Чем занять детей и подростков в детском оздоровительном лагере

Форма воспитательной работы — это ограниченная по месту и времени структура коллективного взаимодействия детей и взрослых, которая позволяет решить определенные воспитательные задачи.

С.А. Шмаков, один из исследователей детского досуга, предложил следующую классификацию дел:

  • общественные дела способствуют обогащению общественно-политического опыта, развивают гражданское отношение ко всем политическим событиям в стране и за рубежом, к прошлому и настоящему нашей Родины, учат детей высказывать свои мнения и суждения;

  • трудовые способствуют появлению у ребенка предприимчивости, умения преодолевать трудности, содействуют процессу профессиональной ориентации детей;

  • познавательные способствуют формированию у воспитанников мировоззрения, обогащают мир знаний, расширяют кругозор, приобщают к тайнам мира;

  • экологические способствуют приобщению воспитанников к миру природы, осознанию ее значимости, учат чувствовать красоту родного края;

  • спортивные способствуют актуализации у ребят ценности здорового образа жизни, реализуют двигательную активность;

  • досуговые дела — это особые игры, детские забавы, затеи, которые способствуют формированию навыков самоорганизации;

  • художественные дела способствуют воспитанию эстетического отношения к жизни, обществу, культуре своего и других народов, развитию творческих способностей ребенка;

  • нравственные — просвещенческие, тренинговые формы, способствуют формированию жизненных ценностей ребенка;

  • работа с активом способствует освоению сферы организаторской деятельности, развивает лидерские качества.

Невозможно перечислить и тем более охарактеризовать все отрядные дела; для того чтобы представить их разнообразие, рассмотрим более подробно одну из классификаций, в основе которой лежит степень активности участников дела (автор Б. Куприянов).

Формы дел объединяются в следующие группы.

  1. ФОРМЫ-ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, которые строятся на демонстрации, ритуале, беседе.

К данной группе относятся:

    1. линейка — это ритуальное представление, предполагающее построение участников, наличие ритуалов, ведущих, выступающих и способствующее формированию эмоционально-ценностного отношения к получению информации;

    2. спектакль — предполагает демонстрацию выступающими для зрителей целостного театрального действа;

    3. концерт — представление, предполагающее демонстрацию выступающими для зрителей художественных номеров;

    4. соревнование — конкурсная программа на сцене или площадке;

    5. лекция — монолог, представляющий совокупность знаний по какому-либо вопросу;

    6. диспут — специально организованное представление, в ходе которого происходит столкновение мнений;

    7. торжественное собрание детского коллектива — собрание для чествования каких-либо значимых дат или событий в жизни детского коллектива, предполагающее устные монологические выступления отдельных ораторов.

  1. ФОРМЫ-ПУТЕШЕСТВИЯ, в основе которых лежит перемещение участников по определенному маршруту.

К ним можно отнести:

    1. игру-путешествие (маршрутные игры, игры по станциям, игры на преодоление этапов, игры-эстафеты и др.) — это целенаправленное движение по определенным правилам свободно или по заданному маршруту;

    2. экскурсию — специально организованное передвижение участников с целью демонстрации им какой-либо экспозиции либо знакомства с великими историческими событиями, с жизнью замечательных людей, с достижениями культуры, науки и техники;

    3. поход — дальняя прогулка или путешествие, специально организованное передвижение на определенное расстояние, в ходе которого предполагаются остановки (привалы);

    4. парад (карнавальное шествие) — ритуальное передвижение.

  1. ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОГО ХАРАКТЕРА, их особенностью является то, что здесь нет зрителей, здесь все участники.

К ним относятся:

    1. ярмарка — развернутое на определенной площадке совместное развлечение, предполагающее вовлечение участников в различные аттракционы;

    2. танцевальная программа — специально организованное на одной площадке развлечение с танцами;

    3. вечер общения — программа общения на одной площадке (вечеринки, посиделки, салон, гостиная);

    4. трудовая акция (субботник, трудовой десант, уборка территории) — ограниченная по месту и времени специально организованная предметно-практическая трудовая деятельность воспитанников;

    5. подготовка к представлению — специально организованная совместная деятельность по придумыванию, разработке и реализации замысла какого-либо концерта, спектакля;

    6. час тихого чтения — специально выделенное время для чтения и обсуждения прочитанного;

    7. игры со словами — составление рассказа на одну букву, четверостиший с заданными словами, буриме и др.;

    8. выпуск стенгазеты — деятельность по созданию информационного продукта для последующей демонстрации.

Для того чтобы создать разнообразие форм работы с детьми, можно использовать такие комплексные формы, как тематические дни, которые предполагают систему дел, связанных общей темой, логикой, сочетанием различных видов деятельности, либо разнообразить содержание дел отряда, например, спорт, искусство, развлечения и др.

Отрядное дело — это одно из главных средств реализации программы отряда и лагеря. В подготовке и проведении дела принимают участие и дети, и взрослые. Степень участия детей зависит от периода смены, от уровня самостоятельности детей, от их организаторских и творческих способностей.

Отрядное дело получается по-настоящему тогда, когда:

  1. каждый ребенок при подготовке дела и во время его проведения находит для себя роли поручения, задания;

  2. дело имеет сюжет, вариативность, сюрпризы, новинки;

  3. дело учит ребят работать вместе, уважая мнение каждого участника, считаясь с их интересами, желаниями;

  4. дело дает возможность каждому участнику раскрыться, самовыразиться;

  5. взрослый активно участвует в придумывании, разработке дела, но как подсказчик, советчик, помощник;

  6. дело является важной составляющей программы лагеря, смены, отряда;

  7. форма и содержание дела, способы его подготовки соответствуют возрасту детей в отряде, периоду смены;

  8. хорошо продуманный и интересный сценарий дела имеет красивое воплощение на практике: используется музыкальное оформление, театрализация, специально готовится помещение и др.

Таким образом, в летнем оздоровительном лагере необходимо использовать различные направления и формы работы, сориентированные на интеллектуальное, физическое, эмоциональное, социальное, нравственное развитие воспитанников.

И.Ю. Исаева «Досуговая педагогика».

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ