Анализ коррекционно – педагогической деятельности учителя- логопеда
Чуваева Наталья Николаевна
учитель- логопед
МБОУ г. Мурманска
основная общеобразовательная школа №37
Анализ коррекционно – педагогической деятельности
учителя- логопеда.
В коррекционно-педагогической деятельности, как во всяком виде деятельности, существует определенный инструментарий для достижения поставленной цели, реализации конкретных задач.
Одна из главных задач учителя-логопеда – своевременно выявить и преодолеть расстройства устной и письменной речи, не допуская их перехода на следующие ступени обучения. В противном случае стойкие специфические ошибки письма и чтения будут сопровождать обучающихся и в последующие годы (в явном или замаскированном виде), осложняя их учебно-познавательную деятельность.
Для этого необходимо правильно определить причины, лежащие в основе нарушений речи, поскольку от этого зависит продолжительность коррекционной работы. А сама коррекционная работа тесно связана с процессом обучения.
Реализация принципа единства диагностики и коррекции обеспечивает целостность педагогического процесса. Невозможно вести эффективную и полномасштабную коррекционную работу, не зная исходных данных об объекте.
Трудно подобрать необходимые методы и приемы коррекции, если нет объективных данных о ребенке, о причинах и характере имеющихся у него нарушений речи. И позитивная динамика логопедической коррекции невозможна без углубленной диагностики уровня речевого развития обучающихся.
Подбор диагностического инструментария осуществляется адекватно стоящим задачам и способствует выявлению уровня актуального речевого развития по следующим параметрам: произношение, словарный запас, фонетико-фонематические процессы, владение лексико-грамматическими категориями, связная речь. Углубленная диагностика проводится индивидуально при выявлении речевых нарушений в ходе скрининг – диагностики.
Логопедическое обследование позволяет выявить детей с нарушениями звукопроизношения, с фонетико-фонематическим и лексико-грамматическим недоразвитием речи, с общим недоразвитием речи, с нарушениями письма и чтения.
С целью определения степени выраженности нарушений всех сторон речи, мною апробирована и используется тестовая методика диагностики устной речи Т.А. Фотековой (Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников.- М., АРКТИ, 2000).
Методика предназначена для выявления особенностей речевого развития детей младшего школьного возраста.
Данная методика позволяет:
- осуществлять правильную диагностику;
- уточнить структуру речевого дефекта;
- оценить степень выраженности нарушений разных сторон речи (получение речевого профиля);
- построить систему коррекционной работы;
- комплектовать подгруппы на основе общности структуры речи.;
- отслеживать динамику речевого развития.
Методика не требует использования наглядных средств, доступна любому педагогу, имеет два варианта (полный и сокращенный). При необходимости уточнения состояния какой-либо стороны речи каждая серия методики может быть использована самостоятельно.
Такая система обследования позволяет более наглядно видеть результаты диагностики и помогает учителю хорошо ориентироваться в речевых дефектах младших школьников.
Материалы по диагностике позволяют профессионально определить структуру и степень выраженности речевого дефекта.
Анализ нарушений разных сторон речи у первоклассников за пять лет
Учебный год
Фонемат. восприятие
(чел.)
Звуко
произно
шение
(чел.)
Звуко- слоговая структура слова
(чел.)
Граммат.
строй речи
(чел.)
Словарь и словообра
зование
(чел.)
Связная речь
(чел.)
2007- 2008
9
8
9
3
9
3
2008- 2009
12
7
12
6
12
6
2009- 2010
19
19
19
7
14
7
2010- 2011
20
13
20
9
17
9
2011- 2012
19
13
19
6
12
6
Уровень сформированности разных сторон речи у первоклассников
Учебный год
Фонемат. восприятие
Звуко
произно
шение
Звуко- слоговая структура слова
Граммат.
строй речи
Словарь и словообра
зование
Связная речь
2007- 2008
82%
93%
82%
77%
82%
77%
2008- 2009
92%
94%
92%
86%
92%
86%
2009- 2010
76%
86%
76%
84%
88%
84%
2010- 2011
80%
82%
80%
76%
78%
76%
2011- 2012
79%
84%
79%
85%
80%
85%
Мониторинг речевого развития детей – логопатов
1- фонематическое восприятие; 2- звукопроизношение;
звуко- слоговая структура слова; 4- грамматический строй речи;
5- словарь и словообразование; 6- связная речь.
Мониторинг речевого развития детей – логопатов
1- фонематическое восприятие; 2- звукопроизношение;
звуко- слоговая структура слова; 4- грамматический строй речи;
5- словарь и словообразование; 6- связная речь.
Диагностика учебных достижений обучающихся.
Основным результатом логопедической коррекции считаю сформированность предпосылок и создание условий для успешного освоения обучающимися
Программы школы I ступени.
Эффективно применяя современные коррекционные и образовательные технологии и методики, ежегодно добиваюсь стабильно высоких результатов коррекции речевых нарушений у обучающихся массовых классов, позитивной динамики речевого развития.
Ниже приведенные таблицы и диаграммы отражают эффективность работы логопеда с детьми, у которых есть проблемы с устной и письменной речью.
Результативность работы логопункта
Учебный год
Принято на логопункт
(количество человек)
Выпущено с нормой
речевого развития
(количество человек)
Оставлены для продолжения коррекционной работы
2007- 2008
42 чел.
32 чел.
10 чел.
2008 - 2009
42 чел.
34 чел.
8 чел.
2009 - 2010
45 чел.
36 чел.
9 чел.
2010 – 2011
36 чел.
29 чел.
7 чел.
2011- 2012
37 чел.
31 чел.
6 чел.
Всего:
2007- 2012
202 чел.
162 чел.
40 чел.
В среднем:
40 чел.
32 чел.
8 чел.
Результативность работы логопункта
(по количеству детей)
Соотношение количества детей-логопатов и качества коррекции
Количество принятых
детей
Количество выпущенных
детей
Качество коррекции
%
2007- 2008
42 чел.
32 чел.
76%
2008- 2009
42 чел.
34 чел.
80%
2009- 2010
45 чел.
36 чел.
80%
2010- 2011
36 чел.
29 чел.
81%
2011- 2012
37 чел.
31 чел.
84%
В среднем:
40 чел.
32 чел.
80%
Можно отметить следующую тенденцию: качество коррекции за эти годы возросло:
2007 – 2008 г. - 76%
2008 – 2009 г. - 80%
2009 – 2010 г. - 80%
2010 – 2011 г. - 81%
2011 – 2012 г. - 84%
Качество логопедической коррекции (в %)
А количество детей, оставленных для продолжения коррекции, снизилось.
Результативность логопедической коррекции за пять лет
Для анализа учебно-коррекционной деятельности рассмотрим данные статистики. В таблице и диаграмме показано распределение видов речевых нарушений за пять лет.
Сведения по обследованию обучающихся 1-х классов
на начало учебного года (по количеству детей)
Нарушения устной речи
Учебный год
Количество классов
Количество детей по списку
Всего с нарушениями речи
ФН
ФНР
ФФН
ОНР
Заикание
2007-2008
1
20
11
2
-
6
3
-
2008-2009
1
23
13
1
-
6
6
-
2009-2010
3
62
29
8
3
9
7
2
2010-2011
2
51
25
4
3
8
9
1
2011-2012
2
52
24
5
5
8
6
-
Сравнительный анализ видов нарушений устной речи обучающихся 1-х классов ( в %) Сравнительный анализ показывает, что в последние годы наблюдается снижение таких нарушений речевого развития как фонетико-фонематическое недоразвитие речи - ФФН, но увеличилось количество детей, у которых сохранна или уже скоррегирована фонетическая сторона речи (то есть, нет недостатков произношения), а вот другие стороны устной речи имеют нарушения (неразвитый фонематический слух, несформированность языкового анализа и синтеза). Это дети с фонематическим недоразвитием речи - ФНР.
Важно отметить, что увеличение количества детей с выраженными речевыми нарушениями в нашей школе (2008- 2009, 2010- 2011 учебные годы) обычно происходит за счет детей, не обучавшихся в ДОУ до зачисления в школу.
Сведения по обследованию письменной речи обучающихся 1-х классов (декабрь)
Учебный год
Количество
классов
Всего с нарушениями письменной речи (чел.)
НП и Чт., обусловленные
ФФН
(чел.)
НП и Чт., обусловленные
ОНР (III)
(чел.)
2007-2008
1
6
3
3
2008-2009
1
10
5
5
2009-2010
3
15
8
7
2010-2011
2
17
8
9
2011-2012
2
10
5
5
Сравнительный анализ нарушений устной и письменной речи первоклассников (в %)
Из данных таблицы и диаграммы видно, что количество детей, имеющих нарушения речи в начале учебного года, снижается на этапе формирования письменной речи за счет коррекции некоторых сторон устной речи.
Сведения по обследованию письменной речи
у обучающихся вторых- третьих классов
Учебный год
Всего с нарушениями письменной речи (чел.)
НП и Чт., обусловленные
ФФН
(чел.)
НП и Чт., обусловленные
ОНР (III)
(чел.)
2007 – 2008
30
14
16
2008 – 2009
24
13
11
2009 – 2010
21
14
8
2010 – 2011
12
6
6
2011 – 2012
16
8
8
Виды нарушений письменной речи
у обучающихся вторых- третьих классов (по количеству детей)
Эффективность работы с первоклассниками, имеющими нарушения письменной речи
Учебный год
Среднее количество логопедических ошибок на человека в декабре
Среднее количество логопедических ошибок на человека в мае
2007- 2008
9,6
4,8
2008 - 2009
9,8
5,1
2009 - 2010
10,4
5,2
2010- 2011
11,2
6,1
2011- 2012
10,2
4,9
Эффективность работы с учащимися вторых - третьих классов,
занимавшимися на логопункте
Учебный год
Среднее количество логопедических ошибок на человека в начале обучения
Среднее количество логопедических ошибок на человека в конце обучения
2007 - 2008
9,5
1,9
2008 - 2009
9,8
2,3
2009 - 2010
10,8
2,7
2010 - 2011
10,6
2,5
2011 – 2012
9,4
2,1
После проведения коррекции на первом этапе - по восполнению пробелов звуковой стороны речи (формирование фонетико – фонематических представлений на материале слов различной слоговой структуры, на материале гласных 1- 2 ряда, на материале звонких и глухих согласных) количество логопедических ошибок у обучающихся снижается.
Увеличение количества детей – логопатов с различной и часто осложненной структурой дефекта не позволяет включить всех, кому требуется логопедическая или психолого-логопедическая помощь в процесс коррекции в течение учебного года.
Для решения этой проблемы требуется усиление интенсивности коррекционного воздействия, поиск новых путей коррекционного воздействия, применение инновационных методов и нетрадиционных методик, активизация взаимодействия учителя – логопеда и учителя, работающего в классе, в процессе обучения, коррекции и адаптации детей начальной школы.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ