Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ в 4 классе «Стыд, вина, извинение»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Горковская средняя общеобразовательная школа»



Методическая разработка

урока по курсу ОРКСЭ в 4 классе

(модуль «Светская этика»)

на тему: «Стыд, вина, извинение»





Разработала:

Яковлева С. В.

учитель начальных классов,

МБОУ «Горковская СОШ»,

Шурышкарский район, ЯНАО





2013

Пояснительная записка

Актуальность изучения модуля«Основы светской этики» для российского образования обусловлено тем что,направлен на развитие у школьников 9-10 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих многонациональную культуру России, на понимание их значения жизни современного общества, а так же своей сопричастности к ним

Цель учебного модуля «Основы светской этики»- формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто кроме самих близких для него в семье людей матери, отца, бабушки не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем и вместе с тем никакой другой.

Актуальность данного урока

Тема стыда, вины и извинения всегда сложна для восприятия, ведь не легко признать свои ошибки и уж тем более просить прощение. В результате это отрицательно сказывается на взаимоотношениях с окружающими. Поэтому важно прививать их людям еще с детских лет, и школа играет в этом процессе неоценимую роль. А учитель на основе примеров и жизненного опыта детей должен показать, насколько важно объективно анализировать свои поступки и признавать собственную вину, а также уважительно относиться к окружающим.

Особенности урока:

Урок №21 проводится с учащимися 4 класса и занимает особое место в курсе ОРКСЭ, так как расширяет знания обучающихся об основных этических понятиях.Практическая значимость методической разработки состоит в том, что в ней подобран комплекс упражнений и заданий по теме «Стыд, вина, извинение»

При проектировании урока нами были использованы личностно-ориентированный, индивидуальный, дифференцированный и системно - деятельностный подходы.

Форма организации деятельности обучающихся: беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа, участие в учебном диалоге, групповая работа, работа со словарем Ожегова.

Используемые методы:

- методы проблемного обучения,

-эвристический

- рефлексия.

Приемы и элементы педагогических технологий:

Проблемное обучение, обучение в сотрудничестве.
















План-конспект урока


Тема раздела программы: Основы светской этики (34 часа)

Тема: Стыд, вина, извинение

Тип: Урок комбинированный

Место проведения классное помещение

Продолжительность 40 минут

Вид: Урок


Цель: Создание условий для формирования этических норм поведения в обществе и общения друг с другом,

развить нравственные ценности учащихся; формирование мотивации к осознанному нравственному поведению.

Задачи:

Обучающая – формирование представлений о стыде, вине и извинении, показывая их сходство и различие, важность их осознания и пути выхода из ситуации, связанные с этими понятиями


Воспитывающая– духовно – нравственное воспитание личности и создание основ творческого потенциала учащихся средствами предмета ОРКСЭ


Развивающая – формирование способности эффективно действовать не только в учебной, но и в других сферах деятельности, организация совместной деятельности обучающихся, направленная на активизацию мыслительной деятельности, развития умения анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки, умения отличать их ложные проявления.


Формы ОДО:коллективная беседа, групповая.

Методы: - методы проблемного обучения, эвристический.

Педагогические технологии: Проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающие.

Методическое обеспечение электронное приложение к учебному пособию «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы светской этики» в виде компакт-диска, фонограмма по рассказу Л.Н.Толстого «Косточка», репродукция картины А. Ф. Решетникова «Опять двойка», толковый словарь С. И. Ожегова, мультимедийная презентация на тему «Стыд, вина и извинение», учебник «Основы светской этики. 4-5 кл», карточки с заданиями. Данилюк А.Я. Основы светской этики 4класс:учебное пособие для общеобразовательных учреждений.-М.: Прсвещение, 2010.

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир,изобразительное искусство, русский язык.

Основные понятия: стыд, вина, извинение, раскаяние, прощение.

Планируемые результаты:

В результате изучения темы урока, обучающиеся на основе УУД (Приложение 1) смогут:

-дать определение«стыд», «вина», «раскаяние», «прощение»,«извинение»;

-умение просить прощение, прощать других и отличать стыд от ложного стыда, уважительное отношение к окружающим;

-приводить не менее 3 примеров из личного жизненного опыта;

-аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

- выполнять творческое домашнее задание совместно с родителями


















Информационная карта урока

План урока

I. Организационный момент……………………….…3 мин.

II. Проверка домашнего задания …………………….4 мин.

III. Актуализация знаний……………………………..2 мин.

IV. Создание проблемной ситуации…………………3 мин.

V. Сообщение темы урока…………………………….1 мин.

VI. Получение новой информации…………………. .20мин.

VII. Закрепление……………………………………….7 мин.

IX. Домашнее задание…………………………………2 мин

VIII. Рефлексия - подведение итогов урока…………..3 мин.


















Этапы урока

Действия учителя


Действия учащихся

слайдов презентационного материала.

УУД, способствующие отработке личностных, предметных, метапредметных результатов

I.

Организационный момент.


Звучит музыка Татьяны Мухаметшиной «Песня о доброте»

-Улыбнулись? Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой! Мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на малую капельку, стала радостнее и добрее.

(проверка готовности ученика к уроку)


Учащиеся улыбаются друг другу

Рассаживаются на свои места.

Исполнение 1 куплета и припева песни «Песня о доброте» (проверка наличия необходимых принадлежностей и учебного материала к уроку)

(слайд 1)

(слайд2)

Л: внутренняя позиция школьника.

Формирование планирования учебных действий, наличие мотивации к труду

II.

Проверка домашнего задания.

Тестирование по теме «Золотое правило нравственности»

Приложение 2

(слайд 3)

Познавательное УУД 2

Овладение логическими действиями анализа и синтеза.


III. Актуализация знаний.


-Почему в жизни важно соблюдать золотое правило нравственности?


- В жизни важно соблюдать золотое правило нравственности:

в этом правиле заключается добро человеческих отношений;

это даёт людям добро и радость и т.д.


Познавательное УУД 1, 2

Личностное УУД 2 (Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, работа на результат, понимание значения нравственности)

IV.

Создание проблемной ситуации


  1. Прослушивание фонограммы Л. Н. Толстого «Косточка». Обсуждение фонограммы.

- Почему мальчик заплакал?


- Как вы понимаете слово стыд?


- О каком чувстве мы будем говорить сегодня на уроке? (подводим к теме урока)



- Потому что ему стало стыдно.

Учащиеся предлагают варианты. О чувстве стыда

Дети приходят к выводу, что перед ними проблема – актуальная, воспитательная, близкая лично им и всем вокруг, независимо от возраста

(слайд4)


Личностные УУД 3 Познавательные УУД2,3

Коммуникативные УУД 4Установление аналогий и причинно –следственных связей, развитие мотивов учебной деятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, понимание значения нравственности

V.

Сообщение темы урока.


-На уроке мы будем говорить о таких нравственных понятиях как стыд, вина, извинение, раскроем смысл этих слов.

-Что может вызвать у человека чувство стыда?




-Ссора, обман, невыполненное обещание и т. д.

(слайд5)

Комментирование учителя.

Личностные УУД 3

Коммуникативные УУД 4

Регулятивные УУД 4,5

VI

Получение новой информации.

1. Работа над репродукцией картины «Опять двойка».

- Ребята, внимательно рассмотрите картину. Давайте попробуем определить по репродукции картины А.Ф.Решетникова чувства каждого героя.

-Что выражает взгляд матери?


- Что выражает взгляд сестры? Как она учится?


- Что можете сказать о младшем брате?




- Кто является главным героем?

- Какие чувства испытывает мальчик?

- Как вы думаете, почему?


- Какие краски использовал художник, чтобы выразить чувства мальчика?

- Когда хотят выразить чувство стыда, художники берут тёмные краски.

-Какие поступки вызывают чувство стыда?

- Испытывали ли вы похожие чувства и при каких ситуациях?








- На стуле сидит мама с грустным лицом.

- Осуждающим взглядом смотрит сестра.

-На трехколесном велосипеде едет младший брат, смотрит на старшего ехидным взглядом.

-Мальчик

-Стыд, вину, огорчение, обиду.

-Он получил двойку, а из портфеля торчат коньки — причина двойки.


- Серые, тёмные, мрачные.





-Когда сделаешь что-то плохое.

- Да комментирование нескольких детских ситуаций)….

(слайд6)

Познавательные УУД 1, 2

Коммуникативные УУД 3,4

Личностные УУД 3


2. Работа с понятиями: стыд, вина, раскаяние, извинение, прощение.

Работа со значением слова «стыд» с помощью словаря.


- А что такое « ложный стыд»?

-Приведите ещё такие примеры.


-Что ощущаете, когда испытываете чувство стыда?

-Как нужно поступить, если ты совершил поступок, за который стало стыдно?

-Что значит прощать других людей?



-Что надо делать, чтобы избавиться от чувства вины?


- Почему важно прощать других?


3. Исполнение сценки заранее подготовленными учащимися («Чужая пятёрка»)

(Распознавание стыда от ложного его проявления)


4.Вывод.Работа по схеме:

Расположите слова по порядку


Group 14





- Стыд связан с переживаниями страха, обиды, вины.

-Стыд- ответственность перед людьми.

- Вина- ответственность перед собой.

- После признания чувства стыда, наступает раскаяние. Раскаяться – это значит, не повторять больше ошибок.

- Чтобы избавиться от чувства вины, необходимо извиниться.

- Когда человек извиняется, наступает прощение.

5. Работа над этикетными словами.

- Вежливые слова.

-Ребята, когда принято извиняться?

- Какие слова можно сказать извиняясь?


- А теперь давайте рассмотрим

- 5 шагов к правильному извинению

Комментирование учителя

  • Каждый может выдать ложное извинение, и это принесет больше вреда, чем пользы.

  • Если Вы занимаетесь объяснением того, почему Вы сделали то, что сделали, это начинает звучать так, что Вы и не извиняетесь вовсе. Это значит, что Вы не готовы принять ответственность.

  • . Если Вы не измените своей привычки приходить домой поздно, то не стоит говорить своей матери: «Извини за то, что поздно пришел». Это будет пустым и безрезультатным извинением.

  • Удостоверьтесь, что другой человек знает, за что Вы извиняетесь. «Я проходил мимо и решил зайти, чтобы извиниться» это совсем не то, что «Я пришел, чтобы извиниться, потому что беспокоюсь о наших отношениях».

  • Некоторые люди будут вести себя равнодушно, некоторые будут встречать Вас холодно, а некоторые будут реагировать откровенно враждебным способом.

Что ещё важно помнить при извинении?

- Извиняться надо чаще — это своеобразная культура общения.

- Улыбайтесь! Приятная улыбка и ваше извинение разрядят любую конфликтную ситуацию. Не употребляйте слово «извините» в возвратной форме, т. е. не говорите — «извиняюсь».

- Если человек, которого вы обидели или оскорбили, протянет вам руку для рукопожатия — это и будет его ответом на ваше извинение.

СТЫД - чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка, вины (сгорать от стыда, ни стыда, ни совести)

Читают пример на с. 45 уч., рассуждают


Заслушиваются примеры учащихся.


-Испытываем чувство вины.


-Признать свою вину, извиниться.


-Прощать -это значит не держать обиды на другого человека.


-Извиниться перед тем, кого обидел.

-Его тоже будут прощать.



Приложение 3





Составляют схему. Записывают в тетрадь.



















Высказывают свои мнения

-Извините, пожалуйста.

-Я не хотел тебя обидеть.

-Мне очень жаль, что так случилось. Обещаю, что это никогда не повторится и т. д.

Читают по очереди.

  • Делайте это искренне.

  • Не оправдывайте свои действия.

  • Примите обязательство измениться

  • Выражайте свои извинения осторожно.

  • Будьте готовы к неловкости и неудобству.















(слайд7)





(слайд8)


















(слайд9)
















(слайд10)




















(слайд11)





Познавательные УУД 1, 2,3.

Личностные УУД 1, 3

Коммуникативные УУД 2,3,4.

Регулятивные УУД 7.

VII.

Закрепление


1.Игра «Доскажи словечко»

-Легче на душе становится, когда тебя ….

-Прощение дает нам свободу от чувства…

-Какие из приведенных ниже словосочетаний могут быть связаны с переживанием чувства стыда? (Обмануть родителей, обидеть младшего, помочь отстающему ученику, простить обидчика, затеять ссору, хорошо подготовиться к урокам

2.Работа в группах. Составление пословиц и объяснение их.

-Доброму человеку бывает стыдно

-Стыд и честь — как платье: чем больше потрёпаны

-Стыд перед людьми — хорошее чувство

-Когда человек краснеет

-Нет стыда признаться человеку



прощают


вины




обмануть родителей, обидеть младшего, затеять ссору


Приложение 4


-но лучше всего стыд перед  самим  собой

-начинается его более благородное я

-в своей ошибке

-даже перед собакой

-тем беспечнее к ним относишься


(слайд12)






Карточки приготовлены заранее

(слайд13)


Коммуникативные УУД 2, 4

Регулятивные УУД 1,2,3,4,5,6.








Развитие навыков сотрудничества со сверстниками в различных ситуациях

VIII.

Домашнее задание

Подобрать сказки, рассказы о стыде, вине, извинениях или составить самим рассказ.

Написать мини – сочинение о том, какое продолжение может быть у истории с героем картины Решетникова «Опять двойка»

Подобрать пословицы и поговорки по теме урока.


Беседуют с учителем

Записывают задание в дневник

Выбирают разноуровневыезадания

(слайд15)

Регулятивные

УУД : 2

Коммуникативные: 1, 2, 4

Личностные УУД: 1,2

Умение самостоятельно с учетом своих возможностей сделать правильный выбор.


IX. Рефлексия- подведение итогов

урока

Работа по таблице Эдварда де Боно.

+

-

интересно







Плюс-понравилось на уроке,

минус – не понравилось,

интересно- все любопытные факты урока.

Организует оценку и самооценку обучающихся

Подводит итоги занятия, оценивает работу класса, отмечает ошибки

Высказывают свои впечатления об уроке.

Проводят самооценку усвоения знаний

(слайд14)

Личностные УУД: 3

Регулятивные: 6,7

Коммуникативные: 2,4

Осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации

















Использованная литература


1. Электронное приложение к учебному пособию «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы светской этики» 4кл. – М. Просвещение, 2010 г.

2. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 кл. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений.– М. Просвещение, 2010 г.

3. Рассказы Л.Н.Толстого. М. Детгиз, 1991.

4. Ожегов С.И.Толковый словарь русского языка. – М. Русский язык, 1985 г. -795 с.

5. http://vidabonito.ru/samorazvitie/kak-pravilno-izvinyatsya


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории религия:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ