Рабочая программа и календарно – тематическое планирование по основам религиозных культур и светской этики для 4 класса (модуль « Основы православной культуры)
МБОУ Краснопоймская средняя общеобразовательная школа
«Согласовано» « Согласовано» «Утверждаю»
Руководитель ШМО Зам директора по УВР: Директор школы:
_________/Машкова А.Б./ _______/ М. Е.Белова/ ________/ Л. В. Седова /
Рабочая программа и календарно – тематическое планирование по основам религиозных культур
и светской этики для 4 класса
(модуль « Основы православной культуры)
« УМК Школа России»
Базовый уровень
учителя начальных классов
Ериной Елены Викторовны
Рассмотрено на заседании ШМО
Протокол №1 от 30 августа 2013 г
2013 – 2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу « Основы православной культуры» для 4 класса составлена на базе образовательной программы НОО МБОУ Краснопоймской СОШ, в соответствии Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, с возможностями УМК Школа России, авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики». А.Я.Данилюк «Просвещение», 2010.
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.
В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Цели
Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные куль турологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса
Задачи
- знакомство обучающихся с основами православной культуры
- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе,
-формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.
Актуальность
Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:
общая историческая судьба народов России; единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.
Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:
ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель — воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;
педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;
системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);
Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.
Содержание учебного предмета
« Основы религиозных культур и светской этики
(основы православной культуры)»
4- класс
Урок №1. Россия – наша Родина
Урок №2. Культура и религия
Урок №3. Бог и человек в православии
Урок №4. Православная молитва
Урок №5. Библия и Евангелие
Урок №6. Проповедь Христа
Урок №7. Христос и Его Крест
Урок №8. Пасха
Урок №9. Православное учение о человеке
Урок №10. Совесть и раскаяние
Урок №11. Заповеди
Урок №12. Милосердие и сострадание
Урок №13. Золотое правило этики
Урок №14. Храм
Урок №15. Икона
Урок №16. Творческие работы учащихся
Урок №17. Подведение итогов
Урок №18. Как христианство пришло на Русь
Урок №19. Подвиг
Урок №20. Заповеди блаженства
Урок №21. Зачем творить добро?
Урок №22. Чудо в жизни христианина
Урок №23. Православие о Божием суде
Урок №24. Таинство Причастия
Урок №25. Монастырь
Урок №26. Отношение христианина к природе
Урок №27. Христианская семья
Урок №28. Защита Отечества
Урок №29. Христианин в труде
Урок №30. Любовь и уважение к Отечеству
Урок №31. Творческие работы учащихся
Урок № 32. Подведение итогов
Урок № 33. Жизнь современной православной церкви.
Урок № 34. Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия».
Требования к уровню подготовки за курс начальных классов
На уроках по основам религиозных культур и светской этики (основы православной культуры) должны быть объяснены следующие понятия: религия, культура, православие, высшие нравственные ценности: добро, совесть, справедливость, раскаяние, милосердие, сострадание.
В результате обучения в рамках этого курса у учащихся должны сформироваться мотивации к уважению своих собственных культурных и религиозных традиций, а также к уважительному диалогу с представителями других культур и мировоззрений, знания истории Отечества, истории православной культуры.
В результате освоения данного курса школьниками должны быть усвоены следующие смыслы:
каждая культура имеет собственный контекст и свою логику,
ни одна культура не может быть лучше другой,
каждая культура обладает значимым для развития человечества ценностным содержанием.
Учебно – методическое обеспечение
Кураев А. В. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. 4-5 классы. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений – Москва «Просвещение», 2013.
Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. Методические рекомендации для учителей. Г.Чебоксары «Новое время», 2010.
Электронное приложение к уроку
Тематическое планирование
(1 ч в неделю, 34 учебных недели)
№
а/а
Тема урока
Требования к уровню подготовки учащихся
Элементы содержания
Что вы узнаете
Тип урока
Используемые ресурсы
Домашнее задание
По плану
Фактически
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
Россия – наша родина
Знать:
-Что такое духовный мир человека
-Что такое культурные традиции и для чего они существуют
Богатство России. Малая Родина.
.Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. Духовные традиции.
Комбинированный урок
Программа
комплексного
учебного
курса
«Основы
религиозных
культур и
светской
этики».Электронное приложение к учебнику. Урок № 1
С. 4-5 вопросы
06.09
2
Православие и культура
Знать: Как человек создает культуру.
-О чем говорит религия
- Знакомятся с историей
возникновения и
распространения
православной культу-
ры.
Родина. Христианство. Православие. Культура. Религия.
Урок изучения нового материала
Программа
комплексного
учебного
курса
«Основы религиозных
культур и светской
этики».Электронное приложение к учебнику. Урок № 2
С. 6-7 вопросы
13.09
3
Отношения Бога и человека в православии
Знать :
-Какие дары бог дал человеку
-Как вера в Бога может влиять на поступки людей
Знать:
Что такое православие
-Что значит слово «благодать»
-Кто такие святые
-О молитве «Отче наш»
Знакомятся сосновами
духовной традиции
православия.
Бог. Творец. Мир. Культура. Православная культура. Любовь
. Урок изучения нового материала
Программа
комплексного
учебного
курса
«Основы
религиозных
культур и
светской
этики».Электронное приложение к учебнику. Урок № 3
С.8-11 Задания
20.09
4
Православная молитва
- Священное писание. Священное предание. Православие. Молитва. Молитва- славословие. Благодать.
Урок изучения нового материала
Учебное
пособие
«Основы
православной
культуры».Электронное приложение к учебнику. Урок № 4
С.12-15 вопросы
27.09
5
Библия и Евангелие
Знать: -
Кто такие христиане
- Что такое Библия
- Что такое Евангелие
Священное Писание.
Знакомятся с определениями
основных понятий
православной
культуры.
Библия. Евангелие. Ветхий Завет. Новый Завет. Христианин. Откровение.
Урок изучения нового материала
Учебное
пособие
«Основы
православной
культуры».Электронное приложение к учебнику. Урок № 5
С.16-19 вопросы
04.10
6
Проповедь Христа
Знать: -
Чему учил Христос
-Что такое Нагорная проповедь
-Какое сокровище нельзя украсть
Вера. Нагорная проповедь. Православие. Христиане.
Учатся устанавливать
взаимосвязь между
религиозной
(православной)
культурой и
поведением людей
Урок изучения нового материала
Учебное
пособие
«Основы
православной
культуры».Электронное приложение к учебнику. Урок № 6
С.20-23 задания
11.10
7
Христос и Его Крест
Знать: -
-Как Бог стал человеком
-Почему Христос не уклонился от казни
-Символику креста
Знать: -
Что воскресенье не только день недели
-Что такое Пасха
-Как празднуют Пасху
Учатся устанавливать
взаимосвязь между
религиозной
(православной)
культурой и
поведением людей
Православная культура. Воплощение. Рождество Христово. Боговоплощение. Жертва Христа. Голгофа. Распятие. Символика креста.
Урок изучения нового материала
«Основы
религиозных
культур и светской
этики». Книга
для учителя.
Справочные
материалы
для общеобразовательных
учреждений .Электронное приложение к учебнику. Урок № 7
С.24-27 вопросы
18.10
8
Пасха
Русская пасха. Пасха Христова. Пасхальная полночь. Пасхальный гимн. Пасхальное яйцо.
Комбинированный урок
«Основы
Религиозных культур и светской этики». Книга для учителя.
Справочные материалы
ДЛЯ общеобразо-
вательных учреждений Электронное приложение к учебнику. Урок № 8
25.10
9.
Православное учение в человеке
Знать:
-Чем бог одарил человека
- Когда болит душа
- Что такое «образ Божий»
Душа. Тело.
Знать:
О подсказках совести
- Как исправлять ошибки
Знать:
Что общего у убийства и воровства
- Как зависть гасит радость
Знакомятся с
описанием основных
содержательных
составляющих
священных книг,
описанием священных сооружений,
религиозных
праздников и святынь
православной
культуры.
Урок изучения нового материала
«Основы
религиозных
культур и светской
этики». Книга для учителя.
Справочные
материалы
ДЛЯ общеобразо-
Вательных учреждений Электронное приложение к учебнику. Урок № 9
С.32-35 вопросы
08.11
10.
Совесть и раскаяние
Раскаяние. Совесть
Комбинированный урок
«Основы
религиозных
культур и светской
этики». Книга для учителя.
Справочные
материалы
для общеобразовательных
учреждений Электронное приложение к учебнику. Урок № 10
С.36-39 вопросы
15.11
11.
Заповеди.
Заповеди. Моисей.
Урок изучения нового материала
«Основы
религиозных
культур и светской
этики». Книга
для учителя.
Справочные
материалы
для общеобразовательных
учреждений Электронное приложение к учебнику. Урок № 11
С.40- 41 задания
22.11
12.
Милосердие и сострадание.
Знать:
Чем милосердие отличается от дружбы
- Кого называют «ближним»
- Как христианин должен относиться к людям
Самарянин. Милосердие. Сострадание. Милостыня.
Комбинированный урок
«Основы
религиозных
культур и
светской
этики».
Электронное приложение к учебнику. Урок № 12
С.42-45 вопросы
29.11
13.
Золотое правило.
Знать:
- Главное правило человеческих отношений
- Что такое неосуждение
Зн
ать:
Грех. Неосуждение
. Урок изучения нового материала
«Основы
религиозных
культур и
светской
этики».
Электронное приложение к учебнику. Урок № 13
С.46-47 вопросы
06.12
14.
Храм
Знать:
Что люди делают в храмах
- Как устроен православный
- Почему икона так необычна
- Почему изображают невидимое
Знать: - Почему икона так необычна
- Почему изображают невидимое
Икона. Благословение.
Иконостас. Алтарь
Знакомятся с
устройством храмов
Урок экскурсия
«Основы
религиозных
культур и
светской
этики».
Электронное приложение к учебнику. Урок № 14
С.48-51 задания
13.12
15.
Икона
Икона. Святые. Лик. Нимб. Молитва.
Знакомятся с
описанием основных
содержательных
составляющих
священных книг,
описанием священных сооружений,
религиозных
праздников и святынь
православной
культуры.
Урок изучения нового материала
Электронное приложение к учебнику. Урок № 15
С.52-55 вопросы
20.12
16.
Творческие работы учащихся.
Знать:
значение
православной культуры
в жизни людей, общества.
Знать:
значение
православной культуры
в жизни людей, общества.
Учатся излагать своё мнение
по поводу значения
православной культуры
в жизни людей, общества.
Электронное приложение к учебнику. Урок № 16
Сочинение
17.01
17.
Подведение итогов
Преподобный.
Святитель.
Электронное приложение к учебнику. Урок № 17
С.57 задания
24.01
18
Знать:
Что такое Церковь
Что такое крещение
Православие, церковь, Крещение, Святая Русь
Комбинированный урок
географическая карта, мультимедиа проектор, иллюстрации: храм Софии в Константинополе, памятник Владимиру в Киеве, икона Крещения Христа, картина Виктора Васнецова «Крещение Руси»
С,58- 61 вопросы
31.01
19
Знать: что такое подвиг, о человеческой жертвенности
Подвиг, жертва, подвижник
Урок изучения нового материала
мультимедиа проектор, Эл. пособие «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры»
С.62-63 вопросы
07.02
20
Знать:
Когда христиане бывают счастливы, как плач может обернутся радостью, когда сердце бывает чистым
Нищие духом, Царство Небесное, миротворец кротость, милость, зависть, чистота сердца
Комбинированный урок
мультимедиа проектор
Эл. пособие, Евангелие, Библия
С.64- 67 задания
14.02
21
Знать:
Как подражают Христу, чему радуются святые
Самоотверженность, духовная радость
Урок изучения нового материала
мультимедиа проектор
иллюстрации: «Мучения апостола Петра» Микеланджело Караваджо, «Мучения апостола Андрея» Рибера Хусепе
С.68-69 вопросы
21.02
22
Знать:
О Святой Троице, о христианских добродетелях
Чудо, доброделание, добродетель
Комбинированный урок
Эл. пособие, иллюстрации
Владимирская Богоматерь , Владимирская Богоматерь. Фрагмент
С.70- 71 вопросы
28.02
23
Знать:
Как видеть в людях Христа, о том, что христиане верят в бессмертие
Божий суд, бессмертие
Урок изучения нового материала
Эл. пособие, иллюстрации:
С.72-75 задания
07.03
24
Знать:
Как Христос передал Себя ученикам, что такое Причастиеи церковное таинство
Православные таинства, Причастие, Миропомазание, исповедь
Комбинированный урок
Эл. пособие, иллюстрации: «Леонардо да Винчи. Тайная вечеря, 1495—1497», «Гюстав Доре. Тайная вечеря»
С.76-79 вопросы
07.03
25
Знать:
Почему люди идут в монахи, от чего они отказываются
монах, монастырь, призвание, послушание
Комбинированный урок
Эл. пособие, иллюстрации «Успенский собор», «Колокольня», презентация «Монастыри»
14.03
26
Знать:
Что делает человека выше природы, какую ответственность несет человек за сохранение природы
экология, ковчег
Урок изучения нового материала
Эл. пособие, иллюстрации:
«Св. Герасим и лев. Русская икона. XVII-XVIII в.» , «Сотворение рыб, пресмыкающихся и птиц. Мозаика собора в Монреале. XII в.»
С.84-85 задания
21.03
27
Знать:
Что такое венчание, обручальное кольцо
Семья, ценности, любовь, венчание, семейные традиции
Комбинированный урок
Эл. пособие, иллюстрации: «Павел Федотов. Сватовство майора. Государственная Третьяковская Галерея», «Адам впервые видит Еву. Мозаики собора в Монреале. XII в.»
С.86-87 вопросы
04.04
28
Знать:
Когда война бывает справедливой, святых защитников Родины
Отечество, любовь, уважение, патриотизм, народ
Комбинированный урок
Эл. пособие, иллюстрации: «Памятник Петру I. Санкт-Петербург», «Памятник А. В. Суворову (1801 г.). Санкт-Петрбург», видео «Герои войны», «Битва за Москву»
С.88-91 вопросы
11.04
29
Знать:
О первом грехе людей, какой труд напрасен
Иконописец, райский сад, мудрость, трудиться в поте лица
Урок изучения нового материала
Эл. пособие, иллюстрация: «Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня. XVI в.»
С.92-93 вопросы
11.04
30
Знать :
Духовные традиции России
Отечество, любовь, уважение, патриотизм, народ
Комбинированный урок
Эл. пособие, символика России, карта России, иллюстрация «Могила Неизвестного Солдата и Вечный Огонь», презентация
С.94-95 вопросы
18.04
31
Творческие работы учащихся
Знать значение духовных традиций России
Учатся излагать своё мнение по поводу значения православной культуры
в жизни людей, общества.
Комбинированный урок
интернет-ресурсы для подготовки творческих работ
http://lib.pstgu.ru/icons/, http://pravolimp.ru
http://zakonbozhiy.ru, http://azbyka.ru/tserkov/
Творческие работы детей
сочинение
25.04
32
Подведение итогов
Знать значение духовных традиций России
Духовные традиции России
Комбинированный урок
Стихи о Родине
02.05
33
Жизнь современной православной церкви
Знать традиции православной церкви
ТРАДИЦИИ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ
Комбинированный урок
Подготовить проект
16.05
34
Презентация творческих проектов на тему
« Диалог культур во имя
гражданско
го мира
Знать как представить свой проект
Комбинированный урок
23.05
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории религия:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ