Дополнительная образовательная программа деятельности клуба «Юный турист»


Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей Аннинский дом детского творчества




«УТВЕРЖДЕНО»

протокол педсовета №1

от 31.08.2012 г.

приказ №22 от 03.09.2012 г.

по МКОУ ДОД Аннинскому ДДТ


Директор______________

Н.А. Гоголева





Дополнительная образовательная программа

деятельности клуба «Юный турист»



Возраст: 11 - 14лет

Срок реализации: 3 года








Программа разработана педагогом дополнительного

образования Прониковой Инной Михайловной

в 2012 году











п.г.т. Анна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Образовательная программа клуба «Юный турист» МКОУ Садовской СОШ №2 туристско – краеведческой направленности рассчитана на возрастную категорию подростков среднего школьного возраста (11-14 лет). Срок реализации данной программы 3 года.

Актуальность образовательной программы обусловлена тем, что туризм и краеведческая работа в школе непосредственно связана с учебно–воспитательным процессом и способствует широкому ознакомлению учащихся с окружающим миром.

Важным направлением в воспитании подрастающего поколения является формирование чувства патриотизма, любви к Родине, гордости за историческое прошлое своего народа. Одним из наиболее эффективных средств комплексного воздействия на формирование личности воспитанника клуба является туристическая деятельность. Она объединяет все стороны воспитания.

Цель: воспитание чувства коллективизма, товарищества и взаимопомощи, ознакомление воспитанников с природными особенностями нашего региона; изучение исторического наследия Воронежского края.

Задачи программы:

1) воспитывать патриотические, морально – волевые и физические качества, средствами спортивного туризма;

2) углублять знания воспитанников клуба по туризму, краеведению и основам безопасности жизнедеятельности;

3) пропагандировать здоровый образ жизни, соблюдать правила, законы и традиции туристической деятельности;

4) повышать мастерство, туристические умения и навыки;

5) воспитывать любовь к Отечеству, расширять знания по истории родного края, способствовать приобретению воспитанниками навыков туризма;

6) формировать общественную активность учащихся, развивать интерес к туристической работе в школе;

7) воспитывать гуманное отношение членов клуба к живой природе во время проведения туристических походов, слетов, экскурсий, разумного и доброжелательного отношения к окружающему миру;

8) закреплять навыки бережного отношения к природе.

Содержание программы предполагает сочетание групповых и индивидуальных форм работы. Программа клуба рассчитана на учащихся 5 – 10 классов. Минимальный состав группы первого года обучения 12 человек, допустимый 15 человек. Минимальная наполняемость групп 2 года обучения – 10 человек, 3 года обучения – 8 человек. Группа формируется на основе предварительного собеседования и начальной диагностики индивидуальных возможностей. Занятия проводятся два раза в неделю по два академических часа, четыре часа в неделю, так же рассчитаны на практико-ориентированную деятельность и досугово-развивающие дела.

Условия реализации программы «Юный турист» предусматривают проведение занятий, как с полным составом членов клуба, так и индивидуально.

Формы занятий в рамках образовательной программы:

  • информационное занятие;

  • практическое занятие;

  • интегрированное занятие.

Педагогические принципы деятельности клуба «Юный турист».

Принцип ответственности.

Закон: «Мое слово не должно расходиться с делом»

В коллективе клуба каждый несет определенную деятельность за порученное дело.

Принцип полезности.

Сходить в турпоход с целью благоустройства, созидания.



Принцип творческого развития.

Создание в клубе творческой атмосферы, подводить итоги, анализировать деятельность клуба, оформлять выставки, проводить агитационную работу с учащимися школы.

Принцип демократичности.

Создание условий для выбора вида деятельности, что позволяет учащимся развивать свою индивидуальность, свободу выбора творческой деятельности.

Принцип коллективизма.

Создание условий для сплочения участников объединения.

Принцип преемственности.

Преемственность курсов в образовательной части, преемственность традиций школы.

Обоснование необходимости программа: программа направлена на изучение основ безопасности жизнедеятельности обучающимися, туризма и краеведческой работы в школе.

Прогнозируемые и ожидаемые результаты.

По окончании программного курса обучающиеся должны знать:

 - порядок организации и правила поведения в походах и на соревнованиях;

 - вопросы туризма и экологии;

 - основы топографии и спортивного ориентирования;

 - умение ориентироваться по местным признакам и звёздам;

 - иметь представление об истории и природных условиях нашей области;

 - опасные и ядовитые растения края, иметь представление о самоконтроле и

доврачебной медицинской помощи.

По окончании программного курса обучающиеся должны уметь:

 - передвигаться по дорогам и тропам в составе группы;

 - преодолевать вместе  естественные препятствия на пути;

 - ориентироваться по компасу и карте в походе и на соревнованиях по спортивному ориентированию;

 - организовать походный быт и оказывать элементарную медицинскую помощь.

Оценка успешности реализации возможностей, умений и навыков обучающихся происходит в процессе занятий в течение учебного года: туристических слётов, походов, конкурсов, викторин, игр, бесед о картах и топографических знаках, перехода к решению топографических задач, участия в туристических играх, а затем к самостоятельному движению с картой, экскурсий в школьные и районный музеи.

Уровень освоения образовательной программы демонстрируется и отслеживается на открытых занятиях в конце полугодия и учебного года, на туристических соревнованиях различного уровня, посредством участия воспитанников клуба в муниципальных, региональных и федеральных конкурсах.













Учебно-тематический план. 1 год обучения.



Темы занятий

Количество часов

Всего

теоретические занятия

практические занятия

в помещении

на местности

1

Вводное занятие.

2

2

-

-

2

Я и природа

28

14

4

10

3

Пешеходный туризм

12

6

2

4

4

Топография и ориентирование

18

6

4

8

5

Начальная медицинская подготовка

30

10

16

4

6

Краеведение

18

6

10

2

7

Разучивание туристических песен

14

4

10

-

8

Экскурсии. Подготовка и организация походов.

22

4

4

14

  

Итого

144

52

50

42




Содержание разделов и тем программы

Вводное занятие.

Правила, законы и традиции клуба. Инструктаж по технике безопасности. Составление плана работы на новый учебный год. Знакомство с расписанием занятий. Индивидуальный подход к разработанному плану.

«Я и природа»

Природа родного края. Природа родного края подразумева5ет изучение климата, растительности, животного мир, его рельеф рек, полезных ископаемых, история края, исторических мест. Предприятия, учреждения края. Роль туриста культуре края. Охрана природы, законы об охране природы. Ведение записей личных, группового дневника, сбор экспонатов, фотографий о походах.

Опасности. Погода. Климат. Стихия. Опасность, обусловленная рельефом. Опасности живой природы: растения, грибы, животные. Экстремальные ситуации. Выход из моделированной экстремальной ситуации. Составление алгоритма спасения. Деловая игра «Кто спасет первым».

Пешеходный туризм.

История российского туризма. Знакомство с известными русскими путешественниками. Развитие туризма в России. Виды туризма. Пешеходный туризм один из простейших видов туризма. Его характерные черты.

Туристское снаряжение. Групповое, личное, специальное снаряжение туристов. Главные требования к предметам снаряжения: легкость, прочность, удобства в пользовании и переноске. Устройство туристской палатки, стойкости, колышки для палатки и тента. Соблюдение правил для укладки рюкзака, палатки и специального снаряжения.

Организация туристского быта. Жилье, временное и постоянное. Палатка Шалаш. Костры. Костровое применение. Место приема пищи, мытье и хранение посуды.

Топография и ориентирование.

Топографические и спортивные карты. Топографическая подготовка с практическими занятиями. Ориентирование с помощью карты и компаса. Знакомство с топографическими знаками. Масштаб. Измерение направлений на карте. Транспортир. Зарисовка топографических знаков. Чтение топографических карт по квадратам. Топографический диктант. Приложение по карте по его текстовому описанию.

Ориентирование по компасу. Карта. Масштаб. Определение сторон горизонта. Пользование компасом в походе. Определение азимута по карте и на местности, азимутное кольцо. Определение сторон горизонта с помощью компаса, звездам и местным знакам. Компас. Азимут. Правила пользования компасом. Ориентирование по компасу. Прохождение азимутных отрезков по карте. Глазомерное определение расстояния предмета. Способы ориентирования по приметам. С помощью линейки определить высоту дерева. Измерение расстояния ширины реки – полоска бумаги с делением на сантиметры.

Начальная медицинская подготовка.

Личная гигиена туриста. Уход за обувью. Гигиенические требования к постели, одежде, посуде. Предупреждение простудных заболеваний. Содержание аптечки. Первая медицинская помощь. Самоконтроль туриста, транспортировка пострадавшего.

Походная аптечка. Состав аптечки, назначение препаратов, использование при экстренных ситуациях.

Лекарственные травы. Применение лекарственных трав в медицинских целях. Противопоказания. Лекарственные травы: подорожник, ромашка, валериана и другие. Их использование в быту, в экстренных случаях

Оказание медицинской помощи. Предупреждение и лечение заболеваний отравления, обморожения. Тепловой удар. Укусы змей и насекомых. Искусственное дыхание. Наложение жгута, повязки. Травмы: ушибы, переломы, растяжение. Транспортировка пострадавшего.

Профилактика и укрепление здоровья. Физическая подготовка. Здоровье. Личная гигиена туриста. Занятия спортом. Влияние вредных привычек на организм. Здоровье и безопасность. Походная аптечка. Оказание первой медпомощи пострадавшему. Спортивная форма одежды. Физическая и морально – волевая подготовка туриста. Закаливание, туристические нормативы, тренировки, разучивание комплекса утренней гимнастики. Санитария. Гигиена.

Краеведение.

Изучение истории воронежского края. Возникновение родного края. Образование воронежской губернии. Развитие воронежского края в начале 19 – 20 ввеков.21 век – век современной технологии и развития сельского хозяйства. Годы Великой Отечественной войны – «Этих дне не смолкнет слава». Охрана памятных мест. Народно - прикладное творчество.


Природа Аннинского края. Природоохранные ресурсы Аннинского края. Водоемы. Заселение и развитие хозяйства. Полезные ископаемые. Почвы. Растительный покров. Памятники природы.

Наш край сегодня. Перспективы развития. Наше село на новом уровне развития. Изучение достопримечательностей села.

Литературное наследие. Литературное наследие 17 – 21 века. Поэты и писатели Аннинского края (знакомство со сборником «Аннинская рапсодия»)

Моя родословная. Связь, преемственность поколений. Родословная семьи. Наука – генеалогия.

Разучивание туристических песен.

Песни туристов 20 века. Гимн туристов «Изгиб гитары желтой»

Экскурсии. Подготовка и организация походов.

Подготовка и организация походов. Правила организации и проведения турпоходов. Инструкция по организации и проведению турпоходов. Определение цели и месторасположения похода. Распределение обязанностей в тургруппе. Разработка маршрутов, составление плана подготовки похода, плана графика движения, сметы расходов. Подбор личного и группового снаряжения. Организация ночлега, обустройства бивака. Культура поведения туристов, их взаимоотношения. Значение дисциплины в походе. Оформление походной документации, получения разрешения на выход в поход. Расчет питания, подбор и закупка продуктов. Укладка рюкзака, подбор картографического материала. Разработка маршрутов, копирование карт. Подготовка группового снаряжения, закупка, расфасовка и укладка продуктов в рюкзак. Виды костров. Камин, шалаш, таежный, звездный. Виды узлов. Вязание узлов: булинь, прямой, восьмерка, схватывающий, стремя т.д.

Туристическая группа в походе. Спортивная форма одежды для похода. Значение активного способа передвижения и преодоления естественных препятствий на маршруте, узнавая о видах препятствий. Движение по лесу через кустарники и завалы, движение по заболоченной местности, по дорогам, тропам и без тропинок, движение туристов по воде и во время грозы. Меры предосторожности на маршруте. Оценка своих сил, знаний, умений и навыков, соблюдение дисциплины. Обязанности идущего члена клуба направляющим. Работа с картой в пути. Повторение правил поведения в походе, поведения человека в окружающей среде, природоохрана фауны и флоры. Проведение туристических игр на свежем воздухе. Во время тренировочных походов отработать: движение колонной, правила и режим пешеходного движения, выполнение поручений в группе, преодоление препятствий (подъем, спуски, движение через густой подлесок, по заболоченной местности, переход перевалов по бревнам, камням, бродам). Страховка и самостраховка. Развертывание и свертывание палатки, использование карты и компаса, сличение карты с местного видения группы по заданному маршруту (азимуту). Ориентирование по небесным светилам днем и в сумерках. Наблюдение и нанесение дополнений, исправление в карте.

Посещение музеев. Посещение музеев: школьные, районные, областные. Экскурсии в природу в разные времена года. Сравнение погодных изменений. Климатические изменения.

Подведение итогов похода. Обсуждение итогов похода. Просмотр фотоматериалов. Составление отчета о походе, паспорта маршрута. Приведение в порядок и сдача снаряжения. Награждение участников похода. Оформление стенда с фотографиями о походе.

























Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы


Тема занятия

Формы, приёмы, методы

Дидактич. и технич. оснащение

Форма подведения итогов


«Я и природа»


Беседа, инструктаж

Инструкции по ТБ, мультимедиа презентация, тексты тестов

Тест


Пешеходный туризм.


Беседа, инструктаж, демонстрация способа действия, практическое применение знаний, тренировка, упражнение

Оборудование для постановки дистанций, маршрутов, разработки игр, лыжи, палки

Тест, беседа, соревнования


Начальная медицинская подготовка.


Лекция, демонстрация способа действия, практическое применение знаний, тренировка.

Мультимедиа презентация, тексты викторин

Тест, беседа, соревнования


Топография и ориентирование.


Лекция, инструктаж, демонстрация способа действия, практическое применение знаний, тренировка, упражнение

Компасы, спортивные карты, КП, мультимедиа презентация

Тест, беседа, соревнования


Краеведение.


Беседа, лекция, демонстрация способа действия, практическое применение знаний, упражнение

Мультимедиа презентация, тексты тестов

Тест, беседа, творческие проекты учащихся


Экскурсии. Подготовка и организация походов.


Слёт, соревнования, поход

Туристическое снаряжение, компасы, спортивные карты, КП, тексты тестов, тексты викторин

Беседа, поощрение, оформление походной документации.














Учебно-тематический план. 2 год обучения.


Темы занятий

Количество часов

Всего

теоретические занятия

практические занятия

в помещении

на местности

1

Итоги летнего зачетного похода

10

1

5

4

2

Туризм в нашей стране

6

-

6

-

3

Краеведческая подготовка

12

6

6

-

4

Топографическая подготовка и ориентирование в походе

20

5

5

10

5

Медицинская подготовка

10

5

2

3

6

Туристское хозяйство

10

8

2

-

7

Тактика и техника пешеходного туризма

16

12

4

-

8

Подготовка походов

10

-

10

-

9

Проведение походов

40

-

-

40

10

Подведение итогов походов

10

-

10

-

  

Итого

144

37

50

57




Содержание занятий второго года обучения.

Итоги летнего зачетного похода. Беседа об итогах летнего похода—обмен мнениями и впечатлениями. Обсуждение плана подведения итогов, распределение работ.
Практические занятия. Подготовка отчета: приведение в порядок походной документации и записей, составление отчетов по должностям, отчета о маршруте, отчета по экспедиционному заданию и другим краеведческим наблюдениям; подготовка фотографий, коллекций, топографических карт, рисунков, текстов, фильма (диафильма), репетирование песен, устных рассказов, оформление выставки (альбома), оформление значков и разрядов участникам похода. Итоговый вечер участников похода и их родителей, выступление на общешкольном туристском празднике, участие в районном (городском, областном) слете туристского актива по итогам летнего сезона.

Туризм в нашей стране. История развития туризма в СССР. Современная организация туризма в стране. Значение туризма в организации отдыха и коммунистического воспитания советских людей, образовательное значение туризма, роль туризма в подготовке к защите Родины, в выборе профессии и подготовке человека к предстоящей трудовой деятельности. Виды туризма, формы туристских мероприятий. Туристские слеты, соревнования и конкурсы. Разрядные нормативы по туризму. Правила поведения туристов в походе: культура взаимоотношений с местными жителями, оказание помощи терпящим бедствие; понятие о системе КСС, обеспечение безопасности в походе, соблюдение режима движения группы через контрольные пункты; охрана природы, памятников истории и культуры, общественно полезная деятельность туристов на маршрутах походов.

Краеведческая подготовка. Население и культура, знатные люди края; история края, места революционной, боевой и трудовой славы. Исторические и культурные памятники, музеи, интересные природные уголки края. Обзор наиболее интересных объектов сопредельных областей и района планируемого зачетного путешествия.
Методика выполнения взятого группой экспедиционного краеведческого задания. Типовое содержание отчета о туристском походе.
Практические занятия. Работа с картой области: изготовление контурной карты и нанесение на нее интересных объектов; «путешествия» по карте. Решение задач типа: как проехать из нашего города (села) в такой-то пункт области (составь маршрут); в каком направлении и на каком расстоянии от областного центра находится такой-то пункт. Проведение краеведческих викторин. Отработка приемов выполнения взятого группой экспедиционного краеведческого задания.

Топографическая подготовка и ориентирование в походе. Обзор материала, пройденного в первый год занятий. Тактические свойства и виды местности. Что такое рельеф. Способы изображения рельефа на картах. Что такое горизонталь, сечение, заложение, отметка, бергштрих. Основные формы рельефа и их изображение на топографической карте. Определение крутизны склонов. План и карта. Виды и свойства карт. Обязанности топографа тургруппы. Работа с картой на маршруте по ее дополнению и уточнению. Определение термина «ориентирование». Способы и приемы ориентирования в различных условиях летом и зимой. Виды и правила разведки на маршруте. Обязанности проводников и разведчиков.
Магнитные свойства Земли. Истинный и магнитный полюса, магнитные меридианы, магнитное склонение, магнитные аномалии. От чего зависит точность движения по азимутам.

Практические занятия. Повторительные упражнения по программе 1-го года занятий.
Зарисовка новых топографических знаков и характеристик местных предметов. Отыскание на карте типичных форм рельефа, определение крутизны склонов по шкале заложений, составление характеристик участков местности по картам. Сравнение и оценка результатов. Вычисление магнитных азимутов линий по исходным данным. Определение магнитных азимутов заданных линий (маршрута по данным карты). Задачи на вычисление пройденного пути по времени и скорости движения на разных участках местности (по карте).

Медицинская подготовка. Повторение гигиенических правил туриста, изученных на первом году занятий. Питьевой режим в походе. Способы обеззараживания воды. Правила использования химических средств защиты от кровососущих. Индивидуальный медицинский пакет туриста. Первая медицинская помощь при ожогах, обморожениях, головных болях, желудочных, простудных заболеваниях, порезах, ссадинах, укусах насекомых и пресмыкающихся, при растяжении связок Меры предупреждения перечисленных травм и заболеваний. Как остановить кровотечение. Что такое снежная слепота, ее предупреждение. Способы транспортировки пострадавшего, заболевшего. Обязанности санитаров походной туристской группы при подготовке и во время похода. Ведение санитарного походного журнала, ежедневный санитарный контроль за соблюдением правил личной гигиены, за чистотой посуды. Опасности бесконтрольного употребления грибов, ягод, трав. Почему турист не имеет права скрывать свое недомогание.
Практические занятия. Освоение приемов самоконтроля. Обработка и перевязка ран, наложение жгута. Конкурс на лучшего санитара группы.

Туристское хозяйство. Смета путешествия. Виды расходов и источники их покрытия. Государственная дотация на туристское путешествие Кому предоставляется право на бесплатное участие в турпоходе. Обязанности казначея группы. Отчет туристской группы за произведенные в походе расходы. Особенности организации ночлега в населенных пунктах. Как пользоваться русской печью, дровяной плитой. Основные правила соревнований по навыкам походного туристского быта. 

Личное снаряжение, одежда и обувь туриста в дальнем походе; типы рюкзаков, оборудование рюкзака (подгонка лямок, войлочные подушечки на лямках, изготовление непромокаемого вкладыша). Одежда и обувь для зимних походов (меховая куртка, капюшон, маска, брюки, бахилы, рукавицы, свитер. сменная обувь, белье, носки); типы лыж, какие лыжи и крепления пригодны для похода, установка и подгонка креплений, смоление и смазывание лыж; предметы походной постели (спальный мешок, коврик или надувной матрас, вкладыш, «подушка», чехол для спального мешка).
Альпеншток, его конструкция, изготовление, правила использования. Прочие предметы личного снаряжения: блокнот, карандаши, ручка, конверты, репшнур, туалетные принадлежности, посуда, очки, часы, мешочки для упаковки снаряжения, планшет для карты, накомарник, запасные стельки, куски тесьмы, шнура и т. д. Как готовить личное снаряжение к походу.
Групповое снаряжение. Особенности снаряжения для многодневных походов по малонаселенной местности. Типы палаток. Сушка и проветривание палаток в пути. Обязанности старосты по палатке. Хозяйственное оборудование для дежурных по кухне (хознабор): таганок, крючки, цепочки, рукавицы, сухое горючее, растопка, неприкосновенный запас спичек, ножи разные, клеенка столовая, фанерка, половник, мочалки, мыло и горчица сухая, веревка, палка для развешивания, соль. Походная посуда для варки пищи, чехлы для посуды, хранение и переноска посуды. Топоры, пилы. Как заточить и развести пилу. Документы, инструменты, основная и вспомогательная веревки, фотоаппараты, рыболовные принадлежности, фонари. Обязанности завхоза группы по снаряжению.
Питание в походе. Значение, режим и особенности организации питания туристов в сложном спортивном походе. Денежные нормы питания туристов. Весовые и калорийные нормы дневного рациона. Перечень наиболее часто применяемых в туристских походах продуктов и блюд, их калорийность, стоимость, вес. Технология приготовления походных блюд.
Обязанности завхоза по питанию. Обязанности дежурных по кухне. Меры безопасности и гигиенические требования при приготовлении пищи на костре.
Привалы и биваки. Требования к месту бивака: наличие питьевой воды, дров, изолированность от посторонних, безопасность при ухудшении погодных условий (подъем воды в реке, падение деревьев при ветре, туман в низинах и т. п.). Эстетические требования к месту бивака. Гигиенические требования к месту бивака. Как надо обращаться с рюкзаком на биваке. Место для установки палаток. Приемы установки палатки в различных условиях.

Костры. Выбор места для костра. Где запрещается разводить костер. Типы костров и их назначение. Оборудование, инвентарь для костра и приготовления пищи. Конструкции для подвески посуды над пламенем. Обложной костер. Топливо для костра, способы заготовки растопки и топлива. Использование походного примуса. Складирование дров, укрытие дров от дождя, подсушивание; место для разделки дров.

Яма для отходов. Организация и способы мытья посуды в походе (в полевых условиях и в помещениях). Умывание и купание. Правила безопасности при купании. Уборка мусора, гашение костра, свертывание бивака.

Тактика и техника пешеходного туризма. Понятие о тактике и технике в пешеходном туризме. Причины аварийности в пешеходных походах и их профилактика: роль объективных и субъективных факторов в возникновении аварийных ситуаций.
Почему необходимо соблюдать правила организации и проведения туристских походов. Понятие о плановом и самодеятельном туризме. Планирование «нитки» маршрута и разработка плана-графика похода 2-й (3-й) категории сложности: три основных периода разработки маршрута и плана-графика похода, их содержание. Ходовые дни, запасные дни, экскурсионные дни, дни переездов, полудневки, контрольные сроки, запасные варианты маршрута, варианты схода с серединной части маршрута, связь с КСС. Утверждение похода.
Требования к участникам походов высоких категорий сложности: морально-волевая, физическая, техническая и краеведческая подготовленность участника. Взаимопомощь туристов, понятие о само- и взаимостраховке. Законы туристской дружбы. Волевые качества туриста, контрольные физические нормативы, психологическая совместимость.

Строй туристской группы. Почему на маршруте группа должна двигаться колонной, построение колонны, обязанности направляющего (проводника), замыкающего и остальных участников в летнем, зимнем походах. Опасность отставания отдельных участников от группы.
Режим дня и режим движения в пешеходном и лыжном походе; что такое ходовой час, количество и распределение ходовых часов в течение дня в начале, в середине, в конце похода, в жаркую и холодную погоду, в зависимости от других условий на маршруте. Движение по дорогам и тропам. Основные правила поведения туриста в строю, обеспечение безопасности при движении по автомагистралям. Шаг, темп, интервал, положение корпуса и рук. То же при движении по дорогам и тропам, при подъемах и спусках с невысоких гор.
Движение без дорог и троп на равнине. Разведка и маркировка пути. Движение в таежной зоне. Характеристика типичных естественных препятствий на лесных и горно-таежных участках маршрутов. Особенности ориентирования в тайге. Шаг, темп, интервал, изменения в режиме движения, разведка и маркировка пути, техника преодоления завалов, густых зарослей, заболоченных участков тайги. Движение по снежникам и фирну. Оценка доступности снежного склона для прохождения его группой, положение и состояние снежника. Признаки лавинной опасности. Выбор наиболее безопасного пути прохождения по снежному склону. Подъем «в лоб», траверсирование, глиссирование. Шаг, выбивание ступенек, положение корпуса, темп, интервалы, страховка альпенштоком, использование веревочных перил. Прохождение горных перевалов. Контрольные записки. Переправы через реки. Характеристика равнинных и горных рек. Опасности, связанные с переправами через реки. Виды и способы переправ. Разведка места и оценка доступности переправы избранным способом. Общее представление о навесной переправе. Применение веревки и альпенштока в туристских походах. Основные узлы и грудная обвязка. Броды через равнинные и горные реки: разведка места брода, проверка, порядок и способ прохождения, виды и способы страховки и самостраховки на броде. Практические занятия. Общефизическая подготовка, вязка узлов, отработка приемов страховки альпенштоком.

Подготовка походов. При подготовке к предусмотренные учебным планом работы кружка учебно-тренировочным походам (практическим занятиям на местности) со всем составом кружка, а также по отдельным группам кружковцев и индивидуально руководитель организует закрепление на практике пройденного материала по всем разделам программы. Хозяйственная и техническая подготовка походов. Маршруты учебно-краеведческих походов по их краеведческому и спортивному содержанию должны быть как можно ближе к характеру маршрута предстоящего летнего зачетного похода. Часть учебного времени, отведенного на данный раздел, должна быть использована для работы кружка по подготовке этого летнего зачетного похода.

Проведение походов. Возможна, например, замена похода участием в школьном или районном слете и соревнованиях, возможно проведение практических занятий на местности без прохождения маршрута, проведение экскурсий без похода в случае неблагоприятных погодных условий.
Задача заключается в том, чтобы кружковцы на практике закрепили знания, полученные во время теоретических занятий. Особенно это касается того материала программы, который требует не простого его осмысления и запоминания, а отработки прочных навыков практических действий.

Подведение итогов похода. Разбор похода в группе. Чистка, ремонт и сдача снаряжения, отчеты ответственных по выполнению своих обязанностей и результатам работы, оформление краткого отчета об учебно-тренировочном походе или паспорта маршрута, издание фотогазеты, оформление уголка группы, заполнение новых страничек в альбоме «Летопись кружка», написание заметок в общую стенгазету школы (Дома пионеров), оформление документов на значки и разряды, проведение кружкового вечера по итогам цикла походов и занятий — «Туристского огонька» с приглашением родителей или выступление с рассказами и песнями о походах на общешкольном вечере и, наконец, подготовка и сдача отчетных материалов по проведенной в походе краеведческой работе (текстов, экспонатов, чертежей, рисунков, фотографий, слайдов и т.д.).


Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы


Тема занятия

Формы, приёмы, методы

Дидактич. и технич. оснащение

Форма подведения итогов


Туризм в нашей стране.

Беседа, инструктаж

Инструкции по ТБ, мультимедиа презентация, тексты тестов

Тест


Тактика и техника пешеходного туризма.

Беседа, инструктаж, демонстрация способа действия, практическое применение знаний, тренировка, упражнение

Оборудование для постановки дистанций, маршрутов, разработки игр, лыжи, палки Компасы, спортивные карты, КП

Тест, беседа, соревнования


Туристское хозяйство

Лекция, демонстрация способа действия, практическое применение знаний, тренировка, упражнение

Мультимедиа презентация, туристическое снаряжение, компасы.

Тест, беседа, соревнования


Медицинская подготовка

Беседа, лекция, инструктаж, демонстрация способа действия, практическое применение знаний, тренировка, упражнение

Мультимедиа презентация, аптечка, шины, книги по медицинской подготовке.

Тест, беседа, соревнования


Краеведческая подготовка

Беседа, лекция, инструктаж, демонстрация способа действия, практическое применение знаний, тренировка, упражнение

Мультимедиа презентация, тексты тестов,

Тест, беседа, творческие проекты


Подготовка походов.

Проведение походов.

Подведение итогов похода

Слёт, соревнования, поход

Туристическое снаряжение, компасы, спортивные карты, КП, тексты тестов, тексты викторин

Беседа, поощрение










Учебно-тематический план 3 года обучения.


Темы занятий

Количество часов

Всего

теоретические занятия

практические занятия

в помещении

на местности

1

Итоги летнего зачетного похода

8

1

7

-

2

Туризм в нашей стране

6

-

6

-

3

Краеведческая подготовка

12

6

6

-

4

Топографическая подготовка и ориентирование в походе

10

5

5

-

5

Медицинская подготовка

8

2

4

2

6

Туристское хозяйство

10

8

-

2

7

Тактика и техника пешеходного туризма

20

12

4

4

8

Подготовка походов

12

-

12

-

9

Проведение походов

52

-

-

52

10

Подведение итогов походов

6

-

6

-

  

Итого

144

34

50

60


Содержание занятий третьего года обучения.

Итоги летнего зачетного похода. Беседа об итогах летнего похода—обмен мнениями и впечатлениями. Обсуждение плана подведения итогов, распределение работ.
Практические занятия. Подготовка фотографий, коллекций, топографических карт, рисунков, текстов, фильма (диафильма), репетирование песен, устных рассказов, оформление выставки (альбома), оформление значков и разрядов участникам похода.
Выступление на общешкольном туристском празднике, Проведение мастер-класса перед учащимися школы.

Туризм в нашей стране. Понятие о плановом и самодеятельном туризме, транспортном и спортивном туризме. Что такое краеведение. Постановления правительства о развитии туризма в стране. Достижения советских туристов. Что читать о туризме и путешествиях, о знаменитых ученых-путешественниках. Виды туризма, формы туристских мероприятий. Понятие о категориях сложности спортивных путешествий. Правила организации туристских походов: состав туристской группы, права и обязанности членов туристской группы, порядок оформления путевых документов в маршрутно-квалификационных комиссиях. Правила поведения туристов в походе: обеспечение безопасности в походе, соблюдение режима движения группы через контрольные пункты.

Краеведческая подготовка. Дальнейшее углубление знаний о своем крае: географическое положение и туристские возможности края; реки, озера, рельеф, почвы, полезные ископаемые, климат, растительный и животный мир области; промышленность, сельское хозяйство, транспорт, новостройки области. Методика выполнения взятого группой экспедиционного краеведческого задания. Типовое содержание отчета о туристском походе.
Практические занятия. Работа с картой области: изготовление контурной карты и нанесение на нее интересных объектов; «путешествия» по карте. Решение задач типа: как проехать из нашего города (села) в такой-то пункт области (составь маршрут); в каком направлении и на каком расстоянии от областного центра находится такой-то пункт. Проведение краеведческих викторин.

Топографическая подготовка и ориентирование в походе. Обзор материала, пройденного в первый год занятий. Тактические свойства и виды местности. Что такое рельеф. Способы изображения рельефа на картах. Что такое горизонталь, сечение, заложение, отметка, бергштрих. Основные формы рельефа и их изображение на топографической карте. Определение крутизны склонов. План и карта. Километровая сетка, копирование карт. Работа с картой на маршруте по ее дополнению и уточнению. Условия ориентирования в походе на открытой и закрытой местности (при потере обзора), при наличии и отсутствии карт, на местности бедной и богатой ориентирами. Способы и приемы ориентирования в различных условиях летом и зимой. Магнитные свойства Земли. Истинный и магнитный полюса, магнитные меридианы, магнитное склонение, магнитные аномалии. Виды ориентирования на туристских соревнованиях: открытый, маркированный, обозначенный и азимутальный маршруты, ориентирование по легенде, определение точки стояния (привязка). Виды и свойства карт (повторение). Обязанности топографа тургруппы.
Практические занятия. Зарисовка новых топографических знаков и характеристик местных предметов. Составление легенд, заданных на картах маршрутов. Перевод полученного результата в масштаб карты. Обратная задача. Сравнение и оценка результатов. Разбор случаев удачного и неудачного действия проводников на маршрутах (из практики походов кружковцев).

Медицинская подготовка. Повторение гигиенических правил туриста, изученных на первом году занятий. Питьевой режим в походе. Индивидуальный медицинский пакет туриста. Первая медицинская помощь при ожогах, обморожениях, головных болях, и других травмах. Как остановить кровотечение. Что такое снежная слепота, ее предупреждение. Способы транспортировки пострадавшего, заболевшего. Обязанности санитаров. Ведение санитарного походного журнала, ежедневный санитарный контроль за соблюдением правил личной гигиены, за чистотой посуды.
Практические занятия. Освоение приемов самоконтроля. Обработка и перевязка ран, наложение жгута. Конкурс на лучшего санитара группы.



Туристское хозяйство. Смета путешествия. Виды расходов и источники их покрытия. Государственная дотация на туристское путешествие Кому предоставляется право на бесплатное участие в турпоходе. Обязанности казначея группы. Отчет туристской группы за произведенные в походе расходы.

Личное снаряжение Одежда и обувь для зимних походов; типы лыж, какие лыжи и крепления пригодны для похода, установка и подгонка креплений, смоление и смазывание лыж. Предметы личного снаряжения. Как готовить личное снаряжение к походу.
Групповое снаряжение. Типы палаток; как подготовить палатку к походу (конструкция стоек, колышки, веревки, амортизаторы, тенты, полог, подстилка, проклеивание швов). Хозяйственное оборудование для дежурных по кухне Походная посуда для варки пищи, чехлы для посуды, хранение и переноска посуды. Топоры, пилы. Состав и назначение ремонтной аптечки. Особенности снаряжения для зимнего похода. Специальное снаряжение группы для производства краеведческих работ. Документы, инструменты, основная и вспомогательная веревки, фотоаппараты, рыболовные принадлежности, фонари. Обязанности завхоза группы по снаряжению.

Питание в походе. Составление расписания приема пищи в полевых условиях, в столовых населенных пунктов и во время длительных переездов. Замена обедов перекусами. Составление меню и расчет потребного количества продуктов на каждый прием пищи. Использование консервов, концентратов, сухарей, сублиматов, сухофруктов, приправ. Закупка, расфасовка и затаривание продуктов питания. Правила раскладки продуктов по рюкзакам. Хранение, экономия и учет расхода продуктов в пути. Пополнение продовольствия в пути, использование ягод, грибов, свежей рыбы, различных трав и растений для приготовления пищи. Меры безопасности и гигиенические требования при приготовлении пищи на костре.

Привалы и биваки. Планирование и разведка места бивака, вынужденная остановка на ночлег. Туристский бивак в холодное время года, при непогоде, при отсутствии доброкачественной воды, бивак в горах (на снегу), в тайге, в тундре.
Организация бивачных работ. Панорама бивачных работ:
виды, последовательность, исполнители, материальное обеспечение, роль командира группы (ответственного дежурного по биваку) в производстве работ в нормальных и критических условиях. Типовая планировка территории бивака, элементы комфорта на туристском биваке. Учет ветра, солнечной экспозиции, наличия вредной растительности, насекомых, сырости грунта. Использование полиэтиленовых пленок, поролона. Как ликвидировать комаров в палатке. Оборудование походной постели. Правила поведения туристов в палатке. Место для вещей и обуви.

Костры. Как работать пилой и топором; меры безопасности для костровых. Разведение костра при ветре, дожде, тумане; «кислородное голодание» костра, способы регулирования пламени костра. Поведение туристов у костра, сушка одежды и обуви, оборудование специального костра для сушки вещей и оборудования. Физический смысл процесса сушки, правила сушки. Место для топора, рукавиц и другого инвентаря, место для ведер с горячей пищей. Раздача пищи. Прием пищи.

Яма для отходов. Организация и способы мытья посуды в походе (в полевых условиях и в помещениях). Умывание и купание. Правила безопасности при купании. Уборка мусора, гашение костра, свертывание бивака.

Тактика и техника пешеходного туризма. Виды и нормы нагрузок в летних пешеходных и зимних лыжных походах на равнине и в горах: весовые, скоростные, временные нагрузки и их изменения в процессе прохождения маршрута. Значение дисциплины в походе. Значение уровня подготовленности и снаряженности тургруппы.

Основные параметры маршрутов 2-й (3-й) категории сложности. Виды и характеристика естественных препятствий таежных, тундровых и горных маршрутов. Основные формы горного рельефа. Горный словарик туриста. Линейная, кольцевая и радиальная схема построения нитки» маршрута. Учет непредвиденных обстоятельств. Требования к участникам походов высоких категорий сложности: морально-волевая, физическая, техническая и краеведческая подготовленность участника. Взаимопомощь туристов, понятие о само- и взаимостраховке.

Темп движения: нормальный темп движения и его изменения в течение дня, с течением дней в походе, в зависимости от грунта, почвы, рельефа, погоды и других условий.
Весовые нагрузки: допустимые и оптимальные нормы весовых нагрузок для мальчиков, девочек; форма рюкзака и положение его центра тяжести; соблюдение равномерности в разгрузке участников с течением дней, разгрузка заболевшего участника, как дать отдых плечам во время движения с рюкзаком; типичные ошибки туристов при укладке рюкзака, его деформация при переноске.

Режим движения группы на подъемах в зависимости от их крутизны. Режим дня на дневках. Значение хронометрирования (протокола движения) для ориентирования на местности; как определить среднюю скорость движения группы в различных условиях.
Характеристика типичных естественных препятствий при движении по травянистой поверхности, по песку, мокрому грунту, кустарникам, по каменистой поверхности, по болотам; положение корпуса, шаг, темп, интервал, использование альпенштока, разведка и маркировка пути. Особенности движения в тундровой зоне. Характеристика типичных препятствий, встречаемых в тундре. Движение в зарослях карликовой растительности, по стланику, высокотравью, в густых кустарниках; по мохово-каменистой поверхности, по болотам. Изменения в режиме движения в высокоширотных районах при различных погодных условиях. Шаг, темп, интервал, использование альпенштока, резиновых сапог, накомарника. Движение в горах. Подъемы и спуски по крутым травянистым склонам в различных условиях. Разведка, маркировка, выбор пути движения «в лоб» и «серпантином». Шаг, темп, интервал, режим движения, способы страховки. Движение по осыпям и каменным «морям». Виды осыпей, их характеристика. Разведка, маркировка, выбор пути. Движение вверх и вниз «в лоб» и «серпантином». Подъемы и спуски по скальному гребню, по желобу. Шаг, темп, интервал, режим движения, способы страховки (использование альпенштока, веревочных перил). Правила безопасности и поведение туристов при падении камней. Переправы по кладям, бревнам: наведение переправы, проверка, порядок, страховка. Переправа через спокойную воду вплавь, с грузовым плотиком — саликом. Переправа через бурную горную реку по камням: выбор места, проверка, порядок движения, страховка. Виды, содержание и правила соревнований юных туристов по туристской технике.

Подготовка походов. Выбор маршрутов учебно-тренировочных походов. Утверждение маршрута. Проработка деталей каждого маршрута. Подробный расчет времени переездов, переходов, привалов и краеведческой работы в пути, составление плана-графика похода; с дежурными проводниками индивидуально «проиграть» пути движения на их участках маршрута, продумать способы ориентирования и преодоления препятствий, проверить их расчеты контрольного времени движения на участках и качество сделанных ими выкопирок топокарты. Маршруты учебно-краеведческих походов по их краеведческому и спортивному содержанию должны быть как можно ближе к характеру маршрута предстоящего летнего зачетного похода. Часть учебного времени, отведенного на данный раздел, должна быть использована для работы кружка по подготовке этого летнего зачетного похода.

Проведение походов. Возможна, например, замена похода участием в школьном или районном слете и соревнованиях, возможно проведение практических занятий на местности без прохождения маршрута, проведение экскурсий без похода в случае неблагоприятных погодных условий.
Задача заключается в том, чтобы кружковцы на практике закрепили знания, полученные во время теоретических занятий. Особенно это касается того материала программы, который требует не простого его осмысления и запоминания, а отработки прочных навыков практических действий.

Подведение итогов похода. Разбор похода в группе. Чистка, ремонт и сдача снаряжения, отчеты ответственных по выполнению своих обязанностей и результатам работы, оформление краткого отчета об учебно-тренировочном походе или паспорта маршрута, издание фотогазеты, оформление уголка группы, заполнение новых страничек в альбоме «Летопись кружка», написание заметок в общую стенгазету школы (Дома пионеров), оформление документов на значки и разряды, проведение кружкового вечера по итогам цикла походов и занятий — «Туристского огонька» с приглашением родителей или выступление с рассказами и песнями о походах на общешкольном вечере и, наконец, подготовка и сдача отчетных материалов по проведенной в походе краеведческой работе (текстов, экспонатов, чертежей, рисунков, фотографий, слайдов и т.д.).


















Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы


Тема занятия

Формы, приёмы, методы

Дидактич. и технич. оснащение

Форма подведения итогов


Итоги летнего зачетного похода.

Беседа, инструктаж

Инструкции по ТБ, мультимедиа презентация, тексты тестов

Тест


Туризм в нашей стране

Беседа, инструктаж, демонстрация способа действия, практическое применение знаний, упражнение

Инструкции по ТБ, мультимедиа презентация, тексты тестов

Тест, беседа


Медицинская подготовка.

Лекция, демонстрация способа действия, практическое применение знаний, тренировка.

Мультимедиа презентация, аптечка, шины, книги по медицинской подготовке.

Тест, беседа, зачёт по практике оказания первой медицинской помощи


Туристское хозяйство

Беседа, лекция, инструктаж, демонстрация способа действия, практическое применение знаний, тренировка, упражнение

Мультимедиа презентация, туристическое снаряжение, компасы, спортивные карты.

Тест, беседа, соревнования


Тактика и техника пешеходного туризма

Лекция, инструктаж, демонстрация способа действия, практическое применение знаний, тренировка, упражнение

Компасы, спортивные карты, КП, мультимедиа презентация

Тест, беседа, соревнования


Подготовка, проведение и подведение итогов похода.

Слёт, соревнования, поход

Туристическое снаряжение, компасы, спортивные карты, КП, тексты тестов, тексты викторин

Беседа, поощрение












Список используемой литературы клуба «Юный турист»


п\п

Автор

Название

Год издания

Издание

1.

Амонашвили Ш.А.

«Как живёте, дети?»

1991

Москва «Просвещение»

2.


Аникеева Н.П.


«Психологический климат в коллективе»


1989


Москва «Просвещение»



3.


Макаренко А.С.


«Коллектив и воспитание личности»


1988


Москва «Просвещение»




4.


Мирошкина М.Р.


«Наркомания – знак беды»

1972


Москва «Просвещение»




5.


Методические рекомендации


Туристско –краеведческие кружки в школе.



1988

Москва «Просвещение»




6.


С. Минделевич


«Пора в поход»

1985

Москва «Молодая гвардия»



7.


Сборник

«Природа Аннинского района»


1999

Воронеж


8.


В. Тикуп


Спортивное ориентирование.



1970


Москва «Просвещение»



9.

В.И. Симаков

Туристические походы выходного дня.

1984

Москва «Советская Россия»»

10.


Методические рекомендации


Туристско – краеведческий вестник

№ 46.


2006

Воронеж


11.


Методические рекомендации


Игры быстрого приготовления



2004

Воронеж


12.



Библиотека словесности

Русские народные загадки, поговорки, пословицы.


1990

Москва «Просвещение»


13.


Методические рекомендации


Туристическая игротека.


2000

Москва

«Гуманитарный центр»

14.


«Я познаю мир» (детская энциклопедия)

Великие путешествия.

Тайна природы.

География.

Археология.

Сокровища земли.

Природные катастрофы.

Геграфия России.


2004


Москва «Астрель»


15.


«Что есть что?»


«7 чудес света».

Загадочные явления.

Стихийные бедствия.

Ядовитые растения.

Сокровища.


2000


Москва


16.



«Зачем и почему»


Первооткрыватели.



2003


Москва


17

Энциклопедия чудес.

Тайна природы

2004


Москва


18.

Энциклопедия.


Жизнь леса.

Животные.


2003


Москва


19.


Атлас родной природы.

Растения леса.

Лекарственные растения.

Растения луга.

Животные леса

Грибы.

2006


Москва


20.

«Хочу все знать»



Экология.

2005


Москва

21.

Энциклопедия.


Мир живой природы

1999


Москва







20


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ