Доходная и расходная часть твоего бюджета
Доходная и расходная часть твоего бюджета.
Цели:
Получить совместно с учащимися понятие о бюджете, его структуре, планировании.
Практическое закрепление навыков распределение поступивших доходов.
Введение баланса доходов и расходов.
Задачи занятия:
Осмыслить понятие бюджет, доходы, расходы, дефицит, профицит, сбалансированный.
Выявить взаимосвязи статей доходов и расходов.
Развитие познавательного интереса.
Развитие памяти, логического мышления.
Оборудование: Доска маркеры, ручки, проектор, памятки по кол – ву детей, весы настольные.
Возраст детей: 11-15 лет.
Ход занятия
1.Приветствие.Организационный момент.
СЛАЙД 1: Пословица: «Денежки – что голуби: где обживутся, там и поведутся».
Сегодня у нас последнее занятие по программе « Копеечка рубль бережёт».
Я надеюсь , что мы с вами будем сотрудничать на занятии. Я буду помогать вам , а вы будете, помогать мне и тогда, надеюсь, у нас всё получиться.
Посмотрите на пословицу, подумайте, в конце занятия скажите, как вы это понимаете.
А для начала давайте вспомним наши прошлые занятия. У вас на столе лежат кроссворды. В этом кроссворде содержаться слова из наших прошлых занятий. Вот и сейчас мы с вами попробуем разгадать кроссворд. (раздаю детям кроссворд , они разгадывают потом сверяем с ответами на экране.)
Я вам даю 5 минут.
СЛАЙД 2: Вопросы к кроссворду.
СЛАЙД 3: Кроссворд. А теперь сравните свои ответы. У кого были затруднения?
Молодцы! А теперь послушайте сказку.
Введение в тему.
В некотором царстве, в некотором государстве жил - был царь. Страной правил. Ну, понятно, дело это нелёгкое. Думать надо. Решения всякие принимать. А тут напасть, какая приключилась: Чудо – Юдо повадился в гости хаживать – лето и так жаркое, а он ещё огнём , нежданный пышет. Безобразие чего уж тут говорить. Подумал царь свою думу: оборонную промышленность поднимать нужно. Поэтому как государство - это не баня, и жару ему не надо. Сказано - сделано. И начал народ государственное решение в жизнь воплощать. А она – промышленность эта оборонная, шибко тяжёлой оказалась. Неподъёмная прямо. кинули специалисты клич по городам и
сёлам : « Помогите, братцы, горим!» И послали города и сёла сынов своих и дочерей оборону страны поднимать. Работа - то ,она конечно, идёт. Да вот результатов мало. Созвал тогда царь своих бояр. А они ему и говорят: «Надо бы ,батюшка, людям зарплату платить, да одежду защитную ( от Чуда – Юды ) справить, да технику кой – какую прикупить, для удобства подъёма – то» .На том и порешили. Бросились к царской казне, а там пусто. Все денежки на балы , да на всякие празднества растрачены. Ой - Ёй! Забегали бояре по государевым палатам, теребя бороды , все думают , где бы им деньги взять на оборону царства от огнедышащего Чудо - Юды . Бегают ,да на царя батюшку поглядывают – глава ведь. А он возьми и придумай.
Как вы думаете, что придумал царь? ответы детей.
И грозно и так величественно: «Почто у нас рядом соседи, пусть выручают»
Ура! – подбросили бояре шапки в потолок.
Только сказка - то наша не закончилась. Слушайте дальше.
Заняли в долг, сколько нужно было, закупили пожарных машин и «затушили»Чудо – Юдо. Да вот беда. Понравилась царю его выдумка. Начал он деньги занимать при каждом удобном случае. как опустеет казна – так , знай, бежит с поклоном к соседям. а зимы нет , снег не выпал. Чудо –Юдо вновь повадился огнём дышать на царство. Засуетились бояре опять, да поделать ничего не могут. купить ведь ничего нельзя, денег нет, соседи больше в долг не дают.
Почему соседи больше в долг не дают?(ответы детей)
Всем должны. А Чудо – Юдо сидит себе, огнём пышет да хитро ухмыляется, потом , набьёт рот орехами да дикцию отрабатывает, бормоча:
-Деньги счётом крепки;
-Береги денежку про чёрный день;
-Был бы ум, будет и рубль, не будет ума – не будет рубля.
Вот и сказочке конец. А отсюда мораль, - если непрерывно жуёшь пирожки, ни за что не похудеешь. Всё должно быть в меру. Спросите, как это? А очень просто, на каждое действие своё противодействие должно иметься.
СЛАЙД 4 Бюджет
Нужно заводить домашнего дракончика по прозванию – БЮДЖЕТ.
СЛАЙД 5:
Тема нашего занятия: « Доходная и расходная часть твоего бюджета». О чём вы хотите узнать на этом занятии.(записываем на доске.)
СЛАЙД 6:
Бюджет в переводе с английского буквально « сумка». Это роспись (смета) доходов и расходов на определённый срок.
Бюджетом в старой Англии называли сумку, в которой министр финансов страны носил деньги и свои отчёты. То есть, бюджет – это денежные средства, которые можно истратить за определённый промежуток времени. Бюджеты формируют и семьи, и государства. Государственный бюджет составляет правительство. Бюджет состоит из расходов и доходов.
Скажите, что вы понимаете под словом доход? ( мнение детей).
СЛАЙД 7:
Доход – это всё, что зарабатываете в месяц, со всеми подработками дополнительными заработками.
Из чего он складывается? (мнение детей)
СЛАЙД 8 « Доходные части бюджета» из чего складывается (стипендия, пенсия, заработная плата, выплаты льгот от общественных организаций, доход от других источников)
То есть деньги, материальные ценности, которые вы получите от занятий разной деятельностью. Такой доход называют совокупным доходом.
Скажите, а что вы понимаете под словом расход?( мнение детей.)
СЛАЙД 9: Расход – это то, что, соответственно, тратите за месяц.
На что же мы будем тратить свои доходы? (мнение детей)
СЛАЙД 10 « Расходные части бюджета» это затраты соответственно, то что вы тратите за месяц. На изготовление, содержание, ремонт, обслуживание каких-либо изделий или услуг.
СЛАЙД 11 Структура
А вот так выглядит структура семейного бюджета в процентах.
А теперь давайте отдохнём. Физкультминутка.
На носок ноги первого участника команды кладётся монетка. Игрок старается, не уронив ,пронести её от линии старта до линии финиша (3-4 метра) и сбросить в «копилку». Уронивший монетку выбывает из игры.
А кто помнит , откуда появилось слово «монета»?
( «Монета» Термин возник в древнем Риме, где появился первый монетный двор, расположенный на территории храма богини ЮНОНЫ – монеты, что означало богиня – предупредительница, советчица).
А «рубль» ( в Древней Руси основной денежной единицей были серебряные бруски определённого веса – гривны. Если вещь стоила меньше, чем весит весь слиток, то его рубили на части, отрубленная часть бруска называется рубль.)
А кто помнит где впервые появились бумажные деньги. ( в Китае)
Молодцы!
Давайте представим наш бюджет как весы.
На одной чаше весов находятся доходы, а на другой чаше расходы, если обе чаши будут в равновесии, то наши расходы не превышают доходы, тогда говорят, что такой бюджет СБАЛАНСИРОВАННЫЙ. Нам хватает заработанных денег на жизнь, мы не делаем долги.
СЛАЙД 12 : Сбалансированный
БАЛАНС – перевес, бытие на перевесе, в равновесии, на весу , равновес, равновесие.
Если же расходы перетянули чашу, то наш бюджет имеет ДЕФИЦИТ.
СЛАЙД 13: Дефицит
Дефицит( от лат . недостаёт) – термин ,означающий недостачу, недостаточность.
Что произошло? Мы потратили больше денег, чем заработали, пришлось занимать в долг, как тому царю из сказки.
Если же доходы перетянули чашу, то наш бюджет избыточный или ПРОФИЦИТ.
Что произошло? Мы зарабатываем больше , чем тратим.
СЛАЙД 14 Профицит – положительный баланс – термин, означающий избыток, избыточность.
Вы все рано или поздно пойдёте учиться в учебные заведения, это профессиональные училище или техникум. Я узнала какие выплаты вам положены. А вы знаете, какие выплаты положены вам? Я вам сейчас раздам эти памятки, вы ознакомитесь. Может, у вас ко мне возникнут какие - то вопросы.
Выплаты в ПУ:
1.Стипендия – 600 рублей.
2. Канцтовары – 1800 рублей в год (вместе с мастером,чеки)
3. Одежда - 2666 рублей в месяц ( одеваются со склада)
4.Питание – 4 раза в день
5Бесплатный проездной билет.
6. Раз в год можно взять материальную помощь, на экстренные нужды.
7.Если будете работать, то зарплату можно тратить по своему усмотрению.
8. Если вы бросили учиться, все выплаты прекращаются.
Выплаты в техникуме:
1.Стипендия – 600 рублей.
2. Канцтовары – 1800 рублей в год
3. Одежда - 20 000 рублей в год
4.Питание – 183 рублей в день за месяц 4380 рублей.
5Бесплатный проездной билет.
6. Раз в год можно взять материальную помощь, на экстренные нужды.
7.Если будете работать, то зарплату можно тратить по своему усмотрению.
8. Если вы бросили учиться , все выплаты прекращаются.
Мы выяснили с вами , что у вас будут доходы. и мы сейчас с вами попробуем распределить эти доходы правильно.
СЛАЙД 15
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА.:
Задание 1Каждый заполняет бланк, Фамилию, предполагаемый размер зарплаты, стипендии, пенсии, источники дополнительных доходов и их размер.
(ВЫДАЮ НА РУКИ СТИПЕНДИЮ. )
Задание 2 Каждый планирует предстоящие расходы на один месяц. Исходя из общей суммы предполагаемых доходов. Заполняют бланк «расходная часть бюджета». вплоть до рубля.
Задание 3 Сравнить доходную и расходную части семейного бюджета. Определить какой бюджет получился у каждого, сбалансированный, с дефицитом или избыточный.
Итог занятия: Давайте вспомним тему, о которой мы сегодня говорили?
Слайд 16
Вспомните новые слова, которые вы сегодня узнали: бюджет, расход, доход, дефицит, профицит, сбалансированный.
А помните, какую цель мы поставили в начале нашего занятия?
Все вопросы разобрали? А ещё мы начали наше занятие с пословицы.
СЛАЙД 17пословица Как вы это понимаете? (ответы детей.)
СЛАЙД 18А вот мои вам напутствия:
1.Разумно расходовать деньги.
2.Не покупать не нужных в хозяйстве вещей.
3. Не покупать лишних продуктов, чтобы потом их не выбрасывать.
4. Уметь быть в меру щедрым и скупым.
ВСЕМ СПАСИБО ЗА ХОРОШУЮ РАБОТУ. ВЫ СВОБОДНЫ,
Кроссворд
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
По горизонтали: 1. Денежная единица в России.
4. Денежная единица в странах Европы. 5. Человек , который играет на игровых автоматах. 8. Как называются бумажные деньги. 9 Человек, коллекционирующий монеты. 12. Особый товар, который можно обменять на другой товар и услуги. 14. Люди ходят на базар там дешёвый весь….. 16. Основной валютный металл. 17. На товаре быть должна обязательно ... 18.Плата за определённую работу.
По вертикали: 2. Учреждение , где хранят деньги. 3.Лицевая сторона монеты по научному. 6. Какой товар был первым вместо денег. 7. Где впервые изобрели бумажные деньги. 10. Деньги из металла. 11. Взятие денег в банке под определённый процент. 13. Деятельность, результат которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы. 15 . Какой город изображён на 100 рублёвой купюре.
Выплаты в ПУ:
1.Стипендия – 600 рублей.
2. Канцтовары – 1800 рублей в год (вместе с мастером,чеки)
3. Одежда - 2666 рублей в месяц ( одеваются со склада)
4.Питание – 4 раза в день
5Бесплатный проездной билет.
6. Раз в год можно взять материальную помощь, на экстренные нужды.
7.Если будете работать, то зарплату можно тратить по своему усмотрению.
8. Если вы бросили учиться, все выплаты прекращаются.
Выплаты в техникуме:
1.Стипендия – 600 рублей.
2. Канцтовары – 1800 рублей в год
3. Одежда - 20 000 рублей в год
4.Питание – 183 рублей в день за месяц 4380 рублей.
5Бесплатный проездной билет.
6. Раз в год можно взять материальную помощь, на экстренные нужды.
7.Если будете работать, то зарплату можно тратить по своему усмотрению.
8. Если вы бросили учиться , все выплаты прекращаются.
Памятка
Доходы Расходы Бюд
жет
( «Монета» Термин возник в древнем Риме, где появился первый монетный двор, расположенный на территории храма богини ЮНОНЫ – монеты, что означало богиня – предупредительница, советчица).
А «рубль» ( в Древней Руси основной денежной единицей были серебряные бруски определённого веса – гривны. Если вещь стоила меньше, чем весит весь слиток, то его рубили на части, отрубленная часть бруска называется рубль.)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ