Доклад: «Роль ИКТ в организации работы учащихся с географическими картами»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
« Сабаевская СОШ»
Доклад:
«Роль ИКТ в организации работы учащихся с
географическими картами».
Учитель географии:
Нуштайкина Валентина Никитична
КОЧКУРОВО 2014 Г.
Информационная справка
Предмет географии в 6 – 11 классах общеобразовательной школы изучается курсами «Начальный курс географии» в 6 классе (1 час в неделю), «География материков и океанов» в 7 классе (2 часа в неделю), «Природа России» в 8 классе (2 часа в неделю), «География населения и хозяйство России» в 9 классе (2 часа в неделю), «Экономическая и социальная география мира» (по 1 часу в неделю в 10 классе и в 11 классе).
Рабочая программа учебного предмета составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по программе Сиротина В.И. и примерной программы.
«Роль ИКТ в организации работы учащихся с
географическими картами».
В образовательном пространстве имеется разнообразный набор интерактивных средств обучения. Среди них особую роль занимает использование на уроках географии интерактивных карт. Они эффективно дополняют имеющиеся комплекты учебно-методических материалов и порой успешно конкурируют с ними благодаря своим техническим возможностям.
Изображение — это лишь один из инструментов передачи информации. Во время работы с интерактивной картой ученик воспринимает информацию одновременно и зрительно, и на слух. Такое сочетание получаемой информации создает благоприятные условия для понимания и усвоения изучаемого материала.
Кабинет географии немыслим без наглядных пособий. Главное место в их ряду занимают карты. Ведь существенная доля информации, с которой имеет дело человек, является пространственной. Это общегеографические, топографические, тематические карты, а так же большое количество другого картографического материала: атласы, аэрокосмические снимки, планы и схемы городов, планы домов и квартир, маршруты движения, сведения о погоде и климате и многое другое. Все это учитель географии использует для формирования картографической компетентности учащихся. Количество картографического материала, необходимого для проведения современного
урока, огромно. Почти у каждого учителя возникает проблема его хранения. Да и смена нескольких карт за 40 минут урока – задача не всегда выполнимая. Как же решить эту проблему? Как сделать урок динамичным, познавательным, насыщенным?
В современном информационном обществе вся такая информация все чаще и чаще представляется в цифровом (электронном) виде. Как в жизни отдельных граждан, так и в деятельности организаций, географическая пространственная информация регулярно используется в цифровой форме. Происходит интеграция географической информации и данных в информационное образовательное пространство на региональном и глобальном уровнях. Так, например, в ряде стран Америки и Европы приняты и внедряются государственные программы «электронного правительства», в рамках которых формируются общедоступные базы данных, часто содержащие географическую информацию. В Российской Федерации в рамках Федеральной целевой программы «Электронная Россия» разрабатывается Концепция формирования Российской инфраструктуры пространственных данных как элемента общегосударственных информационных ресурсов.
Географическая карта перестает быть статичным символическим объектом. Она совмещается с аэрокосмическим снимком – изображением всей Земли или отдельного села, как они видны из космоса. Аэрокосмический снимок отражает реальное положение дел в определенный момент времени в данной местности. Сегодня в Интернете можно увидеть картины облачности, торнадо, цунами, смену времен года в лесистой местности и т.д. Интернетом пользуются все учащиеся, и поэтому им уже неинтересно работать с бумажными картами, да и устаревают они сейчас очень быстро – за 1-2 года. Вот здесь на помощь мне и приходит современный источник географической информации – цифровая карта. Цифровая карта – цифровая модель карты, созданная путем цифрования – преобразования географической
информации в электронную, цифровую форму с помощью специального оборудования. Они предназначены для хранения, отображения и передачи пространственно координированных данных. Цифровые карты являются интерактивными. Интерактивное средство обучения – комплексное программно-техническое средство обучения, позволяющее мне или ученику управлять содержащейся в нем учебно- методической информацией при подготовке к уроку, изучении, повторении, закреплении и проверке знаний и умений. Цифровая карта является своеобразным «слоеным пирогом».
Географическая информация представлена в цифровой карте как совокупность геоинформационных слоев. Каждый слой содержит определенную группу объектов, посвященных какой-то конкретной теме, поэтому такие слои часто называют тематическими слоями.
Применение таких пособий на уроках географии может быть эффективным при сопоставлении тематических карт различного содержания для одной и той же территории, будь то материк или небольшой участок местности. Демонстрационные возможности интерактивных электронных карт
существенно выше, чем печатных. При работе с электронной картой я могу:
приближать выбранные участки земной поверхности для более
детального рассмотрения;
снимать часть обозначений, упрощая карту, делая ее более
наглядной;
делать рисунки;
наносить надписи при помощи клавиатуры;
ряд карт можно совмещать, что позволяет выявлять причинно-
следственные связи и закономерности;
на некоторые карты добавлен привязанный к территории дополнительный иллюстративный и текстовый материал.
Использование интерактивных карт существенно расширяет сферу учебной деятельности учащегося и учителя в процессе обучения географии и повышает эффективность учебного процесса благодаря педагогически целесообразному использованию цифровых инструментов.
Я считаю, что начать работу с интерактивными картами рациональнее всего в 6-7 классах (исходя из наличия интерактивных карт), а затем постепенно добавлять этот вид работы в 8-9 классы. Предлагаю Вам некоторые приемы работы с интерактивными картами, апробированные мной на уроках географии в 6 классе («Начальный курс физической географии») Приложение 1
Курс «География материков и океанов» требует использования большого количества карт, в том числе и интерактивных. Задания для семиклассников в чем-то повторяют предыдущие, но акцентированы на конкретных материках Земли. Формы работы с интерактивными картами в 6 классе собраны мной в таблицу, которая поможет учителю, начинающему использовать интерактивные карты на своих уроках. Конечно, каждый может дополнить и изменить ее в
соответствии со своими представлениями.
Анкетирование семиклассников показало, что во 2 полугодии интерес к изучению географии увеличился. Я считаю, что работа с интерактивными географическими картами способствовала этому росту. Эксперимент, проведенный мной на одном из уроков, так же подтверждает все вышесказанное: когда у детей появился выбор – выходить отвечать к обычной карте или интерактивной, выбор большинства был в пользу последней. Работа с интерактивными картами только начинается, и все же подведем итог: для чего они нужны, чем лучше обычного бумажного носителя географической информации?
Сейчас использование интерактивных карт на уроках географии позволяет учителю:
использовать на уроках разные пространственные модели –
цифровые карты, цифровые снимки;
оперативно менять масштаб картографического изображения на экране с целью изменения детализации размещения географических объектов и явлений;
накладывать одни тематические слои на другие, а также на общегеографическую, физическую карту;
подготовить набор цифровых карт, в том числе контурных, необходимых для практических работ;
Ученику подобная работа поможет научиться:
читать географические карты в цифровом виде;
искать географические объекты на цифровой карте;
проводить измерения и расчеты по цифровой карте;
заполнять цифровые контурные карты
создавать собственную цифровую географическую карту
описывать взаимосвязи между географическими объектами и
явлениями при наложении цифровых тематических карт разного содержания.
При таких формах организации работы удается максимально реализовать возможности интерактивных средств обучения географии в общеобразовательной школе
Опыт применения интерактивных карт в учебном процессе подчеркнул несомненные достоинства этого вида обучения, особенно при изучении материала, требующего большого количества наглядных пособий.
Более эффективное в сравнении с имеющейся практикой использование карты на уроках географии осуществляется при соблюдении следующих условий:
учащиеся привлекаются к отбору и структурированию учебной информации;
учащимся предоставляется возможность выступать в качестве лекторов на уроке.
Во время ведения урока учитель не устраняет ученика из учебного процесса. Интерактивный диалог, когда учитель отвечает на вопросы учащихся, является важной составляющей успеха.
Существует три основных вида работы с электронной картой:
работа со слоями карты;
работа с дополнительным материалом;
использование дополнительных возможностей программы (выполнение рисунков, надписей и др.).
Работа со слоями карты
Наиболее полезной функцией электронных карт является возможность комбинирования их слоев. Это позволяет выявлять причинно-следственные связи и закономерности. Например, на карту строения земной коры можно наложить слой с рельефом и сделать вывод о соответствии крупных форм рельефа определенным структурам земной коры. Прием наложения карт актуален и при изучении отраслей хозяйства. Сопоставляя карты "Электроэнергетика России", "Топливные ресурсы" и "Плотность населения", ученики выявляют закономерности размещения электростанций разных типов по территории нашей страны.
Комбинируя слои карты, во-первых, можно снимать с нее информацию, которая неактуальна на данном уроке. Во-вторых, с помощью разного сочетания слоев на основе базовой карты можно создать целый набор специализированных карт, например, карты без названий (для организации индивидуальных ответов у доски и проведения географических диктантов); частично подписанные карты (к примеру, с названиями только объектов суши); контурные карты.
Работа с дополнительным материалом
Еще одной важной характеристикой электронных карт является наличие информационного блока. Этот блок отражает специфику карты, заостряя внимание на наиболее значимых особенностях географических объектов и территорий. Например, информационный блок к физической карте полушарий содержит сведения о крупнейших реках, озерах, формах рельефа Земли и т. д. Большинство дополнительных материалов снабжено иллюстрациями. Это увеличивает наглядность пособия, а также дает возможность разнообразить формы работы на уроке. Например, на основе фотографий географических объектов и пунктов легенды можно обсуждать смысл каждого условного знака карты, давать развернутое описание объекта, сравнивать объекты. Сопоставление фрагментов карты и космических снимков позволяет лучше понять, что такое карта, а также хорошо иллюстрирует искажения, возникающие при переносе поверхности шарообразной Земли на плоскость (обсуждение этой проблемы можно построить на основе сравнения формы Австралии на карте и на спутниковой фотографии).
Использование дополнительных возможностей программы
Функция рисования значительно расширяет область применения электронных карт на уроке, увеличивает их наглядность. Появляется возможность выделять объект или группу объектов, на которые необходимо обратить внимание, добавлять на карту информацию (например, о направлениях ветров для объяснения схемы течений в океане) и т. д. Функцию рисования можно задействовать при выполнении творческих заданий (например, по восстановлению формы объектов, относящихся к слоям, снятым с карты). Возможность наносить на карту подписи облегчает процедуру организации географических диктантов (работ, посвященных проверке знания номенклатуры), позволяет ставить перед учениками задания на классификацию или сортировку объектов (например, расположить горы в порядке уменьшения их преобладающей высоты).
Достоинства применения интерактивных карт в процессе обучения
концентрируют внимание учащихся на основных моментах учебного материала;
сочетание устного лекционного материала с изображением иллюстраций, схем, карт, таблиц, диаграмм, видео и звуковой информации, делает лекцию интересной, наглядной и убедительной за счет использования современных мультимедийных технологий;
использование интерактивной карты во время внеучебной деятельности для самостоятельной работы, для дополнительных занятий, для выполнения домашнего задания;
удобно использовать для вывода информации в виде распечаток на принтере в качестве раздаточного материала для учащихся: справочного материала, памяток и т. п.;
позволяет проверить знания в интерактивном режиме, совместно, в ходе лекции, составлять опорные схемы, проводить сравнение и т. д.;
позволяет одновременно использовать различные способы представления информации: числа, текст, изображения
Применение компьютера для обучения школьников — это большая область проявления творческих способностей для всех, кто хочет и умеет работать, может понять сегодняшних детей, их запросы и интересы, кто любит детей и отдаёт им себя. Но, используя компьютер на уроке нельзя забывать и о том, что мы призваны не только научить ребёнка, но и, по возможности, сохранить его здоровье. По нормам СанПина непрерывная работа за компьютером обучающихся школы не должна превышать 20 минут за урок. Об этом нужно помнить при подготовке и планировании уроков.
Ещё Демократ говорил: «Всё есть лекарство и всё есть яд. Нужно знать меру!»
С обширным перечнем географических цифровых учебных материалов имеющихся на CD- или DVD-дисках можно познакомиться на сайте методической лаборатории географии МИОО (http://geo.metodist.ru ) в разделе «ИКТ на уроке» - рубрика «Цифровые образовательные ресурсы» - страница «Образовательные ресурсы на компакт-дисках по географии». Для учителя, который начинает осваивать компьютерные технологии (см. 1 уровень ИКТ-компетентности), важно знать все разнообразие информационных ресурсов для правильного их отбора для реализации конкретной учебной задачи.
Благодаря федеральным проектам быстро развиваются порталы с образовательными ресурсами для среднего образования.
Например, Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) формируется на основании списка потребностей системы образования в цифровых образовательных ресурсах, который разрабатывается издательством «Просвещение», Институтом содержания и методов обучения Российской академии образования и Институтом новых технологий.
Ресурсы коллекции адресованы, прежде всего, учителям и учащимся. Они должны обеспечить потребности как учителя, который загружен работой и стремится использовать готовые разработки, так и творческого педагога-методиста, самостоятельно планирующего уроки и разрабатывающего отдельные учебные материалы к ним. Материалы коллекции должны помочь учащимся, не только освоить образовательный минимум, зафиксированный в стандарте, но и мотивировать их к самостоятельному освоению знаний, углубленному изучению предмета, к расширению собственной эрудиции.
Приведем примеры некоторых географических ресурсов, доступных в Единой коллекции:
• УМК «Общественная география современного мира» (автор - В.Н. Холина) . Комплекс содержит информационные объекты, которые можно использовать на различных этапах изучения материала как в качестве контрольных, так и в качестве информационных блоков. В состав объектов включены многоуровневые тестовые задания, задания для организации дискуссии, интерактивные задания по моделированию различных ситуаций по изучаемым разделам.
• Коллекция «Интерактивные модели по географии» включают мультимедийные обучающие ресурсы по темам: «Природа Земли и человек», «Материки и океаны, народы и страны», «География России», «Экономическая и социальная география мира» .
• Географические обучающие модели , которые способствуют овладению способами ориентирования во времени и пространстве на основе моделирования наблюдений за временем и местом восхода и захода солнца и его видимым движением над горизонтом, продолжительностью дня и ночи. Географические модели способствуют пониманию климатических и иных зональных закономерностей, их связи с высотой солнца над горизонтом и продолжительностью освещенности на различных широтах Земли в разные месяцы года.
Полный перечень материалов по географии (более двадцати разделов с цифровыми образовательными ресурсами) размещён по адресу http://school-collection.edu.ru.
Отдельно следует отметить тематическую коллекцию "Дидактические материалы дистанционного зондирования Земли", разработанные коллективом сотрудников Института космических исследований РАН.
Данные космического мониторинга могут служить основой для проведения факультативных и углубленных занятий. Картографический материал школьных атласов дает общее представление о географических объектах, процессах и явлениях, а использование материалов ДЗЗ в зависимости от их пространственного разрешения и тематики, позволяет существенный расширить перечень источников географической информации. В коллекции изображения Земли из космоса специально подобраны для демонстрации особенностей, динамики, географии изучаемых географических явлений и объектов. Так, используя ресурсы ДЗЗ, можно проследить сезонные изменения на примере территорий в северном и южном полушариях, выявить специфику развития отраслей сельского хозяйства на какой-либо территории.
В дальнейшем, получив опыт работы со специально подготовленными для учебной работы космоснимками, учащиеся смогут самостоятельно использовать новые источники географической информации на основе космических снимков, таких как Google Планета Земля и Карты Google.
Картографические сервисы2 Google, также созданы на основе изображений высокого разрешения поверхности нашей планеты из космоса. Именно это решение позволило реализовать фотокарту всей нашей планеты доступную с любого компьютера, имеющего подключение к Интернету. Подобные проекты не единственные. Можно назвать Live Search Map от Microsoft вместе с Bing Maps 3D (Virtual Earth 3D),Map of the World на сайте Encarta .
Сегодня мы имеем два вида наиболее популярных сервисов: Карты Google (Google Maps) и Google Планета Земля (Google Earth), особенность которых заключается в следующем:
• очень высокая подробность картографических изображений,
• возможность использовать экспорт географических данных т.е.:
o использование на собственном сайте,
o создание точенных, линейных и площадных объектов с последующим их сохранением и передачей;
• отображение большого количества дополнительных данных на картах (фотографии, видео, энциклопедические статьи, исторические карты, погода и др.).
Таким образом, географические сервисы Google являются как источником географической информации, так и инструментом, позволяющим нанести на имеющуюся основу свои объекты.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ