Анализ коррекционно – педагогической деятельности учителя- логопеда

Чуваева Наталья Николаевна

учитель- логопед

МБОУ г. Мурманска

основная общеобразовательная школа №37

Анализ коррекционно – педагогической деятельности

учителя- логопеда.

В коррекционно-педагогической деятельности, как во всяком виде деятельности, существует определенный инструментарий для достижения поставленной цели, реализации конкретных задач.

Одна из главных задач учителя-логопеда – своевременно выявить и преодолеть расстройства устной и письменной речи, не допуская их перехода на следующие ступени обучения. В противном случае стойкие специфические ошибки письма и чтения будут сопровождать обучающихся и в последующие годы (в явном или замаскированном виде), осложняя их учебно-познавательную деятельность.

Для этого необходимо правильно определить причины, лежащие в основе нарушений речи, поскольку от этого зависит продолжительность коррекционной работы. А сама коррекционная работа тесно связана с процессом обучения.

Реализация принципа единства диагностики и коррекции обеспечивает целостность педагогического процесса. Невозможно вести эффективную и полномасштабную коррекционную работу, не зная исходных данных об объекте.

Трудно подобрать необходимые методы и приемы коррекции, если нет объективных данных о ребенке, о причинах и характере имеющихся у него нарушений речи. И позитивная динамика логопедической коррекции невозможна без углубленной диагностики уровня речевого развития обучающихся.

Подбор диагностического инструментария осуществляется адекватно стоящим задачам и способствует выявлению уровня актуального речевого развития по следующим параметрам: произношение, словарный запас, фонетико-фонематические процессы, владение лексико-грамматическими категориями, связная речь. Углубленная диагностика проводится индивидуально при выявлении речевых нарушений в ходе скрининг – диагностики.

Логопедическое обследование позволяет выявить детей с нарушениями звукопроизношения, с фонетико-фонематическим и лексико-грамматическим недоразвитием речи, с общим недоразвитием речи, с нарушениями письма и чтения.

С целью определения степени выраженности нарушений всех сторон речи, мною апробирована и используется тестовая методика диагностики устной речи Т.А. Фотековой (Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников.- М., АРКТИ, 2000).

Методика предназначена для выявления особенностей речевого развития детей младшего школьного возраста.

Данная методика позволяет:

- осуществлять правильную диагностику;

- уточнить структуру речевого дефекта;

- оценить степень выраженности нарушений разных сторон речи (получение речевого профиля);

- построить систему коррекционной работы;

- комплектовать подгруппы на основе общности структуры речи.;

- отслеживать динамику речевого развития.

Методика не требует использования наглядных средств, доступна любому педагогу, имеет два варианта (полный и сокращенный). При необходимости уточнения состояния какой-либо стороны речи каждая серия методики может быть использована самостоятельно.

Такая система обследования позволяет более наглядно видеть результаты диагностики и помогает учителю хорошо ориентироваться в речевых дефектах младших школьников.

Материалы по диагностике позволяют профессионально определить структуру и степень выраженности речевого дефекта.

Анализ нарушений разных сторон речи у первоклассников за пять лет


Учебный год

Фонемат. восприятие

(чел.)

Звуко

произно

шение

(чел.)

Звуко- слоговая структура слова

(чел.)

Граммат.

строй речи

(чел.)

Словарь и словообра

зование

(чел.)

Связная речь

(чел.)

2007- 2008

9

8

9

3

9

3

2008- 2009

12

7

12

6

12

6

2009- 2010

19

19

19

7

14

7

2010- 2011

20

13

20

9

17

9

2011- 2012

19

13

19

6

12

6


Уровень сформированности разных сторон речи у первоклассников


Учебный год

Фонемат. восприятие


Звуко

произно

шение


Звуко- слоговая структура слова

Граммат.

строй речи


Словарь и словообра

зование


Связная речь


2007- 2008

82%

93%

82%

77%

82%

77%

2008- 2009

92%

94%

92%

86%

92%

86%

2009- 2010

76%

86%

76%

84%

88%

84%

2010- 2011

80%

82%

80%

76%

78%

76%

2011- 2012

79%

84%

79%

85%

80%

85%


Мониторинг речевого развития детей – логопатов

1- фонематическое восприятие; 2- звукопроизношение;

  1. звуко- слоговая структура слова; 4- грамматический строй речи;

5- словарь и словообразование; 6- связная речь.



Мониторинг речевого развития детей – логопатов

1- фонематическое восприятие; 2- звукопроизношение;

  1. звуко- слоговая структура слова; 4- грамматический строй речи;

5- словарь и словообразование; 6- связная речь.


Диагностика учебных достижений обучающихся.

Основным результатом логопедической коррекции считаю сформированность предпосылок и создание условий для успешного освоения обучающимися

Программы школы I ступени.

Эффективно применяя современные коррекционные и образовательные технологии и методики, ежегодно добиваюсь стабильно высоких результатов коррекции речевых нарушений у обучающихся массовых классов, позитивной динамики речевого развития.

Ниже приведенные таблицы и диаграммы отражают эффективность работы логопеда с детьми, у которых есть проблемы с устной и письменной речью.

Результативность работы логопункта


Учебный год

Принято на логопункт

(количество человек)

Выпущено с нормой

речевого развития

(количество человек)

Оставлены для продолжения коррекционной работы

2007- 2008

42 чел.


32 чел.

10 чел.

2008 - 2009

42 чел.


34 чел.

8 чел.

2009 - 2010

45 чел.


36 чел.

9 чел.

2010 – 2011


36 чел.

29 чел.

7 чел.

2011- 2012


37 чел.

31 чел.

6 чел.

Всего:

2007- 2012


202 чел.


162 чел.


40 чел.


В среднем:



40 чел.


32 чел.


8 чел.


Результативность работы логопункта

(по количеству детей)


Соотношение количества детей-логопатов и качества коррекции



Количество принятых

детей

Количество выпущенных

детей

Качество коррекции

%

2007- 2008

42 чел.

32 чел.

76%

2008- 2009

42 чел.

34 чел.

80%

2009- 2010

45 чел.

36 чел.

80%

2010- 2011

36 чел.

29 чел.

81%

2011- 2012

37 чел.

31 чел.

84%

В среднем:


40 чел.

32 чел.

80%

Можно отметить следующую тенденцию: качество коррекции за эти годы возросло:

2007 – 2008 г. - 76%

2008 – 2009 г. - 80%

2009 – 2010 г. - 80%

2010 – 2011 г. - 81%

2011 – 2012 г. - 84%

Качество логопедической коррекции (в %)

А количество детей, оставленных для продолжения коррекции, снизилось.






Результативность логопедической коррекции за пять лет

Для анализа учебно-коррекционной деятельности рассмотрим данные статистики. В таблице и диаграмме показано распределение видов речевых нарушений за пять лет.

Сведения по обследованию обучающихся 1-х классов

на начало учебного года (по количеству детей)





Нарушения устной речи


Учебный год

Количество классов

Количество детей по списку

Всего с нарушениями речи

ФН

ФНР

ФФН

ОНР

Заикание

2007-2008


1

20

11

2

-

6

3

-

2008-2009


1

23

13

1

-

6

6

-

2009-2010


3

62

29

8

3

9

7

2

2010-2011


2

51

25

4

3

8

9

1

2011-2012


2

52

24

5

5

8

6

-



Сравнительный анализ видов нарушений устной речи обучающихся 1-х классов ( в %) Сравнительный анализ показывает, что в последние годы наблюдается снижение таких нарушений речевого развития как фонетико-фонематическое недоразвитие речи - ФФН, но увеличилось количество детей, у которых сохранна или уже скоррегирована фонетическая сторона речи (то есть, нет недостатков произношения), а вот другие стороны устной речи имеют нарушения (неразвитый фонематический слух, несформированность языкового анализа и синтеза). Это дети с фонематическим недоразвитием речи - ФНР.

Важно отметить, что увеличение количества детей с выраженными речевыми нарушениями в нашей школе (2008- 2009, 2010- 2011 учебные годы) обычно происходит за счет детей, не обучавшихся в ДОУ до зачисления в школу.

Сведения по обследованию письменной речи обучающихся 1-х классов (декабрь)


Учебный год


Количество

классов


Всего с нарушениями письменной речи (чел.)



НП и Чт., обусловленные

ФФН

(чел.)


НП и Чт., обусловленные

ОНР (III)

(чел.)

2007-2008

1

6

3

3

2008-2009

1

10

5

5

2009-2010

3

15

8

7

2010-2011

2

17

8

9

2011-2012

2

10

5

5


Сравнительный анализ нарушений устной и письменной речи первоклассников (в %)


Из данных таблицы и диаграммы видно, что количество детей, имеющих нарушения речи в начале учебного года, снижается на этапе формирования письменной речи за счет коррекции некоторых сторон устной речи.

Сведения по обследованию письменной речи

у обучающихся вторых- третьих классов


Учебный год


Всего с нарушениями письменной речи (чел.)

НП и Чт., обусловленные

ФФН

(чел.)

НП и Чт., обусловленные

ОНР (III)

(чел.)

2007 – 2008


30

14

16

2008 – 2009


24

13

11

2009 – 2010


21

14

8

2010 – 2011


12

6

6

2011 – 2012


16

8

8



Виды нарушений письменной речи

у обучающихся вторых- третьих классов (по количеству детей)


Эффективность работы с первоклассниками, имеющими нарушения письменной речи

Учебный год

Среднее количество логопедических ошибок на человека в декабре

Среднее количество логопедических ошибок на человека в мае

2007- 2008


9,6


4,8


2008 - 2009

9,8


5,1


2009 - 2010


10,4


5,2


2010- 2011

11,2

6,1


2011- 2012

10,2

4,9



Эффективность работы с учащимися вторых - третьих классов,

занимавшимися на логопункте

Учебный год


Среднее количество логопедических ошибок на человека в начале обучения


Среднее количество логопедических ошибок на человека в конце обучения

2007 - 2008

9,5


1,9

2008 - 2009

9,8


2,3

2009 - 2010

10,8


2,7

2010 - 2011

10,6


2,5

2011 – 2012

9,4


2,1


После проведения коррекции на первом этапе - по восполнению пробелов звуковой стороны речи (формирование фонетико – фонематических представлений на материале слов различной слоговой структуры, на материале гласных 1- 2 ряда, на материале звонких и глухих согласных) количество логопедических ошибок у обучающихся снижается.

Увеличение количества детей – логопатов с различной и часто осложненной структурой дефекта не позволяет включить всех, кому требуется логопедическая или психолого-логопедическая помощь в процесс коррекции в течение учебного года.

Для решения этой проблемы требуется усиление интенсивности коррекционного воздействия, поиск новых путей коррекционного воздействия, применение инновационных методов и нетрадиционных методик, активизация взаимодействия учителя – логопеда и учителя, работающего в классе, в процессе обучения, коррекции и адаптации детей начальной школы.






11


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ