Конспект урока по ОРКСЭ "Духовные ценности человечества. Культура. Религия"

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Лемешкинская средняя общеобразовательная школа Руднянского муниципального района Волгоградской области






Духовные ценности человечества. Культура. Религия.

Урок ОРКСЭ в 4 классе









Бондарева Ольга Викторовна,

МБОУ Лемешкинская СОШ,

учитель начальных классов






Село Лемешкино, 2013 год.

Тема урока: Духовные ценности человечества. Культура. Религия.

Цель: создать условия для знакомства обучающихся с мировыми религиями как духовными ценностями человечества. (ценностями культуры человечества)

Задачи:

  1. Сформировать представление о культуре и религии, их взаимосвязи

  2. Развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся, способствовать развитию коммуникативных способностей, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.

  3. Воспитывать толерантность и уважительное отношение к разным религиозным культурам


Формируемые УУД:

- идентифицировать свою принадлежность к народу, стране, государству;

- проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;

- различать основные нравственно-этические понятия;

- оценивать свои и чужие поступки;

- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);

- проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения.


Ключевые слова: культура, религия, православие, ислам, буддизм, иудаизм.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Культура и религия», учебник «Основы православия», рабочие тетради.

План урока

  1. Организация деятельности обучающихся.

  2. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.

  3. Актуализация знаний обучающихся.

  4. Проблемный вопрос. Комментированное чтение статьи из учебника.

Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для обучающихся.

  1. Виртуальная экскурсия.

Физкультминутка.

  1. Самостоятельная работа обучающихся.

  2. Подведение итогов.

  3. Рефлексия.

  4. Домашнее задание.



ХОД УРОКА:

I. Организация деятельности обучающихся

Приветствие. Создание положительного эмоционального настроя. «Круг радости»

- Давайте встанем в круг, поздороваемся и пожелаем соседу справа что-нибудь от всего сердца.

II. Актуализация знаний обучающихся.

Учитель повторяет слова - пожелания детей.

- Как назвать все пожелания одним словом? ценности

Обсуждение результатов выполнения домашнего задания

- Что такое ценности?

Чем традиции отличаются от ценностей?

Назовите то, что объединяет нас всех. Родина, Россия

- Как вы думает ценности возникли ниоткуда или их создаёт человек?

Ценности могут быть материальные – игрушки, сладости… Общественные ценности – дружба, честность... Культурные ценности – литература, живопись… К ним же относятся ценности духовные. Духовные ценности, в первую очередь, - это то, что связано с религией.

Постановка задач. Нам надо сегодня разобраться, что такое культура, религия и как они связаны между собой. Откуда мы берём новую информацию? (ответы детей) Вам предстоит найти в учебнике нужную информацию и поделиться ею с товарищами. В ответах вам надо использовать свой опыт и наблюдения.

III. Изучение новых знаний.

- Давайте разберёмся, что такое культура? (Проблемный вопрос)

Назовите всё, что связано со словом культура.

Дом культуры, физкультура, культурные растения, культура поведения.

- Какое общее значение придаёт слово культура словам в словосочетании?

Влияние человека.

Так что такое культура?

Ответы детей.

- «Культура – это материальные и духовные ценности созданные человеком, на протяжении всей его истории». Слайд 3

Работа с учебником.

Прочитай текст. Выдели смысловые части текста, рассказывающие о культуре.

Культура объединяет три направления: науку, искусство и религию.

наука

Культура искусство

религия

Люди, которые внесли свой вклад развитие культуры стали знаменитыми. Слайд 4,5.

В науке это Архимед, Галилей, Менделеев и др. В искусстве – П.И. Чайковский, А.С.Пушкин, Н.К.Рерих и др. Каждый из этих людей, внёс свой бесценный вклад в развитие культуры. Созданные ими произведения являются культурным наследием не только нашей страны, но и мира.

И в религии есть известные личности. Но что есть религия?

-Как вы понимаете значение слова «религия»? Знакомство с понятиями религия, ритуал. Слайд 6.

Рассказ учителя.

Религия – это мысли и поступки человека, убежденного в том, что человеческий разум в нашем мире не одинок. Религии говорят, что рядом с человеком и даже выше него есть невидимый разумный и духовный мир: Бог, ангелы, духи… Для многих людей эта вера становится настолько глубокой, что определяет их поведение и их культуру.

В нашей стране живут люди разных народов и религий, а значит и в чём-то особых культур, убеждений. В том числе люди, по-разному отвечающие на вопрос о том, есть ли Бог, и по-разному представляющие себе отношения человека и Бога.

На протяжении тысячелетий религия была и остается важным фактором культурной жизни людей. Без веры, выливающейся в форму определенной религии, ни один народ не существовал. Религия отражает историю народа, его традиции, образ жизни и культурное состояние.

Все люди разные – это надо принимать, как данность. На этом основана культура, главный принцип которой – единство, обогащение и взаимопонимание. В культуре разных народов есть свои духовные ценности, которыми они могут поделиться с окружающими, а что-то и заимствовать у них.

Мы часто не помним, как впервые появилось многое из того доброго, чем мы пользуемся. Неизвестно, например, кто первым в истории выпек хлеб, но хлеб пекут у всех народов. Где-то хлеб пекут белый и круглый, похожий на блин, а где-то черный и в форме кирпича, но в какую бы страну вы не приехали, вы, наверное, попробуете местный хлеб. Где-то он покажется вам почти таким же, как на родине, где-то необычным, какой-то понравится вам больше, какой-то меньше – о вкусах ведь не спорят. Но по сути-то хлеб везде одинаков, и одинаковы обычаи, связанные с хлебом. Наверное, у всех народов слова «разделить с кем-то хлеб» значит то же самое, что «обрести друга».

В культуре и религии разных народов много различий. У каждого народа – свой бытовой уклад, свои обычаи. Где-то за столом пользуются ножом и вилкой, где-то специальными палочками, где-то дома строят с плоскими крышами, а где-то – с двускатными. Культура – главное богатство народа. Религия не существует отдельно от культуры и от народа, каждый народ включает что-то из религии в свою традицию, а что-то из традиции привносит в религию.

- А знаете ли вы что, в современном мире насчитывается до 3 тысяч религий.

Какие религии вы уже знаете?

Народная мудрость гласит «В странах, где мирно соседствуют разные религии, их храмы не мешают друг другу»

На карте России вы видите, какие религии мирно соседствуют в нашей стране. Слайд 7

Давайте отправимся на виртуальную экскурсию по священным сооружениям разных религий.

Слайд 8,9,10,11

V. Первичное закрепление знаний. - Чем религии отличаются друг от друга?

Комментированное чтение статьи из учебника.

Будем внимательны к каждому слову текста, чтобы прокомментировать те представления, которые мы уже имеем и добавить новые знания.

Ответы на вопросы и выполнение заданий из учебника.

Выборочный пересказ текста (по заданию учителя)

И так, что же такое религия?

Какие бывают религии?

Назовите религии, традиционные для России.

IV. Физкультминутка.

VI. Самостоятельная работа обучающихся.

Выполнение заданий в рабочей тетради:

1) Выпишите из текста учебника незнакомые или непонятные слова, подготовься спросить об их значении у товарищей и учителя.

2) Прочитайте «мудрые мысли из священных книг религий мира». Что общего, на твой взгляд, можно найти в разных религиях мира? (работа в малых группах).

Свои предположения запишите.

Буддизм: «... можно улучшить свою участь если говорить правду, не брать чужого, все время стремиться к добру и ни к кому не чувствовать злобы и зависти».

Иудаизм: «И изрёк Бог слова сии: " ...почитай отца твоего и мать, ...не убий, не прелюбодействуй, не кради..."».

Христианство: «Не судите, да не судимы будете ... И так во, всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Ислам: «Поистине Аллах приказывает справедливость, благодеяние и дары близким; и Он удерживает от мерзости, гнусного и преступления».

Обсудить результаты самостоятельной работы.

VII. Включение новых знаний в систему знаний. Итак, культура – это не только область художества и эстетики. Культура охватывает всю нашу жизнь и помогает нам хранить все прекрасное, доброе и вечное.

Религия – форма культуры, в которой находят свое выражение красота, добро, истина и справедливость – те духовные ценности, к которым человек должен стремиться в своем творчестве, в своей культуре. Но, как сказал Н.Рерих «Культура умолкает там, где сердце немо».

Приведите примеры культурных и бескультурных поступков. Слайд12,13

А теперь поработайте в группах и предложите нашему вниманию действия, которые относятся к религиозному ритуалу?

Тест. Выбери слово, подходящее по смыслу к ключевому слову.


Р разум, рис, рот

Е енот, евангелие, ель

Л любовь, ласка, лимон

И ирис, индюк, истина

Г грех, горох, глина

И изюм, исповедь, ива

Я яд, явление, язык

Слайд14

VIII .Рефлексия. Какие задачи мы ставили с вами в начале урока?

Удалось ли нам решить эти задачи? У вас на столах лежат кружки, нарисуйте своё настроение, которое у вас осталось после сегодняшнего урока.

  1. Домашнее задание.

  1. Как ты объяснишь членам семьи суть понятий культура и религия?

  2. Прочитай или перескажи членам семьи и друзьям статью из пособия, обсуди с ними ее содержание.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории религия:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ