Урок по ОРКСЭ "Альтруизм и эгоизм"
Тема урока: Альтруизм и эгоизм.
Цель урока: формирование у учащихся представлений об альтруизме и эгоизме.
Задачи:
Познакомить учащихся с основными понятиями: альтруизм и эгоизм, выявить положительные и отрицательные стороны этих понятий
Развивать кругозор учащихся, пополнить их словарный запас
Формировать коммуникативные умения работать в коллективе и группами
Воспитывать чувство сострадания другим людям, стремление делать благородные дела, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Результаты : личностные: данный урок позволит учащимся задуматься об отношении к окружающим людям, а в первую очередь, об отношении к своим близким; оценить и проанализировать свои поступки по отношению к другим людям, учащиеся получат опыт творческой, интеллектуальной, аналитической деятельности. При работе с ситуациями учащиеся, образно занимая места героев, смогут оценить поступки с учетом усвоенных понятий, проанализировать свое поведение.
метапредметные : в ходе уроке будут формироваться умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, вести диалог, слушать собеседника, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; развивать навыки сотрудничества при работе в группе
предметные : в процессе групповой и индивидуальной работы учащимися будут усвоены новые нравственные понятия «альтруизм», «эгоизм», «альтруист», «эгоист»», «разумный эгоизм».
Оборудование и учебно-методическое обеспечение: компьютер, проектор, иллюстративный материал, опорные листы, презентация к уроку, учебник «Основы светской этики».
Участники: учащиеся 4 класса.
Форма урока: комбинированный
Использованные программы для подготовки к уроку:
Power point (для создания презентации)
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Время
Организационные формы
Операционно-познавательный: Повторение
Доброе утро, солнышку и птицам, доброе утро приветливым лицам, и каждый становится добрым, доверчивым, пусть доброе утро длится до вечера!
Мотивация к учебной деятельности
-Добрый день! Встаньте, пожалуйста, те…
- у кого сегодня хорошее настроение!
- кто сегодня готов к уроку!
- кто уверен в своих силах!
- кто готов начать работать!
Предлагаю вам организовать сотрудничество в малых группах. Для эффективной работы нам необходимо создать 4 группы.
Сегодня способ объединения в группы я хочу предложить вам сама. Вспомните, какую сказку вы прочитали дома и займите своё место. (Учебное пространство заранее организовано для групповой работы)
Вспомните героев сказок, что произошло, справедливо ли были наказаны и награждены герои.
Почему?
Обучающиеся на предыдущем уроке выбрали себе карточку с названием сказки и прочитали её.
Морозко, Двенадцать месяцев, Цветик –семицветик, Золушка
2 мин
Фронтальный опрос.
Вводно-мотивационный этап.
2. Послушайте притчу. Ваша задача - внимательно прослушав, выразить своё отношение к поступку .
Ехал один молодой человек на новом сверкающем «ягуаре» в прекрасном настроении, напевая какую-то мелодию. Вдруг увидел он детей, сидящих у дороги. После того, как он, осторожно объехав их, собрался снова набирать скорость, он вдруг услышал, как в машину ударился камень. Молодой человек остановил машину, вышел из неё и, схватив одного из мальчишек за шиворот, начал его трясти с криком:
— Паршивец! Какого чёрта ты бросил в мою машину камень! Ты знаешь, сколько стоит эта машина?!
— Простите меня, мистер, — ответил мальчик. — У меня не было намерения причинить вред вам и вашей машине. Дело в том, что мой брат — инвалид, он вывалился из коляски, но я не могу поднять его, он слишком тяжёл для меня. Уже несколько часов мы просим помощи, но ни одна машина не остановилась. У меня не было другого выхода, кроме как бросить камень, иначе вы бы тоже не остановились.
Молодой человек помог усадить инвалида в кресло, пытаясь сдержать слёзы и подавить подступивший к горлу ком. Затем он пошёл к своей машине и увидел вмятину на новенькой блестящей двери, оставшуюся от камня.
Он ездил многие годы на этой машине, и всякой раз говорил «нет» механикам на предложение отремонтировать эту вмятину на дверце, потому что она каждый раз напоминала ему о том, что если ты проигнорируешь шёпот, в тебя полетит камень.
Кто герои этой притчи?
Как отреагировал хозяин машины, услышав удар камня? Почему?
Как объяснил причину своего поступка мальчик?
Каким образом слова мальчика: «Уже несколько часов мы просим помощи, но ни одна машина не остановилась. У меня не было другого выхода, кроме как бросить камень, иначе вы бы тоже не остановились »,- характеризуют людей?
Почему хозяин машины во время ремонта отказывался убирать вмятину на ней?
Как ты понимаешь значение слов « Если ты проигнорируешь шёпот, в тебя полетит камень» ?
Слушают.
Рассуждения детей.
3 мин.
Прослушивание.
Дискуссия.
Операционно-познавательный:
Изучение нового материала. Определение темы урока.
Целеполагание.
3.Каким словом можно назвать действия молодого человека?
Кто знает, как можно назвать такое качество в людях,- делать добро для других и не ждать за содеянное благодарности?
Такие действия называют альтруизм.
Вам бы хотелось узнать об этом понятии?
Зачем нам надо знать, что такое альтруизм?
На столах у вас лежат толковые словари Ожегова. Поработайте в паре. Найдите, что обозначают слова АЛЬТРУИЗМ,
Записать на опорном листе
4.А кого называют альтруистом?
АЛЬТРУИСТ
.- попробуйте сформулировать сами.
Проверим себя по учебнику.
Обратимся к учебнику стр.30. Прочитайте, кто такой альтруист. Записать на опорном листе.
5.(На столах карточки) . На карточках написаны слова. Выберите из них синонимы к слову альтруизм и записать на листе.
Карточка
Бескорыстие , высокомерие, человеколюбие, чёрствость, бездушие самоотверженность, доброта, предательство, забота, равнодушие, злость, зависть, жадность, любовь, жестокость, ласка, безжалостность , себялюбие, милосердие.
Какие слова синонимы подберёте ещё вы сами.
Прочитайте, что вы записали, только не повторяйтесь.
6. Я услышала очень хорошее слово МИЛОСЕРДИЕ.
Этот термин не очень-то популярен в настоящее время. «Сестра милосердия», «Брат милосердия» в словарях даются как устаревшие сочетания слов.
А ведь движение милосердия имеет целую историю.
Об этом Смирнов Никита подготовил презентацию.
Человек, бескорыстно совершающий добрые дела и помогающий бедным и больным, назывался на Руси благотворителем (творителем блага). Родоначальником благотворительности считается креститель Руси князь Владимир Красное Солнышко. В его палаты за едой и ночлегом мог войти всякий, а тем, кто не мог прийти сам, княжеские слуги привозили пищу на телегах прямо домой. Позднее цари и царицы жаловали вдовам и сиротам на жизнь, бесприданницам - на свадьбу, детям бедняков - на обучение, заключенным в тюрьмах - на еду и одежду. Богатые торговые люди - купцы - раздавали деньги у церкви, предоставляли в своем доме ночлег, пищу и чистую одежду калекам и нищим. В конце 19 века в России стремительно выросло число благотворительных обществ, заботящихся о нищих и стариках, о лечении больных. В 1854 году княгиня Елена Павловна открыла в Санкт-Петербурге Крестовоздвиженскую общину сестёр милосердия. Между тем граждане занимались благотворительностью и лично. Представители царского дома тоже участвовали в движении сестёр милосердия. Во время первой мировой войны императрица Александра Фёдоровна и четыре Великие Княжны стали сёстрами милосердия, а Зимний дворец превратился в госпиталь. По их примеру многие представители дома Романовых свои личные средства вкладывали в благотворительность.
В XX веке символом милосердия стала Мать Тереза. Её считали святой ещё при жизни. Её выпала нелёгкая доля нести благую весть, что смысл жизни каждого смертного любить и быть любимым.
В наше время примером милосердия является доктор Леонид Рошаль.
7.А как вы думаете заслуженно ли словосочетания относят к устаревшим?
Нужно ли милосердие сегодня?
Какие альтруистические поступки можете совершить вы?
Нужно ли помогать пожилым, больным, бедным людям?
А нужно ли проявлять милосердие к бомжам, пьяницам, наркоманам? В чём оно будет заключаться?
А можно ли приносить в жертву одних людей ради помощи другим?
А вот вы сейчас кому можете помогать в первую очередь?
Всегда ли нужно бездумно действовать?
Посмотрите на картинку на стр. 30 учебника. Что за история произошла? Рассмотрите его внимательно, обсудите в группе, что происходит.
Дети: Мы видим, как человек отдаёт всё, что купил людям
Учитель: Так это значит хорошо? Значит ты добрый?
Дети: А вот я вижу, что в конце он остался без всего и уже не может помочь, причём бедному человеку!
Учитель: А вы обратили внимание, кому он раздавал свои вещи?
Дети: Да, они же не бедные, видно, что хорошо одеты. А зачем он тогда с ними делится?
( возникает полемика)
Учитель: Выходит альтруистом быть хорошо?
Дети: Да, это, несомненно, добродетель, но надо же понимать, с кем надо делиться!
Подберите антоним к слову альтруизм.
Что такое эгоизм? Зачем нам знать об этом понятии?
Поработаем в паре с толковым словарём. Определение записать на листе.
8.Ребята подготовили для вас инсценировку рассказа В. Осеевой Печенье.
Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол.
- Дели по одному, - строго сказал Миша.
Мальчики выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки.
- Ровно? - спросил Вова.
Миша смерил глазами кучки.
- Ровно. Бабушка, налей нам чаю!
Бабушка подала чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.
- Рассыпчатые! Сладкие! - говорил Миша.
- Угу! - отзывался с набитым ртом Вова.
Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола.
Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму - она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку - она жевала корочку хлеба...
Понравилась ли вам сценка? Как повели себя мальчики?
Как можно их назвать?
Эгоисту трудно приходится в жизни. Он сосредоточен только на себе, у него нет друзей. У русского народа есть чудесная мудрость : «Себялюб- никому не люб».
Что же это такое прочитайте в учебнике стр.31.
Запишите определение в опорные листы.
9. Вернёмся к карточке. Там ещё остались слова.
Подберите из карточек к слову эгоизм синонимы и запишите их в опорных листах. Прочитаем их, не повторяясь по цепочке.
Ребята, а эгоистом быть хорошо или плохо? Почему?
(Высказывания детей)
Что можно сказать о понятиях альтруизм, эгоизм? По отношению друг к другу, они какие?(ответы детей) (противоположные)
-Действительно, альтруизм противостоит эгоизму
На доске изображаем отрезок, крайние точки которого «альтруизм» и «эгоизм» ( зарисовать на листе)
Учитель: Как эти качества должны быть развиты в человеке? Чего должно быть больше – А или Э? Поставьте точку на отрезке.
Послушайте ещё одну притчу.
Собрались мудрецы и стали спорить какое слово самое главное на земле. Долго спорили и пришли к выводу, что это слово - «мера»).
Дети: Всего должно быть в меру.
Мы должны стараться помогать другим не в ущерб себе, своим близким.
Как вы думаете, кто такой разумный эгоист?
Где на этом отрезке находиться разумный эгоист?
На доске понятия альтруизм и эгоизм. Эгоизм – закрыто.
Понятия вводятся поэтапно в течение урока
Выявить положительные и отрицательные стороны понятия.
Альтруизм ( от латинского слова альтер-другой)- готовность действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами.
Слушают, смотрят видеоряд.
Высказывают своё отношение.
Анализируют ситуацию, делают выводы.
Понятие «эгоизм» открывается на доске.
Эгоизм-
это действия, направленные на удовлетворение личных интересов, в том числе и в ущерб интересам других людей или общества.
Эгоист
Читают по цепочке
.
Разумный эгоизм-
способность человека, преследуя свои интересы, содействовать общему благу
4мин.
3 мин.
3 мин.
3 мин.
6 мин.
4 мин.
Работа со словарём в паре.
Работа с учебником.
Работа в паре с карточками.
Выступление ученика с презентацией.
Работа в группе.
Работа с учебником
Работа в паре с толковым словарём.
Инсценировка.
Коллективное обсуждение.
Обсуждение коллективное.
Закрепление и обобщение пройденного на уроке материала.
Для закрепления предлагаю поработать в группах.
В конвертах приготовлены задания для групповой работы. Вспомнить правила работы в группе. ( на партах памятки)
Каждая команда выбирает себе задание в конверте..
1 группа.
Работа с пословицами. Восстановите пословицы.
Объясните их смысл. Распределите на 2 группы.
Собака на сене лежит - сама не ест и другим не дает.
Люблю тебя, когда я у тебя; постыл ты мне, когда ты у меня.
После меня хоть трава не расти.
Жизнь дана на добрые дела.
Постучи в семь дверей, чтобы одна открылась.
Рубашка износится, а доброе дело не забудется.
2 группа
Прочитайте рассказ. Определите его тему и основную мысль. Подберите название.
В. Сухомлинский
Андрейка – один сынок у папы с мамой. Любуются мама с папой Андрейкой – не налюбуются. Любуются Андрейкой и дедушка с бабушкой.
- Ты у нас самый красивый! – говорит мама.
-Ты у нас самый умный! – говорит папа.
- Ты у нас самый счастливый! – говорит бабушка.
- Ты у нас самый удачливый! – говорит дедушка.
Смотрит вокруг себя Андрейка, и кажется ему, что весь мир вокруг него, Андрейки, вращается. Кажется ему, что он – орёл, а все вокруг - маленькие букашки-таракашки. Им, букашкам-таракашкам, по земле ползать, а ему, орлу, в небесах парить.
И никто не думает, как орёл этот с высоты небесной на землю рухнет, себя искалечит, другим горе принесёт.
3 группа. Найдите выход из ситуации.
Мама обещала пойти с Костей в выходной день в парк аттракционов и развлечений. Накануне долгожданного дня она пришла домой грустная. «Знаешь, - сказала мама, - не удаётся пойти нам в парк, у меня срочная работа…». Представьте, что на месте Кости оказались вы. Как поведёте себя в такой ситуации?
Варианты ответов:
Ушёл в свою комнату, и долго рыдал, чтобы мама услышала.
Надулся и весь вечер не разговаривал с мамой.
Начал кричать, что так происходит всегда, когда ему хочется куда – то пойти.
Стал утешать маму, сказал, что вовсе не огорчился, что можно пойти в парк отдыха, когда появится наиболее удачный момент, в следующий выходной.
- Какие варианты поведения характерны для эгоиста и для альтруиста? Почему?
4 группа. Предложенные иллюстрации распределить на 2 группы.
После выполнения задания, выступление каждой группы.
Каждая группа выступает. Оцените работу своей группы .
Сформулируйте, над какой темой мы работали?
Какие понятия запомнили?
8мин.
Самостоятельная работа в группах.
Работа у доски. Собирают пословицы.
Работа с доской.
Выступление каждой группы.
Домашнее задание.
Прежде чем дать вам домашнее задание предлагаю сделать «Волшебный цветок добра».
У вас у каждого лепесток волшебного цветка. Вспомните , какой альтруистический поступок вы совершили в своей жизни, запишите его на лепестке и прикрепите на доску.
Домашнее задание на выбор :
1.Найти 5 пословиц на тему сегодняшнего урока.
2. Прочитать сказку или рассказ на тему: «Альтруизм и эгоизм»
3. Нарисовать рисунок.
3 мин.
Рефлексия
Закончите предложения.
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Меня удивило…
Мне захотелось…
1 мин.
Ответы обучающихся.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории религия:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ