Методические рекомендации: «Реализация требований ФГОС НОО: деятельностный подход в экологическом воспитании младших школьников»








Методические рекомендации:

«Реализация требований ФГОС НОО: деятельностный подход в экологическом воспитании младших школьников»










































АННОТАЦИЯ



Данные методические рекомендации посвящены реализации требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта, а в частности, деятельностного подхода в экологическом воспитании младших школьников.

Они могут оказать существенную помощь преподавателям начальных классов, воспитателям группы продленного дня, учителям – предметникам, работающим с младшими школьниками в 1 классе.

Методические рекомендации разработаны на базе опыта работы учителей начальной школы МОУ гимназии № 7 Красноармейского района города Волгограда.

























































Автор методических рекомендаций

Громыко Ирина Петровна,

учитель высшей квалификационной категории











Содержание


Пояснительная записка…………………………………………………..с. 5- 6

Содержание

1. Сущность и основные задачи экологического образования младших школьников……………………………………………………………….с. 7 -12

2.Деятельностная парадигма экологического образования в современных экологических программах……………………………………………...с.12- 16

3.Изучение сформированности экологических представлений у учащихся младших классов………………………………………………………….с.16-18

4.Методы и приемы по формированию экологических представлений у учащихся младших классов посредством использования деятельностного подхода в обучении ( из опыта работы)………………………………...с.18-29

Заключение………………………………………………………………..с.30

Список использованной литературы……………………………………с.31-32


















Пояснительная записка


Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надежных основ ответственного отношения к природе. Все учебные предметы начальной школы призваны вносить свой вклад в формирование экологической ответственности детей. Индивидуальный анализ учебников подтверждает, что предпосылки для этого имеются. Однако нельзя сказать, что проблема разделения функций и взаимодействия учебных предметов в целях экологического образования решена. Необходимо дополнить новыми элементами знания о каждом конкретном компоненте природы, изучаемом детьми. При различных подходах к содержанию курса появляется возможность ввести детей в круг реальных экологических проблем. «Экологизация» курса не должна ограничиться только обновлением его содержания. В соответствующей модернизации нуждаются методы, приемы, средства обучения. Важное место могут занять ролевые игры, учебные дискуссии, практическая деятельность. Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся педагог В. А. Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет только на взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать его красоту, нужно прививать ему это качество с раннего детства. Однако проведенное анкетирование в ряде школ показало, что необходимо существенно поднять уровень экологического воспитания не только у учащихся и их родителей, но и у учителей. Можно сделать вывод, что усиление экологического воспитания остается проблемой номер один в педагогической действительности школы. В младшем школьном возрасте ведущую роль в психическом развитии играет учебная деятельность. Различные виды ее проявления являются основой психического развития ребенка. Нельзя ввести ребенка в мир познания, минуя его собственную деятельность. Таким образом, ведущим принципом процесса обучения является деятельностный подход в обучении, направленный на формирование средств и способов мыслительной деятельности. В настоящее время в связи с реформированием школьного образования, встала проблема возрождения метода проектов в школьной практике. Основные положения метода можно соотнести с деятельностным подходом в обучении и воспитании младших школьников. Таким образом, в рамках данной работы, необходимо охарактеризовать особенности и преимущества деятельностного подхода в экологическом образовании. Этим и обусловлен выбор темы работы: «Деятельностный подход в экологическом образовании учащихся младших классов».









Содержание


1.Сущность и основные задачи экологического образования младших школьников

Экологическое образование - это, прежде всего, обретение личностью

своего образа в природе, создание условий гармоничного развития

личности во взаимодействии с природой на основе принципов экоцентризма и

превращение пассивного мыслителя в активного исследователя природных

процессов и творца своего будущего.

Острота совремееех экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного реешать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды. [3, 90]

В системе подготовки молодого поколения к рациональному природопользованию, ответственному отношению к природным ресурсам важное место принадлежит начальной школе, которую можно рассматривать как начальную ступень обогащения человека знаниями о природном и социальном окружении, знакомства его с целостной картиной мира и формирование научно-обоснованного, нравственного и эстетического отношения к миру. Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания младших школьников. [4, 89]

Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети младшего школьного возраста постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботится о сохранении и приумножении природных богатств.

Основу для становления и развития ответственного отношения к природе, формирование экологической культуры младших школьников составляет содержание учебных предметов начальной школы, которые несут некоторую информацию о жизни природы, о взаимодействии человека (общества) с природой, о ее ценностных свойствах. Например, содержание предметов гуманитарно-эстетического цикла (язык, литературное чтение, музыка, изобразительное искусство) позволяет обогащать запас сенсорно-гармонических впечатлений младших школьников, способствует развитию его оценочных суждений, полноценному общению с природой, грамотному поведению в ней. Общеизвестно, что произведения искусства также, как и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов служит важным средством познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и нравственно-эстетических чувств. [12, 78]

Уроки технологии способствуют расширению знаний учащихся о практическом значении природных материалов в жизни человека, разнообразии еего трудовой деятельности, о роли труда в жизни человека и общества, содействуют формированию умений и навыков грамотного общения с объектами природы, экономного использования природных ресурсов.

Содержание предмета « Окружающий мир» обеспечивает естественную основу понимания младшими школьниками необходимости охраны природы, поскольку в этом курсе уделяется особое внимание формированию конкретных знаний о живой природе.

В курсе изучения окружающего мира можно выделить три уровня изучения природы:

1 уровень: объекты природы рассматриваются в них отдельными, без акцентирования внимания на связях между ними. Это важный уровень, без которого невозможны последующие, но и им нельзя ограничиваться.

2 уровень: объекты природы рассматриваются в их взаимосвязи. Внимание акцентируется на том, например, чем питаются те или иные животные, строятся соответствующие цепи питания и т. п.

3 уровень: это уровень, когда рассматриваются не только предметы природы, а процессы. Иначе говоря, третий уровень - это как раз тот уровень, когда знание экологических связей помогает объяснить явление детям.

Связи между живой и неживой природой состоит в том, что воздух, вода, тепло, свет, минеральные соли являются условиями необходимости для жизни живых организмов. Связь эта выражается в приспособлении живых существ к среде обитания. Между живой и неживой природой существуют связи и обратного характера, когда живые организмы оказывают влияние на окружающую их неживую среду. Очень интересны связи между животными и растениями. Также большое значение имеют связи между человеком и природой. Они проявляются, прежде всего, в той многообразной роли, которую природа играет в материальной и духовной жизни человека. [5, 89]

Целевые установки учебных предметов начальной школы обуславливают необходимость совместного использования их для воспитания младших школьников в духе любви и бережного отношения к природе. На основе содержания всех учебных предметов формируются ведущие идеи и понятия, составляющие ядро экологического образования и воспитания в начальной школе. На основе накопления фактических знаний, получаемых из разных предметов, младшие школьники подводятся к мысли (идее), что природа - среда и необходимое условие жизни человека: в природе он отдыхает, наслаждается красотой природных объектов и явления, занимается спортом, трудится; из нее он получает воздух, воду, сырье для изготовления продуктов питания, одежды и т. д. Не менее важна раскрываемая перед учащимися начальной школы посредством конкретных фактов и выводов идея о том, труд человека - условие использования и охраны природных богатств родного края.

Воспитание трудолюбия школьников, ответственного отношения к использованию и приумножению природных богатств может выразиться в следующих делах учащихся начальной школы: соблюдении культуры поведения в природе, изучении и оценки состояния природного окружения, некоторых элементах планирования по благоустройству ближайшего природного окружения (озеленение), выполнении посильных трудовых операций по уходу за растениями, их защите.

Важнейшая идея, заложенная в содержание экологического образования и воспитания в младшей школе - идея целостности природы. Знания о связях в природе важны как для формирования правильного миропонимания, так и для воспитания ответственного отношения к сохранению объектов природы, находящихся в сложных взаимосвязях друг с другом. Раскрытие пищевых связей в живой природе, приспособленности живых организмов к среде обитания, к сезонным изменениям в природе, влияния человека на жизнь растений и животных пронизывает содержание всех уроков окружающего мира и являеется побудительным средством для того, чтобы младшие школьники осознали необходимость учета и сохранения природных взаимосвязей при организации любой дееятельности в природе.

Чрезвычайно важна для реализации патриотичееского аспекта экологического воспитания идея, заложенная в программе уроков литературного чтения: охранять природу - значит охранять Родину. Для каждого человека понятие Родина связано с родной природой. Озера и голубые реки, золотые хлебныее поля и березовые рощи - всее это с детства знакомые картины природы знакомого края под воздействиеем литературных произведений сливаются у младшего школьника в единый образ Родины. И чувство ответственности за свою страну отождествляется с чувством ответственности за ее природу: беечь природу, ее богатства, красоту и неповторимость - значит беречь свой дом, свой край, свою Родину.

Ведущие идеи содержания экологичееского образования в начальной школе создают основу для группировки и раскрытия как общих, так и некоторых частных понятий о взаимодействии человека и природы. По мере изучения тем о природе на уроках окружающего мира и литературного чтения понятие «природа» постепенно обогащается, наполняясь конкретным содержанием: знанием об объектах и явлениях природы, природных сообществах и ландшафтах. Нужно сказать, что определен для изучения довольно широкий круг самых разных объектов и явлений природы. Знание этих объектов и явлений позволяет учащимся достаточно хорошо ориентироваться в окружающем мире и готовит базу для изучения основ наук в средних и старших классах общеобразоватеельной школы. К числу важнеейших понятий, обязательных для экологического образования школьников, принадлежит понятие человека как биосоциального существа, кровно связанного со средой обитания, хотя и сумевшего преодолеть свою полную зависимость от неблагоприятных природных условий и явлений. При изучении в начальной школе вопросов, связанных с человеком, его здоровьем, отдыхом и трудом, учащиеся подводятся к мысли, что для его нормальной жизни нужны благоприятные природные условия, которые нужно сохранять и умножать. Очевидно, что учащихся начальной школы трудно подвести к осознанию этой идеи во всей ее полноте, однако некоторыее элементы знаний о связи человека с природным окружением они получают. Большую познаватеельную и воспитательную роль в формировании бережного отношения младших школьников к природной средее играет раскрытие термина «охрана природы» как деятельности, направленной на сохранение и приумножение природных богатств. Вопросам охраны природы уделено большое внимание на уроках окружающего мира и чтения, в формировании целей, в содержании разделов. Сущность понятия «охрана природы», к сожалению, не конкретизируется применительно к возрастным возможностям младших школьников, как в отношении понимания, так и организации детей для участия в практической деятельности, хотя и намечается содержанием изученных тем. Содержание нравственных норм и правил поведения человека в природном окружении раскрываются перед детьми постепенно, по мере изучения вопросов охраны конкретных объектов природы. На доступных, наглядных примерах учатся понимать что можно, а что нельзя делать в природе, чтобы не вызвать нежелательных последствий. Необходимым элементом формирования бережного отношения к природе является целостный аспект, раскрывающий многообразную роль природы в жизни человека, является важнейшим мотивом охраны природы. Так, при обучении чтению подчеркивается эстетическая сторона охраны природы родного края, развивается умение учащихся эстетически воспринимать красоту природы. Эта же задача решается при обучении изобразительному искусству. В то же время, на уроках технологии и окружающего мира часть вопросов по охране природы рассматривается только с позиции «полезности», что при одностороннем воздействии на детей может привести к формированию у них утилитарно-потребитеельского отношения к природе. В связи с этим очевидна необходимость использования в экологическом образовании и воспитании младших школьников межпредметных связей для того, чтобы показать детям красоту природы, ее познаватееьную, оздоровительную и практическую деятельность, пробудить у них стремление беречь ее как источник красоты, радости, вдохновения, как условие существования человечества. [7, 90]


2.Дееятееьностная парадигма экологичееского образования в совреемеенных экологических программах

Экологическое образование, основанное только на традиционном зна-ниево-ориентированном подходе, не может обеспечить решение актуальных экологических проблем, потому что человек, усвоивший необходимые знания, еще не обязательно проявляет себя как субъект экологической культуры Изменить такое положение дел можно при условии, что в процессе образования ребенка не только научат, как правильно поступать, но и обеспечат педагогические условия для того, чтобы он осознавал себя носителем экологических норм и ценностей Важно, чтобы ребенок с самого раннего возраста мог выступить субъектом творческой преобразующей деятельности, реализовать себя в которой можно лишь при условии гармоничного неразрушительного взаимодействия с природной средой. Поэтому в настоящее время в теории и практике экологического образования особое значение придается изучению феномена экологического Самосознания.

Основаниеем дееятеельностного подхода, воплощаеемого в самых разных сфеерах (в частности, в экологичееском образовании), выступаеет общеепсихологичееская тееория дееятеельности. Важнеейший компонеент экологичееского воспитания - дееятеельность младших школьников. Разныее ееее виды дополняют друг друга: учеебная способствуеет тееории и практикее взаимодеействия общеества и природы, овладеению приеемами причинного мышлеения в области экологии; игра формируеет опыт понятия экологичеески цеелеесообразных реешеений, общеествеенно-полеезная дееятеельность служит приобреетеению опыта принятия экологичееских реешеений, позволяеет внеести рееальный вклад в изучеениее и охрану меестных экосистеем, пропаганду экологичееских идеей. Успеех экологичееского воспитания и образования в школее зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочеетания. Эффеективность опреедееляеется такжее преееемствеенностью дееятеельности учащихся в условиях школы и условиях окружающеей срееды. В курсее природовеедеения удееляеется большоее вниманиее формированию знаний учащихся о правилах индивидуального повеедеения в природее. Учащимся разъясняеется, что соблюдеениее правил повеедеения при общеении с природой - одна из важнеейших меер охраны природы. Важным примеером формирования у учащихся знаний о правилах повеедеения в природее являются упражнеения в примеенеении этих правил на практике : на преедмеетных уроках, уроках-экскурсиях, на уроках технологии, литературного чтеения. По окружающему миру проводятся экскурсии с цеелью ознакомлеения и изучеения повеерхности и раститеельности окружающеей меестности, выявлеения их особеенностеей. Но вся работа лишь тогда окажеет влияниее на чувства и развитиее учащихся, еесли у них будеет свой собствеенный опыт общеения с природой. Поэтому большоее меесто в систеемее работы по воспитанию любви к природее должны занять экскурсии, прогулки, походы. Они могут быть связаны с изучеениеем программного матеериала, носить краеевеедчееский характеер, могут быть просто посвящеены знакомству с природой. Но слеедуеет имееть в виду, что в процеессее экскурсий в природу мы должны реешать и задачи эстеетичееского воспитания. Нее так это леегко - научить учащеегося замеечать преекрасноее в природее. Прееждее всеего, это должеен видееть и чувствовать сам учитеель [11, 89].

Обычно охрану природы сводят лишь к вопросам о зеелееных насаждеениях. Еее жее нужно рассматривать гораздо ширее. Во вреемя экскурсий, прогулок по окреестностям деети могут встреетиться, напримеер, с загрязнеенными родниками. Очистить родник от мусора - деело рук каждого. Если экскурсия проходит в меестности, для повеерхности которой характеерны овраги и балки, то и здеесь деети могут приложить свои силы в борьбее с оврагами. Чреезвычайно важно научить деетеей самих искать такиее полеезныее деела. Пеереед экскурсиеей на природу учитеель помогаеет деетям организовать рабочиее группы, каждая из которых получаеет своее заданиее. Важно, чтобы во всеех группах были и деети, которыее ужее хорошо знакомы с особеенностями природы своеего края, и деети, нее проявляющиее к ним интеерееса. [12, 78]

Такоее сочеетаниее даст возможность в процеессее работы обмеениваться знаниями. Организация выполнеения заданий можеет быть различна. В одном случаее члеены группы выполняют разныее задания: одни собирают для коллеекции растеения, другиее - горныее породы. В классее организовываются выставки собранных на экскурсиях коллеекций, рисунков и т. д.

Важнеейшеей задачеей экологичееского образования являеется тееореетичеескоее освоеениее школьниками знаний о природее, о ееее цеенностях, дееятеельности в неей чееловеека, об экологичееских проблеемах и путях их реешеения на производствее, в быту, в процеессее отдыха (включая экологичеескиее нормы и правила повеедеения) и т. д. Эта задача реешаеется главным образом в процеессее самообразования, на занятиях кружка или школьного клуба по охранее природы. Здеесь имееются всее нееобходимыее условия для эффеективного пеедагогичееского управлеения процеессом тееореетичееского усвоеения экологичееских знаний.

Хочеется обратить вниманиее на сочеетаниее таких форм организации работы, как кружок - школьный клуб (экологичееского направлеения). Как привило, учащиееся до чеетвеертого класса активно занимаются в кружках с природоохранитеельной теематикой. Школьный клуб ориеентирован прееимущеествеенно на познаватеельную и простеейшую практичеескую дееятеельность учащихся начальных классов. Разработка экологичеески грамотных проеектов устройства школьного участка, экологичееской тропы, маршрутов экологичееских экспеедиций по родному краю, участиее в организации и осущеествлеении их с привлеечеениеем школьников младших классов, школьных теематичееских веечееров, выставок, дня окружающеей срееды - вся эта дееятеельность можеет быть успеешно организованы в школьном клубее.

Другой задачеей экологичееского образования являеется приобреетеениее учащимися опыта цеелостных организаций и оцееночных суждеений. Наиболееее успеешно эта задача реешаеется в процеессее овладеения школьниками практичеескими умеениями по изучеению состояния природной срееды, цеелеей и характеера дееятеельности в неей чееловеека, выявлеению и оцеенкее ееее реезультатов. Здеесь крайнее важна взаимосвязь дееятеельности учащихся в природее и условиях школы. Задачеей экологичееского образования являеется овладеениее учащихся трудовыми умеениями по защитее, уходу и улучшеению окружающеей срееды. Эта дееятеельность опираеется на тееореетичеескиее знания, получеенныее школьниками на уроках, в процеессее самообразования.

Будучи одновременно и объектом и субъектом деятельности, человек преобразует не только социальную и природную действительность, но и самого себя Внутренний мир системно организуется и становится действительным фактором регуляции индивидуального развития Самосознание выступает как механизм саморегуляции и саморазвития личности. В младшем школьном возрасте ребенок еще не обладает всеми необходимыми возможностями, чтобы стать полноценным субъектом саморазвития, это может произойти только в подростковом возрасте Однако создавать для этого необходимые условия нужно уже с момента поступления ребенка в школу. Школьникам начальных классов доступны такиее практичеескиее деела: развеешиваниее птичьих домиков, кормушеек; реегулярный сбор корма для птиц и их кормлеениее, посадка и уход за растеениями; уход за животными живого уголка и т. д. [13, 89]

2. Изучение сформированности экологических представлений у учащихся младших классов

Выявить начальный уровень сформированности экологических представлений у детей 1 класса позволяет анкетирование, наблюдение учителя

за поступками детей.

Для проведения анкетирования можно предложить следующие вопросы:

Анкета № 1.

1.Любишь ли ты отдыхать на природе?




2.Что ты больше всего любишь делать на природе?



3.Ты помогал животным, растениям?



4.Ты помогал взрослым в охране природы?



5.Любишь книги о природе? Какие? Анкета № 2.

1. Что такое природа?

2. Что природа дает человеку?

3. Как вы оцениваете состояние окружающей среды в вашей местности?

4. Каким образом человек разрушает природу?

5. Какие насекомые появляются весной первыми?

6. Какие животные занесены в "Красную книгу" нашей страны?

7. Назовите охраняемые растения вашей местности.

8. Что такое фотоохота?

9. Что могут сделать дети для охраны природы?






Анализируя результаты анкет, учитель может сделать вывод, что дети

любуются природой, но все-таки разводят костры, ломают ветви на шалаш,

позволяют себе рвать цветы. И отсюда следует вывод, что представление

учащихся о бережном отношении к природе и ее богатстве, о помощи

животным и растениям, об охране природы и правилах поведения в природе

очень несовершенны, неглубоки и имеются далеко не у всех учащихся.

Для младшего школьного возраста доступны понятия хороших и плохих

поступков. Под хорошим поведением они подразумевают прилежное

отношение к учебе, полезный труд, соблюдение элементарного порядка,

проявление вежливости, дружбу со сверстниками, честность и правдивость

. Чем раньше для себя ребенок начнет усваивать такие навыки и привычки,

которые положили бы начало дальнейшему совершенствованию личности,

общему развитию и воспитанности и отвечали нормам общечеловеческой

морали, тем легче они будут восприниматься им как нечто само собой

разумеющееся. Следовательно, станут не просто ориентирами поведения в

данной конкретной ситуации, а именно нормами, по которым ребенок живет,

даже не рассматривая в некоторых ситуациях других вариантов поведения.

Также с детьми можно использовать методику «Хоровод», которая заключается в том, что ребенку предлагается рисунок, на котором изображены в хороводе колокольчик, заяц, грибок, другие представители животного и растительного мира и человечка. Ребенку предлагается считать себя участником этого хоровода в образе человечка. Ему дается задание: поставить кого-нибудь в центр круга. На данном этапе все дети (26 человек) поставили в центр круга представителей животного и растительного мира, мотивируя свое решение так: «Он самый красивый», «Он самый веселый, и мы будем на него смотреть».

3. Методы и приемы по формированию экологических представлений у учащихся младших классов посредством использования деятельностного подхода в обучении


В целом формирование экологических представлений у учащихся младших классов посредством использования деятельностного подхода в обучении необходимо осуществлять с учетом психолого-возрастных особенностей детей, а также с помощью методов, соответствующих данному возрасту.

Деятельность должна заинтересовывать учащихся необычными задачами и материалами, цель которых – усилить природную любознательность детей и их стремление исследовать неизвестное.

В младшем школьном возрасте следует использовать естественный интерес ребенка к предметам и явлениям окружающей среды, особенно к природному окружению.

Особенностью содержания проектной деятельности младших школьников состоит в том, что проекты носят наглядный, практический характер, ставят цели, важные для ребенка. В младшем школьном возрасте усвоение нового материала во многом определяется значимостью учебной деятельности, а также ростом познавательных интересов. Важно так формировать деятельность, чтобы она была значима для ребенка, нова и интересна.

Одна из основных трудностей усвоения знаний в школе состоит в том, что ребенок не может найти им применения на практике. Кроме того, младших школьников не удовлетворяет далекая перспектива обучения: заниматься в школе, чтобы применять свои знания во взрослой жизни. Они хотят получить практический результат сейчас, а не через годы. Проектная деятельность предоставляет детям возможность увидеть и прочувствовать практическое применение добытых ими знаний.

Технология выполнения проектов имеет свои особенности. Проектная деятельность выполняется поэтапно. На каждом этапе используются определенные методы обучения. На исследовательском (подготовительном) этапе, когда учитель ставит перед учащимися проблемы, кроме вербальных методов (рассказа, объяснения), используются метод демонстрации образцов ранее выполненных проектов, метод информационной поддержки.

Целесообразно использовать метод мозговой атаки с целью коллективного поиска проблем.

Для этого создается группа «генераторов идей» и группа «экспертов». Группа «генераторов» предлагает проблемы, которые можно решить в процессе выполнения проектов. Группа «экспертов» проводит экспертизу и отбирает наиболее интересные из них.

На следующем этапе учитель, используя метод информационной поддержки, предоставляет учащимся книги, журналы, газеты, телерадиоинформацию, справочники и другие источники. На технологическом этапе широко используется метод упражнений – основной метод обучения проектной деятельности на данном этапе. Учитель с помощью демонстрации плакатов, личного примера формирует у учащихся умения и навыки деятельности. На заключительном этапе коррекции проекта и его защиты используются методы сравнительного анализа (сравнение выполненного проекта с тем, который был задуман, обнаружение и исправление недочетов), конкурс творческих проектов.

Ряд методов имеет универсальное значение. Количественный эксперимент (опыты по измерению величин, параметров, констант, характеризующих экологические явления; экспериментальное изучение экологической техники, технологии; опыты, иллюстрирующие количественное выражение экологических закономерностей и т.п.) позволяет успешно формировать структурные элементы экологического знания и отношение к ним как к лично значимым.

Приведу пример опыта работы с детьми в 1 классе, реализованный мною в течение 2012 года.

Исходя из полученных результатов анкетирования детей, пришедших в первый класс в 2012 г., определила главные задачи экологического образования своих подопечных:

1. Формирование у детей экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы, включающего систему экологических знаний, умений, мышления.

2. Не умаляя значимости учебной деятельности по овладению экологическими знаниями, в своей работе организовать разнообразную практическую ресурсосберегающую и природозащитную деятельность у учащихся.

Основными направлениями в моей работе считаю:

1. Экологический мониторинг окружающей среды (исследовательская деятельность);

2. Пропаганда идей экологии и устойчивого развития;

3. Практические дела по благоустройству и защите окружающей среды:

4. Формирование экологических представлений у детей через реализацию деятельностного подхода.

Кратко представлю свой опыт работы по формированию экологических представлений у детей.

На мой взгляд, эффективность экологического образования в значительной степени зависит от умелого сочетания разнообразных видов деятельности, в которую вовлекала я своих учащихся, стремясь сформировать у них экологические ценности и социальные нормы отношения к окружающей среде. В основе моего опыта лежит деятельностный подход.

Я постаралась создать положительный мотивационный настрой среди учащихся. Для этого с детьми каждую неделю проводились экологические пятиминутки, целью которых было развитие экологических представлений у детей о том или ином времени года, природных явлениях каждого сезона, деревьях и кустарниках, животных и птицах.

Экологические пятиминутки я провожу один раз в неделю, по вторникам, в начале урока «Окружающий мир». На пятиминутках я читала стихи различных авторов (А. Фета, А. Бальмонта, А. Пушкина, К. Случевского, Ф. Тютчева) о природе и природных явлениях в разные времена года, зачитывала отрывки из произведений М. Пришвина, В. Бианки, Е. Чарушина, Н. Сладкова и др., рассказывала о своих наблюдениях за природой, ставила для прослушивания произведения П. Чайкоского, Э. Грига или рассказывала о небрежных по отношению к природе действиях человека, которые наблюдала сама на выходных, каникулах, по пути в школу. Цель таких пятиминуток - развитие экологической культуры личности в дальнейшем, выражающийся в формировании у ребенка осознанного отношения к окружающему миру, в том, что он начинает выделять себя из окружающей среды, преодолевает в своем мироощущении расстояние от «Я – природа» до «Я и природа», развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему; интенсивность накопления личного опыта по взаимодействию с окружающим миром, приводит к формированию прочной наглядно-образной картины окружающего мира, определяющей процесс развития экологической культуры.

Такие беседы послужили толчком к тому, что дети стали более наблюдательны, они стали готовить сообщения, стали проявлять интерес к объектам окружающего мира, отмечать различные явления природы и уже во втором полугодии именно они, а не я были главными инициаторами поведения этих пятиминуток.

А также послужили стимулом к реализации мини-проектов:

1. «Чистое утро» - это подарок ребят своей планете. Собравшись по секрету чуть раньше, чем обычно, дети выходят на уборку выбранной заранее территории. Такая уборка должна оказаться приятной неожиданностью для людей, которые пройдут по этому участку. Работа по секрету от всех увлекает детей, как игра. Продолжением ее должен быть неожиданный для детей визит в класс кого-либо из представителей общественности, «разгадавшего тайны» чистоты, с благодарностью малышам. Проект может осуществляться и в самом школьном здании: в школе, где много цветов, дети могут вытереть пыль с листьев, полить растения, проникнуть в школьную столовую, чтобы не только протереть влажными тряпочками столы, но и положить вырезанные из бумаги салфеточки, поставить в полиэтиленовых стаканчиках букетики из желтеющих листьев.

2. «Птичья столовая». Проект осуществляется в зимнее время. Суть его – в создании и организации регулярной работы птичьей «столовой» на школьной территории. Дети продумывают, где лучше разместить «столовую», какие кормушки, для каких птиц предусмотреть. Подготовительный этап заключается в накоплении корма и изготовлении кормушек. Открытие птичьей «столовой» проводится торжественно, а далее дети поочередно ведут наблюдение за «столовой» и дежурят в ней: подправляют кормушки, насыпают корм. Особую радость ребят вызывают стайки воробьев, ожидающие корм. Ребята замечают, что птицы привыкают к «столовой» и радуются, когда ученики приходят к ним.

3. «Хлебные крошки». Бережно относится к хлебу и заботиться о птицах стараются участники этого проекта, который чрезвычайно прост: дети берут за правило хлебные крошки, которые остаются на столе (или в хлебнице, или на доске, где нарезают хлеб), не выбрасывать, а подсушивать на листике бумаги и складывать в хлебную копилку (каждый может придумать ей интересное название). Затем крошки идут на подкормку птицам.

Коллективный вариант проекта заканчивается, когда дети приносят свои копилки в класс. Занятна для ребят процедура, взвешивания копилок, но итог не должен быть однозначен: хорошо, что ребенок собирал крошки тщательно и регулярно, но хорошо ли, что так много хлеба идет в отходы? Проект не имеет конца: пусть в каждом доме хлебная копилка для подкормки птиц живет всегда!

4. «Капелька». Это проект бережливых. Суть его – в выявлении утечки чистой воды и практических делах, направленных на сбережение запасов чистой пресной воды. Первая часть проекта предполагает поиск ответа на вопрос: «Где мы теряем воду?» Устанавливается контроль за водопроводными кранами в школе и дома, выясняется, как и сколько сами дети пользуются водой. На красочную схему наносятся утечки воды. Дети придумывают, как их устранить. Они делают предупреждающие знаки возле водопроводных кранов, рисуют плакаты, устанавливают посты, становятся счетчиками использованной воды для самих себя. Кроме того, придумывают, как сократить объем употребления воды при выполнении разных домашних дел: при мытье посуды, стирке белья, других. Для этого они советуются с опытными хозяйками – своими мамами. При подведении итогов Капелька – главный герой итогового мероприятия - благодарит р6ебят за полезные советы детям и взрослым и всю проделанную детьми работу.

5. «Знакомые незнакомцы». Проект заключается в том, чтобы научить младших школьников узнавать деревья в зимнее время. В ходе проекта детям предстоит пройти зимними маршрутами в ближайшем парке, лесопарке, принять участие в разнообразных конкурсах, дождаться, пока на собранных в лесу и поставленных в баночки с водой веточках появятся листочки и скажут, какое это дерево или кустарник.

Также в своей работе в практике развития экологических представлений я проводила уроки в «зеленом классе».

Уроки в «зеленом классе», то есть уроки на природе и на улице. Предлагаемая форма уроков успешно обеспечивает решение задач экологического образования учащихся на основе деятельностного подхода.

На каждом занятии организуется:

- распознавание природных объектов и явлений окружающего мира и их практическое исследование;

- моделирование объектов и явлений окружающего мира;

- эколого-этическая деятельность, связанная с освоением культуры отношения к окружающему миру.

Учащиеся являются активными участниками исследовательской деятельности, в ходе которой происходит восприятие изучаемых объектов без посредников (книг, видео- и аудиозаписей). Приобретаемые таким способом знания содержат яркие, реалистичные образы: запахи, звуки, внешний вид, тактильные ощущения. Знания не только образно выражены, но и эмоционально окрашены. Структура данных уроков представлена в таблице.

Таблица 1

Структура урока в «зеленом классе»

Этапы урока

Место проведения и форма этапа урока

Содержание

Организационный момент

Построение у школы

Актуализация полученных ранее знаний постановкой проблемного вопроса

Подготовка к проверке домашнего задания и усвоению нового материала

Движение к месту проведения занятия, работа в паре.

Учащиеся должны вспомнить изученное ранее, понаблюдать, повещаться и сформулировать ответ на поставленный вопрос.

Проверка домашнего задания

Построение в общий круг

Учитель повторяет свой вопрос, пары высказывают свое мнение по очереди. Учитель проводит коррекцию знаний, делается общий вывод.

Изучение нового материала

Фронтальная работа в круге. Разбивка на рабочие группы, самостоятельная работа

Создание проблемной ситуации и высказывание учащимися предположений. Поиск доказательства правильности предположений в ходе исследовательской деятельности: самостоятельные наблюдения учащихся, обсуждение наблюдаемых фактов, самостоятельное формулирование выводов и предложений.

Первичная проверка усвоения новых знаний

Сбор рабочих групп в общем круге

Обмен мнениями рабочих групп. Формулирование выводов

Первичное применение знаний

Разбивка на игровые команды

Применение полученных знаний в игровой деятельности. Расширение знаний в ходе игры.

Проведение трудового десанта

По обстоятельствам

Уборка мусора на площадке

Подведение итогов урока

Построение парами, фронтальная работа

Формулирование итогов урока. Учитель просит подумать, на какие еще вопросы по теме урока хотели бы получить ответ, что для этого можно сделать в домашней работе

Рефлексия

Движение в школу, парная работа

Самооценка полученных знаний и умений, придумывание практической домашней работы (наблюдения, опыты)

Информация о домашнем задании

Построение у школы

Заслушивание предложений, формулирование домашнего практического задания.


Местом проведения таких уроков я выбирала тихие дворики недалеко от школы.

В ходе уроков в «зеленом классе» в 1 классе были изучены следующие темы: «Что у нас над головой? Что у нас под ногами?», «Что растет на клумбе?», «Что это за листья? Что такое хвоинки?»,
«Откуда берутся снег и лед?», «Как живут растения?», «Как зимой помочь птицам?», «Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек?».

Интерес детей к изучению родного края поддерживала в ходе всей работы. Предложила детям углубить эту тему, побольше узнать не только о растениях, но и о том, какую роль в нашей жизни они имеют. С этой целью были проведены экскурсии в дендрарий. Итогом посещения экскурсии в дендрарий стало выполненение работы “Деревья и кустарники Волгоградской области и отношение к ним горожан”.

Также в течение года мною проводятся занятия по учебнику О.Т. Поглазовой «Окружающий мир» (УМК «Гармония»). Весь материал ориентирован на экологическое воспитание, большая практическая направленность занятий заключается в том, что ребята готовили личные сообщения по различным темам, например: «Растения сада и огорода», «Цветущие растения», «Ягодная поляна», «Деревья моего двора».

Так как дети еще плохо владеют письменными навыками, им предлагалось нарисовать рисунки и подписать к ним текст печатными буквами (2-3 предложения). Все эти сообщения объединялись в одну книгу. Детям понравилась эта идея – составление рукописных книг и во втором классе она продолжается.

Также мною была проведена серия долгосрочных проектов. Кратко приведем их описание.

1. В начале года мы с детьми реализовали проект «Разведка осенних примет». Цель проекта – собрать как можно больше фактов, подтверждающих наступление осени.

На первом этапе дети собирают информацию о приметах осени и готовятся к празднику «Волшебница осень». На старте они должны продемонстрировать свою готовность к разведке – знание осенних примет, умение отличать приметы осени в природе и городе.

Старт представляет собой конкурсную программу, в которой участвуют разведотряды класса - команды.

1. Каждый отряд представляет себя: название, эмблему, девиз, приветствие «Добро пожаловать, осень!».

2. Конкурс стихов об осени, в которых звучат ее приметы. Например, стихотворение «Наступила осень».

Льдинка хрустнет звонко,

Крикнет птица тонко,

Будто есть попросит,

Наступила осень.

Гнезда черные пусты,

Меньше сделались кусты,

Ветер листья носит,

Осень, осень, осень.

3. Конкурс художников – «Волшебное письмо».

Художники должны выполнить задание – раскрасить заданный (в контурном черно-белом варианте) пейзаж так, чтобы он соответствовал осеннему времени года. Пейзаж может быть дополнен некоторыми деталями по усмотрению участников конкурсов.

4. Конкурс «Одень прохожих»: из предложенной одежды (в рисунках участникам конкурса необходимо отобрать наиболее подходящую для осени). При этом желательно не забыть мелкие детали, такие как плащ или зонтик. Лишнюю одежду и предметы (коньки, лыжи и др.) необходимо отложить в сторону.

5. «Копилка народной мудрости» - конкурс знатоков народных примет.

6. «Осенняя мелодия» (исполнение песен об осени, исполнение костюмированного танца «Листья»).

7. «Портрет осени» (д/з: дети демонстрируют нарисованный заранее портрет осени и комментируют его, подробно характеризуя это время года)

Конкурсная программа заканчивается решением жюри (в составе родителей младших школьников) о готовности детей к разведке на местности и вручением призов и маршрутных листов для игры на местности.

Второй этап – разведка на местности – это путешествие класса по намеченному маршруту с остановками, на которых каждая разведгруппа выполняет определенное задание.

1-я остановка – «Облака». На открытом пространстве дети наблюдают небо, форму и скорость движения облаков. Здесь же при помощи термометра измеряется температура воздуха. На маршрутном листе делаются соответствующие записи и рисунки.

2 – я остановка «Вода». В нашем случае возле канала дети наблюдают цвет воды, волны, измеряют температуру воды.

3-я остановка – «Плодовый сад». Каждый отряд находит «вещественное доказательство» наступления осени – небольшое созревшее яблочко (любой другой фрукт или овощ со своего дачного участка).

4 – я остановка «Городские цветы». Дети собирают в конверт семена цветов.

5-я остановка «В гостях у пернатых». Дети узнают перелетных птиц нашей местности, находят их «портреты».

6 – я остановка «Прохожие». Дети наблюдают одежду людей, соответствие ее времени года.

7-я остановка – «Листопад». Сбор осенних листьев.

По окончании разведки на местности дети оформляют свои донесения в форме газет с рисунками и рассказами об увиденном на маршруте. Каждый разведотряд готовит свое сообщение.

Подведение итогов проводится в присутствии родителей на празднике «Волшебница осень». При подведении итогов обсуждается не только тема проекта, но и то, как действовали разведчики: какой отряд оказался самым дружным, кто собрал больше всего народных примет, что получилось не так, как задумывали, что надо учесть, если еще раз придется отправиться на разведку.

2. Проект «Неделя птиц». Весной я предложила детям организовать и провести Неделю птиц.

С этой целью были разработаны мероприятия:

- линейка “Открытие Недели птиц”

- викторина для учащихся начальной школы;

- классный час для учащихся начальной школы (с презентацией) на тему “Птицы – вестники весны”;

- конкурс стенгазет о птицах;

- конкурс на лучшие скворечники, выполненные силами учащихся и родителей;

- театрализованное представление, рассчитанное на 40 минут, “Здравствуйте, птицы!”.

3. Проект «Эко - мир моей семьи». Проект «Эко - мир моей семьи» рассматривается нами как часть программы сотрудничества семьи и образовательного учреждения в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста и представляет собой тематический цикл творческих экологически ориентированных дел с участием родителей школьников.

Цель проекта: - воспитание экологической культуры младших школьников во взаимодействии двух образовательных сфер – семь и школы; - включение родителей в процесс экологического воспитания младших школьников, формирование единой экологически воспитывающей среды.

В первом триместре мною был реализован проект «Вкусно, полезно, красиво!»

Содержание проекта: Как питается ребенок дома? Задумываются ли хозяйки о чистоте питания? Режим питания. Что значит экологически чистый продукт? Как мы относимся к импортной продукции? Удачная реклама – удачная покупка и полезная пища? Над этими и подобными вопросами задумываются участники проекта.

Итог проекта – составление красочной книги «Разговор о правильном питании».

Во втором триместре началась реализация проекта «Природа в нашем доме». Какое место занимает природа в нашем доме? Комнатные цветы, домашние животные – им особое внимание, но не только! Природа в нашем доме, точнее – природа в духовной жизни семьи, общение семьи с природой. Как часто семья выезжает на природу? Ваши любимые маршруты? Как часто говорим о природе? Есть ли книги о животных, растениях ив домашний библиотечке? Какое место занимала природа в истории семьи? Вокруг этих и подобных им вопросов.

Таким образом, я считаю, что мой опыт на основе использования деятельностного подхода – это путь к саморазвитию личности, через осознание собственных потребностей через самореализацию в творческой деятельности.

В процессе работы дети получили полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребёнка.

Заключение


Я считаю, что мой опыт на основе использования деятельностного подхода – это путь к саморазвитию личности, через осознание собственных потребностей через самореализацию в творческой деятельности. В процессе работы дети получили полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность, определяется социальная позиция ребёнка.

По итогам работы нами были разработаны рекомендации по успешному экологическому воспитанию младших школьников:

1.В целях формирования нравственно-экологической культуры учащихся необходим комплекс мер: продолжить работу по совершенствованию содержания учебных программ с учетом нравственно-экологических вопросов в соответствии с содержанием образования.

2. Расширять и углублять все виды внеурочной деятельности нравственно-экологического воспитания - познавательную, трудовую, опытническую, краеведческую. Внедрять в учебный процесс различные спецкурсы и факультативы нравственно-экологического аспекта.

3. Систематически изучать, обобщать и распространять передовой опыт учителей по нравственно-экологическому воспитанию, необходимо вести спецкурсы экологического направления.

4.Активизировать участие младших школьников в разнообразной опытно-исследовательской, природоохранной деятельности, организовывать различные экологические клубы, кружки и т.д.



Список литературы


1. Алексеев С. В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников.// НШ. - 2009. - №1. С. 19-22

2. Бабанова Т. А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками. М., 2003,

3. Барышева Ю. А. Из опыта организации экологической работы. // НШ. - 2008. №6. С. 92-94.

4. Бахтибенов А. Ш. Экологическое воспитание младших школьников. / Русс. яз. - 2003. - №6.

5. Боголюбов С. А. Природа: что мы можем. М. - 2007.

6. Бондаренко В. Д. Культура общения с природой. М. - 2007.

7. Боровская Л. А. Экологическая направленность экскурсии в условиях города. М., 2001.

8. Вершинин Н. А. Воспитание у младших школьников любви к природе родного края, интереса к природоведческих занятиям. // НШ. - 2008. - №10. С. 9-11.

9. Воробьева А. Н. Экологическое образование младших школьников. // НШ. - 2008. № 6. С. 63-64.

10. Гетьман В. Ф. Экскурсии по природоведению во 2-3 классах. // Рад. шк. - 2003.

11. Глазачев С. Н. Сохраним ценности экологической культуры. // НШ. - 2008. №6. С. 13-14.

12. Гордеева В. А. Путешествия мужика (экологическая сказка). // НШ. - 2009. №12. С. 98-100.

13. Горощенко В. П. Природа и люди. М., Просвещение, 2006.

14. Гришева Е. А. Задания экологического содержания. М. Просвещение, 2003.

15. Гюльвердиева Л. М., Утенова З. Ю. Национальные традиции и их использование в экологическом воспитании детей. // НШ. - 2008. №6. С. 71-76.

16. Дерябо С. Д. Субъективное отношение к природе детей начальной школы. // НШ. - 2008. - № 6. С. 19-26.

17. Дмитриев Ю. Д. Земля у нас одна. М.: Детская литература. - 2007.

18. Дорошко О. М. Совершенствование подготовки будущих учителей начальной школы к осуществлению экологического воспитания младших школьников. Автореферат. Киев - 2008.

19. Жестнова Н. С. Состояние экологического воспитания учащихся. // НШ. - 2009. №10-11.

20. Жукова И. В помощь экологическому воспитанию учащихся. // НШ. - 2008. №6. С. 125-127.































34


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ