Доклад «Элементы тьюторской деятельности в работе воспитателя ГПД»
1 Доклад « Элементы тьюторской деятельности в работе воспитателя ГПД».
Воспитатель группы продлённого дня – это, конечно, не тьютор, но, если рассматривать
значение этого слова как «наставник», то можно проследить в нашей работе элементы
наставничества. Хочу поделиться небольшим опытом работы и в качестве примера рас-
сказать о подготовке одного мероприятия.
Я уделяю большое внимание интеллектуальному развитию детей, т.к. интеллектуальные
способности ребёнка (мышление, речь, память, воображение, восприятие, внимание) не-
обходимы ему во многих видах деятельности. Каждый учебный год я планирую и прово-
жу различные интеллектуально-познавательные мероприятия. Одним из них была эколо-
гическая интеллектуальная игра «Удивительный мир природы», подготовленная для уча-
щихся 4 «А» и 4 «Б» классов. Проведение было запланировано на конец первой четверти.
Подготовку я начала с середины сентября. Первое, что надо было сделать – заинтересо-
вать детей и из заинтересованных создать команду. Я знала, какие будут конкурсы, какие
знания потребуются детям, и чётко представляла маршрут подготовки к игре.
Первый мой шаг был таким: я попросила учащихся подготовить к классному часу корот-
кие сообщения об удивительных фактах из жизни животных. В ходе классного часа ста-
ло ясно, что часть детей не очень заинтересованы темой, кто-то сделал сообщения для
«галочки», но есть ученики, которым понравился разговор о животном мире. Четверым
из них предложила подробнее узнать о выбранном животном: о среде обитания, о повад-
ках, постараться изобразить животного в движении (можно срисовать, скопировать, на-
рисовать самому). Для выполнения такой работы нужно найти определённый материал,
для этого необходимо сходить в библиотеку, просмотреть энциклопедии, поговорить с
учителем окружающего мира, поискать в интернете и т. д.
Когда материал был собран и рисунки готовы, мы перешли к подаче информации. Она
должна была звучать как сообщение-сенсация, не больше 2-3 предложений. Ребёнок
проговаривал один раз, второй, третий. Я проговаривала, он слушал со стороны, выбира-
ли, изменяли и достигали, наконец, желаемого. Таким образом, я готовила детей к конку-
рсу «Домашнее задание». А параллельно шла подготовка к другому конкурсу, требующе-
му определённых знаний – «Зелёная аптека».
Я провела беседу о лекарственных растениях: показывала фотографии и рассказывала о
целебных свойствах. Сначала говорила о самых известных растениях – о ромашке, кра-
пиве, подорожнике, малине, смородине. Постепенно в ходе беседы кто-то из детей вспо-
мнил, что кусты малины растут у него на даче, и он помогал её собирать для варенья,
кому-то мама давала чай с мятой, а у кого-то бабушка хранит сухие листья в баночке.
Так подобралась группа из трёх человек, которым близка тема целебных трав и которые
готовы над ней поработать. Мы включили в область изучения разнообразные лекарст-
венные растения (боярышник, пустырник, зверобой, мать-и-мачеха, можжевельник,
калина, чистотел и др.) и дети собирали материал по направлениям – из каких частей рас-
тения делают лекарства; при каких заболеваниях его применяют.
На протяжении всей подготовки к игре я старалась никого не заставлять и не навязывать
своё мнение, я его аккуратненько высказывала, советовала, что-то где-то чуть-чуть кор-
ректировала. Я бы не хотела услышать такие слова детей: «За нас всё воспитатель сде-
лал». Наоборот, мне хочется, чтобы ребёнок вошёл во вкус поиска и почувствовал ра-
дость собственных открытий.
Были и другие интеллектуальные мероприятия, например, «Родное Подмосковье», при
подготовке к которому я разделила класс на небольшие группы и каждую направляла
шаг за шагом по пути исследования родного края. Приходила на помощь, включалась в
поиски материала, если было необходимо и «уходила в тень», если ученики справлялись
сами.
Подготовка мероприятий и, в целом, моя работа с детьми разделена на определённые
этапы. На первом я выясняю: на какой самый главный вопрос ребёнок хотел бы полу-
чить ответ, в чём разобраться. Это может быть учебный вопрос, а может личный.
На следующем этапе идёт поиск ответов на вопросы, и он состоит из двух пунктов –
обсуждение, в котором определяются способы получения ответа и сам поиск.
Приведу пример. Для конкурса «Поэзия родного края» детям необходимо было найти
стихи поэтов нашего города. Мы сначала набросали план поиска информации: школь-
ная библиотека; городская библиотека; периодическая печать; сайт города; помощь
родителей, бабушек, дедушек (возможно, есть общие знакомые с городскими поэтами)
и по этому плану учащиеся действовали, собирая материал.
Заключительный этап – это финал. В данном случае, это выступление ребёнка, чте-
ние тронувшего его стихотворения. В других случаях это могут быть творческие рабо-
ты (рисунки, поделки, собственные стихи и т. д.), презентация, публичное выступление,
успешно сыгранная роль и другие формы, подводящие итог работы.
Надо отметить, что успех наставнической деятельности возможен только при желании и
заинтересованности ребёнка. Самое сложное – зажечь «огонёк» желания узнать, расше-
велить, увлечь. Для этого приходится порой проводить диагностику интересов, анкети-
рование, тестирование, беседы, вопросы с правом выбора, наблюдать за детьми.
Воспитатели работают во второй половине дня и, поэтому консультации с учащимися
не совмещены с уроками, а это очень важно. Дети видят различия между образователь-
3
ными пространствами, где они должны учиться, а где они это делают, потому что этого
хотят, им интересно.
Если бы в образовательное учреждение было введено тьюторство, то оно дало бы детям
возможность научиться искать и находить средства самостоятельного достижения пос-
тавленных целей, помогло бы понять им свои возможности и глубже раскрыть себя.
У воспитателей ГПД больше возможностей вести наставничество, чем у учителей:
мы не связаны временными рамками уроков, необходимостью выполнения учебной
программы и бесконечной сверх загруженностью.
Мне кажется, что ближе всего к тьюторству – проектная деятельность учащихся под ру-
ководством научного руководителя. Всё больше воспитателей гимназии начинают ей за-
ниматься, вникают в тонкости ведения проекта.
Я думаю, что и тьюторское сопровождение мы могли бы освоить.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ