Конспект урока по ОРКСЭ "Древние верования и религиозные культы" 4 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
«Горковская средняя общеобразовательная школа»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
урока по курсу ОРК и СЭ
на тему:
«Древние верования и религиозные культы»
Яковлева С. В.
учитель начальных классов,
МБОУ «Горковская СОШ»
Шурышкарский район.
2013 год
Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
Модуль: «Основы мировых религиозных культур»
Класс 4
№ урока 4
Тема урока: Древние верования и религиозные культы
Цель: освоение учащимися первичных представлений о предпосылках возникновения и нравственных основах мировых религий; формирование у учащихся первичных представлений о возникновении религий.
Задачи урока:
Обучающая: ознакомить учащихся с историей возникновения первых религий.
Воспитывающая: воспитывать уважительное отношение к разным религиозным культурам, к духовным традициям коренных народов Ямала.
Развивающая: развивать образную, эмоциональную речь, формировать коммуникативные способности.
Ожидаемые результаты урока:
Обучающиеся узнают: как возникли первые религии.
Обучающиеся научатся: видеть общность истоков всех религий.
Обучающиеся освоят: первичные представления об истории возникновения религий.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Форма организации деятельности обучающихся: групповая, фронтальная.
Методы: проблемного обучения, частично-поисковый, рефлексивной деятельности.
Педагогические технологии: проблемно-диалогическое обучение.
Методическое обеспечение: Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. Под редакцией Т.Д.Шапошниковой. Учебник для общеобразовательных учреждений. М. Дрофа. 2012 г.
Материально-техническое обеспечение: компьютер, проектор, презентация, аудиозапись, видеофрагмент.
Межпредметные связи: литература, история, музыка.
Основные понятия: анимизм, тотемизм, фетишизм, шаманизм, культ, ритуал, традиция, многобожие.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
1.Организацион-ный этап
Приветствие, фиксация готовности обучающихся и кабинета к учебному занятию, организация внимания школьников.
2. Этап усвоения новых знаний и способов деятельности
3.Формулирова-ние темы урока.
4. Первичное закрепление.
5. Этап усвоения новых знаний и способов деятельности
1.- Ребята, сейчас мы побываем с вами в Древней Греции. Послушайте миф «Олимп» из книги Н.Куна «Легенды и мифы Древней Греции».
(ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
( Аудиозапись мифа «Олимп» сопровождается показом презентации)
Вопросы учителя по содержанию мифа:
- Какой бог был самым главным богом Олимпа в Древней Греции?
- Был ли он единственным богом?
- За что отвечает каждый из богов Олимпа?
- Какую религию называют «многобожием»?
- Можно ли религию древних греков назвать многобожием?
- Как вы думаете, почему люди на заре своего существования верили в то, что существует много богов?
2. - Что вам ещё известно о древних верованиях?
Об этом вы сможете узнать ещё больше, выполнив задания в группах.
(ПРИЛОЖЕНИЕ 2)
При работе с текстом каждая группа должна найти определение термина и ее основные характеристики: анимизм, тотемизм, фетишизм и совместно заполнить кластер.
(ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
После выступлений обучающихся:
- Сформулируйте тему урока.
Учитель открывает центр круга в кластере, который был закрыт. Обучающиеся сверяют формулировку темы: «Древние верования».
Учитель на слайдах демонстрирует изображения.
Задание: соотнести изображение с культом или верованием, обосновать свой выбор.
Физкультминутка (электронное приложение)
1.- Как вы думаете, а в наши дни остались верования из далёкой древности?
Звучит аудиозапись «Песня шамана».
(ПРИЛОЖЕНИЕ 4)
Вопросы учителя:
- Что вы слышите?
- Кто такой шаман? Как называется это действие шамана?
2.- А теперь прочитайте определение на слайде.
Шаман – человек, служитель культа, совершает, ритуалы, обряды, является посредником между миром людей и миром духов.
- Какие слова вам не понятны? Сможете ли вы объяснить значение этих слов? Найдите определение этих слов в толковом словаре: обряд, культ, ритуал.
Проверка выполнения задания.
3.Просмотр видеофрагмента камлание шамана.
Вопросы по группам:
Опишите действия шамана.
Опишите костюм шамана.
Расскажите, какие ритуальные предметы использовал шаман.
4. Работа с высказываниями П.Проскурина (слайд 22)
Задание:
Прочитайте высказывания нашего земляка, писателя. Как вы понимаете эти высказывания? Чему они нас учат?
Слушают аудиозапись
Отвечают на вопросы
Отвечают на вопрос
Класс делится на 3 группы
Обучающиеся в группах работают с текстом, выполняют задания, заполняют заранее приготовленный кластер.
Формулируют тему урока
Рассуждения обучающихся с обоснованием
Ответы на вопросы
Высказывания детей: Шаман – колдун-знахарь, служитель культа. Действие - Камлание.
Обучающие работают в группах с толковыми словарями
Обучающие выполняют задания в группах
Обучающие читают высказывания, делятся со своими мыслями
- строить речевое высказывание в устной форме
- осуществлять поиск необходимой информации
- выделять существенную информацию из текста
- использовать знаково-символические средства – модель
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков
- работать с информацией, представленной в разных форматах
- анализировать и оценивать содержание
- строить рассуждения, формулировать собственное мнение и позицию
5. Обобщение и систематизация знаний. Рефлексия деятельности.
Учитель предлагает провести рефлексию «Огонёк общения». Каждому ученику продумать ответ на вопрос «Что, по вашему мнению, было сегодня самым интересным?»
Обучающиеся встают в круг, обняв друг друга за плечи, по очереди высказываются.
- строить речевое высказывание в устной форме, обобщать
6. Этап информации о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Домашнее задание (слайд 24):
1.Прочитай или перескажи членам семьи и друзьям статью из пособия, обсуди с ними ее содержание.
2.Выполни с родителями творческое задание - создайте мини-проект на тему: «Верования народов Ямала»
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории религия:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ