Конспект урока по ОРКСЭ "ИКОНА"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Большекуликовская СОШ
Хлыстовский филиал
Моршанский район
У Р О К №15
«И К О Н А»
( курс «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры»)
Выполнила:
учитель начальных классов
Скороходова Светлана Павловна
2013 г.
Цель урока: Углубление представлений учащимся о православной традиции отношения к иконам, создать представление об иконописи как достоянии мировой художественной и духовной культуры.
Задачи:
Обучающая: познакомиться с особенностями иконописного изображения; понять различия в написании иконы и картины.
Развивающая: уяснить, какими способами и средствами в иконе изображается духовный мир
Воспитывающая: усвоить отношение к иконам, как к изображению священных для православных христиан образов.
Оборудование:
Электронная презентация, толковый словарь Ожегова, индивидуальный блокнот-словарь с терминами, репродукции картин – портретов и икон
Ожидаемые результаты:
Предметные:
овладение базовыми знаниями, развитие умения искать, анализировать, сопоставлять события.
Личностные:
осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа
Метапредметные:
готовность к сотрудничеству, владение умениями работать с различными источниками
Виды деятельности: Беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, , участие в учебном диалоге.
Ключевые понятия: икона, образ, лики, нимб, пространство без тени, молитва перед иконой.
Словарик к уроку:
Икона (от греч. «изображение») - в христианстве - название живописных изображений Иисуса Христа, Богоматери и святых, имеющих священный характер и служащих предметом религиозного чествования как образы, которые возводят мысль и чувство молящихся к изображаемому. В Православной и Римской (Католической) Церквах И. составляют необходимую принадлежность храма и домашнего культа христианства.
Ход урока
1.Оргмомент.
Приветствие.
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на уроке «Основы православной культуры» здоровыми и жизнерадостными. Желаю нам успешной работы!
Сообщение темы занятия. (Слайд 2) Ребята, сегодня на уроке вы узнаете, почему икона так необычна, зачем изображают невидимое и кому молятся православные христиане, стоя перед иконой.
Господь Свой лик явил на полотне,
Создав икону Спас Нерукотворный.
Мы этот образ в храме на стене
Увидели на полотне узорном
- Сегодняшний урок мы посвятим символам христианства – иконам и их создателям.
2.Создание проблемной ситуации. Слайд № 3
Находящиеся в классе репродукции разделите на две группы: иконописные изображения и картины.
Дайте обоснование того, почему вы разделили иллюстрации на две группы
- Чем икона отличается от картины? (Ответы детей).
3.. Изучение нового материала.
Странные застывшие лица, вернее лики с выразительными глазами, смотрят на нас с икон, проникая прямо в душу. А знаете ли вы, что называется иконой ? Слайд №4-5
- На Древней Руси было много лесов. И церкви были деревянными. Украшали их с помощью дерева - на деревянных досках писали яркие картины. Их называли иконами. Икона – это картина, на которой изображено то или иное лицо или событие из Библии или церковной истории. “Икона” в переводе с греческого обозначает “образ”, “изображение”. На Руси иконы так и называли - “образа”. Откуда же появились иконы? Вот что говорит Священное Предание христианской Церкви…
…В те времена, когда Иисус Христос ходил по земле и учил людей, царь по имени Авгарь тяжело заболел. Врачи не могли ему помочь. Царь верил, что Иисус - Христос сможет исцелить его. Но из-за болезни он не мог идти к нему. Тогда Авгарь велел художнику нарисовать и принести ему изображение Иисуса – Христа. Художник пришёл в Храм, где Иисус - Христос учил народ и приступил к работе. Но как он ни старался, у него ничего не получалось. Тогда, видя его бессилие Исус-Христос взял полотенце, приложил его к лицу и передал художнику. На полотенце отпечатался нерукотворный образ Спасителя. Этот образ и стал первой Иконой. Когда царь Авгарь прикоснулся к полотенцу, он сразу поправился.
- Иконы возникли до зарождения древнерусской культуры в Византии в 4 веке н.э. и получили широкое распространение во всех православных странах. Для написания икон использовали краску замешанную на яичном желтке. Кисть в старину называли вапница. Чтобы придать краскам особенную красоту и предохранить ее от пыли иконы покрывали олифой.
- Церкви у нас были в основном деревянными. Своим удобством размещения в храме, яркостью, прочностью красок иконы, написанные на досках, как нельзя лучше подходили для убранства русских деревянных церквей.
-Давайте рассмотрим первые иконы. Слайды №6-10
Первым иконописцем считается апостол и евангелист Лука, и после него было бесчисленное множество изографов среди святых мужей и отцов Церкви.
-Слайды №11-21
Живописная икона заметно отличается от картины. Это потому, что задача иконы – показать сокровенный мир души святого человека (в том числе и Богочеловека Христа).
СВЕТ ИКОНЫ
Всю свою жизнь святой открыл для Бога, и, значит, в ней не осталось места для зла. Все стало пронизано светом. Поэтому ни один предмет на иконе не отбрасывает тени. Картина может показывать борьбу добра и зла в человеке. Икона показывает, каким станет человек, если победит в этой борьбе.
Свет на иконе проступает через лицо и фигуру святого человека, а не падает на него извне. На обычной картине человек – это как бы планета. На иконе каждый человек – звезда .
Свет вообще — главное в иконе. В Евангелии Свет – одно из имен Бога и одно из Его проявлений.
Золотой фон иконы иконописцы называют «свет». Это символ бесконечного божественного Света. И этот Свет никогда не может быть заслонен задней стеной комнаты. Поэтому если иконописец хочет дать понять, что действие происходит внутри помещения (храма, комнаты, дворца), он все равно рисует это здание снаружи. Но поверх него или между домами набрасывает как бы занавес – «велум» (по латыни velum означает парус).
Голову святого окружает золотой круг. Святой как бы и наполняется светом и сам же, напитавшись им, излучает его. Это нимб – знак Божией благодати, которая пронизала жизнь и мысль святого и вдохновила его любовь.
Этот нимб часто выходит за края иконного пространства. Нет, это не потому, что художник ошибся и не рассчитал размеров своего рисунка. Это означает, что свет иконы струится в наш мир.
Иногда и нога святого заступает за пределы собственно иконы. И смысл тот же самый: икона воспринимается как окно, через которое Небесный мир входит в нашу жизнь.
Если однажды вы встретите святого человека не на иконе, а в жизни, вы почувствуете, что рядом с ним становится светло, радостно и спокойно.
Еще одна удивительная черта иконы – на ней нет беспорядка. Даже складки одежды переданы прямыми и гармоничными линиями. Иконописец внутреннюю гармонию святого передает через гармонию внешнюю.
На иконе, в отличие от картины, нет заднего плана и горизонта. Когда смотришь на яркий источник света (солнце или прожектор), то теряется ощущение пространства и глубины. Икона светит нам в глаза, и в этом свете всякая земная даль становится невидимой.
Необычно также, что линии на иконе не сходятся вдали, а, напротив, расходятся. Когда я смотрю на мир, то чем дальше от меня предмет, тем он меньше. Где-то вдали даже самый большой предмет превращается в крохотную точку (например, звезда). А что же тогда означает, если линии на иконе вдаль расходятся? Это значит, что не я смотрю на икону Христа, а Христос с иконы как бы смотрит на меня.
Христианин, переживая это, ощущает себя перед взором Христа. И, конечно, старается вспомнить заповеди Христа и не нарушать их.
Самое поразительное, что есть в иконе – это лица и глаза. В ликах проступают мудрость и любовь. Их глаза передают такое состояние, которое можно выразить старым и точным словом – «радостопечалие». На иконе это радость святого о том, что он сам уже с Богом, и печаль его о том, что те, на кого он смотрит, порою еще далеки от Него.
Работа по группам
- Прочитайте материал статьи «Икона» (с 52-54) .
Заполните таблицу
вопросы
картина
икона
1. Какова главная задача?
Может быть любая
Показать мир души святого
2. Как показан свет?
Падает на человека, образуя тень
Проступает через фигуру святого
3. Каким бывает фон?
Фон может быть любого цвета
Золотой фон - символ божественного света.
4. Нимб - золотой круг вокруг головы.
Нет
Есть. Это знак вечности и Божией благодати.
5. Задний план и линия горизонта.
Есть
Отсутствуют.
-Икона сама по себе сложный символ, в котором каждая деталь, каждый штрих, каждый жест, даже цветовая гамма исполнена особого назначения. Как нельзя менять ни одного слова в Библии, так же нельзя произвольно толковать и изображать ее сюжеты.
Итак, первое отличие иконы от картины – это соблюдение канона, поэтому все иконы, написанные на один сюжет, легко узнаваемы. Канон – система правил создания изображений. В канон входят правила о технике написания икон (используется доска), о пропорциях фигур (пропорции человеческого тела сознательно нарушаются: фигуры устремляются вверх, становятся выше, тоньше; всё тело, кроме лица и рук, скрывается под складками одежды), овал лица удлиняется, лоб пишется высоким, нос и рот – мелкими, глаза – большими; внешность всех святых, одежда, в которой их следует писать, строго определены (иконография Богоматери, иконография Христа). Когда иконописец приступает к работе над иконой, он не должен придумывать цвет одежды святого, черты его лица или внешний вид. Существуют специальные книги, которые называются иконописными подлинниками. В них очень точно приведён схематический рисунок с характерными для каждого святого чертами, внешним видом, красками и цветом одежды. И художники – иконописцы не имели права отступать от этих подлинников.
-Какие бывают иконы?
Православная традиция иконописи оставила нам множество школ и техник, а также множество видов икон.
Образы Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы занимают первостепенное место в православной иконографии. Во все времена, в любом доме и избе, их можно было увидеть в «красном» углу. Красный – значит красивый, прекрасный. Красный угол – самый видный в доме, в комнате; поэтому именно там стояли иконы. Существует множество образов Божьей Матери и Спасителя. Для каждой местности, как и для каждого человека, есть свой, наиболее любимый и почитаемый.
Праздничные иконы
Праздничные иконы пишутся прежде всего на сюжеты священной истории - прежде всего Воскресения Христова и Двунадесятых Праздников, Страстной недели и другие.
Образы святых
Житийные икон, изображающие житие и чудеса того или иного святого. Именные иконы, изображающие святого, в честь которого человек нарекается при Святом Крещении. Иконы святых, покровительствующих учебе, воинской службе, различным видам трудовой деятельности. Иконы святых, к помощи которых обращаются при различных болезнях и других житейских надобностях.
Работа в « Книге мудрых мыслей» с ключевыми словами.
- Запишем и объясним их значение:
Икона, свет иконы, нимб, лик
ИКОНА И МОЛИТВА. Слайд №22
Первые дошедшие до нас изображения Христа относятся ко второму веку после Рождества Христова. Но правила написания икон разрабатывались еще многие столетия.
Одна из сложностей в развитии христианской живописи состояла в том, что надо было дать ответ на непростой вопрос: как вообще можно писать иконы, если сама Библия подчеркивает, что Бог невидим.
Икона стала возможна потому, что вслед за Ветхим Заветом пришел Новый. Евангелие говорит, что Бог, который оставался невидим в ветхозаветные времена, затем Сам родился как человек. Апостолы воочию видели Христа. А то, что видно, можно изобразить.
Христиане не молятся иконам. Они молятся перед иконами. Христиане молятся тому, кого они видят на иконе.
Ведь, когда вы беседуете по телефону, ваши слова обращены не к нему, а к собеседнику. Вот так же, если человек видит на иконе апостола Павла – он не молится «икона, помоги мне», а говорит — «Святой апостол Павел, моли Бога о мне».
Кстати, не только святых, но и друг друга христиане могут просить помолиться о себе. Ребёнок может просить маму помолиться о нем. А взрослые очень верят в силу именно детских молитв.
Ни икона, ни свечка не молятся вместо людей. Но они напоминают человеку о его призвании стать лучше. Ведь на иконе изображены те люди, которые прожили свою земную жизнь в любви. Как правило, им было тяжелее, чем нам. Но они смогли остаться людьми. Они никого не предали, ни от кого не отвернулись. Некоторые святые жили три тысячи лет назад (пророк Моисей). А некоторые были почти что нашими современниками. Значит, и людям 21 века этот путь тоже по силам.
В православии это очень ясно: святым и светлым может стать любой человек. «Образ Божий» есть во всех. И Бог всех любит одинаково. Так что только от самого человека зависит – станет он светиться или чадить.
Для верующего человека жизни Христа и святых так дороги, что при виде их образов он хотя бы вкратце молится им. Поэтому можно сказать, что икона приглашает людей к молитве, а, главное, — к подражанию жизни святых. То есть — к такой жизни, в которой главное не эгоизм, а любовь.
-Икона и молитва связаны между собой. Об этом прочитаем в учебнике на стр. 54-56.
1. Как вы поняли, в чем состоит отличие иконы от обычной живописной картины?
2. Как понятие «света» связано с пониманием Бога в христианстве Бога?
3. Почему православные христиане считают возможным изображать невидимого Бога?
4. Кому молятся православные христиане, стоя перед иконой?
-Итак, ребята, мы узнали, что православные христиане не молятся иконам. Они молятся перед иконами. Христиане молятся тому, кого они видят на иконе. Икона приглашает людей к молитве, а главное - к подражанию жизни святых. То есть такой жизни, в которой главное не самоугождение, а любовь к людям.
4.Физминутка.
Русские мастера иконописи. Икона А.Рублева «Троица». Слайд № 23
-. В России наиболее известны такие мастера иконописи ,как преп. Андрей (Рублев), Даниил Черный, Дионисий, Феофан Грек. В Киево-Печерской Лавре подвизался известный иконописец преп. Алипий. Их жития свидетельствуют о трепетном и благоговейном почитании святых образов
- Давайте перед этой святой иконой вспомним кратко, о чем сюжет этого предмета религиозного поклонения, этого высоко-духовного произведения церковного искусства. Учащиеся высказываются о “Троице” А.Рублева - самой совершенной иконе. О том, что у А.Рублева странники, в образе которых, по-евангелийскому сюжету, триединый Бог предсказал Аврааму рождение сына Исаака, не общаются с Авраамом, а как бы пребывают в молчаливой беседе. Перед ними ни пиршественный стол, а священная трапеза - не фрукт, а хлебцы и чаша причастия. О чем они думают в глубоком молчании? Средний странник, в глубокой сосредоточенности склонив голову, благословляет чашу, изъявляя готовность принять на себя жертву за искупление грехов человеческих. На этот подвиг его вдохновляет Бог-отец, лицо которого выражает глубокую печаль. Дух святой присутствует как вечно юное и вдохновенное начало, как “утешитель”. Таким образом, представлен акт жертвы любви (отец обрекает сына на искупительную жертву за мир). Но одновременно – акт послушания: изъявление сыном готовности на страдание и принесение себя в жертву миру. Иконописный тип превращен А.Рублевым в символ, который заставляет совершенно по-новому воспринимать эту старую тему. “Не плоть, а дух делает человека человеком” (Л.Фейербах).
. Актуализация знаний учащихся
- Почему Бог-отец, Бог-Сын и Святой Дух изображены в виде ангелов? (Ангел в религии: служитель Бога, исполнитель его воли и его посланец к людям).
- Какие символы говорят о том, что это ангелы? (В древнерусской живописи для этого использовались изображения посоха- знака силы, нимба-знака святости, крыльев - знака возвышенной чистоты. У Бога – отца нимб изображен звездчатый; у Бога – сына, Иисуса Христа – крестчатый; у Богоматери и святых обычно – круглые).
- Что такое символ, почему он используется в иконописи? Посмотрите в словаре. (Символ – художественный знак, условно передающий идею. Символ – связь между двумя мирами, знак иного мира в этом мире. Символичность – самая яркая черта художественного языка древнерусского искусства.
- Древнерусская живопись полна религиозных символов. Это условные знаки, образы, за которыми скрываются сложные религиозные идеи и представления. Без их знания невозможно прочтение иконы.
- Что же стоит за словом “икона”?
- Какие символы использовал А.Рублев в иконе “Троица” и почему?
* золотой цвет, образ неземного вечного, несотворенного света, золотая Божественная благодать;
*синий плащ чарует глаз как драгоценный самоцвет, сообщает иконе спокойную и ясную радость;
*нежные, красивые лика символизируют высокую внутреннюю, нравственную силу;
- Глядя на образы А.Рублева, люди явственно понимали, почему “Троица” называется животворящей, .т.к. они чувствовали на своем опыте, что именно единство и любовь есть начало жизни, а вражда, раздоры, разделения разрушают, губят и приводят к смерти (распятие). Поэтому, икона “Троица” стала символом русского духа, эмблемой русской культуры.
- В “Троице” можно разграничить несколько значений, одно из них моральное. Моральное значение “Троицы” Рублева в том, что икона была написана в похвалу Сергию Радонежскому, который призывал русских князей и всех людей к дружбе, любви и единению. Икона была поставлена в Троицком храме, “дабы взирая на Святую Троицу побеждался страх перед ненавистной розни мира”.
-Рассмотрим другую работу А. Рублёва «Христос Вседержитель » Слайд №24.
Икона, 1410 — 1420-е годы.
Доска липовая, поволока, левкас, яичная темпера.
( правая доска сосновая, прибавлена при позднейшей реставрации)
Центральная часть иконописного деисуса из Звенигорода
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
-Перед нами икона Феофана Грека «Донская икона
Богоматери.»Тип Умиления . Слайд №25. Принесена донскими казаками,
прибывшими на помощь к великому князю Дмитрию Иоанновичу Донскому во время сражения его с Мамаем. В день Куликовской битвы
(21 сентября по нов. ст. 1380 г.) икону носили среди православных воинов для ободрения и помощи. В память победы, одержанной заступлением Пресвятой Богородицы на берегах Дона, икона названа Донскою.
-Послушаем молитву Богородице «Богородице Дево, Радуйся»
Слайд №26.
.
5.Рефлексия. Слайд №27
1.Проверим знания, которые вы получили сегодня на уроке: Блиц-тест на тему «Икона»
Блиц-тест на тему «Икона»
1.Когда появились первые христианские иконы?
а) в IVв. до н.э.
б) во IIв. до н.э.
в) во IIв. н.э.
г) в IVв. н.э.
2. Какой год считается годом крещения Руси?
а) 1
б) 988
в) 999
г) 1000
3. «Икона» в переводе с греческого означает:
а) картина
б) образ
в) лицо
г) портрет
4. Какой красочный материал использовался для написания икон?
а) водяная краска
б) масляная краска
в) краска, замешенная на яичном желтке
г) смальта
5. Как называли в старину кисть?
а) вапа
б) перо
в) вапница
д) расписка
6. По иконописным канонам Георгия Победоносца надо было изображать
а) с обнаженным мечём
б) с ключом от Рая
в) в красном плаще и на белом коне
г) с евангелием в левой руке
7. Чем покрывали икону, чтобы придать краскам особенную красоту и предохранить ее от пыли
а) лаком
б) олифой
в) клеем
г) смазкой
8. Красный цвет одежд на иконе является символом
а) праведности
б) власти
в) красоты
г) мученичества
2.Ответим на вопросы:
1. Как вы поняли, в чем состоит отличие иконы от обычной живописной картины?
2. Как понятие «света» связано с пониманием Бога в христианстве Бога?
3. Почему православные христиане считают возможным изображать невидимого Бога?
4. Кому молятся православные христиане, стоя перед иконой?
6.Домашнее задание. Слайд№28
1. Стр. 52-55 учебника, вопросы.
2. Подготовьте рассказ на одну из тем: «Почитаемые иконы России», «Чудотворные иконы».
Слайд №29
- Спасибо за участие, за сотрудничество.
Литература и средства интернета
1.Кураев А. Основы православной культуры.М.,2010
2.http://yandex.ru/yandsearch?clid=1976480&win=64&lr=13&text=%D0%BA%D 0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D1%8B+%D0%B8+%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%8B
3.http://azbyka.ru/tserkov/ikona/ yazykova_icon_01g-all.shtml
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории религия:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ