Конспект урока по ОРКСЭ "Справедливость и милосердие" 4 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
Курс ОРКСЭ
Модуль «Светская этика»
Урок № 12
Тема «Справедливость и милосердие »
4 класс
Манакова Екатерина Александровна
Учитель начальных классов
Урай
2013
Пояснительная записка
В методической разработке урока определены цели и задачи, оборудование и средства обучения, методические приемы по изучению темы, закреплению материала и проверке домашнего задания. Разработка содержит материал для обучающихся, дополняющий текст учебника, задания для организации познавательной деятельности. Вопросы и задания составлены с учетом возрастных особенностей обучающихся и ориентированы на самостоятельную работу школьников. Разработка призвана оказать помощь учителям при изучении данной темы.
Данный урок нацелен на развитие у детей положительных черт характера, на восполнение недостатка формирования нравственной культуры детей на начальном этапе обучения в школе.
Цель: определять своё отношение к происходящему в мире, опираясь на общечеловеческие правила поведения, оценивать свои и чужие поступки, делать правильный выбор поступков.
анализировать и объяснять понятия: духовность, бездуховность, нравственность, безнравственность, добро, зло, справедливость , милосердие .
Задачи:
1. Познакомить с моральными нормами, с ориентацией на их выполнение; учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей
2. Развивать учебные умения работы с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы и обобщения
3. Воспитывать желание делать выбор в пользу добра; следовать за добрыми влечениями сердца и совести;
Личностные результаты:
Оценивать жизненные ситуации и поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей, отделять поступки человека от него самого.
Объяснять и обосновывать с точки зрения общепринятых норм и ценностей, какие поступки считаются справедливыми и милосердными.
Самостоятельно определять и формулировать самые простые, общие для всех людей правила поведения («золотое правило нравственности»).
Опираясь на это правило, делать выбор своих поступков в предложенных ситуациях (обыграть ситуацию).
Чувствовать ответственность за свой выбор; понимать, что человек всегда несёт ответственность за свои поступки.
Метапредметные результаты - универсальные учебные действия (УУД) – регулятивные, познавательные и коммуникативные.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу (проблему).
Совместно с учителем составлять план решения задачи.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и оценивать свою работу и работу других учащихся.
Средства формирования регулятивных УУД – это технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация понадобится для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников и других материалов.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений и событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Средства формирования познавательных УУД – это учебный материал и задания учебников.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Доносить свою позицию до других людей: высказывать свою точку зрения и обосновывать её, приводя аргументы.
Слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Договариваться с людьми: сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе.
Средства формирования коммуникативных УУД – это технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог), технология продуктивного чтения, работа в малых группах.
Предметными результаты:
Определять и объяснять своё отношение к общественным нормам и ценностям (нравственным, гражданским, патриотическим, общечеловеческим).
Анализировать и объяснять понятия: духовность, бездуховность, нравственность, безнравственность, добро, зло, справедливость , милосердие .
Делать свой выбор в учебных моделях общественно значимых жизненных ситуаций и отвечать за него.
Договариваться с людьми, предотвращая или преодолевая конфликты в учебных моделях жизненных ситуаций.
Применение перечисленных методов обучения в их оптимальном сочетании при изучении темы обеспечивает практическую направленность учебного процесса, будет способствовать созданию реальных возможностей для получения учащимися новых знаний и совершенствования универсальных учебных действий, создаёт условия для применения их в практической деятельности.
Изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, которая проектируется с учетом возраста, специфики учебного предмета, меры сформированности действий учащихся (исполнительских, или ориентировочных).
При организации работы в группе учитываются личностные характеристики учащихся, степень развития их универсальных учебных действий и предметных умений, степень заинтересованности и владения общекультурным материалом, а также степень самостоятельности в овладении способами оптимизации учебной деятельности.
Работа в группе также позволяет ученикам получить эмоциональную и содержательную поддержку, создает «эффект включённости» в общую работу класса. При организации работы в группах важно создать условия для получения индивидуального образовательного результата каждым учеником.
Образовательное учреждение
МБОУ средняя общеобразовательная школа №4
Учитель
Манакова Екатерина Александровна
Учитель начальных классов
(раб.т. 2-20-11
сот.т. 8(90889)64751
e-mail – [email protected])
Курс ОРКСЭ
Модуль «Светская этика»
Учебник
Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлёв Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. 4 класс. – М.: Баласс, 2012. (Образовательная система 2100)
Тема урока/внеклассного мероприятия
Справедливость и милосердие
Класс
4 класс
Цель урока
Определять своё отношение к происходящему в мире, опираясь на общечеловеческие правила поведения, оценивать свои и чужие поступки, делать правильный выбор поступков.
Задачи урока
1. Познакомить с моральными нормами с ориентацией на их выполнение; учить давать нравственно-этическую оценку личным поступкам и поступкам других людей
2.Развивать учебные умения работы с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы и обобщения
3.Воспитывать желание делать выбор в пользу добра; следовать за добрыми влечениями сердца и совести;
Оборудование
Проектор, экран, компьютер, клубок для энергизатора
Ход урока
Формирование УУД,
ТОУУ
(технология оценивания учебных успехов)
I. Организационный момент.
Энергизатор «Клубок»
Учитель берет клубок (лучше красивого сутажа) и предлагает учащимся встать в круг. Учитель берет конец тесьмы и передает клубок, разматывая его, учащемуся напротив, называя одно из понятий изученных на уроках ОРКСЭ (ценности, духовность, добро, культура, мораль, нравственность, этика, моральный долг, совесть, честь, достоинство, счастье, смысл жизни и т.д.), второй учащийся, удерживая отрезок клубка (нитки) рукой (или намотав на палец), передает клубок следующему учащемуся, называя понятие, и так далее, пока остатки клубка вновь не окажутся у учителя (учитель предлагает еще два понятия - СПРАВЕДЛИВОСТЬ и МИЛОСЕРДИЕ).
(Слайд 1)
В конце концов, оказывается, что все участники связаны единой “сеточкой – паутинкой из понятий, которые нужны нам на уроках ОРКСЭ”. Учитель предлагает проверить, насколько тонка и насколько крепка нить, связывающая класс, как эта конструкция зависит от каждого учащегося. Проверить, какую нагрузку может выдержать эта паутинка, можно, натянув ее и положив на нее различные предметы, олицетворяющие “противоположные понятия” или “конфликты”, или “проблемы”, и даже “вынести их за дверь и выкинуть в мусорное ведро”.
Познавательные УУД
1. Извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков).
2. Строить речевое высказывание в устной форме.
3. Делать выводы на основе анализа объектов.
4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.
Регулятивные УУД
1. Определять цель деятельности на уроке.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Принимать и сохранять учебную задачу.
4. Планировать свои действия.
Коммуникативные УУД
1. Слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Договариваться о правилах общения и поведения.
Личностные результаты
1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
2. Ориентирова
ться в нравственном содержании и смысле своих и
чужих поступков.
Познавательные УУД
1. Извлекать информацию из разных
источников (текст, серия рисунков).
2. Строить речевое высказывание в устной форме.
3. Делать выводы на основе анализа объектов.
4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.
Регулятивные УУД
1. Определять цель деятельности на уроке.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Принимать и сохранять учебную задачу.
4. Планировать свои действия.
Коммуникативные УУД
1. Слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Договариваться о правилах общения и поведения.
Личностные результаты
1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
2. Ориентирова
ться в нравственном содержании и смысле своих и
чужих поступков.
Познавательные УУД
1. Извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков).
2. Строить речевое высказывание в устной форме.
3. Делать выводы на основе анализа объектов.
4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.
Регулятивные УУД
1. Определять цель деятельности на уроке.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Принимать и сохранять учебную задачу.
4. Планировать свои действия.
II.Актуализация знаний.
(Слайд 2)
Учитель составляет на доске список понятий:
Добро.
Зло.
Духовность.
Бездуховность.
Нравственность.
Безнравственность.
Справедливость.
Милосердие.
– Какие понятия нам понадобятся на уроке?
– Можно ли утверждать, что все эти качества являются общими для всех людей?
Учитель выслушивает все ответы учащихся, не давая комментариев и оценок.
III. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.
Послушайте внимательно притчу «Последний лист» и попробуйте определить тему нашего урока:
(слушают притчу «Последний лист»
http://www.youtube.com/watch?v=CRNx8mTf_Mk&feature=youtu.be)
(Слайд 3)
Беседа о прослушанной притче.
- Какие из выше перечисленных понятий подходят к этой притче?
- Что чувствует человек, когда совершает что-либо доброе для ближнего? (дети отвечают)
Милосердная помощь другому спасает жизнь тебе самому.
Милосердие спасает всех: и тех, кому оказывается помощь, и тех, кто эту помощь оказывает.
Заслушиваются ответы детей, также рекомендуется устроить в классе выставку детских проектных работ по теме.
– Откройте учебник на с. 34.
– Какова тема нашего урока ? ( Справедливость и милосердие .)
– Справедливость и милосердие свойственны всем людям?
– Интересно, какая ситуация возникла у наших героев? Судя по рисунку, где будут происходить события? (В школе.)
– А уместны ли в школьных ситуациях такие понятия, как справедливость и милосердие ?
Вместе с ребятами выбирается вариант чтения (вслух, про себя, по ролям, по абзацам или как-то иначе).
– Как Лена и Антошка отреагировали на поступок Илюши? (Они возмутились его поведением.)
– В чём заключается затруднение для Антошки? Какой вопрос возникает в этой ситуации? (Как поступить по справедливости ?)
– Какое понятие в этом случае будет уместно? (Несправедливость по отношению к другим ребятам.)
– Почему Рустам не согласился с Антошкой? (Он считает, что сказать учителю о нарушении правил – значит наябедничать.)
– В чём запутались ребята?
(Как поступить правильно, если два правила противоречат друг другу?
Как не запутаться в многочисленных правилах поведения, как не ошибиться и случайно не совершить плохого поступка?)
– Как можно это сформулировать в виде вопроса?
Учащиеся высказывают свои предположения.
– Посмотрите на с. 75, какой проблемный вопрос предлагают авторы?
(Слайд 4)
Как человеку не запутаться в многочисленных правилах поведения, не ошибиться и случайно не совершить плохого поступка?
IV. Решение проблемы, открытие новых знаний.
Предлагается в парах выполнить задания, отмеченные серым цветом на с. 34.
Есть ли такие правила нравственности, которые являются общими для всех людей земного шара?
Чем отличается поучение от рассказа? Что у них общего?
– Давайте посмотрим сценку, которую приготовили вам ребята. Как вы думаете, о каком правиле идёт речь?
Инсценировка текста «Золотое правило» (с комментированием)
Автор: Две с половиной тысячи лет назад жил в Китае знаменитый учёный и мудрец по имени Конфуций. Однажды один из его учеников спросил:
– Учитель, ты очень много знаешь о мире, говоришь, что все должны помогать друг другу, не лениться, быть вежливыми, бороться со своими недостатками. Скажи, а можно ли всё твоё учение обозначить одним-единственным словом? И из всех правил выбрать главное? (Можно? Предположите.)
– Можно, – улыбнулся в ответ старый, мудрый Конфуций. – Слово это – «взаимность», а правило – «не делай другому того, чего не желаешь себе». (У вас был такой вариант?)
(Слайд 5)
Так, согласно легенде, китайский мудрец Конфуций сформулировал правило, которое позже назвали золотым правилом нравственности.
Почему оно «золотое»? (Как мы решили?)
Да потому, что все народы мира используют его, чтобы отличать добрые поступки от злых. (Как?) Ведь ни один человек не хочет зла себе самому. Каждый хочет себе только добра. Выбирая, как поступить с другим человеком – что ему сказать, что сделать, – поставь себя на его место. Представь, что эти слова скажут сейчас тебе. Что это тебе сейчас сделают вот так. Понравится это тебе или нет? И тогда тебе легко будет понять, какой поступок плохой, а какой – хороший. (Теперь понятно, как? Понятно, почему правило золотое?)
«Золотое правило нравственности» по-разному звучит на разных языках, но смысл его не меняется. (Вот это да!) Так, в стародавние времена на Руси появилась пословица: «Чего в другом не любо, того и сам не делай». А в наши дни, например, в автобусах и поездах мы часто слышим объявление: «Уважаемые пассажиры, будьте взаимно вежливы!» Или же: «Хочешь, чтобы тебя уважали, – сам уважай других». (Верно?)
– Кто сформулировал «золотое правило нравственности»?
- Какие новые ценные качества человека, которые вы узнали на уроке, входят в «золотое правило нравственности»? (Справедливость и милосердие) (Слайды 6, 7)
- Как вы их понимаете?
– А может ли «золотое правило нравственности» помочь в ситуации, о которой мы прочитали на с. 34?
– Что же делать Антошке, как разрешить ситуацию? Нельзя же оставлять поступок Илюши без объяснений? По «золотому правилу нравственности», что бы следовало сделать Антошке? Примерьте на себя. (Не кричать, не обижать Илюшу. Например, сказать: «Как ты сегодня быстро всё закончил, только случайно мусор разбросал».)
– Рассмотрим, что может произойти дальше.
Лучше, если развитие ситуации будут моделировать учащиеся.
– Вот Илюша сидит в раздевалке, уже надевает уличные ботинки. Тут прибегает Антошка со словами: «Илюха, ты что? Вернись в класс, ты после себя мусор на полу оставил!» Как отреагирует Илюша? Примерьте на себя.
– Дальше возможны два варианта. Илюша скажет: «Ой, извини, я сейчас тороплюсь, убери за меня, а завтра я за тебя!» Ситуация разрешена?
– Но может же быть и иначе. Илюша может просто отказаться и уйти.
– А если воспользоваться «золотым правилом нравственности»? Что вы посоветуете Антошке? Что он должен сделать?
Работа с иллюстрацией на с. 35.
– Объясните, сработало ли «золотое правило нравственности» в ситуации, изображённой на картинке. (Да, сработало. Девочка опоздала на встречу, но извинилась за это.)
– Обратите внимание, что опоздавшая девочка бежит, искренне просит прощения (может быть, что-то произошло по дороге) и положила руку на сердце, то есть сожалеет, что заставила подругу ждать.
– Согласитесь, что в жизни встречаются подобные ситуации, но люди часть теряются и ситуации остаются неразрешёнными.
– А что написано об этом в тексте учебника?
– Посмотрите на рисунок на с. 36.
– Что можно сказать о поступке, который изображён? Вы согласны с таким поведением?
– Прочитайте подписи под картинками. (Преступление. Справедливое наказание.)
– К чему приведёт поступок? Как будет справедливо наказан человек?
– Должен ли человек испытывать какие-то чувства, совершив настолько плохой поступок?
VI. Выполнение продуктивных заданий по теме.
Работа в группах:
Задание 1.
Придумайте и обыграйте ситуации:
-ребенок, нарушивший какой-то родительский запрет и заслуживший наказание;
-преступник, осужденный по закону;
-нищий, очень непривлекательный с виду, но замерзающий и голодный.
-ребенок взял из портфеля деньги
-мальчик, играя на перемене, проломил стену
Показав свою сценку, сформулируйте суждение о том, почему на Руси всегда приветствовался человек, оказавший ближнему милость, т.е. милосердие
(Слайд 8)
Задание 2. Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию.
Подать милостыню; прощать от сердца обиды; накормить голодного; дать из-за боязни показаться другим жадным; предупредить об опасности; подарить то, что самому негоже; утешить печального, плачущего; не мстить за зло; напоить жаждущего; дать в обмен на что-то; одеть бедного; сделать доброе ради похвалы или благодарности; помочь немощному по хозяйству; отдать игрушку брата; поделиться последним куском хлеба; творить добро не на показ; посетить больного; дать добрый совет.
(Слайд 9)
Вопросы к учащемуся (начало формирования алгоритма самооценки).
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось ли тебе выполнить работу?
– Ты выполнил всё правильно или были недочёты?
– Ты сделал всё сам или с чьей-то помощью?
– Сейчас мы вместе с ... (имя учащегося) учились оценивать свою работу.
Личностные результаты
1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.
2. Ориентирова
ться в нравственном содержании и смысле своих и
чужих поступков.
Познавательные УУД
1. Извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков).
2. Строить речевое высказывание в устной форме.
3. Делать выводы на основе анализа объектов.
4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.
Регулятивные УУД
1. Определять цель деятельности на уроке.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Принимать и сохранять учебную задачу.
4. Планировать свои действия.
VII. Итог урока. Рефлексия.
В завершении урока учащиеся заполняют лист самооценки.
(Слайд 10)
Получается ли проявлять справедливость и милосердие в жизни?
Всегда получается
Иногда
Не получается
VIII. Домашнее задание.
(Слайд 11)
– Подумайте над проектом, который мы условно назовем «Эра милосердия». Вот вам несколько тем:
-предложите социальную рекламу по нашей теме «Спешите делать добро!», которую можно разместить в транспорте, библиотеке, на улице, в кино, предложить на телевидении.
-подберите пословицы, поговорки, афоризмы о справедливости и милосердии.
-подберите стихи, фрагменты из фильмов. Можете подобрать и обсудить примеры немилосердных поступков и героев для обсуждения темы.
Коммуникативные УУД
1. Слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
Используемые источники
Р.Н. Бунеев, Д.Д. Данилов, И.И. Кремлёв Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. 4 класс. – М.: Баласс, 2012. (Образовательная система 2100)
Уроки этики в современной школе / авт.-сост. Т.Х. Дебердеева, Е.А. Морозова; отв. ред. А.В. Гаврилин. - Владимир: ОГУ ДПО «ВИПКРО», 2010. - 194 с. - (Научно-методическая серия «Новые ценности образования»).
Электронные ресурсы:
http://www.gumer.info/bogoslov – электронная библиотека
http://ihtik.lib.ru/– электронная библиотека
http://www.lib.ru – электронная библиотека
http://ethicscenter.ru – электронная библиотека
http://www.filosof.historic.ru– электронная библиотека
http://www.cinema.mosfilm.ru – он-лайн кинотеатр киноконцерна «Мосфильм»
http://www.svetlana-kopylova.ru/multymedia-clip.html
http://www.tvkultura.ru – официальный сайт телеканала «Культура»
http://www.virtualrm.spb.ru – портал проекта «Русский музей: виртуальный филиал»
http://www. slovari.yandex.ru – энциклопедические и словарные статьи
http://mon.gov.ru – Министерство образования и науки РФ
http://kuraev.ru/smf/index.php?topic=321778.0
http://imk-bor.ucoz.ru/Docks/ORKSE/metodika_raboty_s_tekstami_na_urokakh_orkseh.pdf
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории религия:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ