Урок по ОРКСЭ "Милосердие и сострадание" 4 класс
Учебный модуль ОРКСЭ – “Основы православной культуры»
МОУ "Визимьярская СОШ"
2012г
Класс – 4 Калашникова Н.А
Тема занятия
«Милосердие и сострадание»
Тип занятия
Изучение нового материала
Вид занятия
Игра-путешествие
Организационная форма
Oбщеклассные, групповые
Используемые технологии
Презентация к уроку, мультимедийный проектор, учебник, карточки на партах, на которых написаны словарные слова, лучики солнца у каждого ученика сердечки на груди детей, смайлики.
Базовые способности школьников, на которые ориентировано занятие
Знакомство с новыми понятиями. Содействие развитию речевой деятельности.
Развитие совершать добрые поступки.
Группы формируемых компетенций
-информационная;
-коммуникативная;
-кооперативная;
-прблемная.
Формы работы, приемы, методы
Беседа,комментированное чтение,работа с иллюстрированным материалом,
самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с
родителями, участие в учебном диалоге. Методы:проблемно-поисковый, словесный,
наглядный, практический и метод самоконтроля.
Цель занятия
Познакомить учащихся с понятиями «милосердие», «сострадание», умения прийти на помощь.
Задачи занятия
1. Обучающая: познакомить с этимологией и смыслом слова «милосердие»,
«сострадание»;
2. Развивающая: развивать желание делать добрые поступки.
3. Воспитывающая:способствовать формированию у учащихся стремления к заботливому, сострадательному, милосердному отношению к людям
Ход занятия
Этап занятия
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые метапредметные компетенции
Технологии, методы, приемы формирования компетенций
1.Организационный момент
2. Вступительная беседа:
3. Актуализация знаний.
4.Изучение нового материала.
Продолжение обсуждения темы.
5. Исследовательская работа с текстом.
6.Динамическая пауза.
7.Беседа по прочитанному.
Выборочное чтение.
.
Чтение рассказа учителем.
8. Творческое задание. «Солнце человечности»
9. Рефлексия.
Итог урока.
10. Задание на дом.
Вот и начался урок.
Он пойдет сегодня впрок
Нам надо многое узнать
И ничего не упускать.
Как вы ребята поняли эти слова? Были ли непонятные для вас слова? Сформулируйте тему урока. А зачем нам это знать?
Сегодня мы с вами совершим путешествие в страну Милосердия и сострадания. А вот план нашего маршрута. (на доске).Сегодня мы познакомимся с новыми понятиями: сострадание, милосердие и узнаем как христьянедолжны относиться к людям. У вас нагруди есть маленькое сердечко, которое поможет вам ответить на сложные вопросы, которые у вас возникнут.
Добро пожаловать в страну. Откроем тетради, запишем число и тему урока.
Итак, первая станция- Словарная.
Ребята, как вы понимаете значение слов Милосердие и сострадание.
Милосердие — способность
миловать, любить, жалеть всем сердцем. Сострадание- способность переживать боль другого человека.
-Ребята, а кто это там на скамеечке сидят?
Беседа по сценке.
-Хорошо ли поступила Женя? (да)
-Что можно сказать о девочке?(добрая, щедрая)
_Почему вы решили, что девочка добоая? (она не пожалела последний лепесток ради здоровья Вити)
-Подберите вместо слова добрая другое слово (милосердная)
Следущая станция-Вспоминайка.
Вспомните сказку «Царевна лягушка», Когда Иван царевич в поисках стрелы оказывается на болоте перед своей невестой-лягушкой. Как вы думаете стал ли он подленным героем сказки и счастливым человеком, если бы в этот момент не пожалел, не проявил милостливые чувства?
Третья станция-Исследовательская.
Ребята, сейчас мы встретимся с добрым самарянином.Прочитаем Притчуо добром самарянине с.42-43.
В тексте встретились незнакомые слова и выражения. Прочтите их на листочках, которые лежат у вас на столе.
Следущая станция-Отдыхайка.
Пятая станция-Прочитайка.
Понравился вам самарянин? Чем он вам понравился? Что означает притча? Назовите главную заповедь Христа.
Найдите в тексте и ответьте на вопросы.Кто такой ближний?
А если человек виноват перед тобой, нужно ли ему помогать в трудную минуту?
Найдите и прочитайте принцип по которому нельзя поступать.
А если люди не будут придерживаться этого принципа, что же может произойти?
Ребята ,как вы думаете а милосердие надо проявлять только по отношению к хорошим людям или к не очень хорошим тоже?
Послушайте рассказ.
1945 год. Под окнами шестиэтажного дома огромная куча угля, бледные лица пленных немцев ,cбрасывавших его в подвал. Вошла в кухню и остолбенела: за столом, c ломтями хлеба перед миской с борщем сидят немцы. Они ели, потом низко кланялись, благодарили тетю русским словом «спасибо». Мне было тогда 8 лет: «Как ты все забыла? Ты кормишь их?Забыла как нас расстреливали из пулемета, кака бомбили,как умерли наши малыши?» А тетя просто и спокойно сказала: «Ведь они же голодные». Это был первый в моей жизни урок милосердия.
А вы в этом случае на чьей стороне? Тети или девочки?
Найдите в тексте глазный призыв Иисуса Христа.
Запишите его в тетрадь.
Ребята, а какие примеры милосердия вы можете назвать?
Иисус Христос говорил: «Всякому просящему у тебя-дай»
Что можно давать?
СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
Что же такое милостыня?
Станция « Твори добро».
Сейчас каждый из вас на доске рисует свой лучик и подписывает имя человека, который в трудную минуту жизни отнесся к нему по-человечески.
Вот и подходит к концу наше путешествие и последняя
станция «Оцени себя»
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать.
И слово сердце, кровью обливаться
И равнодушно холодом дышать
Поднимите руку те учащимся которым:
-Урок понравился, мне было интересно;
-Мало узнал, только время потерял.
-Много узнал, хочу найти дополнительный материал.
Ребята прислушайтесь к взрослым уважайте старших. Растите добрыми, чуткими, отзывчивыми, умеющими разделить и горе и радость ближних и близких людей. Ведь ближний-это тот кто нуждается в твоей помощи.
1.Спросить у родителей, какие книги о милосердии, они порекомендуют вам прочитать.
2. Подготовить рассказ о проявлении милосердия и сострадания.
Проверяют готовность к уроку.
Ответы детей.
«Милосердие и сострадание.»
Работа в тетрадях.
Ответы детей.
Милосердие — милое сердце.
Сострадание- переживать за другого.
Сценка по сказке В.Катаева "Цветик-семицветик"
Ответы детей.
Комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.
Работа со словами. Работа в группах.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА.
Притча-рассказ с нравоучением.
Самаряне-жители одной местности в Палестине. Живут в Наблусе и Холоне.
Заповедь-правило жизни.
Жить достойно-жить по заповедям Христа.
Возмездие-оплата за преступление, зло.
Ближний-всякий человек, который нуждается в помощи.
Покаялся-признал свою вину.
Падший-нравственно разложившийся.
Душа-внутренний мир человека, его сознание.
Прощение-простить кого-либо.
Ответы детей.
Люби ближнего, как самого себя.
Ближний-всякий человек, который нуждается в помощи.
Надо забыть свои обиды и протянуть ему руку помощи.
Как ты ко мне, так и я к тебе.
Начнутся ссоры, война.
Ответы детей.
Любите ваших врагов.
Ухаживать за больными, младшими, подавать милостыню.
Деньги, одежду, милостыню.
Помощь другому человеку.
.
Работа детей
Самооценка учащихся.
Оценить себя по плану:
-Меня удивило...
-Произвело впечатление..
-Мне понравилось..
-Меня восхищает...
-Мне запомнилось …
-Я считаю, что...
-Прочтите эпиграф к нашему уроку:
«Милосердие и сострадание-это те главные ориентиры, соотнося с которыми свою жизнь,человек сможет сохранить не только себя как личность, но воссоздать на земле Царствие Божие, мир добра, красоты и справедливости.
Св.Иоанн Кронштадский.
Вслушайтесь в эти слова, раскрывающие внутренний мир человека. Что их объединяет? (Приставка СО означает своего рода причастность к чему-либо, присоединение, общее участие)
Слово «сострадание» близко по значению слову милосердие как и другие слова.
Показ 1 слайда.
Использовала проблемно-поисковый, словесный метод.
Использовала словесный метод.
Показ 2слайда. (Значение слов из толкового словаря Даля)
Использовался наглядный метод и этимологическое стимулирование.
Демонстрация 3слайда, на котором написаны слова:
·СО-ЧУВСТВИЕ
·СО-СТРАДАНИЕ
·СО-ПЕРЕЖИВАНИЕ
Использован словесный и практический метод.
Показ 4 слайда. «Притча о добром самарянине.
Использовались здоровьесберегающие технологии.
Показ 5слайда.
Люби ближнего , как самого себя.
Использован словесный метод.
Показ 6 слайда. Любите ваших врагов.Использован метод самоконтроля
Показ7 слайда.
Милостыня- встреча двух рук.
·Одна рука выражает просьбу «Христа ради»
·Другая рука подает «во имя Христово»
Историк В.О. Ключевский.
Использован практический метод.
Самоконтроль.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории религия:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ