Конспект урока по ОРКСЭ "Как христианство пришло на Русь"
ФИО: Кузьмичева Наталья Александровна
МАОУ СОШ №113, г. Челябинск
Учитель ИЗО И МХК
Конспект урока по курсу «Основы православной культуры»
Тема: Как христианство пришло на Русь.
Ключевые понятия: Церковь, Крещение, Святая Русь, спасение души.
Цели урока: заложить представление о значимости для нашего Отечества Крещения, принятия православия, этапа, с которого началось качественно иное развитие личности, нашей государственности и культуры.
Задачи:
Узнать о том, когда и зачем Русь была крещена;
Почему выбрали именно православную веру;
Что такое крещение, как оно изменяет жизнь человека;
Узнать о деятельности просветителей славян Св. Кирилла и Мефодия;
Познакомиться с началами славянской азбуки;
Ход урока:
№ п/п
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Время
1.
Организа
ционный
Приветствие, знакомство с темой урока. Что нам нужно для этого узнать?
Формулировка задач, когда и где это произошло, кто окрестил Русь, зачем это было нужно,
1-2 мин.
2.
Выявление восприятия, мотивация к деятельности
Что нам всегда помогает в учении, где можно найти ответы на многие вопросы? В книгах. Обратимся к книге, точнее к древней летописи «Повести временных лет», где Нестор – летописец нам рассказал об этом. Рассказ о князе Владимире. Анализ портрета Владими ра - язычника
Поиск ответа на вопросы. Запись в тетрадь даты крещения Руси. Анализ портрета князя Владимира – язычника.
3-4 мин
3.
Работа с текстом в группах
Прочитайте текст, обсудите в паре и попробуйте ответить на вопрос, почему на Руси было принято именно православие.
Прочитать текст, обсудить в паре ответ на вопрос, выбрать того, кто будет высказывать общее мнение
6 – 7 мин.
4.
Работа с текстом учебника
Прочитать текст учебника на стр.59 и ответить на вопрос: измени лось ли поведение князя Владимира почему народ назвал его Красное Солнышко.
Что изменило жизнь князя Владимира? Что такое крещение?
Прочитать текст, найти ответы на вопросы. Запись в тетради определение крещения
5 – 7 мин.
5.
Знакомство с церковно - славянской азбукой
Посмотрите на картину в учебнике на стр.61. Почему дети читают, стоя на коленях. Рассказ о Св. Кирилле и Мефодии и славянской азбуке
Рассматривают картину и отвечают на вопросы. Запись в тетради имён учителей славян.
3 – 5 мин.
6.
Физминутка
Учитель раздаёт буквы, составляю щие слово «Православие»
Дети составляют слова из данных букв, выходя к доске
3 – 4 мин.
7.
Практическая работа
Учитель раздаёт разлинованные листы и образец написания славянских букв
Дети записывают славянскими буквами фразу «Я умею читать». Работают фломастерами
10 – 15 мин
8.
Итог урока
Читаем текст А.Солженицина из учебника Стр.60
Читаем текст А.Солженицина из учебника Стр.60
3- 4
10.
Рефлексия и дом. задание
Что же дала нашей стране православная культура? Д/з Вопросы и задания на стр.61
Воспроизводят все новые понятия этого урока. Запись Д/З в тетрадь
2-3 мин.
Событие Крещения Руси, произошедшее в 988 году, стало знаковым для нашего народа. Памятники письменности, например, встречались на Руси и до 10 века. Но широкое освоение письменности, рождение качественно новой культуры, произошло именно после Крещения Руси.
До Крещения племена и народы, населявшие Русь, были язычниками. Главной особенностью языческой религии является многобожие. Славяне-язычники обожествляли живую природу и поклонялись богам ветра, грома, молнии, домашнего очага и другим. Крестившись, наши предки стали православными христианами. А поскольку православие языческая Русь унаследовала из Византии, то вместе с христианством русичи унаследовали и высокоразвитую византийскую культуру. Главным в православии являлось обозначение ведущего смысла человеческой жизни. В чем смысл и назначение человеческой жизни? Наверное, разные люди ответили бы на этот вопрос по-разному, а вот недавно крестившиеся неграмотный крестьянин-смерд и высокородный князь ответили бы на этот вопрос одинаково: «Спасение». Для них было ясно, что целью кратковременной земной жизни является спасение души. Человек призван пройти нелегкий земной путь и спасти свою бессмертную душу.
Крестившийся русский мир скрепляли, обеспечивали духовную цельность Вера, Христос, Евангелие. Представим мысленно церкви, купола, увенчанные крестами. Вокруг церквей располагались различные постройки – это была окрестность, то есть то, что расположено около, вокруг креста. Церковь, как Христов корабль, была в центре жизни. Все главные события в жизни человека были связаны с церковью: человек крестился, становился прихожанином церкви, исповедовался, причащался, венчался, здесь его отпевали, провожая в вечную жизнь. Храм, молитва, церковные таинства стали основой жизни. Все мирские, земные дела были пронизаны чаянием спасения души. Наши предки спасались не только через храмовое, но и домашнее благочестие. И в домашнем укладе все было оцерковлено, освящено молитвой.
На Русь, в 10 веке принявшей христианство, вера пришла вместе с недавно возникшим церковнославянским языком, родственным древнерусскому. Этот язык был создан святыми братьями Кириллом и Мефодием специально для перевода Евангелия и богослужебных книг. Церковнославянский язык обогатил древнерусский язык такими словами, как истина, разум, пространство, вечность, вселенная, милосердие, благодать и другими. Литературный язык совершенствовался и приобрел славу одного из наиболее развитых языков средневековья
Одним из ярких достижений новой культуры была книга. Книга была окружена на Руси особым почитанием: книга говорила о деятельной любви к родине, к ближнему, воспитывала чувство ответственности каждого за всех. Описывая окружающий мир, древнерусские авторы не уставали удивляться красоте и мудрости мироустройства, призывали к творческому созиданию, устроению, благоукрашению данного Богом природного мира.
Для учителей приведем высказывание церковного историка А.В. Карташова: «Сам князь Владимир, когда-то неистовый язычник, стал совершенно другим человеком и правителем. За 25 лет своего христианского правления он не только крестил русичей, но и сумел воплотить евангельское благовестие в общественную жизнь. Святого Владимира теперь именовали «ласковым князем» и «красным солнышком». Его любил бедный люд как справедливого судью и защитника. Князь завоевал сердца своих современников, особенно простого народа сказочной щедростью. Он устраивал пиры для бедных каждое воскресенье, щедро оделял милостыней нищих и убогих. Это была впервые осуществляемая на Руси социальная помощь. Владимир действовал как христианин и как князь-государственник, понимавший, что в его попечении нуждается простой люд. На примере святого равноапостольного князя Владимира мы убеждаемся в том, что под влиянием веры безжалостный эгоизм, жестокость уступили место любви и милосердию».
Важно подчеркнуть, что князь Владимир стал зачинателем осуществления программы социальной помощи, милосердия на Руси. А также мысль о том, что под влиянием христианской истины человеческий эгоизм может «свернуться» и отступить, замещаясь лучшими качествами человека.
Подводим итоги
Подведите итоги урока: какую роль сыграло Крещение Руси для нашего Отечества.
Домашнее задание: прочитать текст, ответить на вопросы на странице 61.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории религия:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ