Адаптация детей раннего возраста

Адаптация детей раннего возраста.

Адаптация детей раннего возраста к дошкольному учреждению оказывает огромное влияние на эмоциональное, психическое, физическое развитие детей. Ребенок впервые расстается с мамой надолго, поэтому переступая порог дошкольного учреждения, он испытывает определенный стресс. Чтобы ребенок ясельного возраста легко адаптировался в группе, привык к воспитателю, научился общаться со сверстниками, педагоги МДОУ вместе с родителями должны создать благоприятные условия во время адаптационного периода. С этой целью создается адаптационная группа.

Предполагаемые результаты:

  1. Безболезненная адаптация детей к условиям МДОУ.

  2. Осознанное отношение родителей к личностному развитию детей раннего возраста.

  3. Повышение физического, психического речевого уровня развития детей.

  4. Формирование более тесного сотрудничества между родителями и дошкольным учреждением: родителей в делах группы, детского сада.

  5. Повышение качества образовательных услуг, осуществляемых МДОУ.

Мероприятия, направленные на достижение ожидаемого результата.

 № п/п

 Содержание

 Ответственный

 1

 Сбор информации о семьях будущих воспитанников (ФИО родителей, место работы, возраст и.т.д.)

 Воспитатели, заместитель заведующей по ВМР, заведующая

 2

 Изучение условий воспитания и развития в семье.

 Воспитатели

 3

 Анкетирование родителей. Первичная диагностика развития детей раннего возраста.

 Заместитель заведующей по ВМР, специалисты, воспитатели

 4

 Проведение информационных и тематических мероприятий для родителей.

 Заведующая, заместитель заведующей по ВМР, специалисты, воспитатели

 5

 Организация практических занятий с детьми и родителями.

 Воспитатели

 6

 Повышение квалификации воспитателей в вопросах взаимодействия с родителями.

 Заместитель заведующей по ВМР

 7

 Оформление наглядных форм работы с родителями (информационные стенды, разработка памяток, рекомендаций и другое)

 Педагоги групп

 8

 Проведение дня открытых дверей и первого родительского собрания

 Заведующая

 Содержание работы

Данная группа создается для детей ясельного возраста, которые потом будут посещать наше дошкольное учреждение. В течение февраля - апреля родители приносят направления заведующей МДОУ. На первой встрече происходит сбор информации о семьях будущих воспитанников. Адаптационная группа работает с 1 августа. Проводится первое общее собрание для родителей и первичное анкетирование, на первой встрече родителям рассказывают рекомендации по подготовке детей ясельного возраста к посещению детского сада, в котором участвуют заведующая, заместитель заведующей по воспитательно-методической работе, медицинская сестра, педагоги группы. Перед открытием составляется график посещения адаптационной группы. Дети приходят в группу на 2 часа вместе с родителями. На группу работают два воспитателя одновременно. Один воспитатель находится вместе с детьми: знакомит с группой, с игрушками, организует предметно-игровую деятельность. Другой воспитатель проводит индивидуальную консультацию с родителями по уходу и воспитанию детей ясельного возраста. Ежедневно для родителей проводятся практические консультации по вопросам оздоровления детей медицинскими работниками. Затем с подгруппой детей воспитатель проводит игру, на которой присутствуют и принимают активное участие родители. Когда ребенок привыкает к воспитателю и группе, родитель может оставить его одного, сначала на 30 минут, затем на час и два часа. С 1 сентября группа начинает функционировать в обычном режиме. Медицинскими работниками, педагогами группы проводится первичная диагностика каждого ребенка, чтобы проследить динамику физического и психического развития детей. 

Условия развития речевой активности детей раннего возраста в рамках ФГОС.

В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является

стимулирование его активной речи. Это достигается за счет обогащения

словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию

артикуляционного аппарата, а также расширения зоны общения с

взрослыми. Поэтому дети должны быть окружены такой атмосферой, в

которой они могут рассматривать, сравнивать, изучать, играть, трудиться и

результаты своей деятельности отражать в слове.

Жизненная обстановка для развития ребенка должна быть создана в соответствии с его возрастом. Со здоровым ребенком, находящимся в бодром и радостном состоянии, легко установить контакт, чаще и в большем объеме проявляется речевая реакция.

Одной из задач ФГОС является - охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Поэтому, одним из условий развития речевой активности детей раннего возраста это - внимательное и бережливое отношение взрослого к ребёнку, обеспечивающее развитие ответных положительных эмоций, без которых невозможно установить тесный контакт с ребенком и развивать его речь.

Для создания в группе мирной, доброжелательной обстановке мы используем совместные с детьми игры, рассматриваем вместе с ними книги, ежедневное чтение сказок и потешек.

В раннем возрасте общение является основной формой воспитания. Общение – взаимоотношение взрослого с ребенком, которое включает обращение взрослого к ребенку и ответ ребенка. В результате малыш сам становится активно действующим лицом.

Формы и содержание общения меняются по мере развития ребенка: эмоциональное общение; общение на основе понимания интонации, мимики, жестов, а затем собственно речевое общение. Эмоциональное общение – первичная психическая связь взрослого с ребенком сохраняется на всем протяжении раннего детства. Речь взрослого является образцом для подражания. Так как общение со взрослыми необходимо для полноценного развития ребенка, что так же предусмотрено по ФГОС, дети нуждаются прежде всего в целенаправленно организуемой коммуникативной деятельности, постепенно становясь активными участниками речевого общения. Организуемая деятельность должна быть:

во-первых, событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта);

во-вторых, ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться);

в-третьих, процессуальна (дети раннего возраста испытывают большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах).

Им нравится сам процесс умывания, одевания, приёма пищи и т.д. Для развития активной речи ребёнка воспитателю необходимо сопровождать действия ребёнка словами и побуждать его к проговариванию).

Второй необходимостью для полноценного развития ребенка является, конечно же игра, которая предоставляет благоприятные условия для развития языка. Детям раннего возраста трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время, как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными и проявлять речевую активность. Очень хорошо воспринимаются маленькими детьми игры, сопровождаемые потешками. Вначале все игры проводятся индивидуально, часто на коленях у воспитателя, один ребенок на коленях, другие стайкой вокруг, радуются, приговаривают кто что может, пританцовывают – ждут своей очереди. Постепенно дети включаются в общую игру и начинают договаривать текст игры. Это и игры с пальчиками («Сорока-сорока») и прибаутки («Ладушки-ладушки») В игре «Ладушки» мы используем имена всех детей: «...маслом поливала, детям давала: Саше два, Кате два, Роме два». При этом касаясь ладошек каждого ребенка своими руками. Такой контакт не только сближает взрослого с малышом, но и имеет эффект психологического «поглаживания», когда ребенок чувствует внимание к себе лично и вступает в разговор, охотнее идет на речевой контакт.

Для развития словаря также используем приём поручений. После того, как ребёнок выполнил конкретное поручение, спрашиваем: «Что ты принёс? Где взял? Куда положил?». С помощью таких вопросов ребёнок начинает устанавливать взаимозависимости между объектами и словами. Важно, чтобы ребёнок стремился самостоятельно выполнить поручение, преодолел трудности. В этом случае конечный результат не только осознаётся, но и лучше запоминается и отражается в речи.

Таким образом вторым условием развития речевой активности является организация совместной деятельности ребёнка со взрослым доступной по форме и средствам.

Правильный подход воспитателя к организации образовательного процесса является ещё одним условием активизации речи детей раннего возраста.

При его организации необходимо следовать требованиям дидактики. Предусмотреть время проведения игр-занятий по речевому развитию.
Установлено, что лучшим временем для занятий с ребенком является первая часть бодрствования, когда малыш находится в состоянии оптимальной возбудимости и не сразу после еды, а спустя минут 30. Не рекомендуется проводить с детьми занятия в неблагоприятное для этого время: сразу после сна, когда ребенок еще находится в несколько заторможенном состоянии, сразу после прогулки, когда ребенок уже несколько утомлен, или непосредственно перед едой и перед сном, что снижает качество проведения следующего процесса.

Игры-занятия с детьми проводятся небольшими подгруппами (7-8 человек) или индивидуально.

Воспитатель обязан точно определить программное содержание, куда включаются воспитательные, образовательные, оздоровительные и развивающие задачи. Продумать, какой материал давать детям, как эффективней его преподносить. Предусмотреть варианты и способы размещения детей, чтобы им было удобно: все видно и слышно, и каждый ребенок принимал активное участие в меру своих сил и возможностей.

Игры-занятия с детьми проводятся в занимательной, интересной форме. Наглядно-дидактический материал должен быть динамичным, ярким, звучащим.

Стремление к познанию окружающего мира пронизывает все сферы детской деятельности в раннем возрасте. Важно обратить внимание на развитие сенсорного восприятия: зрительного, слухового, кинестетического. Большое значение для развития познавательной активности детей имеет стремление рассматривать предметы и действовать с ними: соединять, расстегивать и т.д. Под влиянием предметной деятельности развивается восприятие, память, речь. Ее называют ведущей не только потому, что она преобладает, но и потому, что имеет исключительное значение для формирования всей личности. Поэтому, в соответствии с ФГОС, следующим условием для развития речевой активности детей будет – создание образовательного пространства, предоставляющего необходимые и достаточные возможности для игрового, сенсорного , речевого и двигательного развития с разными материалами. Например:

Игровое пособие «Большая черепаха» для развития моторных, сенсорных, речевых и мыслительных способностей детей. Функции данного пособия: развивающая, диагностическая, коммуникативная, игротерапевтическая, развлекательная.

Различные виды дидактических игр: лото, домино, мозаика, складные кубики с разрезными картинками.

Наборы картинок для группировки по 3-4 в каждой группе (реалистические изображения): животные, животные с детенышами, птицы, овощи, фрукты, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода, игрушки.

Наборы парных картинок (предметные) для сравнения, той же тематики.

Наборы парных картинок типа «лото» (из 2-3 частей), той же тематики.

Разрезные (складные) кубики с предметными картинками, разделенными на 2-4 части.

Разрезные картинки, разделенные на 2 части по прямой.

Серии из 2-3 картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые, игровые ситуации)

Сюжетные картинки (с различной тематикой, близкой ребенку – сказочной, социобытовой), крупного формата.

Звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки).

Уголок ряжения с зеркалом – необходимый атрибут речевого развития детей. Ребята смотрятся в зеркало и наряжаются с помощью взрослого в платки, накидки, юбки, которые любовно сшили для детей их мамы. Уголок ряжения пополняется за счет внесения новых атрибутов: бус, шапочек, лент, бантов и т.д.

Книжная зона в групповой комнате особенно нравится малышам и способствует развитию речи детей. Дети раннего возраста очень серьезно относятся к «чтению» книг. В нем должно находиться 3-4 экземпляра одинаковых по содержанию книг в толстом переплете, к ним по содержанию сюжета могут подключаться игрушки для обыгрывания, например: читаем про мишку, к книжкам ставим игрушку мишку.

Театральная зона включает: театр игрушки, настольный театр, плоскостной, бибабо, театр на фланелеграфе, пальчиковый театр, театр «на кеглях», «на палочках», «на перчатке», театр «заводных игрушек».

ФГОС направлен на решение такой задачи, как обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей.

Ведь самые чуткие, самые близкие ребёнку люди — родители, они всегда находятся рядом, и только они помогут создать максимально благоприятные условия для развития ребёнка. Поэтому - налаживание тесного контакта воспитателя с родителями является одним из главных условий для развития речевой активности ребёнка.

Это очень важно, чтобы мама, оставляя малыша в яслях, была спокойна, доверяя его сотрудникам дошкольного учреждения. Каждый день мы рассказываем родителям о том, как малыш провел время: как ел, как спал, во что и с кем играл, о чем мы с ним разговаривали.

Речевые умения и навыки, которые мы закладываем в самом раннем возрасте в 1 младшей группе, и над которой работаем в дальнейшем в младшей и средней группе детского сада это – необходимая база, без которой мы не сможем решить более сложных задач в старших возрастных группах, в том числе и в первую очередь, обучая детей рассказыванию.

Таким образом, выполняя перечисленные условия мы не только развиваем речь ребёнка, но и способствуем его полноценному, всестороннему развитию, в соответствии с требованиями ФГОС.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Арушанова А. Г. «Речь и речевое общение детей». М., 1999 г.

2.Галигузова Л.Н. Педагогика детей раннего;возраста/ Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. М: Гуманитар: изд. Центр ВЛАДОС, 2007.

3.Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребёнок не говорит: Книга для тех, кому интересно / О. Е. Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2004.
4.Л
М. Козырева «Развитие речи. Дети от рождения до 5 лет', Ярославль,

Академия Холдинг. 2001 г.

5.ФГОС дошкольного образования.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ