Доклад «Элементы тьюторской деятельности в работе воспитателя ГПД»

1 Доклад « Элементы тьюторской деятельности в работе воспитателя ГПД».

Воспитатель группы продлённого дня – это, конечно, не тьютор, но, если рассматривать

значение этого слова как «наставник», то можно проследить в нашей работе элементы

наставничества. Хочу поделиться небольшим опытом работы и в качестве примера рас-

сказать о подготовке одного мероприятия.

Я уделяю большое внимание интеллектуальному развитию детей, т.к. интеллектуальные

способности ребёнка (мышление, речь, память, воображение, восприятие, внимание) не-

обходимы ему во многих видах деятельности. Каждый учебный год я планирую и прово-

жу различные интеллектуально-познавательные мероприятия. Одним из них была эколо-

гическая интеллектуальная игра «Удивительный мир природы», подготовленная для уча-

щихся 4 «А» и 4 «Б» классов. Проведение было запланировано на конец первой четверти.

Подготовку я начала с середины сентября. Первое, что надо было сделать – заинтересо-

вать детей и из заинтересованных создать команду. Я знала, какие будут конкурсы, какие

знания потребуются детям, и чётко представляла маршрут подготовки к игре.

Первый мой шаг был таким: я попросила учащихся подготовить к классному часу корот-

кие сообщения об удивительных фактах из жизни животных. В ходе классного часа ста-

ло ясно, что часть детей не очень заинтересованы темой, кто-то сделал сообщения для

«галочки», но есть ученики, которым понравился разговор о животном мире. Четверым

из них предложила подробнее узнать о выбранном животном: о среде обитания, о повад-

ках, постараться изобразить животного в движении (можно срисовать, скопировать, на-

рисовать самому). Для выполнения такой работы нужно найти определённый материал,

для этого необходимо сходить в библиотеку, просмотреть энциклопедии, поговорить с

учителем окружающего мира, поискать в интернете и т. д.

Когда материал был собран и рисунки готовы, мы перешли к подаче информации. Она

должна была звучать как сообщение-сенсация, не больше 2-3 предложений. Ребёнок

проговаривал один раз, второй, третий. Я проговаривала, он слушал со стороны, выбира-

ли, изменяли и достигали, наконец, желаемого. Таким образом, я готовила детей к конку-

рсу «Домашнее задание». А параллельно шла подготовка к другому конкурсу, требующе-

му определённых знаний – «Зелёная аптека».

Я провела беседу о лекарственных растениях: показывала фотографии и рассказывала о

целебных свойствах. Сначала говорила о самых известных растениях – о ромашке, кра-

пиве, подорожнике, малине, смородине. Постепенно в ходе беседы кто-то из детей вспо-

мнил, что кусты малины растут у него на даче, и он помогал её собирать для варенья,

кому-то мама давала чай с мятой, а у кого-то бабушка хранит сухие листья в баночке.

Так подобралась группа из трёх человек, которым близка тема целебных трав и которые

готовы над ней поработать. Мы включили в область изучения разнообразные лекарст-

венные растения (боярышник, пустырник, зверобой, мать-и-мачеха, можжевельник,

калина, чистотел и др.) и дети собирали материал по направлениям – из каких частей рас-

тения делают лекарства; при каких заболеваниях его применяют.

На протяжении всей подготовки к игре я старалась никого не заставлять и не навязывать

своё мнение, я его аккуратненько высказывала, советовала, что-то где-то чуть-чуть кор-

ректировала. Я бы не хотела услышать такие слова детей: «За нас всё воспитатель сде-

лал». Наоборот, мне хочется, чтобы ребёнок вошёл во вкус поиска и почувствовал ра-

дость собственных открытий.

Были и другие интеллектуальные мероприятия, например, «Родное Подмосковье», при

подготовке к которому я разделила класс на небольшие группы и каждую направляла

шаг за шагом по пути исследования родного края. Приходила на помощь, включалась в

поиски материала, если было необходимо и «уходила в тень», если ученики справлялись

сами.

Подготовка мероприятий и, в целом, моя работа с детьми разделена на определённые

этапы. На первом я выясняю: на какой самый главный вопрос ребёнок хотел бы полу-

чить ответ, в чём разобраться. Это может быть учебный вопрос, а может личный.

На следующем этапе идёт поиск ответов на вопросы, и он состоит из двух пунктов –

обсуждение, в котором определяются способы получения ответа и сам поиск.

Приведу пример. Для конкурса «Поэзия родного края» детям необходимо было найти

стихи поэтов нашего города. Мы сначала набросали план поиска информации: школь-

ная библиотека; городская библиотека; периодическая печать; сайт города; помощь

родителей, бабушек, дедушек (возможно, есть общие знакомые с городскими поэтами)

и по этому плану учащиеся действовали, собирая материал.

Заключительный этап – это финал. В данном случае, это выступление ребёнка, чте-

ние тронувшего его стихотворения. В других случаях это могут быть творческие рабо-

ты (рисунки, поделки, собственные стихи и т. д.), презентация, публичное выступление,

успешно сыгранная роль и другие формы, подводящие итог работы.

Надо отметить, что успех наставнической деятельности возможен только при желании и

заинтересованности ребёнка. Самое сложное – зажечь «огонёк» желания узнать, расше-

велить, увлечь. Для этого приходится порой проводить диагностику интересов, анкети-

рование, тестирование, беседы, вопросы с правом выбора, наблюдать за детьми.

Воспитатели работают во второй половине дня и, поэтому консультации с учащимися

не совмещены с уроками, а это очень важно. Дети видят различия между образователь-

3

ными пространствами, где они должны учиться, а где они это делают, потому что этого

хотят, им интересно.

Если бы в образовательное учреждение было введено тьюторство, то оно дало бы детям

возможность научиться искать и находить средства самостоятельного достижения пос-

тавленных целей, помогло бы понять им свои возможности и глубже раскрыть себя.

У воспитателей ГПД больше возможностей вести наставничество, чем у учителей:

мы не связаны временными рамками уроков, необходимостью выполнения учебной

программы и бесконечной сверх загруженностью.

Мне кажется, что ближе всего к тьюторству – проектная деятельность учащихся под ру-

ководством научного руководителя. Всё больше воспитателей гимназии начинают ей за-

ниматься, вникают в тонкости ведения проекта.

Я думаю, что и тьюторское сопровождение мы могли бы освоить.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ