Конспект урока по ОРКСЭ "Деревня" 2 класс
Конспект открытого урока 17 декабря по курсу «Истоки»
во 2 «А» классе учитель: Матыцина А.Е..
г.Волжский Волгоградской области
Тема. «Деревня».
Цели:
Познакомить учащихся с понятием деревня, с ритмом деревенской жизни, с профессиями деревенских жителей. Разобраться с детьми, о чём рассказывают названия деревень.
Раскрыть понятия земледельцы, хлеборобы, ферма, сенокос, страда.
Развивать у детей любовь к родному краю – очагу, уважение к жителям деревни и их труду.
Задачи:
Формировать духовно- нравственное отношение к родному краю, деревенскому труду, уголкам родной старины.
Воспитывать интерес к прошлому своего края и бережному отношению к нему.
Видеоряд: Слайды «деревенские пейзажи»; иллюстрации: ферма, сенокос, уборка хлеба-
страда; вырезанные рисунки: деревенский дом, забор, сарай, капуста, перец,
яблоня, корова, куры, гуси, собака, кошка, колодец; видеоизображение
колоса ржи.
Музыкальный ряд: песня «Деревенька моя» сл. В.Гундарева муз. Н.Кудрина
в исполнении Ольги Воронец
Литературный ряд: стихотворение И.ЗСурикова «Детство»
Форма урока: беседа
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Присоединение детей к теме урока.
- Удивительное чувство радости рождается в душе, когда видишь родные просторы – крыши домов, золотой купол церкви и слышишь зовущий перезвон колоколов, который перекликается с кукареканьем, мычанием, стуком топора.
- Ребята, давайте послушаем стихотворение которое прочитает нам Женя.
Распопин Евгений читает стихотворение И.ЗСурикова «Детство».
Вот моя деревня,
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;
Вот свернули санки,
И я на бок – хлоп!
Кубарем качуся
Под гору в сугроб.
И друзья мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.
Всё лицо и руки
Залепил мне снег,
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех.
Сообщение темы урока. Вопросы для беседы.
- Ребята, как вы думаете, о чём мы с вами сегодня на уроке будем говорить?
- Что вы знаете о деревне?
- Давайте с вами на доске изобразим частичку деревни, деревенский двор.
- В чём живут люди?
- Что особенного есть в деревенском дворе? Что строят вокруг двора?
- Что ещё есть? Где живёт скотина?
- А каких домашних животных мы можем увидеть в деревне?
- Что выращивают на огородах и в садах?
- Верно, ребята, молодцы. У нас получился прекрасный уголок деревни. Наш с вами дворик? Ведь деревня для человека – маленькая, добрая Родина – мать, которая пожалеет, примет и простит.
- Ребята, как вы думаете, что обозначает слово деревня.
- Давайте послушаем Васю он нам всё прояснит.
- Большое спасибо, Вася, садись.
Ответы детей ( о деревне)
Ответы детей
Прикрепляем на доске картинки при помощи магнитов.
Ответы детей
Выступление Васи.
Деревня – (древнерусская деревьня, от корня дар, драти — пахать лесную новину) — первоначально означало место, очищаемое от леса и зарослей для нивы, а потом происшедшее таким образом пахотное поле. В 16 веке Деревней назывался участок земли с одним двором (причем говорилось жить на деревне, а не в деревне), а также незначительная группа дворов с известным количеством пашни, сенокоса и леса. В результате получилось современное значение слова Деревня: небольшое крестьянское поселение без церкви.
3. Работа с учебным пособием.
- Ребята, откройте учебник и рассмотрите рисунки на с. 20 – 21.
- Что вы видите?
- Что вы слышите?
- Что вы чувствуете?
- Хорошо. Смотрите сколько мы с вами услышали, увидели, почувствовали, глядя на изображения деревенских уголков.
- Давайте прочитаем текст. с.20-21
Ответы детей
Ответы детей
Ответы детей
Читают обучающиеся.
4. Вопросы и задания после чтения учебного текста?
- Что нового узнали о деревне?
- Люди каких профессий живут в деревне?
- А как понять пословицу «Хлеб – всему голова!» (на доске)
- У нас вами есть имена, а у деревни?
- О чём же нам рассказывают такие названия как: Пески, Горки, Березник?
- А как называется деревня, в которой вы отдыхаете летом?
- Кто знает, что они обозначают.
- Как располагаются дома?
-Где решаются все самые важные вопросы деревни?
Ответы детей
Земледельцы и хлеборобы
Ответы детей
Пески – много песка, Горки – на горке, Березник – растут берёзы.
Ответы детей
Из учебника
На сходе
5. Беседа по книге Льва Кузьмина «Сельские дорожки» с показом рисунков.
- Ребята, давайте послушаем, как описывает деревню Лев Кузьмин автор книги «Сельские дорожки».
«Вьются от деревни в разные стороны дорожки. Та ныряет к синей речке, другая уходит к берёзовой роще. Третья широко и гладко накатана в поле.
В деревне люди рано встают, спешат по утрам на сельскую свою работу, отчего и дорожки здесь не зарастают никогда.
Вот ферма. Громкие голоса доярок, звон и стук цинковых фляг. По всему подворью тёплый запах парного молока.
Вот луг. Сено убирают (сенокос). Взрослые мужчины косят траву косой. Женщины граблями собирают. Тут и дети помогают. Вчерашнее сено лёгкое, ароматное, как чай. Его надо вершить в стога. А то промедлишь – налетит ливень с грозой, и, считай, всё пропало. Чем тогда кормить животных?
Но все же самая – то славная пора начинается с такой вести: «Хлеб поспел!»
И вот торопятся к комбайнам комбайнёры, к грузовикам – водители. Грохоча и пыля, катит вся техника железная. Сначала одной колонной по большой дороге, а потом растекается по знойным холмам.
И падает на поле под ножами комбайнов густая рожь, и едут вперевалочку по колючему жнивью доверху наполненные зерном грузовики».
- Ребята, кто из вас был на ферме или принимал участие в сенокосе?
- Я надеюсь, что вы в своей жизни обязательно это сможете увидеть и прочувствовать.
—А теперь ответьте на такой вопрос: - Почему про деревню говорят –КОРМИЛИЦА.
- Верно, молодцы.
Ответы детей
Ответы детей
6. Детям предлагается рассмотреть колос ржи.
- Ребята, рассмотрите изображение ржи (слайд) и послушайте сообщение:
«Много походили люди за лето стёжек – дорожек, много переделали всякой работы, но уборка урожая – наиважнейшая.
Хлеб – кормилец, хлеб – всему голова!
Уборку урожая сами крестьяне называют ещё по – другому – страда, а хлеб – выстраданным».
- Почему, как вы думаете?
Ответы детей
7. Активное занятие №7. Работа в паре «Занятие жителей деревни».
- Ребята откройте тетрадь на с.17 и прочитайте задание для самостоятельной работы.
- Всем понятно задание? Выполняйте (4 мин).
- Работаем в паре. (10 мин.)
- Обсуждение в классе. Экспертная оценка. Заслушивается решение одной из пар. Выясняется, согласны ли остальные с данным выбором, заслушивается иное мнение и доказательства. Учитель подводит итог, сообщая экспертную оценку.
ЖИВОТНОВОДСТВО
УБОРКА УРОЖАЯ ПРОИЗВОДСТВО ОДЕЖДЫ И ОБУВИ
ЛЕСОЗАГОТОВКА
АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЕ
САДОВОТСТВО
- Молодцы. Хорошо справились с этим заданием.
Делигирование обучающихся.
8. Звучит песня «Деревенька моя» (муз. Н.Кудрина, сл. В.Гундарева) и идёт показ слайдов «Деревенские мотивы».
- Ребята , послушайте внимательно песню и посмотрите слайды.
- Какие слова песни тронули ваше сердце?
Ответы детей
9. Итог.
- Мы с вами сегодня многое узнали о деревне. Скажите, а легко ли живётся людям на деревне?
- Что бы вы лично сделали, чтобы облегчить жизнь жителей деревни?
-Мы сказали сегодня, что каждая деревня имеет своё название. А наш с вами уголок деревни остался безымянным. Давайте это исправим и дадим ему название.
Ответы детей
Варианты детей
10. Домашнее задание.
- Откройте и запишите домашнее задание: «Нарисуйте деревенский дом».
СЛАЙДЫ ПОД ПЕСНЮ «ДЕРЕВЕНЬКА МОЯ»
ИЛЛЮСТРАЦИИ К ЧТЕНИЮ РАССКАЗА Л,КУЗЬМИНА «СЕЛЬСКИЕ ДОРОЖКИ»
ИЛЛЮСТРАЦИЯ КОЛОСА РЖИ
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории религия:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ