Адаптированная образовательная программа по предмету "Беседы об искусстве" (1-4 классы)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ПОКОСНИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»







Адаптированная

образовательная программа

по предмету

«Беседы об искусстве»

1-4 классы

срок обучения 4 года




разработчик: Рудковская Валентина Дмитриевна

педагог дополнительного образования







Покосное 2012 г.



Структура программы учебной дисциплины


I. Пояснительная записка……………………………………………………………………………………………………3

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебной дисциплины;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебной дисциплины;

- Форма проведения учебных занятий;

- Цель и задачи учебной дисциплины;

- Обоснование структуры программы учебной дисциплины;

- Методы обучения.

- Описание материально-технических условий реализации учебной дисциплины.

II. Содержание учебной дисциплины ……………………………………………………………………....................9

- Сведения о затратах учебного времени;

- Годовые требования по классам.

III. Требования к уровню подготовки учащихся……………………………………………………………………..30

IV. Формы и методы контроля, система оценок………………………………………………………………………31

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки.

V. Методическое обеспечение учебного процесса……………………………………………………………………..33

- Методические рекомендации.

VI. Списки рекомендуемой методической литературы………………………………………………………………34

- Список рекомендуемой литературы


I. Пояснительная записка


Характеристика учебной дисциплины, ее место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Беседы об искусстве» адаптирована с учетом специфики отделения декоративно-прикладного искусства детской школы искусств на основе государственной типовой программы «Беседы об искусстве. Изобразительное искусство» для ДШИ. Автор: Е.Н. Кабакова, Москва 1988 год и «История изобразительного искусства» программа для ДХШ и ХО ШИ Автор: Ю.Н. Протопопов, Москва 1986 год.

Изменившиеся условия деятельности образовательных учреждений в области искусств диктуют особые требования к применению инновационных методик преподавания, программ, учебных планов.

В связи с этим в соответствии с «Положением о детской школе искусств» была разработана данная адаптированная образовательная программа. Больше часов отводится на изучение ДПИ России, так как деятельность отделения «Декоративно-прикладное искусство» направлена на развитие декоративно-прикладное творчество обучающихся.

Цель учебной дисциплины направлена на последовательное изучение истории искусств в процессе мирового исторического развития, на формирование эстетического отношения к произведениям искусства, народным художественным традициям.

Основное назначение учебного предмета «Беседы об искусстве»: расширять жизненные и духовные горизонты обучающихся. Приобщение их к миру изобразительных искусств является неотъемлемая часть духовной культуры общества.

В итоге духовный опыт прошлого обогатит обучающихся пониманием жизни, окружающих людей и самих себя.

Основной задачей учебного предмета «Беседы об искусстве» является: развитие творческих способностей, воображения, расширение кругозора обучающихся. Для решения этих задач предлагаются различные формы проведения занятий: посещение выставок, работа над рефератами. В качестве проверке поставленных задач применяются различные формы викторин, тестов, составление кроссвордов по изученному материалу, мини викторины (автор, название произведения, направление в искусстве). Владение знаниями по основным периодам развития искусства. Способность отличать виды и жанры искусства. Понимание законов художественной формы, специфики образного языка. Владение особо значимых течений, направлений, стилей, эпох в искусстве.

Поскольку существует понятие - синтез искусств, необходимо при изучении истории изобразительных искусств, обращаться и к другим видам творчества как: поэзия, музыка, архитектура.

Изучение мирового художественного наследия – основа воспитания гармоничной творческой личности

Темы заданий программы «Беседы об искусстве» построены с учетом возрастных возможностей детей и согласно минимуму требований к уровню подготовки обучающихся данного возраста. В работе с обучающимися урок строится разнообразно. Беседы чередуются с просмотром сюжетов, фильмов, обсуждением репродукций, прослушиванием музыки, посещением выставочных пространств, музеев, практической работой.

Срок реализации учебного предмета

Срок реализации учебного предмета: для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте девяти лет 4 года. Занятия проводятся в соответствии с графиком образовательного процесса.

Общий объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета составляет 136 часов.

Сведения о затратах учебного времени,

графике промежуточной и итоговой аттестации


Вид учебной работы

Годы обучения


Всего часов

1 класс

2 класс

3 класс

4класс

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

Учебные занятия (в часах)

16

18

16

18

16

18

16

18

136

Вид промежуточной аттестации


Зачет


Зачет


Зачет


Зачет


Зачет – контрольный урок (устный опрос, составление кроссвордов, рефератов)

Цель учебного предмета:

Художественно-эстетическое развитие личности на основе формирования первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, художественного вкуса; побуждение интереса к искусству и деятельности в сфере искусства.

Задачи учебного предмета:

  • развитие навыков восприятия искусства.

  • развитие способности понимать главное в произведениях искусства, различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом.

  • формирование навыков восприятия художественного образа.

  • знакомство с особенностями языка различных видов искусства.

  • обучение специальной терминологии искусства.

  • формирование первичных навыков анализа произведений искусства.

Последовательность заданий в разделе выстраивается по принципу нарастания сложности поставленных задач. Некоторые темы предполагают введение практической деятельности , что позволяет закрепить полученные детьми знания, а также выработать необходимые навыки.

Программа имеет цикличную структуру, что позволяет возвращаться к изученному материалу, закрепляя его и постепенно усложняя.

Методы обучения:

Учебный предмет «Беседы об искусстве» тесно связан с другими предметами, он помогает более осознанному овладению такими предметами, как «Рисунок», «Композиция и работа в материале», поскольку обучающиеся знакомятся с первоначальными знаниями об искусстве, его видами и жанрами. Это помогает также им развивать художественный вкус и воспитывать эстетический вкус окружающих посредством своего творчества.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, беседа, рассказ);

  • наглядный (показ).

  • практический (экскурсия и т.д.)

Предложенные методы работы в рамках адаптированной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях прикладного творчества.

Не завися от формы проведения занятия методы устного изложения должны сопровождаться наглядным методом - практическим показом иллюстраций, учебных фильмов, фотографий.

При возможности необходимо широко использовать технические средства обучения – это дает возможность педагогу творчески подойти к преподаванию учебного предмета, применять разработанные им методики.

Большую роль в овладении искусством играют тетради. В них отражается работа обучающихся как в рамках занятий, так и вне занятий. Необходимо уделять внимания самостоятельным суждениям учеников об увиденных произведениях искусства. Развивать художественное восприятие, т.к. оно помогает развивать воображение, творческие способности воспринимающего, его образное мышление, заставляет переосмысливать личный жизненный опыт, анализировать свои впечатления, приобретенные в процессе взаимодействия с окружающей социальной и природной действительностью, глубже постигать сущность явлений, изображенных в произведении.

Применение различных методов и форм (теоретических и практических занятий) должно четко укладываться в схему поэтапного ведения работы.

Главной формой обучения по данному предмету являются теоретические и практические занятия. Предмет «Беседы об искусстве» должен быть направлен не только на спецзнания, но и стать уроком гуманизма, широкого духовного просвещения, формирования нравственно-эстетического облика, гражданских качеств личности, высоких художественных вкусов и эстетических идеалов.

Обоснование структуры программы учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются государственные типовые программы для ДШИ и изменившиеся условия деятельности образовательных учреждений в области искусств, которые отражают все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

- распределение учебного материала по годам обучения;

- описание дидактических единиц учебного предмета;

- требования к уровню подготовки обучающихся;

- формы и методы контроля, система оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».



  1. Содержание учебной программы

Предмет «Беседы об искусстве» занимает важное место в системе обучения детей истории искусств.

Программа предусматривает несколько основных видов деятельности: беседы об изобразительном искусстве, посещение музеев, выставочных залов, выставок, театров, библиотек и выполнение практических работ (интерпретация, изобразительная деятельность), направленных на более прочное усвоение материала.

Программа ориентирована на знакомство с различными видами искусства. Большая часть заданий призвана развивать навыки восприятия искусства, способность понимать главное в произведениях искусства, умение различать средства выразительности, а также соотносить содержание произведения искусства с собственным жизненным опытом.

В итоге освоения учебной программы первого года обучения обучающиеся должны:

  • владеть понятиями о выразительных средствах искусства;

  • владеть о видах и жанрах искусства;

  • иметь представление об искусстве Древнего мира.

На втором году обучения обучающиеся должны:

  • уметь анализировать художественный строй произведения;

  • уметь различать основные стили в мировой художественной культуре (романовский, готический, барокко и т.д.)

  • способность обучающихся проводить связь художественных стилей с образом эпохи.

На третьем году обучения обучающиеся должны:

  • уметь проводить аналогии, сравнивать разных авторов;

  • научиться воспринимать произведения изобразительного искусства во взаимосвязи с литературой, музыкой, театром;

  • уметь высказать свое мнение по теме.

На четвертом году обучения обучающиеся должны:

  • уметь воспринимать произведение искусства на основе единства содержания и формы;

  • понимать нравственно- эстетической сущности искусства;

  • знать основные направления отечественного искусства

  • понимать роль культурного наследия в формировании духовного мира человека.

На учебных занятиях обучающимся предстоит открыть глубину русской живописи, изящество импрессионистов, познать мир прекрасного.

Учебно-тематический план

1 класс

тема

Кол-во час

задачи

Теоретическая часть

Практическая часть

1.

Введение.

Виды искусств

2

Разъяснение содержания предмета, роли искусства в жизни человека.

Роль искусства в жизни человека. Эстетика- одно из средств гармоничного развития личности. Разнообразие искусств, специфика, синтез. Историческое развитие ДШИ, творческие успехи преподавателей и учащихся.

Экскурсия по школе, музею.

2.

Выразительные средства изобразительного искусства.

2

Формирование представлений о выразительных средствах разных видов искусств.

Специфика главных выразительных средств. Материалы, техника исполнения. Композиция, светотень, перспектива в изобразительном искусстве.

Прослушивание музыки, стихов

3.

Жанры изобразительного искусства.

2

Формирование представлений о жанровом разнообразии пластических искусств.

Многообразие и особенности жанров. Историческое развитие. Жанры: мифологический, библейский, исторический, бытовой, батальный. Портрет, пейзаж, натюрморт, анимализация и т. Д.

Демонстрация репродукций

4.

Живопись

Графика

Скульптура

Архитектура

2

2

2

2

Способность различать произведения живописи, графики, скульптуры, архитектуры.

Жанровое разнообразие. Историческое разнообразие жанров (развитие) . Художественный образ как основа всех искусств. Знаменитые художники, скульпторы, архитекторы, их творения, связь времен. Разнообразие стилей.

Демонстрация фотоальбомов, репродукций

5.

Декоративно - прикладное искусство

1

Познакомиться с развитием народных традиций в искусстве. Владение информацией о происхождении народного творчества, ремесел.

Происхождение народных ремесел и промыслов. Историческое развитие. Многообразие. Взаимопроникновение ремесел. Традиционные ремесла России. Виды и происхождение резьбы и росписи, кружевоплетение, гончарного ремесла, утилитарное значение ремесел. Развитие народных ремесел в современной России .

Показ альбомов народных ремесел, репродукций. Экскурсия в музей.





6.

Контрольный урок

1

Проверка пройденного материала


Кроссворд


Итого за 1 полугодие

16






7.

Искусство первобытного общества

2

Дать начальные знания об искусстве Древнего мира, происхождение.

Происхождение искусства. Эволюция первобытного искусства на территории России и Западной Европы. Археологические находки на территории Сибири.

Просмотр иллюстраций

8.

Искусство Древнего Египта

4

Формирование знаний об историческом развитии искусства Древнего Египта, эстетических позициях.

Объединение земель долины Нила и образование государства. Древний Египет- родоначальник культовой архитектуры и связанных с ней скульптур, живописи.

Просмотр иллюстраций по Древнему Египту

9.

Искусство Древней Месопотамии

2

Дать начальные знания о странах Передней Азии.

Страны Передней Азии- очаг древневосточной культуры. Преобладание дворцовой архитектуры.

Просмотр иллюстраций

10.

Искусство Древней Греции

5

Знакомство с мифологией. Историческое значение Древне- греческого искусства.

Понятие «античность» Эгейская культура. Города государства Древняя Греция. Гражданский и эстетический идеал. Поэма Гомера. Гончарное ремесло. Чернофигурная и краснофигурная вазопись.

Просмотр иллюстраций

11.

Искусство Древнего Рима.

4

Представление об искусстве Древнего Рима. Преемственность с художественной эстетикой Древней Греции. Древнего Рима.

История «речного города» Легенда о Ромуле и Реме. Создание форумов, вилл. Использование ордера. Достижения инженерного искусства: акведуки, купальные и цилиндрические своды и арки. Триумфальные арки.

Просмотр иллюстраций

12.

Контрольный урок

1

Закрепление полученных в течении учебного года знаний.


Реферат


Итого за 2 полугодие

18





Всего за год

34






Учебно - тематический план

2 класс

тема

Кол-во час.

задачи

Теоретическая часть

Практическая часть

1.

Искусство средних веков. Искусство Византии

2

Расширение представления об этапах развития МХК. Ознакомление с этапами развития МХК.

Распад Римской империи. Византия- самое богатое и культурное государство раннего средневековья. Особенности художественного развития. Появление и утверждение христианства. Взаимодействие искусства и религии.

Демонстрация иллюстраций

2.

Искусство средних веков в Западной Европе.

3

Изучить исключительную роль искусства и религии в обществе. Ориентирование в основных стилях эпохи.

Западная Европа в период феодальной раздробленности. Главные периоды истории и культуры средневековья. Романский стиль. Ведущее значение архитектуры.. Конструктивные принципы архитектуры.

Просмотр иллюстраций

3.

Искусство средневекового Востока.

Индия.

Япония.

Китай

3

Изучить исключительную роль искусства и религии в обществе. Ориентирование в основных стилях эпохи.

Универсальность и неповторимость культуры Востока. Синтетический характер искусства (архитектура, скульптура, музыка, танец, литература) Культовая архитектура.

Просмотр иллюстраций

4.

Искусство возрождения.

Италия

2

Овладение знаниями об эпохе. Ориентирование в новой терминологии. Знания художников, их творений.

Возрождение эпоха переворота в искусстве. Развитие жанров- портрет, пейзаж. Возникновение теории линейной перспективы. Пропорций тела, светотени.

Показ иллюстраций

5.

Искусство проторенессанса Джотто

1

Овладение знаниями об эпохе. Повторение пройденного материала

Джотто- отец ренессанса Фрески капеллы в Падуе. Новое написание религиозной темы. Новые изобразительные приемы. Передача человеческой фигуры в пространстве.

Показ иллюстраций

6.

Искусство Раннего Возрождения. Архитектура.

1

Сведения об отличительных признаках архитектуры Раннего Возрождения. Повторение пройденного материала.

Архитектура Италии 19-20 веков Новое содержание. Развитие нового типа построек. Ордер в архитектурной Италии. Купол собора Санта Мария дель Фьоре- чудо инженерного и архитектурного искусства.

Показ иллюстраций

7.

Скульптура Раннего Возрождения. Гиберти. Донателло.

1

Сведения об отличительных признаков скульптуры Раннего Возрождения

Гиберти- мастер живописного рельефа. Северные и восточные двери флорентийского бактистерия.

Показ иллюстраций

8.

Живопись раннего Возрождения. Мазаччо. Пьеро дела Франческо.

1

Установление художественной связи

Новые мировоззрения- поиски новой худ формы. Отражение духа новой эпохи в творчестве: Мантеньян, Мазаччо, П. дела Франческа. Монументальные росписи дворцов и храмов.

Показ иллюстраций

9.

Ботичелло

1

Знакомство с творчеством

Аристократизм и утонченность в искусстве Флоренции 15 века.

Показ иллюстраций

10.

Контрольный урок

1

Выявить степень ориентации обучающихся в особенностях творчества художников.





Кроссворд


Итого за 1 полугодие

16










11.

Искусство Высокого Возрождения

2

Расширение представлений об эпохе Возрождения. Основная идея эпохи. Знакомство с творениями Рафаэля, Микеланджело и др. великих мастеров. Открытия в живописи.

Образ совершенного гармонического человека- главное содержание искусства Высокого Возрождения. Проблема композиции- одна из главных творческих проблем времени. Леонардо да Вичи- воплощение универсального человека, художника.

Показ иллюстраций

12.

Рафаэль

1

Расширение представлений об эпохе Возрождения. Знакомство с творчеством Рафаэля

Основатель классической римской школы живописи. Раннее творчество, зрелый период творчества.

Показ иллюстраций

13.

Микеланджело

1

Знакомство с творчеством Микеланджело

Художник, скульптор, архитектор. Человек- главная тема творчества.

Показ иллюстраций

14.

Венецианская школа живописи Тициан

1

Отличительные черты венецианской школы живописи.

Колористическое направление в живописи. Тициан- мастер колорита. Особенности стиля. Влияние Тицианта на мировую живопись.

Показ иллюстраций

15.

Северное Возрождение

1

Ориентироваться в истории и культуре эпохи.

Нидерланды 15 в. Развитие масляной техники в живописи, появление станковой картины. Немецкое искусство.

Показ иллюстраций

16.

Искусство Западной Европы 17-18 в.

Барокко в западноевропейском искусстве 17 в.

2

Знакомство с новой эпохой в искусстве. Основные черты стиха.

17 век- самобытная эпоха в МХК. Барокко- отражение общественных и духовных перемен. Архитектура.

Показ иллюстраций

17.

Испанская живопись 17в. Веласкес

1

Знакомство с творчеством живописи Веласкеса

Народная основа испанского искусства. Реакционный характер монархии и церкви.

Показ иллюстраций

18.

Фламандская живопись 18в. Рубенс

1

Знакомство с творчеством Рубенса

Народные реалистические традиции. Рубенс- основоположник барокко.

Показ иллюстраций

19.

Голландская живопись 17в. Малые голландцы Рембрандт

2

Знакомство с творчеством Рембрандта

Понятие «малые голландцы». Расцвет жанров. Развитие национального пейзажа. Пейзажи Поттера, Кейна и др. Голландский натюрморт.

Показ иллюстраций

20.

Французская живопись 17в. Стиль классицизма. Н. Пуссен

2

Знакомство с новыми стилями в искусстве: барокко, Рококо, классицизм,

Основание Академии художеств. Классицизм- ведущий стиль французской худ . культуры 17 в. Принципы классицизма на примере архитектуры Версаля. Ансамбль дворца. Здания и парки. Интерьеры.

Показ иллюстраций

21.

Рококо. Ант. Ватто

1

Рококо

Стиль рококо- происхождение термина, особенности стиля. Проявление стиля рококо в прикладном искусстве. Материал фарфор и бронза. Мебель. Интерьеры. Костюм.

Показ иллюстраций

22.

Жан- Батист Шарден

1

Выявление художественных связей

Один из крупнейших художников реалистов эпохи Просвещения. Преданность натюрмортному жанру. Бытовые картины.

Показ иллюстраций

23.

Французская буржуазная революция. Классицизм. Жака Луи Давида

1

Выявление художественных. связей

Тема гражданского подвига в исторических картинах- «Клятва Горациев», «Смерть Марата» Принципы нового стиля на примере этих картин.

Показ иллюстраций

24.

Контрольный урок

1

Выявление уровня знаний обучающихся


Реферат


Итого за 2 полугодие

18





Всего за год

34






Учебно - тематический план

3 класс

Тема

Кол-во час.

Задачи

Теоретическая часть

Практическая часть

1.

Испания 18 века, начало 19 в.

1

Овладение знаниями об эпохе, художнике.

Бурные исторические события, их отражение в творчестве Ф. Гойя. Декоративность, праздность, оптимизм ранних работ. Графика Гойи.

Показ иллюстраций

2.

Французская живопись.

Романтизм.

Т. Жерико

Делакруа

1

Овладение знаниями о романтической школы.

Влияние революции 1830 г. На творчество художников. Понятие «Романтизм» Т. Жерико- тема рока, столкновение человеческих страстей, борьба со стихией.


3.

Французский реализм 19 века

О. Домье

Т. Курте

Ф. Милле

1

Влияние исторических событий на творчество.

О. Домье- художник новатор, защитник интересов трудящихся. Политическая карикатура.

Показ иллюстраций

4.

Французское искусство 19-20вв.

Художники-импрессионисты

2

Знакомство с творчеством импрессионистов

Общее представление об импрессионизме. Новизна худ. Исканий. Расцвет импрессионистов в творчестве Моне. К. Писсоро. Импрессионизм в русской живописи.

Показ иллюстраций

5.

Западно- Европейская скульптура 19-20вв.

О. Роден

2

Знакомство с творчеством скульптора О. Роден

Мировая слава Родена и влияние на современников. Значение светотени, фактуры, материала. Движение в скульптуре.

Показ иллюстраций

6.

Французская живопись постимпроссионизма:

П. Сезан

Ванн Гог

П. Гоген

А. Лотрек

3

Расширение представлений о французских художниках – импрессионистах.

Повторение и сравнение двух направлений в искусстве.

Поиски новых форм и содержания в творчестве. П. Сезанн- типичный и самый крупный мастер импрессионизма. Пейзажи и натюрморты. Портреты. В.Гог- ранний период творчества.

Показ иллюстраций

7.

Модернизм, основные направления.

Экспрессионизм

Кубизм

Сюрреализм

Попарт

2

Ориентирование в основных направлениях искусства 20 в.

Краткий обзор искусства 20 века. Основные направления и течения модернизма: кубизм, экспрессионизм, абстракционизм .

Показ иллюстраций

8.

Общая характеристика искусства Древней Руси

2

Знакомство с искусством Древней Руси.

Художественная жизнь русского языческого периода. Принятие на Руси Христианства. Хронология истории и культуры Древней Руси 10-17вв.

Показ иллюстраций

9.

Искусство Киевской Руси 19 века

1

Знакомство с культурой и искусством Древней Руси.

Образование Киевского государства 11 в. Византийские мастера на Руси. Совместная работа греческих и русских мастеров- характерная особенность искусства Киевской Руси.

Показ иллюстраций

10.

Контрольная работа

1

Выявление знаний обучающихся


Кроссворд


Итого за 1 полугодие

16












11.

Искусство Владимиро- Суздальского княжества 17 века.


1

Знакомство с искусством и культурой Владимиро-Суздальского княжества.

Распад Киевской Руси. Крепостные сооружения памятники архитектуры. Золотые ворота. Успенский собор. Церковь Покрова на Нерли.

Показ иллюстраций

12.

Искусство Древнего Новгорода и Псково 11-14вв.


1

Знакомство с культурой и искусством.

Псков- гражданская и крепостная архитектура. Строительство монастырей. Связь архитектурных ансамблей города и пейзажей.

Показ иллюстраций

13.

Архитектура Московского Кремля

1

Знакомство с архитектурой Кремля

Основание Москвы 1147 г. Ю. Долгоруким. Строительство и перестройка Кремля. Успенский собор- архитектурный интерьер. Благовещенский собор- дворцовая церковь русских царей.

Показ иллюстраций

14.

Андрей Рублев

2

Знакомство с творчеством художника.

Исключительное место А. Рублева в истории искусства. Биография. Ранние работы. Монументальные росписи в Успенском соборе Владимира. Новое понимание архитектурно- пространственных задач.

Показ иллюстраций

15.

Древнерусское искусство 16-17вв.

2

Овладение знаниями по темам

Возрастающее значение светского начала в искусстве. Развитие гражданского строительства. Особенности реконструкции. Симметричность композиции. Цветовое и декоративное решение. Зарождение портрета. Деревянное зодчество. Кижи. Дворец в Коломенском.

Показ иллюстраций

16.

Древнерусская иконопись

2

Знакомство с иконописью.

История иконописи. Своеобразие худ. Формы и содержания. Символичность . Особое понимание композиции пространства. Иконописные школы. Русская икона- национальная гордость, ее мировое значение.

Показ иллюстраций

17.

Русское искусство 18в.

2

Общая характеристика русского искусства 18 века.

Историческая картина. Перелом в развитии русской культуры. Основание и строительство Петербурга. Петропавловский собор. Здание 12-ти Коллегий. Стиль архитектуры Петровской эпохи, его строгость и деловитость.

Показ иллюстраций

18.

Русское искусство Петровской эпохи

1

Знакомство с Петровской эпохой

Барокко в русской скульптуре К. Растрелли. Развитие портретного искусства как отражение нового отношения к человеку в русском обществе.

Показ иллюстраций

19.

Барокко

Растрелли

1

Знакомство с творчеством художников

Национальный подъем русской худ. Культуры. Расцвет русского барокко, его особенности.

Показ иллюстраций

20.

Русская портретная живопись середины

18 в.

1

Знакомство с портретной живописью

Развитие портретного искусства. Связь с традициями иконописи- статичность и фронтальность изображения.

Показ иллюстраций

21.

Русская архитектура классицизма 18в .


3

Знакомство с русской архитектурой

Начало кризиса крепостной системы в России. Влияние народных восстаний на дворянскую культуру. Основание Академии художеств (1757г.) ее значение.

Показ иллюстраций

22.

Контрольная работа

1

Выявление знаний обучающихся


Реферат


Итого за 2 полугодие

18





Всего за год

34






Учебно - тематический план

4 класс

тема

Кол-во час.

задачи

Теоретическая часть

Практическая часть

1.

Русское искусство 1-ой половине 19 века.

Архитектура классицизма 1-ой пол.19 в.


2

Формирование представлений о русском искусстве 19 в.

Отражение в искусстве передовых идей времени. Плодотворная работа архитекторов и скульпторов. Расцвет классицизма. Биржа, ее роль в ансамбле зеркала Невы. Переработка античных традиций.

Показ иллюстраций

2.

Русская скульптура

2

Дать знания о развитии скульптуры 19в.

Победа в войне 1812 г., ее отражение в отечественной скульптуре. Памятник Минину и Пожарскому. Место в ансамбле Красной площади. П. Орлов- образы национальных героев- Кутузов, Т. Де Томон. Памятник Крылову в летнем саду.

Показ иллюстраций

3.

Русская живопись

Портрет О. Кипренский

2

Формирование представлений о русской живописи

Взаимодействие реалистической направленности с романтическим искажением живописи. Героические образы участников войны 1812 г.

Показ иллюстраций

4.

Портрет В.Тропинина

1

Знакомство с творчеством

. Интерес к социальной характеристики изображаемых. Мотивы бытового жанров портретах «Кружевница» «Золотошвейка» работа над портретом Пушкина. Автопортрет.

Показ иллюстраций

5.

Пейзажная живопись С, Щедрина

1

Знакомство с творчеством

Поэтическое отношение к природе. «Водопад в Тиволи» Обращение к пленеру. Одухотворенная поэзия пейзажей.

Показ иллюстраций

6.

К. Брюллов

1

Знакомство с творчеством

Значение в развитии исторической живописи. Смелость и новизна сюжета. Брюллов портретист. Парадные портреты. Прославление материального разнообразия мира.

Показ иллюстраций

7.

А. Иванов

1

Знакомство с творчеством

Обучение в Академии художеств. Картина «Явление Христа народу» творческий подвиг художника. Подготовительная работа к картине. Эскизы композиции. Портреты и пейзажи, этюды.

Показ иллюстраций

8.

П. Федотов

1

Знакомство с творчеством

Развитие бытовой живописи и отражение идей передовой русской интеллигенции. Сатира в картинах,нападки цензуры и официальной критики. Значение светотени в них. Федотов- предшественник художников реалистов19в.

Показ иллюстраций

9.

Русское искусство 2-ой пол. 19 в.

Передвижники

2

Дать характеристику социально- общественного порядка в России. Его влияние на формирование искусства.

Общая характеристика русского искусства этого периода. Влияние революционного демократического движения на развитие искусства. Организация товарищества передвижных выставок. П. Третьяков коллекционер и основатель галереи.

Показ иллюстраций

10.

В. Перов

И. Крамской

2

Дать знания о жизни, творчестве, значение в истории искусства художников.

В. Перов- общественный характер творчества. Осложнение с цензурой. Аналогии некрасовских изображений. Портреты А. Островского, Ф. Достоевского. Педагогическая деятельность Перова. И. Крамской- вдохновитель и руководитель передвижничества. Разнообразие жанров. Портретная живопись.

Показ иллюстраций

11.

Контрольный урок

1

Выявить полученные знания.


Кроссворд


Итого за 1 полугодие

16






тема

час.

задачи

Теоретическая часть

Практическая часть

12.

Бытовая и пейзажная живопись передвижников

2

Формирование представлений о роли художников-передвижников в истории искусства

Многостороннее отражение жизни народа. Повествовательность и доступность худ. Формы. Утверждение реалистических принципов в русской пейзажной живописи. Национальный пейзаж. Обращение к пленеру И. Шишкин «Рожь» В.Васильев «Мокрый луг» А.Соврасов «Грачи прилетели»

Показ иллюстраций

13.

Н. Ге

И. Репин

2

Критерии творчества.

Новаторские приемы творчества.

В. Суриков- великий исторический живописец. Хоровой тип композиции. Народ- главный герой. Национальный колорит. Тема героизма русского народа.

Показ иллюстраций

14.

В. Васнецов

2

Знакомство с творчеством

Обращение Васнецова к народному творчеству, преданиям, сказкам, эпосу, былинам. Индивидуальность и самобытность художника. Сочетание сказочности и реальности: «Аленушка» «Ковер- самолет» Работа над фасадом Третьяковской галереи.

Показ иллюстраций

15.

И. Левитан

2

Познакомить с творчеством художников времени.

Левитан- яркий представитель культуры этого периода, продолжатель реалистических традиций. Мастер пейзажа и настроения. Озвучивание «Над вечным покоем» Музыкальные образы Бетховена.Рахманинова.

Показ иллюстраций

16.

Художественная жизнь в России на рубеже 19-20вв.

2

Дать представление о художественной жизни России на рубеже 20 века.

Стремительное и интенсивное развитие искусств. Связь искусства с социально- политической реальностью. Театра, музыки. Выставки «Бубнового валета» и др.

Показ иллюстраций

17.

Русское искусство 20 в. После революции

2

Формирование представлений о развитии искусства после революции

Революция 1917 г. Искусство на службе революции. Творческий энтузиазм художников. Многообразие и борьба разных течений и группировок. Провозглашение социалистического реализма. Политика силы и подавления со стороны государства. Пути развития и проблемы на разных этапах современной истории. Жанровое многообразие. Расцвет жанров.

Показ иллюстраций

18.

Живопись.

Многообразие и развитие жанров.

2

Формирование представлений о разнообразии жанров.

Историческая революционная тема А. Дейнеки «Оборона Петрограда» М. Грекова «Тачанка» К. Петров- Водкин «Смерть комиссара» Героическая летопись великой отечественной войны в живописи. Связь времен. Пейзажная живопись. Начало исторического советского пейзажа. Рождение индустриального пейзажа. Ю. Пименов «Новая Москва » К. Юон «Парад на Красной площади»

Показ иллюстраций

19.

Графика

2


Расцвет агитационно-массового искусства после революции. Его разнообразие.Политические плакаты, сатирические традиции. Развитие книжной графики. Художник и книга.

Показ иллюстраций

20.

Скульптура

1


Ленинский план монументальной пропаганды и его значение для советского искусства. Творчество В.Мухиной «Рабочий и колхозница» С. Коненков.

Показ иллюстраций

21.

Контрольный урок

1

Выявление полученных знаний


Реферат


Итого за 2 полугодие

18





Всего за год

34






  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Результатом освоения учебной программы «Беседы об искусстве» является художественно-эстетическое развитие личности и приобретение обучающихся следующих знаний, умений и навыков:

  1. Сформированный комплекс первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к искусству и деятельности в сферах искусства.

  2. Знание особенностей языка различных видов искусства.

  3. Владение первичными навыками анализа произведений искусства.

  4. Владение навыками восприятия художественного образа.

  5. Формирование навыка логически и последовательно излагать свои мысли, свое отношение к изучаемому материалу.

  6. Формирование навыков работы с доступными информационными ресурсами (библиотечные ресурсы, интернет ресурсы, аудио-видео ресурсы).

  7. Формирование эстетических норм поведения в пространствах культуры (библиотеки, выставочные залы, музеи, театры, филармонии и т.д.).

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

1.Аттестация: цели, виды, формы, система оценок

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и коррекционную функции.

Адаптированная программа «Беседы об искусстве» предусматривает промежуточный контроль успеваемости обучающихся в форме контрольных уроков, которые проводятся в каждом полугодии. Проверка знаний по изученным разделам программы может осуществляться в виде устного опроса, составление кроссворда, подготовки творческого проекта (презентация, сообщение, реферат).

Контрольный опрос является вспомогательным приемом проверки и направлен на определение уровня освоения теоретических знаний.

Основными формами промежуточной аттестации являются: зачет или контрольный урок, они могут быть устными, письменными и комбинированными.

Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет учебного времени, предусмотренного на предмет «Беседы об искусстве».

Промежуточная аттестация по предмету «Беседы об искусстве» обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью обучающихся, ее корректировку и проводится с целью определения:

- качества реализации образовательного процесса;

- степени теоретической и практической подготовки по учебному предмету.

Оценка работ учащихся ставится с учетом прописанных ниже критериев.

2.Критерии оценок

При оценивании знаний обучающихся необходимо осуществлять индивидуальный подход.

Оценка промежуточной аттестации обучающихся будет зависеть от регулярности посещаемости занятий, активности на учебных занятиях и уровня владения теоретическим материалом.

При выставлении оценок обучающимся используется 5-бальная система оценок:

1. Устный опрос - проверка знаний в форме беседы, которая предполагает знание терминологии предмета, выразительных средств искусства, владение первичными навыками анализа произведений искусства.

«5» (отлично) – учащийся правильно отвечает на вопросы преподавателя, ориентируется в пройденном материале;

«4» (хорошо) - учащийся ориентируется в пройденном материале, допустил 1-2 ошибки;

«3» (удовлетворительно) – учащийся часто ошибался, ответил правильно только на половину вопросов.

3. Подготовка творческого проекта – форма проверки знаний и умений в виде выполнения творческого задания, например, подготовка презентации, эссе, реферата.

«5» (отлично) – учащийся демонстрирует хороший уровень владения материалом, тема проекта полностью раскрыта, оригинальна форма подачи проекта;

«4» (хорошо) - учащийся ориентируется в пройденном материале, но недостаточно полно раскрыта тема проекта;

«3» (удовлетворительно) – тема проекта не раскрыта, форма подачи не отличается оригинальностью.

Критерии оценки качества подготовки обучающихся по предмету «Беседы об искусстве» должны позволить:

  • определить уровень освоения обучающимся материала, предусмотренного учебной программой;

  • оценить умения обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

  • оценить обоснованность изложения ответа.



V. Методическое обеспечение учебного процесса

Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей. Занятия проводятся в групповой форме, численностью 6 человек.

Основные методы обучения:

- объяснительно-иллюстративный, (демонстрация методических пособий, иллюстраций);

- частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);

- творческий (творческие задания, участие детей в дискуссиях, беседах);

- игровые (занятие-сказка, занятие-путешествие, динамическая пауза, проведение экскурсий и др.).

Основное время на занятиях отводится беседе. Создание творческой атмосферы на занятии способствует появлению и укреплению заинтересованности в собственной творческой деятельности. С этой целью педагогу необходимо знакомить детей с работами художников и народных мастеров, с шедеврами живописи и графики (используя книжные фонды и фонды мультимедиатеки). Важным условием творческой заинтересованности обучающихся является приобщение детей к посещению художественных выставок, музеев, театров, проведение экскурсий. Несмотря на направленность программы к развитию индивидуальных качеств личности каждого ребенка необходимо проводить внеклассные мероприятия (организация выставок, проведение праздников, тематических дней, посещение музеев и др.). Это позволит объединить и сдружить детский коллектив.



VI. Списки рекомендуемой методической литературы и средств обучения

Для успешного результата в освоении программы необходимы следующие учебно-методические пособия:

материальные: учебный класс, имеющий наглядные пособия, мебель;

наглядно – плоскостные: наглядные методические пособия, фонд работ учащихся;

электронные образовательные ресурсы: сетевые образовательные ресурсы;

аудиовизуальные: слайд- фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи.

Для педагога

Н. Дмитриева. Краткая история искусств – Москва, 2004г.

Г. Островский. Рассказ о русской живописи – М. 1987г.

М. Некрасова. Народные мастера. Традиции школы- М. 1985 г.

А. Гельдшейн. Зодчество - М. 1979г.

Для учащихся

Н. Дмитриева. Краткая история искусств – Москва, 2004г.

В. Рыженко, А. Теличко, В. Юрьев. Полный справочник – М. 2003г.

М. Некрасова. Народные мастера. Традиции школы- М. 1985 г.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ