Рабочая программа по ОРКСЭ 4 класс Модуль «Основы светской этики»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Красномаяковская средняя общеобразовательная школа»
Согласовано: Согласовано: Утверждаю:
Руководитель МО Зам.директора по УВР МБОУ Директор МБОУ
_________/Л.П.Овчеренко/ «Красномаяковская СОШ» «Красномаяковская СОШ»
____________ /И.А.Толстихина/ __________ /В.А.Кожеко/
Рабочая программа
по основам религиозных культур и светской этики
(модуль «Основы светской этики»)
для 4 класса
уровень базовый
Программу составил учитель:
Л.Н.Протасова
п. Красный Маяк
Программа разработана в соответствии с государственным образовательным стандартом, концепцией духовно – нравственного воспитания, программой «Основы религиозных культур и светской этики», одобренной Федеральным экспертным советом и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации) и учебным планом ОУ.
В современном обществе востребован высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации - в этой связи особо актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы светской этики».
Цель курса – формирование у младших школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных традиций многонационального народа России и уважении к ним.
Достижение поставленной цели возможно через решения следующих задач:
формировать первоначальные представления обучающихся основам светской этики.
развивать представления младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.
обобщить знания, понятия, представления о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и сформировать у них ценностно – смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.
В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, могут быть выделены следующие методы:
Метод моральных дилемм и дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов. Предлагается на основе анализа и доказательств правомерности поведения «героя» выбрать различные варианты ответов. Метод дает возможность школьникам сделать впоследствии самостоятельный выбор в реальных жизненных ситуациях.
Эвристические методы – методы и приемы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового. Позволяют развивать способности человека, вырабатывать новые продуктивные идеи или их сочетания, получать оригинальные и целенаправленные результаты в соответствующей области.
Исследовательский метод – организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.
Проектирование – особый вид деятельности, сочетающий индивидуальную самостоятельную работу с групповыми занятиями, в результате которого школьники создают конечный продукт их собственного творчества, учатся анализировать ситуацию, выделять проблему, формулировать ожидаемые результаты, ставить задачи, находить оптимальный способ решения проблемы, составлять план действий, учитывать потенциальные ресурсы и превращать их в реальные, проводить исследования, оценивать и анализировать свою работу, соотносить полученные результаты с ожидаемыми.
В 4-м классе к эвристическим методам добавляются элементы исследовательской деятельности (в виде простейших заданий по наблюдению и изучению основ светской этики и рассмотрению простейших классических религиозных текстов), а также делаются первые шаги к организации дискуссий (первоначально в виде коротких обсуждений тем, которые в большей степени затрагивают повседневную жизнь школьника). Акцент в образовательной деятельности школьников ставится на понимание происходящих в обществе процессов. Делаются первые шаги в области проектной деятельности учащихся.
Из всего арсенала существующих разнообразных форм, методов и вариантов проведения уроков, занятий, следует выбирать соответствующие особенностям и запросам современных школьников 4-х классов, а именно:
эвристические беседы;
различные виды дискуссий (дебаты, диспуты, панельные дискуссии, дискуссия по типу «Аквариум» и т.д.);
учебные и социальные проекты;
уроки-экскурсии;
деловые и ролевые игры;
практикумы;
различные викторины и другие конкурсные события;
творческие мастерские.
Учебно-тематический план
№
темы
Тема
Кол-во
часов
I.
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы жизни человека и общества.
1ч
Россия - наша Родина.
II.
Основы светской этики
15 ч
Что такое светская этика?
1ч
Мораль и культура
1ч
Особенности морали
1ч
Добро и зло
1ч
Добро и зло
1ч
Добродетели и пороки
1ч
Свобода и моральный выбор человека
1ч
Свобода и ответственность
1ч
Моральный долг
1ч
Справедливость
1ч
Альтруизм и эгоизм
1ч
Дружба
1ч
Что значит быть моральным?
1ч
Творческие работы учащихся.
1ч
Презентация творческих работ.
1ч
III.
Этика и ее значение в жизни
человека
12ч
Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества
1ч
Нравственный поступок
1ч
Золотое правило нравственности.
1ч
Стыд, вина и извинение.
1ч
Честь и достоинство.
1ч
Совесть.
1ч
Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы
1ч
Джентльмен и леди
1ч
Образцы нравственности в культуре Отечества
1ч
Этикет
1ч
Жизнь человека – высшая нравственная ценность
1ч
Семейные праздники
1ч
IV.
Духовные традиции многонационального народа России
2ч
Любовь и уважение к Отечеству.
1ч
Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
1ч
V.
Творческие проекты
4ч
Подготовка творческих проектов.
1ч
Выступление учащихся со своими творческими работами:
«Что такое этика?»
1ч
Выступление учащихся со своими творческими работами:
«Мое отношение к миру»,
«Мое отношение к людям»,
«Мое отношение к России»,
«С чего начинается Родина»,
«Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)» и т.д.
1ч
34-35.
Презентация творческих проектов
2ч
Всего
35ч
Содержание изучения модуля
Введение. (1ч)
Россия – наша Родина.
Основы светской этики (15ч)
Что такое светская этика? Мораль и культура. Особенности морали. Добро и зло. Добродетели и пороки. Свобода и моральный выбор человека. Свобода и ответственность. Моральный долг. Справедливость. Альтруизм и эгоизм. Дружба. Что значит быть моральным? Творческие работы учащихся. Презентация творческих работ.
Этика и ее значение в жизни человека (12ч)
Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества. Нравственный поступок. Золотое правило нравственности. Стыд, вина и извинение. Честь и достоинство. Совесть. Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы Джентельмен и леди. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Этикет. Жизнь человека – высшая нравственная ценность. Семейные праздники.
Духовные традиции многонационального народа России (2ч)
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм.
Творческие проекты (4ч)
В модуле «Основы светской этике» учащиеся познакомятся с системой гуманистических ценностей, с историей возникновения морали, её значением для жизни человека. Второй раздел завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами.
Освоение школьниками учебного содержания должно обеспечить:
понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества.
формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям и их представителям.
знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России.
укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Организация духовно-нравственного развития и воспитания, учащихся начальной школы в перспективе достижения национального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
воспитание нравственных чувств и этического сознания.
воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (зкологическое воспитание)
воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений
об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)
В учебном плане на изучение курса «Основы светской этики» отводится 34 часа (1 час в неделю).
В модуле «Основы светской этике» учащиеся познакомятся с системой гуманистических ценностей, с историей возникновения морали, её значением для жизни человека. Второй раздел завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами.
В результате изучения модуля обучающийся должен знать/ уметь:
Основные понятия светской этики;
Значение этики в жизни человека.
Образцы нравственности в культурах разных народов.
Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
Уметь:
Излагать своё мнение по поводу значения светской этики в жизни людей и общества.
Соотносить нравственные формы поведения с нормами поведения культур разных народов.
Строить толерантные отношения в обществе.
Применять полученные знания в социуме.
Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения творческих заданий.
Участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свои мнения ,готовить сообщения по выбранным темам.
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, воспитание доверия и уважения к истории и культуре народов;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
-развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
-воспитание доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
-развитие навыков сотрудничество с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
-наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным ценностям:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления.
Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности.
Адекватное использование речевых средств информационно- коммуникативных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач.
Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.
Овладение навыком смыслового чтения текстов различных стилей и жанров осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации.
Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Определение общей цели и путей её достижения; умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России.
Знакомство с основами светской морали, понимание её значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе.
Формирование первоначальных представлений о светской этике и роли в истории современной России.
Осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Календарно-тематическое планирование
№ темы
Тема
К-во часов
Тип урока
Основные термины и понятия
Виды деятельности
Дата
план
факт
I.
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества
1
Урок изучения нового материала
смешанный урок
Россия - наша Родина.
1
Урок изучения нового материала
смешанный урок
Россия, родина, патриот, отечество, столица, президент, государственные символы
беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
II.
Основы религиозных культур и светской этики.
Часть I.
16
Что такое светская этика?
1
Урок усвоения новых знаний
Комбинированный урок
культура, мораль, этика
беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Мораль и культура.
1
Урок совершенствования знаний, умений и навыков
мораль, культура
беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, подготовка вопросов по содержанию текста, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Особенности морали.
1
Урок совершенствования знаний, умений и навыков
культура, материальная культура, духовная культура, мораль
беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Добро и зло.
1
Урок усвоения новых знаний
Комбинированный урок
добро и зло как основные этические понятия
беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Добро и зло.
1
Урок усвоения новых знаний
Комбинированный урок
Добро, зло, гуманность
беседа, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Добродетели и пороки.
1
Урок усвоения новых знаний
Комбинированный урок
Добро, зло, добродетель, порок
беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа
Добродетели и пороки.
1
Урок усвоения новых знаний
Комбинированный урок
Добродетель, порок, чувство собственного достоинства
беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с семьи членами, подготовка рассказа
Свобода и моральный выбор человека.
1
Урок усвоения новых знаний
Комбинированный урок
Свобода. Моральный выбор. Ситуация морального выбора. Моральный конфликт
беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка рассказа
Свобода и ответственность.
4
Урок усвоения новых знаний
Комбинированный урок
Ответственное поведение. Свободный выбор личности. Отношения ответственности
беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка рассказа
Моральный долг.
1
Урок изучения нового материала. Комбинированный
Моральный долг. Моральная обязанность
беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Справедливость.
1
Урок изучения нового материала. Комбинированный
Справедливость. Моральные правила справедливого человека.
беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка рассказа
Альтруизм и эгоизм.
1
Урок изучения нового материала. Комбинированный
Эгоизм. Альтруизм. Разумный эгоизм
беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Дружба.
1
Урок совершенствования знаний, умений, навыков.
Добродетельные отношения. Дружба.
беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка к написанию рассказа
Что значит быть моральным?
1
Урок систематизации знаний. Урок-диспут.
Добро и зло. Добродетель. Свобода. Моральный выбор. Моральные нормы.
беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи, подготовка к написанию рассказа.
Творческие работы учащихся.
1
Урок обобщения знаний, умений и навыков
Творческая самостоятельная работа учащихся
Подведение итогов.
1
Урок обобщения знаний, умений и навыков
выставка творческих работ
III.
Основы религиозных культур и светской этики.
Часть II.
Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества.
1
Урок изучения нового материала
смешанный урок
Род. Семья. Фамилия. Родословная
беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи
Нравственный поступок.
1
Урок изучения нового материала
смешанный урок
Поступок. Нравственный поступок. Мотив. Цель поступка. Средства достижения цели. Действие. Результат.
беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Золотое правило нравственности.
1
Урок совершенствования знаний, умений и навыков
Золотое правило нравственности.
беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Стыд, вина и извинение.
1
Урок совершенствования знаний, умений и навыков
Стыд. «Ложный стыд». Вина. Раскаяние.
беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа с толковым словарем, подготовка творческой беседы с членами семьи
Честь и достоинство.
1
Урок совершенствования знаний, умений и навыков
Честь. Достоинство. кодекс чести
беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, работа с толковым словарем, подготовка творческой беседы с членами семьи
Совесть.
1
Урок совершенствования знаний, умений и навыков
Совесть. Стыд. Размышления. Чувства, Воля.
беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи
Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы.
1
Урок совершенствования знаний, умений и навыков
Богатырь. Рыцарь. Правила честного поединка.
беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Джентльмен и леди.
1
Урок совершенствования знаний, умений и навыков
джентльмен, леди
беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Образцы нравственности в культуре Отечества.
1
Урок совершенствования знаний, умений и навыков
нравственность, культура. Культура России. Патриот. Защитник Отечества. Коллективист.
беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Этикет.
1
Урок совершенствования знаний, умений и навыков
Этикет. Образец. Правила этикета.
беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, составление плана, подготовка творческой беседы с членами семьи
Праздники.
1
Урок совершенствования знаний, умений и навыков
Праздник. Подарок. Праздничный ритуал.
беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Жизнь человека – высшая нравственная ценность.
1
Комбинированный
Ценности. Жизнь человека. Уникальность, неповторимость жизни.
беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
IV.
Духовные традиции многонационального народа России
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.
1
Комбинированный
государство, гражданин, мораль, патриотизм, народ.
беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи
Подготовка творческих проектов.
1
Урок обобщения знаний, умений и навыков
Выступление обучающихся со своими творческими работами
1
Урок-подведение итогов изучения курса
Выступление обучающихся со своими творческими работами
Выступление учащихся со своими творческими работами
1
Урок-подведение итогов изучения курса
Выступление обучающихся со своими творческими работами
34-35.
Презентация творческих проектов
2
Урок-подведение итогов изучения курса
Презентации творческих проектов
Материально - техническое обеспечение
Интерактивная доска.
Компьютер, принтер, с выходом в Интернет.
Мультимедийное обеспечение.
Карты, схемы, таблицы.
Учебно - методическое обеспечение
«Основы светской этики» учебник для 4-5 класса четырёхлетней начальной школы/А. Я Данилюк. – Москва, Просвещение, 2010 год.
Программа « Основы религиозных культур и светской этики» для учителя/ А. Я. Данилюк, М., Просвещение, 2010 год.
Книга для родителей «Основы религиозных культур и светской этики» \ А.Я. Данилюк, М., Просвещение, 2010 год.
Книга для учителя «Основы религиозных культур и светской этики» для 4-5 классов/ В. А. Тишков, Т. Д. Шапошникова, М., Просвещение, 2010 год.
Электронное пособие «Основы светской этики», для 4- 5 класса (диск)
Дополнительные мультимедийные образовательные ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса.
« Урал, человек, истоки»/ Екатеринбург, Центр «Учебная книга» 2006- учебники и педагогический альмонах.
Обществознание «Я и общество» Практикум для 6 – 7 классов/ Е. В. Прямикова, Н. В. Веселкова, Н. В. Ершова, М., Издательский центр» Академия 2008 год.
Граждановедение 5-6кл.В. Соколов, М., НВЦ «Гражданин»1998год
Семейный праздники в воспитании школьников Родительские собрания в начальной школе/Ю.А.Вакуленко, Г. П. Попов, Р. Ш. Энсани, Издательство «Учитель»
«Это стоит запомнить» А. Дорохов, Москва 1961год
«Начала мудрости» 50 уроков о добрых качествах / А. Лопатина, М. Скребцова , «Амрита –Русь», 2004 год.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории религия:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ