

  • Убирает лишние карточки. Спрашивает учащихся, какой общий признак объединяет оставшиеся растения и животные.

  • Помогает определить тему урока

  • Выполняют тест с самопроверкой.

  • Определяют существенный признак, находят лишний объект, объясняют свой выбор (при необходимости используют в качестве справочника раздел учебника «Природные зоны»).

  • Определяют обобщающее слово для перечисленных природных объектов.

  • Участвуют в определении темы урока

Мотивация познавательной деятельности

  • Предлагает установить экологические связи между растениями и животными, представленными на карточках.

  • Можно предложить учащимся расположить карточки на доске в произвольном порядке и стрелками указать связи между ними

Выполняют пробное действие: высказывают предположения об экологических связях между объектами (при необходимости находят определение слова экология в словаре или Интернете). Фиксируют затруднение, определяют учебную задачу урока

Организация познавательной деятельности

Организует работу в парах с гербарием по заданиям 1, 2 на с. 164 учебника (задание 1 рабочей тетради).

Работают в парах: рассматривают растения, выделяют существенные признаки, определяют их названия с помощью атласа-определителя, записывают названия растений в рабочей тетради. Определяют названия живых организмов на рисунке на с. 166, 167 учебника, осуществляют самопроверку.




  • Организует работу с текстом на с. 164, 165 учебника и/или с электронным приложением: предлагает дать определение понятия «лес», выявить экологические связи в лесу.

  • Можно предложить учащимся, способным выполнять задания на более высоком уровне, представить экологические связи в виде схемы.

  • Записывает определение понятия «лес» на доске, предлагает учащимся его проанализировать.

  • Организует выполнение заданий на с. 165 учебника и задания 4 рабочей тетради.

  • Организует выполнение задания на с. 168 учебника

  • Самостоятельно читают текст, на его основе формулируют определение, выявляют экологические связи в лесу. Представляют результаты работы.

  • Анализируют определение, делают выводы.

  • Строят модель цепи питания в лесном сообществе, осуществляют взаимопроверку.

  • Делятся наблюдениями о растениях, грибах и животных, встречающихся в лесах родного края (если в регионе есть леса).

  • Знакомятся с планом характеристики природного сообщества, пробуют (работая индивидуально или в парах — по желанию) составить рассказ о лесном сообществе (используя тексты учебника и материалы урока «Лес и человек»)

Подведение итогов

  • Предлагает вернуться к карточкам, использованным в начале урока, скорректировать и дополнить экологические связи.

  • Организует обсуждение вопроса рубрики «Обсудим!» на с. 168 учебника о влиянии человека на природное сообщество леса.

  • Помогает определить домашнее задание: задания 2, 3 рабочей тетради, задания 1, 2*, 3* на с. 169 учебника; дать характеристику природного сообщества леса по плану на с. 165 учебника

  • Устанавливают экологические связи, дополняют их, включая объекты неживой природы, делают выводы.

  • Высказывают своё мнение, делают выводы, определяют личностный смысл изучения темы.

  • Определяют домашнее задание

Дополнительный материал: Экология (от др.-греч. — обиталище, жилище, дом, имущество и — понятие, учение, наука) — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой

Диагностика достижения планируемых результатов: Выполнить тесты на с. 49—52 книги тестов; дать характеристику природного сообщества леса по плану на с. 165 учебника

Дополнительные творческие задания: Выполнить задания 2*, 3* на с. 169 учебника



Урок № 26

Тема: Жизнь луга

Тип: изучение нового материала

Задачи:

  • формировать у учащихся представление о луге как о природном сообществе;

  • способствовать пониманию экологических связей в живой и неживой природе

Планируемые результаты

Предметные:

  • определять растения в гербарии с помощью атласа-определителя;

  • выявлять экологические связи на лугу;

  • рассказывать о луговых растениях и животных родного края;

  • моделировать цепи питания;

  • иметь представление об экологических проблемах луга и путях их решения

Метапредметные:

  • определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения;

  • работать в паре: определять объекты, пользуясь справочной литературой;

  • рассказывать о природном сообществе по плану;

  • сравнивать природные сообщества;

  • извлекать информацию из дополнительной литературы

Личностные:

  • понимать ответственность за сохранение объектов природы;

  • проявлять целостный взгляд на мир;

  • определять личностный смысл учения

Межпредметные связи: Русский язык (работа со справочниками), литературное чтение (анализ научно-популярного текста)

Ресурсы урока: Учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; электронное приложение к учебнику; книга тестов; фотографии растений и животных луга; гербарий; атлас- определитель «От земли до неба»

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

  • Предлагает учащимся выполнить тест на с. 49—52.

  • Организует проверку домашнего задания: рассказ о лесе как природном сообществе (по плану), помогает определить критерии оценивания.

  • Сообщает тему урока, предлагает учащимся попробовать охарактеризовать луг как природное сообщество по плану на с. 165 учебника, используя иллюстрацию на с. 170 и иллюстрацию в электронном приложении (1-й слайд)

  • Выполняют тест с самопроверкой.

  • Выступают с сообщениями, осуществляют само- и взаимооценку ответа, используя критерии оценивания.

  • Пробуют охарактеризовать луг как природное сообщество, фиксируют затруднение. Определяют учебную задачу урока

Мотивация познавательной деятельности

Читает отрывок из текста «Горит трава» из книги «Великан на поляне» (до спора мальчиков: «Они вместе решили затушить пламя, а затем пойти к Ивану Петровичу»), спрашивает, кто из мальчиков прав. Предлагает вернуться к этому вопросу в конце урока

Слушают текст, эмоционально откликаются на него, высказывают своё мнение, приводят доказательства

Организация познавательной деятельности

  • Организует работу в парах с гербарием по заданиям 2, 3 на с. 170, 171 учебника (задание 1 рабочей тетради).

  • Организует работу с текстом на с. 171 — 174 учебника и/или с электронным приложением: предлагает выявить экологические связи на лугу.

  • Можно предложить учащимся, способным выполнять задания на более высоком уровне, представить экологические связи в виде схемы либо выполнить схему совместно после прочтения текста.

  • Работают в парах: рассматривают растения, выделяют существенные признаки, определяют их названия с помощью атласа-определителя, записывают названия растений в рабочей тетради. Определяют названия живых организмов на рисунке на с. 172, 173 учебника, осуществляют самопроверку.

  • Самостоятельно читают текст, на его основе выявляют экологические связи в лесу. Представляют результаты работы.



  • Организует выполнение заданий 1, 2 на с. 175 учебника и задания 6 рабочей тетради.

  • Организует выполнение задания 3 на с. 175 учебника

  • Строят модель цепи питания в природном сообществе луга, осуществляют взаимопроверку.

  • Делятся наблюдениями о растениях, грибах и животных, встречающихся на лугах родного края (если они присутствуют в регионе).

  • Актуализируют план характеристики природного сообщества, пробуют (работая индивидуально или в парах — по желанию) составить рассказ о природном сообществе луга (используя тексты учебника)

Подведение итогов

  • Предлагает вернуться к тексту «Горит трава».

  • Читает отрывок текста (от слов «Старый учёный вышел к друзьям...») или предлагает учащимся прочитать его самостоятельно.

  • Предлагает сравнить лес и луг.

  • Помогает определить домашнее задание: задания 1*, 2*, 3 на с. 175, 176 учебника, задания 2, 3, 4, 5*, 7* рабочей тетради; рассказ о луге как о природном сообществе по плану

  • Делают выводы на основании изученного материала.

  • Проверяют свои предположения и выводы с помощью текста. Рассуждают о своём поведении в природе. Определяют личностный смысл изучения темы.

  • Определяют сходство и различие, делают выводы.

  • Важно, чтобы учащиеся сделали вывод о том, что лес и луг — это природные сообщества, в которых существуют экологические связи между живой и неживой природой, живыми организмами.

  • Определяют домашнее задание

Дополнительный материал: Книга «Великан на поляне» (рассказ «Горит трава»), странички для любознательных

Диагностика достижения планируемых результатов: Выполнить тесты на с. 52—54 книги тестов; дать характеристику природного сообщества луга по плану на с. 165 учебника

Дополнительные творческие задания: Выполнить задания 1, 2 на с. 175, 176 учебника, задания 5, 7 рабочей тетради



Урок № 27

Тема: Жизнь в пресных водах

Тип: изучение нового материала

Задачи:

  • формировать у учащихся представление о пресном водоёме как о природном сообществе;

  • способствовать пониманию экологических связей в живой и неживой природе

Планируемые результаты

Предметные:

  • определять растения в гербарии с помощью атласа-определителя ;

  • выявлять экологические связи в пресном водоёме;

  • рассказывать о водных растениях и животных родного края;

  • моделировать цепи питания;

  • иметь представление об экологических проблемах пресных водоёмов и путях их решения

Метапредметные:

  • определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения;

  • работать в паре: определять объекты, пользуясь справочной литературой;

  • рассказывать о природном сообществе по плану;

  • сравнивать природные сообщества;

  • извлекать информацию из дополнительной литературы

Личностные:

  • понимать ответственность за сохранение объектов природы;

  • проявлять целостный взгляд на мир;

  • определять личностный смысл учения

Межпредметные связи: Русский язык (лексический анализ слова), технология (человек и вода)

Ресурсы урока: Учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; электронное приложение к учебнику; книга тестов; гербарий; фотографии растений и животных пресных водоёмов родного края; атлас-определитель «От земли до неба»

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

  • Предлагает учащимся выполнить тест на с. 52—54.

  • Организует проверку домашнего задания: рассказ о луге как природном сообществе (по плану), помогает определить критерии оценивания.

  • Сообщает тему урока, предлагает учащимся попробовать охарактеризовать пресный водоём как природное сообщество по плану на с. 165 учебника, используя иллюстрацию на с. 178

  • Выполняют тест с самопроверкой.

  • Выступают с сообщениями, осуществляют само- и взаимооценку ответа, используя критерии оценивания.

  • Пробуют охарактеризовать луг как природное сообщество, фиксируют затруднения. Определяют учебную задачу урока

Мотивация познавательной деятельности

Предлагает познакомиться с рассказом Попугая «Удивительное озеро» (задание 4 рабочей тетради) и найти в нём ошибки. Предлагает вернуться к этому заданию в конце урока

Читают рассказ, высказывают предположения о допущенных автором ошибках (работают индивидуально или в парах — по желанию). Представляют результаты работы

Организация познавательной деятельности

  • Организует работу в парах с гербарием по заданиям 2, 3 на с. 178 учебника (задание 1 рабочей тетради).

  • Организует работу с текстом на с. 178—183 учебника и/или с электронным приложением: предлагает выявить экологические связи в пресном водоёме.

  • Можно предложить учащимся, способным выполнять задания на более высоком уровне, представить экологические связи в виде схемы либо выполнить схему совместно после прочтения текста.

  • Работают в парах: рассматривают растения, выделяют существенные признаки, определяют их названия с помощью атласа-определителя, записывают названия растений в рабочей тетради. Определяют названия живых организмов на рисунке на с. 180, 181 учебника, осуществляют самопроверку.

  • Самостоятельно читают текст, на его основе выявляют экологические связи в пресном водоёме. Представляют результаты работы.



  • 1

    Организует выполнение заданий 1, 2 на с. 183, 184 учебника и задания 6 рабочей тетради.

  • Организует выполнение задания 3 на с. 184 учебника

  • Строят модель цепи питания в природном сообществе пресного водоёма, осуществляют взаимопроверку.

  • Делятся наблюдениями о растениях и животных, встречающихся в пресных водоёмах родного края.

  • Актуализируют план характеристики природного сообщества, пробуют (работая индивидуально или в парах — по желанию) составить рассказ о природном сообществе пресного водоёма (используя тексты учебника и материалы электронного приложения)

Подведение итогов

  • Предлагает повторно прочитать рассказ Попугая «Удивительное озеро» и выполнить задание 4.

  • Организует обсуждение вопросов рубрики «Обсудим!» на с. 184 учебника.

  • Спрашивает, как можно помочь природному сообществу пресного водоёма.

  • Помогает определить домашнее задание: задания 1*, 2*, 3* на с. 184, 185 учебника (одно по выбору), задания 2, 3, 7*, 8* рабочей тетради; рассказ о природном сообществе пресного водоёма по плану

  • Читают рассказ, проверяют правильность предположений, сделанных в начале урока, при необходимости исправляют ошибки.

  • Выполняют лексический анализ названий живых организмов. Устанавливают причинно-следственные связи.

  • Определяют личностный смысл изучения темы.

  • Определяют домашнее задание

Дополнительный материал: Книги «Зелёные страницы», «Великан на поляне», рассказ «Надо ли охранять болота?» на с. 185, 186 учебника

Диагностика достижения планируемых результатов: Выполнить тесты на с. 54, 55 книги тестов; дать характеристику природного сообщества пресного водоёма по плану на с. 165 учебника

Дополнительные творческие задания: Выполнить задания 1, 2, 3 на с. 184, 185 учебника



Уроки № 28, 29, 30

Тема: Экскурсии в природные сообщества родного края

Тип: экскурсия

Задачи:

  • учить наблюдать объекты природы в естественных условиях, устанавливать экологические связи в природных сообществах;

  • создать условия для практического применения правил поведения в природе

  • Экскурсии в природные сообщества родного края целесообразно проводить в тёплое время года, например весной. При отсутствии возможности организовать экскурсии в каждое из природных сообществ, часы, отведённые на экскурсии, можно использовать по усмотрению учителя, например, для проведения обобщающих уроков в конце каждого раздела, выполнения итоговых тестов, презентации и рефлексии проектов, подготовленных учащимися, и т. п.

Планируемые результаты

Предметные:

  • иметь представление о членах природных сообществ леса, луга, пресного водоёма;

  • устанавливать экологические связи в природных сообществах

Метапредметные:

  • определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения;

  • определять цель и программу наблюдений в природе;

  • определять объекты живой природы, пользуясь справочной литературой;

  • фиксировать результаты наблюдений;

  • сравнивать природные сообщества;

  • делать выводы на основании наблюдений

Личностные:

  • понимать ответственность за сохранение объектов природы;

  • проявлять целостный взгляд на мир;

  • определять личностный смысл учения

Межпредметные связи: Изобразительное искусство, технология (образовательные экскурсии)

Ресурсы урока: Учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; электронное приложение к учебнику; книга тестов; атлас-определитель «От земли до неба»

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

  • В классе организует повторение по темам «Природное сообщество леса, луга, пресного водоёма».

  • Предлагает составить памятку поведения исследователя природного сообщества

  • Актуализируют знания, необходимые при проведении экскурсии в природное сообщество.

  • Актуализируют правила поведения в природе (работают в группе, паре или индивидуально — по выбору)

Мотивация познавательной деятельности

  • Организует обсуждение цели, задач экскурсии, составление программы наблюдений в природе.

  • Можно составить карточки для описания наблюдений совместно с учащимися либо предложить им уже готовый вариант (см. дополнительные творческие задания). Аналогичную карточку можно составить для изучения грибов

Совместно с учителем определяют цель и задачи экскурсии. Определяют программу наблюдений

Организация познавательной деятельности

* При проведении экскурсии можно использовать дополнительное оборудование (например, Лабдиски) для осуществления наблюдений за неживой природой: измерение температуры воздуха, освещённости, влажност; измерение расстояний между объектами.



Проводит экскурсию. Организует деятельность учащихся по наблюдению за объектами природы

Работают в нарах или индивидуально (по выбору): изучают природные объекты в естественных условиях, фиксируют результаты наблюдений в таблице (см. дополнительные творческие задания). Соблюдают правила поведения в природе

Подведение итогов

Организует презентацию и рефлексию деятельности учащихся и результатов, полученных в ходе проведения экскурсии

Обобщают результаты наблюдений. Представляют результаты наблюдений, задают вопросы и отвечают на вопросы. Отмечают, что получилось при организации наблюдений, какие сложности возникали. Делают выводы

Дополнительный материал: Дополнительное оборудование (например, Лабдиски), справочники

Диагностика достижения планируемых результатов: Результаты наблюдений, проведённых учащимися

Дополнительные творческие задания: Заполнить таблицы





Карточка 1







Название растения




Классификация*




Место обитания




Внешнее описание (части растения, наличие плодов и семян)




Температура воздуха




Освещённость*




Растения и животные, с которыми взаимодействует




Интересные наблюдения




Карточка 2







Название животного




Классификация*




Место обитания




Внешнее описание (приспособляемость к окружающей среде)




Температура воздуха




Освещённость*




Растения и животные, с которыми взаимодействует




Интересные наблюдения














Урок № 31

Тема: Растениеводство в нашем крае

Тип: изучение нового материала

Задачи:

  • познакомить с растениеводством как отраслью сельского хозяйства, развитием отрасли в регионе;

  • учить проявлять самостоятельность в информационной деятельности

Планируемые результаты

Предметные:

  • понимать зависимость особенностей растениеводства в регионе от природных условий;

  • определять полевые культуры, различать сорта культурных растений (учитывая особенности региона);

  • иметь представление о сезонных работах в поле, огороде, саду

Метапредметные:

  • определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения;

  • высказывать предположения, приводить доказательства;

  • составлять краткий конспект;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • выполнять практическую работу в группе и в паре;

  • извлекать информацию из дополнительной литературы

Личностные:

  • понимать ответственность за сохранение объектов природы;

  • проявлять целостный взгляд на мир;

  • определять личностный смысл учения

Межпредметные связи: Технология (тепличное хозяйство), русский язык (вопросительные предложения)

Ресурсы урока: Учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; электронное приложение к учебнику; книга тестов

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

  • Сообщает учащимся тему урока. Предлагает заполнить поочерёдно первые две колонки таблицы «ЗХУ» (см. дополнительные творческие задания).

  • Составляет сводную таблицу на доске, принимает все ответы учащихся

  • Актуализируют знания о растениеводстве, полученные в 1—3-м классах: заполняют первую колонку таблицы (индивидуально или в парах — по выбору), представляют результаты работы; заполняют вторую колонку, представляют результаты работы.

  • Определяют учебную задачу урока

Мотивация познавательной деятельности

Спрашивает, могут ли учащиеся считать себя растениеводами. Предлагает вернуться к этому вопросу в конце урока

Высказывают предположения, участвуют в дискуссии

Организация познавательной деятельности

  • Кратко рассказывает о растениеводстве, используя материалы электронного приложения (презентация 1) и/или текст на с. 188 учебника.

  • Организует практическую работу в группах по заданию на с. 188 учебника, заданию 1 рабочей тетради.

  • Практическую работу можно организовать по-разному:

Вариант 1: каждый ученик выбирает одну из отраслей растениеводства, затем в классе проводится обсуждение.

Вариант 2: группа работает с одной из отраслей растениеводства, затем представляет результаты работы классу.

Вариант 3: с использованием стратегии «Зигзаг» (см. дополнительные творческие задания).

  • Слушают учителя, задают вопросы.

  • Самостоятельно (в группах) работают с текстами учебника, материалами электронного приложения и краеведческой литературой. Составляют краткий конспект в рабочей тетради (задание 1). Представляют результаты работы.




Организует выполнение задания 3 рабочей тетради

Определяют лишний объект, объясняют выбор, составляют задание по аналогии

Подведение итогов

  • Организует работу с таблицей «ЗХУ»: предлагает оценить высказывания в первой колонке (верно/неверно), заполнить третью колонку, соотнести свои ожидания (колонка 2) и результаты урока (колонка 3).

  • Вопросы, оставшиеся на уроке без ответа, могут стать темами творческих заданий или проектов.

  • Спрашивает, могут ли учащиеся считать себя растениеводами.

  • Спрашивает, одинаковые ли растения выращивают растениеводы нашей страны.

  • Помогает определить домашнее задание: задания 1, 2*, 3* на с. 193 учебника, задания 2, 4* рабочей тетради

  • Работают с таблицей: включают новое знание в систему знаний, оценивают степень достижения учебной задачи урока, определяют темы творческих заданий.

  • Отвечают на вопрос, делают выводы (важно подвести учащихся к выводу, что растениеводство — отрасль экономики).

  • Отвечают на вопрос, используя знания о природных зонах, делают выводы.

  • Определяют домашнее задание

Дополнительный материал: Краеведческая литература, подобранная учителем; странички для любознательных

Диагностика достижения планируемых результатов: Выполнить тесты на с. 56, 57 книги тестов

Дополнительные творческие задания: Заполнить таблицу



Знаю

Хочу узнать

Узнал





Стратегия «Зигзаг»

Каждый участник группы изучает одну из отраслей растениеводства самостоятельно. Затем учащиеся объединяются во временные группы, работающие с одной темой: совместно обсуждают изученный материал, составляют краткий конспект в рабочей тетради. Далее учащиеся возвращаются в первоначальные группы, где каждый представляет свою тему, используя конспект



Урок № 32

Тема: Животноводство в нашем крае

Тип: изучение нового материала

Задачи:

  • познакомить с животноводством как отраслью сельского хозяйства, развитием отрасли в регионе;

  • учить проявлять самостоятельность в информационной деятельности

Планируемые результаты

Предметные:

  • понимать зависимость особенностей животноводства в регионе от природных условий;

  • различать породы домашних животных (учитывая особенности региона);

  • иметь представление о работах по уходу за домашними животными

Метапредметные:

  • определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения;

  • высказывать предположения, приводить доказательства;

  • составлять краткий конспект;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • выполнять практическую работу в группе и в паре;

  • извлекать информацию из дополнительной литературы

Личностные:

  • понимать ответственность за сохранение объектов природы;

  • проявлять целостный взгляд на мир;

  • определять личностный смысл учения

Межпредметные связи: Русский язык (вопросительные предложения)



Ресурсы урока: Учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; электронное приложение к учебнику; книга тестов

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

  • Предлагает учащимся выполнить тест на с. 56, 57.

  • Сообщает учащимся тему урока. Предлагает заполнить поочерёдно первые две колонки таблицы «ЗХУ» (см. дополнительные творческие задания).

  • Составляет сводную таблицу на доске, принимает все ответы учащихся

  • Выполняют тест с самопроверкой.

  • Актуализируют знания о животноводстве, полученные в 1—3-м классах: заполняют первую колонку таблицы (индивидуально или в парах — по выбору), представляют результаты работы; заполняют вторую колонку, представляют результаты работы.

  • Определяют учебную задачу урока

Мотивация познавательной деятельности

  • Организует игру «Кто больше?»: предлагает учащимся назвать как можно больше известных им домашних животных.

  • Записывает ответы учащихся на доске.

  • Предлагает разделить животных на группы (ответы учащихся не корректирует)

  • Работают индивидуально или в группах: записывают известных им домашних животных.

  • Представляют результаты работы.

  • Выполняют классификацию

Организация познавательной деятельности

  • Кратко рассказывает о животноводстве, используя текст на с. 196 учебника.

  • Организует практическую работу в группах по заданию на с. 196 учебника, заданию 1 рабочей тетради.

  • Практическую работу можно организовать по-разному:

Вариант 1: каждый ученик выбирает одну из отраслей животноводства, затем в классе проводится обсуждение.

  • Слушают учителя, задают вопросы.

  • Самостоятельно (в группах) работают с текстами учебника, материалами электронного приложения и краеведческой литературой. Составляют краткий конспект в рабочей тетради (задание 1). Представляют результаты работы




Вариант 2: группа работает с одной из отраслей животноводства, затем представляет результаты работы классу.

Вариант 3: с использованием стратегии «Зигзаг» (см. дополнительные творческие задания)


Подведение итогов

  • Организует работу с таблицей «ЗХУ»: предлагает оценить высказывания в первой колонке (верно/неверно), заполнить третью колонку, соотнести свои ожидания (колонка 2) и результаты урока (колонка 3).

  • Вопросы, оставшиеся на уроке без ответа, могут стать темами творческих заданий или проектов.

  • Предлагает скорректировать классификацию домашних животных, выполненную в начале урока.

  • Спрашивает, существует ли специфика животноводства в разных регионах страны.

  • Помогает определить домашнее задание: задания 1, 2, 3*, 4* на с. 203 учебника, задания 2, 3* рабочей тетради

  • Работают с таблицей: включают новое знание в систему знаний, оценивают степень достижения учебной задачи урока, определяют темы творческих заданий.

  • Делают выводы.

  • Отвечают на вопрос, используя знания о природных зонах.

  • Определяют домашнее задание

Дополнительный материал: Краеведческая литература, подобранная учителем

Диагностика достижения планируемых результатов: Выполнить тесты на с. 60, 61 книги тестов

Дополнительные творческие задания: Заполнить таблицу



Знаю

Хочу узнать

Узнал





Стратегия «Зигзаг»

Каждый участник группы изучает одну из отраслей животноводства самостоятельно. Затем учащиеся объединяются во временные группы, работающие с одной темой: совместно обсуждают изученный материал, составляют краткий конспект в рабочей тетради. Далее учащиеся возвращаются в первоначальные группы, где каждый представляет свою тему, используя конспект



Урок № 33

Тема: Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие

Тип: контроль

Задачи:

  • проверить знания и умения учащихся по разделам «Земля и человечество», «Природа России», «Родной край — часть большой страны»;

  • формировать умение адекватно оценивать свои достижения, понимать причины успехов и неудач, видеть и исправлять ошибки

  • На данном уроке можно организовать контроль и оценку достижений учащихся по всем разделам, изучавшимся в первом полугодии, либо только по разделу «Родной край — часть большой страны». Этот урок также может быть использован как резервный для более углублённого изучения некоторых тем, для подготовки и защиты проектов, организации обучающих экскурсий (по темам, изучавшимся в первом полугодии). В этом случае тест «Родной край — часть большой страны» учащиеся могут выполнить на одном из предыдущих уроков

Планируемые результаты

Предметные:

оценивать свои знания и умения по разделам «Земля и человечество», «Природа России», «Родной край — часть большой страны»

Метапредметные:

  • понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать достижения на уроке;

  • выполнять тесты с выбором ответа;

  • оценивать свои знания и умения;

  • понимать причины успехов и неудач;

  • видеть и исправлять ошибки

Личностные:

  • осваивать социальную роль обучающегося;

  • определять мотивы учебной деятельности;

  • проявлять самостоятельность и ответственность за свои поступки

Межпредметные связи: Математика, русский язык, технология, изобразительное искусство (оценочная деятельность)

Ресурсы урока: Учебник, ч. 1; рабочая тетрадь, ч. 1; электронное приложение к учебнику; книга тестов

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Мотивация познавательной деятельности

  • Мотивирует учащихся к выполнению теста: спрашивает, какие темы были наиболее интересны, что вызвало затруднения, о чём им хочется узнать больше, какие знания и умения уже пригодились в жизни.

  • Можно организовать выставку дополнительной литературы по изучавшимся темам и предложить учащимся с её помощью самостоятельно найти ответы на вопросы, оставшиеся без ответа при изучении темы

  • Рассказывают о практическом применении полученных знаний и умений, определяют индивидуальный маршрут дальнейшей работы над темой*.

  • Знакомятся с дополнительной литературой, интернет-ресурсами

Актуализация необходимых знаний

  • Предлагает учащимся самостоятельно подготовиться к выполнению теста: повторить материал, вызвавший наибольшие затруднения, задать уточняющие вопросы учителю или одноклассникам.

  • Эту работу можно организовать в парах, группах или фронтально

Соотносят свои достижения с планируемыми результатами на шмуцтитуле раздела. Повторяют изученный материал, задают вопросы, отвечают на вопросы одноклассников

Организация познавательной деятельности

  • Организует выполнение теста на с. 206—218 учебника и на с. 92 рабочей тетради с самопроверкой.

  • Если на уроке проверяются знания и умения учащихся по трём разделам, изучавшимся в первом полугодии, не стоит предлагать выполнить все три теста подряд

Выполняют тест: читают вопросы, записывают в тетради правильные ответы, проверяют их правильность с помощью страничек для самопроверки, оценивают свои достижения при изучении темы



Подведение итогов

  • Спрашивает учащихся о способах исправления допущенных ошибок (работа с учебником, электронным приложением, дополнительной литературой, интернет-ресурсами, помощь взрослых) и о причинах их возникновения.

  • Тест, предлагаемый в учебнике, может носить обучающий характер и использоваться с целью обобщения знаний учащихся по изученной теме. В этом случае для оценивания знаний и умений учащихся (выставления отметки) учителем может быть предложен другой аналогичный тест

Определяют способы исправления ошибок. Рассуждают о причинах возникновения ошибок, делают выводы

Дополнительный материал: Дополнительная литература по теме (подбирает учитель, используя ресурс школьной библиотеки), интернет-ресурсы

Диагностика достижения планируемых результатов:

Дополнительные творческие задания:


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории окружающий мир:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ